Туркменистан

Государственный историко-культурный парк Древний Мерв

(№ 886 Критерии: II, III 33 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1999

На территории современного Туркменистана сохранилось множество архитектурных и археологических памятников. Особое место среди них занимают памятники древнего Мерва. Это городища и крепости, существовавшие в разное время на обширной территории близ реки Мургаб, на окраине современного города Байрам-Али, примерно в 30 км от города Мары (Марыйский вилайят).

Ныне на месте огромного города Мерв, население которого в Средние века превышало одно время, по некоторым оценкам, миллион человек, можно увидеть только древние развалины и отдельные уцелевшие старинные постройки. Эти руины, а также мощный (более 10 м) культурный слой, вбирают в себя следы 5 разных поселений, которые, собственно, и объединяются под одним общим названием – Древний Мерв. Во-первых, это самое древнее (еще доисторическое) укрепленное городище – Эрк-Кала; во-вторых, это античный Мерв – городище Гяур-Кала; в-третьих, это крепостное поселение арабского периода – Шаим-Кала; далее, это самый развитой – сельджукский Мерв, или Старый Мерв, с крепостью Султан-Кала в роли городского центра. Наконец, это поселение более позднего, тимуридского времени – Абдулла-Хан-Кала, или Новый Мерв, возникший через 2 столетия после того, как Старый Мерв был разрушен татаро-монголами.

Таким образом, Мерв – древнейшее поселение, возникшее, очевидно, еще во 2-ом тысячелетии до н.э., – на протяжении многих веков перемещался вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм. И каждая из прошедших эпох оставила свои неповторимые свидетельства.

Так, в VII-VIII вв. здесь были выстроены кешки – самые необычные на вид сооружения Мерва, представляющие собой укрепленные здания-бастионы из кирпича-сырца с прочными, словно гофрированными стенами. Одно из таких сооружений, величественные руины которого можно наблюдать и сегодня, - Большой Кешк (известен также как Большая Кыз-кала, или Гызгала).

Очень ценные памятники дошли до наших дней с XI-XII вв. В те времена Мерв находился на подъеме: он являлся столицей государства сельджуков. Будучи расположенным на Великом Шелковом пути, город активно торговал с Индией, Китаем и другими странами Востока, развивались культура, наука, всевозможные ремесла. В Мерве жил и творил Омар Хайям – известный на Востоке поэт, философ и ученый.

В XII в. в северо-восточной части города возводится цитадель Шахриар-арк с дворцовым комплексом султана и сопутствующими постройками. Позднее строятся крепость Искандер-Кала и малая Султан-Кала для защиты густонаселенных пригородов Мерва. От периода XI-XII вв. сохранились также другие прекрасные архитектурные памятники. Один из них – мавзолей Мухаммеда ибн Зейда в западном пригороде Султан-Калы, интерьер которого украшен уникальной настенной надписью на арабском языке, выполненной из жженого кирпича с фигурным орнаментом.

Один из самых ценных архитектурных объектов Мерва, также относимый к XII в., – мавзолей султана Санджара. В строгой классической архитектуре этого памятника отражены наивысшие достижения сельджукской державы периода ее расцвета. Расположенный в самом центре Султан-Калы, мавзолей уцелел, даже несмотря на разрушительные набеги татаро-монголов (в 1221 г. Мерв был завоеван войском младшего сына Чингисхана). Однако время не пощадило его: нарушилось голубое изразцовое покрытие его купола, здание приобрело более простой и менее торжественный вид. Ныне мавзолей возвышается мрачной громадой на фоне развалин древнего города, его одинокий силуэт виден за многие километры. Тем не менее, он является прекрасным образцом средневековой архитектуры, композиционное решение которого и сейчас вызывает восхищение.

Тимуридский период (примерно XV в.) представлен, в числе прочего, несколькими мавзолеями, а также руинами глинобитной крепостной стены.

В 1987 г. образован Государственный историко-культурный парк Древний Мерв, после чего археологические памятники этого района были взяты под государственную охрану, начались реставрационные работы.

Доп.: по сравнению с выше описанным в 2000-е гг. в историко-культурном парке Древней Мерв производились значительные археологические изыскания и реставрационные работы силами туркменских и зарубежных специалистов, с привлечением средств из разных фондов. И в том числе, осуществлено воссоздание внешнего купола и исторического покрытия стен мавзолея султана Санджара (2002-2004 гг.) и частичное воссоздание исторического облика замка-кешка Большая Гызгала (или Кыз-кала).

