Украина

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерская лавра

(№ 527bis Критерии: I, II, III, IV 3 компонента, 3-й с 2005 г.)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1990, доб. 2005

Выдающиеся памятники Древней Руси – Софийский собор и Киево-Печерская лавра – расположены в Киеве, столице современной Украины. Они были построены в XI в., во времена правления Ярослава Мудрого, и являются современниками принятия на Руси христианства.

По одной из версий, решение о возведении большого храма было принято Ярославом Мудрым в 1036 г., после победы над печенегами, которые пытались завоевать Киев. Храм было решено назвать именем Святой Софии – мудрости Божией. На облик нового храма оказало влияние стремление создать произведение архитектуры, не уступающее по красоте и величию знаменитому собору Айя-София в Константинополе. Собор в Киеве был построен как пятинефный храм крестово-купольного типа с двумя ярусами, многочисленными купольными сводами, с 12 куполами, которые группировались вокруг центрального тринадцатого купола, образуя композицию пирамидального вида. Собор, поднимавшийся на высоту 30 м, имел очень величественный вид, и олицетворял могущество Киевской Руси.

Полностью соответствовало этому назначению и внутреннее убранство собора. Великолепная мозаика украшала центральную апсиду и купол, в центре которого находилось изображение Христа в окружении архангелов. Стены украшали фрески на библейские темы. Пышность и великолепие Софийскому собору придавали также многоцветные мозаичные полы и другие украшения.

Во времена Древней Руси Софийский собор имел огромное значение для жизни всего государства. Здесь проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важные государственные и церковные документы, собор являлся резиденцией митрополита киевского. Здесь же в 1054 г. был похоронен Ярослав Мудрый.

На протяжении долгой истории облик Софийского собора неоднократно менялся. Особенно тяжелые последствия имело его разграбление татаро-монголами в 1240 г., после чего собор находился в запустении около пяти веков. Жизнь снова закипела в Софийском соборе в 30-х гг. XVII в., когда киевский митрополит основал здесь монастырь. В конце того же века по указу Петра I была начата капитальная реставрация собора в стиле украинского барокко. Над южной и северной галереями были надстроены вторые этажи с куполами грушевидно-барочной формы, стены были укреплены и побелены, купола позолочены, появились барочные фронтоны. Внутренняя планировка и отделка сохранились почти без изменений. В ходе реконструкции в первой половине XVIII в. здесь комплекс был дополнен архитектурным ансамблем, который с течением времени много раз перестраивался.

В 1934 г. весь архитектурный комплекс (куда также входят - колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория) был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». После Великой Отечественной войны комплекс был полностью восстановлен, территория благоустроена. Сегодня комплекс Софийского музея – один из красивейших уголков Киева, «визитная карточка» столицы Украины. Его современный статус – Национальный заповедник «София Киевская».

Киево-Печерская лавра, древнейший на Руси монастырь, был построен в 1051 г. Свое название он получил от пещер (печер), в которых обосновались первые монахи. Позже часть их переселилась из этих, Дальних пещер, в Ближние. После строительства монастыря пещеры использовались как место захоронения.

В XI–XII вв. монастырь представлял собой один из главных культурных центров Руси. Здесь жили и работали многие древнерусские летописцы, в т.ч. известный монах Нестор. В XVI–XVII вв. Киево-Печерский монастырь, именовавшийся с 1596 г. лаврой, играл особую роль в борьбе против подчинения католической церкви. Монастырь являлся и одним из крупнейших землевладельцев. В конце XVIII в. в его собственности находилось около 80 тыс. крепостных и сотни тысяч десятин земли. В 1920-х гг. монастырь был закрыт, но в 1942 г. открылся вновь.

Самое древнее здание лавры – Успенский собор, возведенный во второй половине XI в. Это был один из лучших на Руси крестово-купольных храмов, на протяжении долгого времени служивший образцом для многих зодчих. В судьбе храма было много трагических событий: землетрясение, пожары, разрушения захватчиками. Полностью собор восстановлен в 2001 г., до этого он примерно полвека находился в разрушенном состоянии. Другой древнейший памятник Лавры - Церковь Спаса на Берестове (начало XII в.).

В комплекс Киево-Печерской лавры также входят: Троицкая надвратная церковь, Никольская церковь, колокольня, Экономический корпус, Всехсвятская церковь, Ковнировский корпус, бывшая типография и бывшие митрополичьи покои, трапезная палата с церковью и т.д. Многие из этих построек выполнены в стиле украинского барокко. Это также Ближние и Дальние пещеры. Территория лавры обнесена каменной стеной с четырьмя башнями.

