Кыргызстан

Священная гора Сулайман-Тоо (город Ош)

(№1230rev Критерии: III, VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2009

На территории города Ош – второго в Кыргызстане по численности населения, центра киргизской части Ферганской долины, находится пятиглавая гора, возвышающаяся над своим окружением более чем на 150 м и видная из любой точки города. С ней связано множество легенд, народных преданий, местных обычаев; и в 2009 г. она была включена в Список Всемирного наследия, как объект культурного наследия под наименованием «Священная гора Сулайман-Тоо», став первым объектом Кыргызстана в этом Списке.

Гора, являющаяся одним из отрогов Кичи-Алайского хребта, вытянута с запада на восток примерно на 1140 м, при ширине 560 м; она имеет несколько вершин, высотные отметки которых над уровнем моря превышают 1100 м.

На южном склоне Сулайман-Тоо археологи обнаружили следы проживания первобытного человека, относящиеся еще к эпохе неолита, а может быть – и к еще более ранней. В бронзовом веке и в начале железного века (ХII-VII вв. до н.э.) здесь уже находилось постоянное поселение, имевшее террасную структуру, от которого, собственно, исчисляет свою историю город Ош, недавно торжественно отметивший 3000 летие.

Издревле эта гора была объектом поклонения и паломничества, имела огромное сакрально-ритуальное значение и для буддистов (район сыграл важную роль в распространении этой религии), и для зороастрийцев, и для манихейцев, и для христиан-несторианцев, и для киргизских шаманистов, а впоследствии – для мусульман. Она служила видимым издалека маяком для караванов, двигавшихся по Великому Шелковому пути. Народные предания наделяют гору способностью исцелять многие недуги посещающих ее паломников. Примерно до ХVI в. ее именовали Бара-Кух – «Красивой горой».

По мере распространения в этих местах ислама с горой оказались связаны уже мусульманские легенды, в том числе, о пребывании здесь одного из наиболее почитаемых в исламском мире пророка Сулеймана (в библейской традиции – Соломона), о похоронах у ее подножья в ХIV в. известного шейха – также Сулеймана, и т.д. Так или иначе, с ХVI-ХVII вв. гору стали именовать по-новому, хотя и в разных вариантах: Сулайман-Таг, Тахт-и-Сулеймен («Трон Сулеймана»), Сулайман-Тоо (Тоо – гора по-киргизски), а в современном ошском просторечье – просто «Сулейманка».

Считается, что в конце ХV-начале ХVI вв. на вершину горы поднимался правнук Тимура и правитель этих мест Мухаммад Захриддин Бабур (1483-1530), – тот самый, который возглавил в 1526 г. завоевание Индии и основал там империю Великих Моголов. С ним связывают создание на вершине, – там, где, как гласит легенда, пророк Сулейман обращался к Богу, а на камнях остались отпечатки его лба и колен, – худжры (кельи), а несколько позже – мечети Тахт-и-Сулеймен. Просуществовав, неоднократно перестраиваясь, более 400 лет, мечеть, которую в 1950-х гг. стали именовать, в порядке борьбы с религиозными предрассудками, «Домиком Бабура», была все же снесена в начале 1960 х гг. В 1989-1991 гг. она была воссоздана (по старым фотографиям) на средства верующих.

Гора хранит и множество других – более древних – свидетельств своей богатой истории. Это сотни петроглифов ХII-II вв. до н.э., высеченных на стенах пещер и гротов, на скальных обрывах (всего насчитывается 101 место нахождения петроглифов, изображающих людей и животных, а также различные геометрические формы). Это также десятки святилищ, соединенных друг с другом пешеходными тропами. Большая их часть к настоящему времени заброшена, но 17 святилищ до сих пор посещаются верующими. В наши дни здесь действует оригинальный музей «под открытым небом», к которому, кроме мечети на вершине, святилищ, гротов и пещер, относятся культовые и иные памятники архитектуры, находящиеся у подножья горы: мечеть Абдуллахана (ХVI или ХVII-ХVIII вв.), мечеть Мухаммед Юсуф (начало ХХ в.), мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (с ХI-ХII вв., но в современном виде – ХVII-ХVIII вв.), развалины древней бани (ХI-ХIV вв.). Эти и другие памятники входят сейчас в состав Национального музея-заповедника «Великий Шелковый путь».

К сожалению, в последние десятилетия внешний облик этой священной горы стал меняться не в лучшую сторону. Так, еще в советское время одну из пещер стали приспосабливать под ресторан, «украсив» гору элементами современной архитектуры – параболическим козырьком и подпорными стенами террас. Сейчас в этой «новостройке» разместили музейные экспозиции, что несколько сгладило ее вопиющее несоответствие святости места. Позднее возник план провести на вершину канатную дорогу, однако включение Сулайман-Тоо во Всемирное наследие заставило отказаться от него. Полученный высокий статус, как можно надеяться, устранит и иные существующие угрозы – появление у подножий горы современных захоронений, огородов, мусорных свалок, а также многоэтажной застройки. Тем более, что в документах ЮНЕСКО территория объекта вместе с буферной зоной определена в 295 га – существенно больше, чем собственно гора. Кроме того, власти города создали специальное муниципальное управление, ответственное за охрану и благоустройство территории объекта.

Со своим своеобразным силуэтом, напоминающим лежащего двугорбого верблюда, гора Сулайман-Тоо является главным природным украшением города Ош, его символом, «визитной карточкой», олицетворяет дух этого места. Не удивительно, что гора, почитаемая как величайшая мусульманская святыня, привлекает массу паломников, в т.ч. и из-за рубежа. В некоторых путеводителях ее даже называют «Второй Меккой».

Великий Шелковый путь: сеть дорог в «Чанъань-Тяньшаньском коридоре» (трансграничный объект: Китай, Казахстан, Кыргызстан)

(№1442 Критерии: II, III, V. VI 33 компонента, в т.ч., Кыргызстан – 3)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2014

Расширенную характеристику – см. Казахстан

Западный Тянь-Шань (трансграничный объект: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан)

(№1490 Критерии: Х 13 компонентов, в т.ч., Кыргызстан – 4)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2016

Расширенную характеристику – см. Казахстан