Древний город Куня-Ургенч

(№ 1199 Критерии: II, III 3 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2005

На самом севере Туркменистана, примерно в 40 км южнее Аму-Дарьи и в 100 км северо-западнее Дашховуза (Ташауз), на северном пределе обширной песчаной пустыни Каракумы, располагается небольшой город Куня-Ургенч (в современной туркменской транскрипции – Кёнеургенч), с населением более 30 тыс. человек. К его южной окраине примыкает территория Государственного историко-культурного музея-заповедника, созданного в 1985 г. и занимающего площадь около 640 га. Здесь, на месте расположения древнего Ургенча – столицы средневекового государства Хорезм – уцелело несколько замечательных архитектурных памятников (минарет, мавзолеи), а также остатки отдельных строений (мастерские, лавки, жилые дома), крепостных стен и валов. Однако множество памятников все еще не раскопано и не обследовано – это разрушенные временем и войнами дворцы, мавзолеи, мечети, медресе, караван-сараи и т.д.

Древний Ургенч (известный и как Гурганч, Гургандж, Джурджания) существовал, очевидно, на протяжении более двух тысяч лет: со времен античности и до позднего средневековья, причем его наибольший расцвет пришелся на середину XIV в.

Первые достоверные упоминания в письменных источниках об этом поселении относятся к X в., – тогда Ургенч являлся столицей северного Хорезма и был крупным центром торговли и ремесел. В конце Х в., после присоединения южного Хорезма к северному, Ургенч стал столицей объединённого государства Хорезмшахов. В 1221 г. город был взят и разрушен монголами, а с середины XIII в. он находился в составе Золотой Орды. В середине XIV в. Хорезм освобождается от власти Золотой Орды, и Ургенч снова становится его столицей. В 1388 г. город захватывается и разрушается Тимуром. И хотя через несколько лет после этого Ургенч был уже частично восстановлен, в дальнейшем город так и не достиг своего былого величия. В XVII в. Ургенч, пришедший в окончательный упадок, был покинут своими жителями, причем произошло это не только из-за разорений в ходе междоусобиц, но и по причине изменения природных условий (опустынивание местности).

В древнем Ургенче до наших дней сохранились: мавзолей Фахраддин-Рази (2-я половина XII в., кубовидный объём с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане, главный фасад украшен резной терракотой); мавзолей Текеша (конец XII- начало XIII вв., прямоугольный в плане, с шатрово-коническим куполом на "гофрированном" барабане); минарет Кутлуг-Тимура (между 1321 и 1336 гг., с конически сужающимся высоким стволом, украшенным поясами узорной кирпичной кладки и лентой надписи); ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть XIV в., трёхкупольное портальное сооружение; надгробия были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растительным орнаментом и каллиграфической вязью); портал караван-сарая XIV в. с поливными многоцветными облицовками; мавзолей династии Суфи – т.н. Тюрабек-ханым (1360-е гг., сложный по композиции, с порталом и высоким тройным куполом на барабане с мозаичным плафоном).

Минарет Кутлуг-Тимура, считающийся самым высоким во всей Средней Азии, – это сооружение, чей подлинный возраст, да и само название, продолжают составлять предмет научных дискуссий. Предполагается, что возведение его началось в XI в. при хорезмшахе Абу-л-Аббас Мамуне. По неизвестным причинам на длительный период строительство было прервано, и завершилось лишь в 1330-е гг. при наместнике Золотой Орды Кутлуг-Тимуре, именем которого и названа эта 62-метровая башня. Ее стройный, сильно сужающийся кверху круглый ствол (диаметр основания – около 12 метров, а на самом верху – около двух) расчленен узкими поясами вертикально поставленных кирпичей, которые создают особый архитектурный ритм, и широким поясом арабской надписи. В прошлом минарет был увенчан деревянным фонарем, от которого сохранились балки, радиально выступающие из кладки. К нему ведет винтовая лестница в 145 ступеней, попасть на которую можно было только с крыши не существующей ныне мечети.