Современный статус этого замечательного архитектурного ансамбля – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Здесь располагаются различные музеи – книги и книгопечатания, украинского народного декоративного искусства, исторических драгоценностей Украины и др.

Доп.: С начала 2000-х гг. велось активное обсуждение возможности представления во Всемирное наследие значительной части исторических территорий Киева в качестве новой номинации, или расширения ими имеющегося объекта такого наследия. В 2009 г. в расширенном (но, все равно, ограниченным только зданиями-памятниками) виде Киев включен в Предварительный список объектов-кандидатов от Украины с формулировкой: «Киев: Софийский собор с относящимися к нему монастырскими зданиями, Кирилловская и Андреевская церкви, Киевско-Печерская Лавра». Однако, до 2017 г. расширения характеризуемого выше объекта в Киеве в Списке Всемирного наследия не произошло.

Ансамбль исторического центра Львова

(№ 865bis Критерии: II, V 2 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1998

Город Львов, расположенный в западной части Украины, был основан в середине XIII в. и в течение долгого времени являлся центром Галицко-Волынского княжества. Основатель города – князь Даниил Галицкий – назвал его в честь своего сына и наследника Льва. Важное значение, которое приобрел город с самого начала своего существования, определялось чрезвычайно удобным его расположением на перекрестке торговых путей, соединявших север и юг и восток и запад Европы.

Строительство Львова началось с княжеского замка, который был построен на Замковой горе и окружен мощными крепостными стенами, валами и рвами. У подножья горы возникло небольшое торговое поселение – Окольный город. Молодой Львов быстро развивался. Население его составляли представители самых разных национальностей, о которых можно судить по разнообразию существовавших здесь храмов: в XIII-XIV вв. в городе было два католических храма, три армянских церкви и более десяти православных.

Однако развитие Львова не было спокойным. Как и другие средневековые города, он испытал множество нашествий, пожаров и разрушений. С начала XIV в. Львов попеременно оказывался под властью поляков, литовцев, венгров, а с 1387 г. почти на 400 лет перешел в состав Речи Посполитой. Крепость, возведенная Даниилом Галицким, была разрушена в середине XIV в., а в 1381 г. огнем пожара был уничтожен и Окольный город. С тех времен дошли лишь фрагменты нескольких зданий, перестроенных в более позднее время: это церкви Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы, костелы Св. Иоанна Крестителя и Св. Марии Снежной.

Позже на месте старого замка король Казимир III построил новый – Высокий замок, который неоднократно выдерживал осады неприятельских войск. Но с течением времени он потерял оборонное значение, обветшал и в XVIII в. превратился в руины. Известно, что в то же время под горой существовал также Нижний замок – величественный ансамбль готических зданий. В середине XVI в. замок сгорел и окончательно был разобран в 1802 г.

В XIV в. была основана еще одна историческая часть Львова – Новый город, или Средместье. До наших дней сохранились небольшие фрагменты крепостных стен, окружавших город и снесенных в конце XVIII в., а из оборонительных сооружений уцелели только Пороховая башня и Городской арсенал. К этому же периоду относится строительство множества зданий в готическом стиле. Большинство из них было разрушено во время войн и сильнейшего пожара 1527 г. Единственное уцелевшее сооружение того времени – Кафедральный, или Латинский собор. Позднее облик собора несколько изменился за счет декоративных дополнений и пристроек. Особого упоминания заслуживают средневековые усыпальницы – каплица Кампианов, поражающая отделкой интерьера из черного, белого, красного и розового мрамора, и каплица Боимов, которая, благодаря своему резному каменному декору и выразительному архитектурному решению интерьера, признана выдающимся памятником общеевропейского значения.

Выдающимися памятниками XIV-XVII вв. признаны старинные жилые здания на площади Рынок, костелы бенедектинок и иезуитов, Армянский собор, построенный в традициях византийского, древнерусского и армянского зодчества. Широко известна Пятницкая церковь с одним из старейших на Украине иконостасов, Онуфриевский монастырь, в ограде церкви которого в 1583 г. был погребен великий просветитель, основатель русского и украинского книгопечатания Иван Федоров, Успенская церковь, в ансамбль которой входит высокая колокольня – башня Корнякта. По архитектурному стилю большинство этих зданий относится к барокко и Возрождению.

