Латвия

Исторический центр Риги

(№ 852 Критерии: I, II)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1997

Старая Рига занимает небольшую территорию в самом центре столицы Латвии. История этого города берет начало еще в XII в., когда на берегу небольшой реки Ридзене (Риги), притока Даугавы, возник небольшой поселок рыбаков и ремесленников. В конце века началось проникновение на эту территорию немецких крестоносцев, возглавляемых епископом Альбертом. В 1201 г. неподалеку от латышского поселения они основали свой опорный пункт, ставший резиденцией Ливонского ордена и центром будущей Риги.

Рига, один из главных центров Ганзейской Лиги, процветала благодаря торговле со странами Центральной и Восточной Европы в XIII-XV вв. Это процветание ярко иллюстрируется городской застройкой ее средневекового центра.

В течение нескольких десятилетий в городе были возведены епископский и орденский замки с монастырями и церквями, множество жилых домов, в том числе приезжих купцов. К середине XIII в. вокруг города была построена крепостная стена, фрагменты которой сохранились до наших дней. Сохранилась и Пороховая башня, через которую в древности пролегал единственный въезд в город. К числу самых ранних достопримечательностей Риги относятся церкви Св. Петра, Св. Якова и Св. Иоанна, а также остатки первого епископского двора XIII в., здания гильдий начала XIV в. и так называемые «Три брата» – жилые дома, построенные в XIV-XV вв. в одном из торгово-ремесленных кварталов.

Один из самых известных памятников Старой Риги – Домский собор с монастырем. Собор был заложен в 1221 г. и в последующем неоднократно перестраивался, поэтому его окончательный облик сформировался под влиянием нескольких архитектурных стилей. Неф был построен и затем расширен во времена господства готики, в XIII-XVI вв., тогда как алтарной части присущи характерные романские формы, а шпиль башни и восточный фронтон выдержаны в стиле барокко. Смешение архитектурных стилей и форм характерно и для других построек: церковь Св. Иоанна с необычным для Риги ступенчатым фронтоном совмещает признаки готики и маньеризма, а облик церкви Св. Якова, построенной в романском стиле, дополняется единственной в Риге готической башней.

В 30-х годах XIV в. на северной окраине Риги был построен Рижский замок. В XV-XVI вв. он неоднократно становился предметом спора между городскими властями и Ливонским орденом. В результате замок несколько раз был разрушен, затем восстанавливался, оброс пристройками, и в таком измененном виде сохранился до нашего времени.

Памятники более позднего времени относятся к XVI-XVII вв., когда была построена новая часть Старой Риги. К этому времени старые крепостные стены утратили свое значение, город значительно разросся, и вокруг него была возведена новая, более совершенная система укреплений, состоящая из крепостных стен, окруженных рвами с водой и земляными валами. Город того времени застраивался как деревянными, так и каменными постройками. Многие из деревянных домов позже сгорели во время пожара 1689 г., оставшиеся же представляют исключительную историческую ценность.

В XVII в. рядом со Старым городом была построена цитадель, в границы которой попал и Рижский замок. В результате строительства в 1970 х гг. этот комплекс полностью утратил свой исторический облик.

Большой интерес представляют жилые дома зажиточных торговцев XVI-XVII вв., характерными примерами которых являются дом Рейтерна и дом Данненштерна. Эти трехэтажные дома с богато украшенными карнизами и фронтонами являются яркими образцами архитектуры эпохи барокко.

В XIX в., когда Рига стала важным экономическим центром, вокруг средневекового ядра города возникли предместья, сначала с выразительными деревянными строениями в стиле классицизма, затем - в стиле модерн (югендстиль или арт-нуво). Многие из построек модерна возведены по проектам архитектора М. Эйзенштейна.

Правка и доп.: Но наиболее значительные потери ансамбль Старой Риги понёс в 20-ом веке, в течение трёх оказавшихся особенно неблагоприятными для него периодов. Во второй половине 1930-х гг. в процессе т.н. «национального возрождения» начался снос ряда кварталов старой застройки, расширение некоторых улиц, строительство отдельных зданий «современной» архитектуры. Затем Старая Рига понесла огромные потери в годы 2-й мировой войны. Были полностью разрушены многие кварталы, вся старая застройка вдоль набережной Даугавы, в развалины превращены некоторые уникальные памятники, уничтожен огнём архитектурный символ Риги - 120-метровый деревянный шпиль церкви Св. Петра. Наконец, в 1950-е гг. началась борьба с «низкопоклонством перед остатками немецкой культуры в Прибалтике», в ходе которой были вместо восстановления снесены остатки Дома Черноголовых и Ратуши и полностью уничтожен ключевой для Старой Риги ансамбль Ратушной площади.

Начиная с 1960-х гг. произошёл поворот к осознанию ценности культурного наследия и благоприятные изменения в политике по отношению к Старой Риге, которые были закреплены в проекте её регенерации, разработанном в 1976-78 гг. (рук. Эдгар Пучиньш) и с тех пор настойчиво реализуемом. Особо следует отметить восстановление в новых конструкциях вертикальной доминанты шпиля церкви Св. Петра и воссоздание, уже в самом конце века, ансамбля Дома Черноголовых.