Мавзолей Тюрабек-ханым, датируемый серединой XIV в. и относимый к временам правления династии Суфи – другая «жемчужина» Хорезма. В нем выделяется высокий и светлый шестигранный зал площадью около 100 кв. м, стены которого обильно украшены цветной мозаикой. Над залом словно парит в воздухе перевернутая сфероидная чаша, на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы – интенсивный по цвету и сложный по геометрии орнамент из звезд и многогранников с цветочно-растительным рисунком. Из этого зала можно спуститься в склеп, где покоится прах нескольких представителей династии. Над всем зданием когда-то возвышался синий глазурованный шатер, от которого сохранился небольшой, но очень выразительный фрагмент. Наружный купол мавзолея имел, судя по всему, форму, подобную соседнему мавзолею Текеша, т.е. в виде конуса.

Древний Ургенч – это яркая иллюстрация тех выдающихся достижений в архитектуре и ремеслах, которых достигла древняя цивилизация хорезмшахов. Влияние этой культуры проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в., – и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В наши дни это место является не только известным туристическим центром, но и важным объектом паломничества мусульман. С 1999 г. здесь осуществляется совместный проект Правительства Туркменистана и Программы развития ООН (UNDP), получивший название "Развитие культурной сферы Куня-Ургенча". Основная цель данного проекта – консервация выдающихся архитектурных памятников древнего города.

Доп.: в 2000-е гг. в Куня-Ургенче производились значительные реставрационные работы силами туркменских и зарубежных специалистов, с привлечением средств из разных фондов. И в том числе, осуществлено укрепление купола и воссоздание внешнего облика шатра мавзолея султана Текеша (2005 г.), шатра мавзолея Тюрбек-Ханым, облицовки мавзолея Наджмеддина-Кубра.

Парфянские крепости Нисы

(№ 1242 Критерии: II, III 2 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2007

Ниса (туркм. Нусай) – древний город, археологический комплекс в 18 км к СЗ от столицы Туркменистана Ашгабата, рядом с городом Багир, у подножья гор Копетдаг, в узкой полосе орошаемых плодородных земель на южной окраине пустыни Каракумы.

Комплекс состоит из двух, находящихся на расстоянии 1,5 км друг от друга «теллей» (арабский аналог тюркского «тепе») – холмов-городищ, сложенных многовековыми напластованиями культурных слоев. Сейчас они известны, как Старая Ниса и Новая Ниса, хотя именно Новая Ниса возникла раньше и существовала, как человеческое поселение, с незапамятных времен (1-е – 2-е тыс. до н.э.) до средневековья.

Расцвет Нисы и большая часть сохранившегося в ней наследия, обнаруженного археологами, относятся к периоду II в. до н.э. – III в. н.э., когда она была первой и наиболее долго функционировавшей столицей Парфянской империи – сильнейшего государства того времени в Передней Азии, соперника Древнего Рима. В середине 170-х гг. до н.э. пятый правитель династии Парфянских Аршакидов Митридат I (174-138 до н.э.) основал к югу от упомянутого выше существовавшего издревле поселения царскую крепость-резиденцию, известную в те времена, как Митридаткерт (или Михридаткирт), а ныне – как Старая Ниса. Резиденция сохраняла свое значение до 224 г. н.э. – года разгрома государства Аршакидов и ее полного целенаправленного разрушения Персидскими Сасанидами, которые с этого времени и до арабского завоевания в VII в. стали доминирующей силой во всей Передней и Центральной Азии.

В наши дни городище Старая Ниса представляет собой остатки царской крепости-резиденции. Она была воздвигнута на естественном возвышении рельефа, которое с использованием сбитой глины, или «пахсы», было дополнительно приподнято и превращено в платформу площадью около 14 га. Резиденция имела в плане форму неправильного пятиугольника, была обнесена стенами с многочисленными башнями, застроена дворцовыми, служебными и иными зданиями, имела несколько бассейнов и небольших садов.

Среди остатков построек Старой Нисы выделяются два ансамбля. Центральный ансамбль: здесь находятся руины дворца, с т.н. «Квадратным залом» размерами 20х20 м, с 4-мя столбами в центре и 2-х ярусной колоннадой вдоль стен, украшенной царскими мраморными статуями; это также здание с «Круглым залом» диаметром 17 м, оформленным колоннами и глиняными статуями (предполагают, что это мог быть храм), и сооружение, напоминающее массивную башню (возможно, оно служило возвышенным алтарем для жертвоприношений) и т.д. Северный ансамбль: здесь среди руин выделяется т.н. «Квадратный дом» – обширное здание размерами 60х60 м с перистильным (т.е. окруженным колоннами) двором, вокруг которого расположены 12 помещений; именно здесь были сделаны наиболее значительные находки мраморных статуй, украшений из слоновой кости, частей царского трона, а главное – 2700 обоженных глиняных табличек – «острака», содержащих записи о жизни парфян.