Памятники архитектуры, относящиеся к XVIII–XIX вв., – это собор Св. Юра, дворец Украинского греко-католического митрополита, костел доминиканцев, здания ратуши, Оперного театра, а также многие жилые дома. Историческую ценность представляет и планировка Средместья, окруженного системой бульваров и площадей, а также застройка предместий.

В 1975 г. историческая часть Львова, где концентрируется несколько сотен ценных памятников старины, была объявлена Государственным историко-архитектурным заповедником.

Доб.: В 2006 г. Львов отметил свое 750-летие, а с 2008 г. - стал также членом Лиги исторических городов.

Древние и первичные буковые леса Карпат и других районов Европы (трансграничный объект: кроме Украины – Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Германия, Испания, Италия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия)

(№ 1133ter Критерии: IX из 78 компонентов Украина – 15)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2007, расширения: 2011, 2017

В доледниковое время буковые леса покрывали около 40% территории современной Европы. В эпоху оледенения генофонд этой древесной породы сберегался лишь в нескольких местах, включая Карпаты (ученые называют их рефугиумами). Позднее, после отступания ледника, бук опять стал распространяться по Европе, осваивая заново все новые и новые территории. Однако, поскольку его ареал – а это юг умеренного пояса, с относительно мягким климатом и достаточной влажностью, – оказался также оптимальным регионом для расселения человека, то не удивительно, что именно эти лесные территории подверглись освоению в первую очередь. И если еще в Средние века широколиственных и смешанных лесов в Центральной Европе (где бук всегда занимал важные позиции) было вполне достаточно, то к концу XIX в. их осталось уже очень мало. Ныне, как известно, настоящей девственной природы здесь почти не сохранилось, а наиболее целостные массивы сберегаются в границах резерватов, природных и национальных парков. Причем лишь несколько из таких лесных резерватов и парков получили статус Всемирного наследия. Самым известным из них является Беловежская Пуща, на границе Белоруссии и Польши, - но это лишь скромные остатки некогда обширных дремучих чащоб, протягивавшихся на сотни километров.

Однако в Беловежье, лежащем близко, но уже вне ареала бука, эта дерево практически не встречается, и здесь преобладающей широколиственной породой является дуб. Поэтому перед натуралистами стран Европы стала очень актуальной задача целенаправленного сохранения отдельных, пусть и небольших по площади, массивов первичных буковых лесов, ещё уцелевших в границах различных парков и резерватов, разбросанных по исконной области распространения этого древесного вида – от юга Англии и юга Скандинавии до Балкан, юга Италии и Пиренейских гор на севере Испании. Эта задача реализовывалась поэтапно. В итоге во Всемирное наследие «попали» многие из числа наиболее ценных насаждений бука европейского.

В 2007 г. статус Всемирного наследия получил трансграничный объект (Украина-Словакия), названный «Первичные буковые леса Карпат», общей площадью 29,3 тыс. га. В реальности данный объект состоял из 10 отдельных компонентов, или кластеров, располагавшихся вдоль 185-километрового отрезка Восточных Карпат: от Раховских гор и Черногорского хребта на Украине, на запад вдоль Полонинского хребта, к горам Буковске-Врхи и Вигорлат в Словакии.

В состав этого кластерного трансграничного объекта Всемирного наследия со стороны Украины вошли 6 компонентов, суммарной площадью 23,5 тыс. га., в т.ч.: Ужанский национальный парк (создан в 1999 г.), лежащий на границе Польши, Украины и Словакии, и 5 участков Карпатского биосферного заповедника (создан в 1968 г., статус биосферного приобрел в 1992 г., состоит из 6 участков), которые расположены в 100-150 км к юго-востоку, на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей. Компоненты - участки Карпатского заповедника: Уголька-Широкий Луг (крупнейший по площади - 11,9 тыс. га), Трубчаны, Черногорский массив (здесь находится высочайшая вершина Украинских Карпат – гора Говерла, 2061 м), Марамарош и Свидовец. Эти компоненты объекта окружены буферными зонами, а между ними – хотя и не везде в достаточной мере – присутствуют так наз. «биокоридоры», выполняющие важнейшую соединительную функцию.

Словацкие и украинские компоненты, взятые вместе, представляют собой уникальные участки нетронутых лесов умеренного пояса, которые уцелели практически в самом центре одного из наиболее освоенных регионов мира. Это непрерывный и целостный экологический ряд чистого древостоя из бука европейского (Fagus sylvatica), представленный различными местообитаниями в высотном диапазоне – 300-1300 м (именно на этих высотах бук находит для себя оптимальные условия). Это ценнейший генетический резерват бука и многих других видов, присущих данному типу леса. Это также яркий пример эволюции буковых лесов в послеледниковый период – процесса, продолжающегося и поныне.

Типичная картина в таком лесу: отдельно стоящие буки-гиганты, с прямыми гладкими темно-серыми стволами, уходящими, наподобие мощных колонн, ввысь на 25-30 м и выше, под пологом которых укрываются более молодые деревья, а также кустарники, землю же обильно покрывают папоротники, различные травы и бурые опавшие листья. Причем несколько старых деревьев, достигших 50-55 метровых отметок, признаны самыми высокими буками Европы. Другие древесные породы этих мест – дуб, липа, клен, граб, сосна, ель и пихта. Это также редкое, подлежащее особой охране, хвойное дерево – тис ягодный (Taxus baccata), произрастающее, кроме Карпат, буквально в нескольких районах Европы, например, в Крыму и на Кавказе.

В целом же на украинской территории объекта наследия отмечено свыше 70 видов млекопитающих (в т.ч. кабан, косуля, олень, рысь, лисица, волк, бурый медведь, дикий лесной кот), свыше 100 видов пернатых (в т.ч. целый ряд редких видов хищных птиц) и не менее 1 тыс. видов сосудистых растений. Особо упомянем оригинальных земноводных животных, которые населяют заповедные буковники, – огненных саламандр, имеющих устрашающую желто-черную окраску.

Впоследствии данный объект Всемирного наследия, включавший первоначально 6 компонентов на Украине и 4 в Словакии, расширялся дважды: первый раз в 2011 г. включением 5 компонентов - участков буковых лесов Германии, а во второй – в 2017 г., когда в него включили 63 буковника в 10 странах Европы, включая и новые компоненты на Украине.

Теперь объект Всемирного наследия состоит из 78 компонентов в 12 европейских странах, общей площадью 92 023 га (суммарная площадь буферных зон этих компонентов - 253,8 тыс. га). Участие отдельных стран сильно варьирует - от 2 до 15 компонентов. При этом максимум – 15 компонентов-участков леса - приходится именно на Украину: к 6 ее компонентам 2007 г. было прибавлено 9 новых, которые, впрочем, невелики по площади и занимают в сумме (без учета буферных зон) всего 5,5 тыс. га, а именно:

  • часть заповедника Горганы – площадью 753 га, с буферной зоной 4 637 га (заповедник создан в 1996 г., общая площадь 5,4 тыс. га, Ивано-Франковская область);
  • часть природного заповедника Расточье (укр. Розточчя) - площадью 385 га, с буферной зоной 598 га (заповедник создан в 1984 г., общая площадь 2084 га., Львовская область);
  • ботанический заказник «Сатанивска дача» – 212 га, буферная зона 559 га, в Хмельницкой области (входит в состав национального природного парка Подольские Товтры – Podilsli Tovtry, создан в 1996 г., общая площадь 261,3 тыс.га.
  • 4 участка в границах Синевирского национального природного парка (создан в 1989 г. в Закарпатской области, общая площадь 40,4 тыс. га): Дарвайка (1 588 га, буферная зона - 312 га), Квасовець (561 га, буферная зона – 333 га), Стрымба (260 га, буферная зона - 191 га), Вильшаны (454 га, буферная зона - 253 га).
  • 2 участка в границах национального природного парка «Зачарованый край» (т.е. заколдованный), Закарпатская область: Иршава (94 га, буферная зона - 1 275 га) и Великий Дил (1 164 га). Парк был создан в 2009 г. на площади 6,1 тыс. га.

В сумме 15 участков буковых лесов Украины, вошедших как компоненты в данный объект Всемирного наследия, занимают (без учета буферных зон) площадь 29 тыс. га, что, по европейским меркам, соответствует среднему по величине природному резервату, или национальному парку. И они располагаются не только в Закарпатской обл., как в 2007 г., а еще в трех областях на западе страны.

Резиденция Буковинско-Далматинских митрополитов (в городе Черновцы)

(№ 1330 Критерии: II, III, IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2011

Черновцы, (укр. Чернивци) – центр области на юго-западе Украины, в верховьях реки Прут, историческая столица Буковины, город, имеющий с 2011 г. на своей территории объект Всемирного наследия - ансамбль Резиденции Буковинско-Далматинских митрополитов в составе трех дворцовых зданий, церкви, парадного двора и парка.