Древнее укрепленное поселение Парфавниса (ныне – Новая Ниса) пережило несколько периодов процветания, прежде всего – в годы существования Парфянской империи, когда, находясь рядом с царской резиденцией, оно выполняло функции столичного города. Подъем отмечался также в конце V в., при Сасанидах, и в ХI-ХII вв. – уже при мусульманских властителях Хорасана. Город был разрушен монголами в ХIII в., несколько оправился в ХIV-ХV вв., но в конце ХV в. окончательно пришел в упадок. И только к началу ХIХ в. он был полностью оставлен последними жителями, переселившимися в новое поселение туркмен-текинцев Багир, возникшее к тому времени поблизости от основания «телля».

Новая Ниса – это возвышенное, расположенное поверх многометровых культурных слоев городище площадью около 25 га, обнесенное мощной, высотой до 9 м крепостной стеной с башнями. Археологические находки датируются здесь временем, начиная с мезолита. В парфянский период, когда город достиг наибольшего расцвета, он подразделялся на «арк» – цитадель, занимающую более высокий участок, отделенную от остального города внутренней стеной, и расположенный несколько ниже посад – «шахристан». Вся территория внутри стен была плотно застроена. Среди руин выделяются остатки храма II в. до н.э., прямоугольного в плане с портиками на деревянных колоннах, а также группа царских хранилищ.

В отличии от Старой Нисы, Новая пережила падение Парфянской империи. Пространство между Старой и Новой Нисой в период процветания города было также застроено, а частично занято огородами, образуя ремесленный «рабад», имевший ограду в виде невысокого глиняного вала.

Раскопки в районе Нисы начались с 1930-х гг. (А.А. Марущенко), были продолжены в 1946-60 гг. (М.Е. Массон, Г.А. Пугаченкова и др.), и далее ведутся со значительными перерывами вплоть до настоящего времени – в последние годы при поддержке ЮНЕСКО (Бюро в Тегеране), итальянских специалистов (Туринский университет) и др.

Их результаты позволили убедительно отожествить эти городища с Нисой, упоминаемой в античных источниках, и установить характер наследия восточной части Парфянской империи, как органичного соединения эллинистических традиций с восточными культурными влияниями. Богатые находки археологов – скульптура, декоративные украшения, образцы настенной живописи – были переданы в музеи.

Охрана Нисы, как объекта культурного наследия, активизировалась, начиная с 1980 г., когда был образован Государственный историко-культурный парк «Ниса». Его границы были установлены в 1982 г., а в 1989 г. были определены границы охранной зоны (эта охранная зона сейчас признана и как буферная зона Нисы – объекта Всемирного наследия).

При разработке генерального плана города Багир, рядом с которым находятся «телли», были предусмотрены меры по защите памятников археологии, новое жилое строительство в пределах охранной зоны было запрещено (сейчас в ее пределах проживает около 2000 человек), а территориальное развитие города направлено в противоположную от памятников сторону. Часть башнеподобного здания в Старой Нисе сейчас реставрирована и здесь организован небольшой музей парфянской настенной живописи и архитектурных деталей, найденных при раскопках.

К настоящему времени в Старой Нисе вскрыто раскопками около половины территории. В Новой Нисе раскопано не более 10 % территории и большая часть ее археологического наследия еще ждет своих исследователей.

Вместе с тем, среди специалистов по охране культурного наследия складывается мнение, что следовало бы обеспечить лучший баланс между археологическими исследованиями при раскопках городищ Нисы и мерами по сохранению ее культурного наследия с возможностью его демонстрацией на месте. До сих пор археологи часто не считали нужным, или не имели возможность, рекультивировать территорию после завершения раскопок, оставляя свои траншеи и котлованы на произвол стихии, разрушающей (особенно во время зимних дождей) поверхность городищ.

Расположенные на пересечении важных в прошлом торговых и стратегических путей, археологические остатки Нисы наглядно демонстрируют, как в этой могучей империи, создавшей барьер для древнеримской экспансии, но, в то же время, бывшей важным центром установления политических и торговых связей между востоком и западом, севером и югом, происходил активный взаимообмен между культурами Центральной Азии и Средиземноморья.

Доп.: в 2000-е гг. произведена реставрация с воссозданием исторического облика участка крепостной стены в Старой Нисе.