Городское поселение возникло на этом месте по современным оценкам в XIII в., а первое письменное упоминание о городе относится уже к 1408 г., когда он находился в княжестве Молдова, в XVI в. вместе с этим княжеством Черновцы оказались под турецким господством, а с 1775 г. вошли в состав владений австрийских Габсбургов, сначала - как центр округа в Галиции, и с 1849 г. - как центр коронной провинции Буковина.

Именно тогда развернулось движение за создание особой церковной иерархии для приверженцев Православия в составе Австро-Венгерской монархии, отвергающих присоединение к униатству, широко распространившегося среди украинцев севернее - в основной части Галиции, на землях, бывших ранее в польском владении. Ведь в многонациональном населении Буковины наиболее значительную часть составляли русины и румыны.

И в 1873 г. произошло объединение Буковинского и Далматинского епископств в единую Буковинско-Далматинскую митрополию с центром в месте нахождения кафедры первого из них - городе Черновцы. В дальнейшем, после распада Австро-Венгерской монархии в 1918 г., митрополия стала Буковинско-Хотинской (на землях входящих с 1919 г. в состав Румынии), а после включения Северной Буковины с Черновцами в состав СССР, и Украинской ССР - прекратила свое существование (кроме лет возвращения румын в годы Второй мировой войны, в 1941-1944 гг.), с передачей функций организации православной религиозной деятельности епископам Черновицким и Буковинским.

Однако возникновение ансамбля, ставшего объектом Всемирного наследия, относится к годам нахождения Черновиц в составе Австро-Венгерской монархии и пребывания в них иерархов православия, резиденции Буковинских епископов, а начиная с 1873 г. - Буковинско-Далматинских митрополитов.

Исключительную роль и в строительстве этой резиденции, продолжавшемся с 1864 по 1882 гг., и в решении вопроса о создании самой митрополии сыграл видный религиозный деятель середины XIХ в. епископ Буковинский Евген (Гакман), занимавший епископскую кафедру в течение 38 лет (1835-1873 гг.). Именно он добился выделения средств, приглашения для выполнения проекта ансамбля резиденции выдающихся архитекторов и художников из Чехии, бывшей тогда также в составе владений Габсбургов. Ими были архитектор Йозеф Главка и художники К. Свобода и Е. Максимович.

Архитектурно-художественным методом создания ансамбля резиденции стали «историцистические архитектура и живопись», или, говоря менее изощренно - эклектика периода т.н. «грюндерства», в которой достаточно свободно сочетались элементы художественного творчества, характерные для многих периодов истории Буковины - византийского, мавританского, романского, готического, барочного, классицистического, со значительным влиянием народного искусства.

Ансамбль получил роскошно оформленные интерьеры, великолепные парадные лестницы и коридоры с многочисленными колоннами и арками, Мраморный зал. Крыши зданий были выполнены из многоцветной глазурованной черепицы с образованными ею орнаментами. На территории резиденции был разбит ботанический сад.

Для строительства, в котором участвовали мастера из Праги и Вены, были созданы два кирпичных и черепичный заводы. Кладка кирпича выполнялась со строжайшим соблюдением правил - не более 100 кирпичей в рабочую смену. Была создана совершенная система дренирования территории, отвода грунтовых и сточных вод от фундаментов зданий. Уже в конце XIХ в. ансамбль митрополичьей резиденции стал архитектурной достопримечательностью европейского масштаба.

В 1945 г. после окончательной ликвидации митрополии, ансамбль резиденция митрополитов перешел во владение государства и был взят под охрану, как национальный парк. В годы войны он был сильно поврежден пожаром и нуждался в реставрации, после которой в 1956 г. был передан для размещения Черновицкого государственного университета (основанного еще в 1875 г., как Университета имени императора Франца-Иосифа, с 1989 г. - Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича - известного писателя, уроженца Северной Буковины, 1834-1888), на который была возложена обязанность обеспечения сохранности памятника.

Территория ансамбля составляет около 8 га, и вся она вошла в состав объекта Всемирного наследия. Тремя корпусами являются: главный, духовной семинарии, пресвитерский; сюда также относится здание церкви Трех Святителей. А вокруг объекта провозглашена обширная буферная зона площадью почти 245 га, охватывающая значительную часть исторического центра города Черновцы.

В целом же в течение веков Черновцы сформировались как город с уникальной разностилевой архитектурой, богатым культурным наследием и толерантной атмосферой. Его планировка при значительных перепадах в рельефе создает разнообразие пейзажей, горизонт которых усложняют купола храмов разных конфессий и часовая башня городской ратуши. В гору от реки Прут тянутся старинные улочки, извилистые, сломанные крутыми поворотами. На пологих террасах они образовывают густую уличную сеть, прорезанную широкими магистралями, которые ведут к Центральной площади Черновцов.

На государственном учете в исторической части столицы Буковины находятся 602 памятника архитектуры, 25 из которых общенационального значения. Историческая застройка старого города — это целостный, почти нетронутый ансамбль XIX — начала XX веков. Разработана и осуществляется комплексная программа сохранения исторической архитектуры Черновиц в 2009-2015 гг., в которой особое место уделено мерам по охране ансамбля резиденции митрополитов, вошедшей в 2007 г. в Предварительный список объектов-кандидатов в Список Всемирного наследия, и в 2011 г. включенной в этот Список по решению Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Деревянные церкви Польши и Украины в Карпатах (трансграничный объект: Польша и Украина)

(№ 1424 Критерии: III, IV из 16 компонентов Украина - 8)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2013

Выделение деревянных церквей в польской части Карпатских гор и предгорий в качестве элементов объекта Всемирного наследия получило свое начало в 2003 г. (за 10 лет до включения в Список ЮНЕСКО рассматриваемого объекта). Тогда в чисто польский объект Всемирного наследия «Деревянные церкви на юге Малой Польши» (номинация № 1053 rev.) были включены, как отдельные компоненты, 9 церквей – все построенные из горизонтально уложенных бревен, как и в рассматриваемой номинации 2013 г., но, в то же время – все относящиеся к римско-католической вере, в отличие от вновь включенных еще 16 церквей, на этот раз – Польши и Украины, относящихся к т.н. «восточным верованиям и обрядам» – православным или греко-католическим.

Наследие каждой из этих двух стран представлено равным количеством компонентов объекта Всемирного наследия – по 8 церквей. Они, при этом, являются наследием четырех этнографических групп традиционного населения карпатского региона. Это лемки, бойки, гуцулы и галичане, иногда в совокупности называемые русинами – за их приверженность к восточным верованиям и обрядам христианства, или к наследию Древней Руси в ее самом широком понимании.

Лемки – это жители западной части центральных Карпат (Бескид), сейчас в основном на территории Польши (регионы Малая Польша и Карпатское предгорье), четко отличающие себя и от поляков, и от большинства украинцев. Сейчас сохранилось около 70 церквей лемковского типа; правда, в Украине их единицы и в рассматриваемый объект Всемирного наследия они, в отличие от нескольких лемковских церквей польской его части, не вошли.

Бойки – это жители восточной части центральных Карпат (Бескид), сейчас разделенных между Польшей (регион Карпатское предгорье) и Украиной (Львовская, Ивано-Франковская, запад Закарпатской областей), четко отличающие себя и от поляков, и от большинства украинцев. Ныне сохранилось около 70 церквей бойковского типа (в том числе, в рассматриваемый объект включены украинские церкви в селах Маткив и Ужок).

Гуцулы – это жители восточной части Закарпатской и юга Ивано-Франковской областей Украины, долго бывших под властью венгерской составляющей Австро-Венгрии, четко отличающие себя от украинцев, поляков и венгров. Сейчас сохранилось около 150 церквей гуцульского типа (в том числе, в рассматриваемый объект включены украинские церкви этого типа в пос. Ясиня и селе Нижний Вербиж).

Галичане – это жители бывшей Галиции, долгое время находившейся под властью Австро-Венгрии (её австрийской составляющей), которые довольно четко отличали себя от прочих украинцев, бывших в основном под властью Польши, а затем – Российской империи. Сейчас сохранилось около 250 церквей галицкого типа (в том числе, в объект включены украинские церкви в городах Дрогобыч, Жовква, Рогатин, в селе Потелич).

Все эти четыре группы создали свои школы строительства деревянных церквей, имеющие значительные отличия друг от друга.

Отличие лемковской школы заключается в композиционной схеме, при которой идет нарастание объемов от совсем низкого алтаря, через среднюю по высоте центральную часть к высокой башне над притвором (бабинцом). Как правило, такая башня превышала чуть ли не в два раза высоту четверика и завершалась барочной круглой кровлей с карнизом-юбочкой и барабанчиком с главой, при этом башни над притвором в карпатских храмах никогда не служили колокольней. Отдельные звонницы строились всегда с западной стороны от карпатского храма и часто включались в его ограду. В Украине известна такая церковь в г. Свалява, но она не вошла в состав рассматриваемого объекта Всемирного наследия.

Древнейшим типом карпатских церквей считается бойковский. В бойковских храмах доминирует центральный сруб – четверик, к нему примыкают два прируба – притвор и алтарь. Это вполне традиционно, при этом четверик выше объемов притвора и алтаря, все это находится под скатной кровлей, покрытой гонтом, образующим внизу довольно широкий карниз-юбочку, который именуют «опасанье». При этом храмы Карпат открыты внутри на всю высоту здания, храмы такой структуры как будто вырастают из земли.

В гуцульских храмах зодчие отказались от трехчастного плана (алтарь-четверик-бабинец), ориентированного с востока на запад. План гуцульского храма напоминает равноконечный крест; «рукава креста» (алтарь, притвор, северный и южный приделы) имеют довольно высокую двускатную кровлю, над средокрестием возвышается восьмерик.

Четвертая разновидность карпатских храмов располагается на территории бывшей провинции Речи Посполитой – Галиции. Галицкие храмы сами по себе разные, и их можно разделить на несколько подгрупп. Как правило, они завершены тремя восьмериками; также выделяются трехчастные храмы, средняя часть которых – высокий четверик, с запада двускатная или четырехскатная кровля, а с востока над алтарем большое куполообразное завершение.

При этом, церкви всех четырех типов характерны богатым внутренним оформлением: сплошными многоцветными росписями и многоярусными иконостасами.

Спецификой украинской части нового объекта Всемирного наследия является нахождение ее элементов не только в горных деревнях, как в польской части объекта, а наполовину в городах и городских поселках. Кроме того, некоторые из украинских компонентов находятся довольно далеко за пределами карпатских гор и ближних предгорий. Ниже дается более подробная характеристика восьми церквей украинской части рассматриваемого объекта Всемирного наследия:

  • компонент 003 – церковь Св. Георгия (Св. Юра) (начало XVI в., но в 1656 г. перенесена за 100 км из села Надиево, сейчас это на территории Ивано-Франковской области в г. Дрогобыч - районный центр Львовской области, почти 80 тыс. жит.). Церковь трёхдольная (трёхсрубная) в плане, с квадратным главным нефом и двумя гранёными боковыми клиросами (конхами), гранёными срубами алтаря и притвора (бабинца). Низ церкви обведён широкой аркадой-галерей на столбах. Интерьер церкви расписан фресками (1654-56 гг., поновления – 1691 г. и 1711-14 гг.), выполненными, как и иконостас (1656-58 гг.) под руководством С. Медицкого. В 1678 г. построена колокольня. Церковь Св. Юра несколько раз ремонтировалась, но не потеряла своего первоначального вида и до сих пор является одним из наиболее сохранившихся памятников галицкой архитектуры XV-XVI вв.
  • компонент 005 – церковь Успения Богородицы (1838 г.) в селе Маткив (Матков) Туркивского района, на крайнем юго-западе Львовской области (в верховьях реки Стрый, около 470 жит.), типичный образец бойковской школы. Церковь сооружена мастерами С. Мельниковичем и В. Иванковичем, колокольня (начало XX в.) – М. Векличем. В плане церковь состоит из трех квадратных срубов: большего центрального и меньших – боковых. Все срубы увенчаны шлемовидными главами на пирамидальных восьмериках с заломами. Сооружение по периметру окружено «поддашием» - т.е. своеобразным навесом, укрепленном на кронштейнах-выпусках венцов. Внутреннее пространство всех срубов раскрыто в высоту. В интерьере центральный сруб соединен с притвором (бабинцом) очень высоким арочным вырезом. Хоры в виде широкой галереи идут вдоль стен бабинца и выходят в центральный сруб.
  • компонент 006 – церковь Рождества Богородицы (1808 г.) в крупном селе Нижний Вербиж Коломыйского района на юге Ивано-Франковской области, в 3 км от г. Коломыя (на реке Прут, около 2750 жит.). Пятинефный и крестовый в плане храм является шедевром гуцульской архитектуры. В 1990 е гг. церковь, не пострадавшая на протяжении более двух веков, претерпела серьезную реконструкцию: ее кровлю и купола покрыли оцинкованной жестью; в итоге храм частично утратил свою подлинность. Сегодня, после включения церкви в объект Всемирного наследия, появилась надежда, что грядущая реставрация и снятие оцинкованной жести позволят вернуть храму первоначальный внешний вид.
  • компонент 008 – церковь Сошествия Св. Духа (1505 г.), в селе Потелич Жовкевского района Львовской области (в 35 км к северо-западу от г. Жовквы, почти на границе с Польшей). Трехсрубная, двухглавая церковь с навесом на выпусках венцов и кронштейнах. Состоит из почти квадратного центрального сруба, к которому присоединяются с запада – квадратный, с востока – граненый пятистенный срубы. Центральный сруб перекрыт шатровым верхом с одним заломом, восточный – восьмигранным верхом с фонариком и верхушкой, западный накрыт скатной крышей. В интерьере - открытое в высоту пространство центрального шатрового верха. На стенах – монументальная живопись 1620-1640 гг., которой был нанесен значительный ущерб во время ремонта в XVIII в. В 1970-1972 гг. ансамбль был реставрирован (арх. Б.Я. Киндзельський, И.Р. Могитич). Колокольня XVII в., квадратная в плане, двухъярусная, увенчанная шатром, размещена на юго-восток от церкви. Церковь относятся к выдающимся произведениям галицкой школы народной архитектуры.
  • компонент 011 – церковь Св. Духа (1598 г.) в городе Рогатин, районном центре на севере Ивано-Франковской области (на левом притоке Днестра реке Гнилая Липа, около 9 тыс. жит.). Характерный галицкий тип храма, имеющего очень большой свес крыши, особенно над алтарем и притвором (бабинцом). Пристроенная в XIX в. трехъярусная, квадратная в плане колокольня органично вписана в общую архитектуру. Главной ценностью интерьера является пятиярусный золоченый иконостас, сделанный в 1648-1650 гг. Самая старая икона «Старозаветная Троица» была написана в 1650 г. Сегодня в церкви разместился филиал Ивано-Франковского художественного музея.
  • компонент 014 – церковь Св. Михаила Архангела (1745 г., или 1765 г.) в селе Ужок Великоберезнянского района Закарпатской области (в верховьях реки Уж, вблизи Ужокского перевала, около 770 жит.). Классический памятник бойковской школы деревянного зодчества Карпат. В плане церковь имеет четверик и к нему два прируба – притвор и алтарь, композиция уравновешена, все скаты кровли покрыты гонтом (местный вариант лемеха). Внизу гонт образует довольно широкий карниз-юбочку. Внутри храм открыт на всю высоту здания; переход от большего яруса к меньшему называется залом. В Михайловской церкви на центральном четверике их два.
  • компонент 015 – церковь Вознесения Господня (т.н. Струковская, 1824 г.) в поселке городского типа Ясиня Раховского района на востоке Закарпатской области (на реке Черная Тиса, вблизи Говерлинского перевала, около 9 тыс. жит.). Церковь построена на месте старой (Струковской). Этот храм является одним из самых совершенных деревянных храмов Гуцульщины. В Струковской церкви найдено удачное соотношение центрального купола и четырех прирубов с двускатными крышами. Не уступает ей архитектурными и художественными качествами и двухъярусная колокольня; возможно, она старше церкви, так как была перенесена сюда из другой части села в 1895 г. Интерьер храма отличается особым уютом и в то же время не лишен торжественности. В церкви сохранилось несколько икон XVII в.
  • компонент 016 – церковь Св. Троицы в городе Жовква (Жолква), районном центре Львовской области (в 30 км к северу от Львова, около 13 тыс. жит). Храм - трехсрубный, трехярусный. Центральный сруб (нава) – квадратный в плане, притвор (бабинец) – прямоугольный, алтарь – граненый, пятистенный. Все срубы перекрыты восьмигранными куполами на восьмериках. По периметру церковь опоясывает широкий карниз – «опасение». Церковь является ярким образцом галицкой школы традиционного деревянного храмового строительства.

Таким образом, рассматриваемый объект Всемирного наследия, включая его украинскую половину, представляет деревянную архитектуру Карпат, – этого уникального региона, «осколка» Древней Руси, сумевшего сохранить свой особый русский (русинский) колорит и пронести его через столетия национального угнетения и притеснений. Карпатская деревянная архитектура — еще одно видимое доказательство обширности наследия «русского мира»: ведь ареал русинских деревянных построек охватывает практически все Карпаты, лемковские и бойковские храмы можно встретить недалеко от польского Кракова, в Словакии и даже в Чехии.

Древний город Херсонес Таврический и его земельные наделы - Хора

(№ 1411, критерии II, V)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2013

В 2014 г. вместе со всей бывшей украинской Автономной Республикой Крым оказался в Российской Федерации, в составе города федерального значения Севастополь (см. расширенные характеристики российских объектов Всемирного наследия.