Грузия

Исторические памятники Мцхеты

(№ 708 Критерии: III, IV 3 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1994

Мцхета – наиболее древнее поселение на территории Грузии, расположенное к северу от столицы страны Тбилиси, у слияния рек Арагви и Куры. Именно эти места были описаны М.Ю.Лермонтовым в его поэме «Мцыри».

По некоторым археологическим данным, оно, возможно, существовало еще во II тыс. до н.э. При этом вполне достоверно известно, что именно Мцхета являлась столицей древнего рабовладельческого государства Картли (или Иберия), которое сложилось примерно к V в. до н.э. на территории современной Восточной Грузии. В тот период часто возникали военные столкновения Иберии с другими государствами, в т.ч. Римской империей и Сасанидским Ираном. Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – т.е. до того времени, пока царь Вахтанг I Горгасал не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов.

Самые древние из памятников Мцхеты, обнаруженные в ходе раскопок, – это остатки укреплений, городских кварталов и могильников. Их возраст датируется бронзовым веком и ранним железным веком, когда на этой территории жили оседлые земледельцы, занимавшиеся скотоводством. Важнейшими памятниками античного периода жизни Мцхеты являются руины царской резиденции Армазцихе на горе Багинети (на правом берегу Куры), где можно увидеть древние стены, баню и могильники, а также Самтаврийский некрополь (на северной окраине города), включающий около 3 тыс. погребений. Большую историческую ценность представляют найденные при этих раскопках остатки зданий, ювелирные изделия, а также предметы быта, наглядно иллюстрирующие уровень развития местной культуры в тот период и дающие представление о преемственности культурных традиций.

Со времен Средневековья в районе Мцхеты сохранились культовые сооружения, надписи, портретные и другие рельефы, фрески, но в особенности – памятники архитектуры. Наиболее ранний из них – храм-монастырь Джвари (храм Св. Креста). Он был построен на рубеже VI-VII вв. над тем местом, где еще в IV в. находился крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Этот храм, расположенный на скалистой вершине вблизи Мцхеты, на левом берегу Арагви, является выдающимся памятником грузинского зодчества, который стал образцом для многих поколений грузинских мастеров.

Архитектурный памятник более позднего времени – монументальный крестово-купольный кафедральный собор Светицховели, возведенный в начале XI в. в самом центре Мцхеты. На месте этого собора еще в IV в. находилась одна из первых в Грузии деревянных церквей, которую позже сменила трехнефная каменная базилика. Свое название храм получил благодаря находящемуся на его территории и овеянному множеством легенд четырехгранному столбу («Животворящий столп» – Светицховели). Здесь же, перед алтарем храма, находятся захоронения грузинских царей Вахтанга I, Ираклия II, Георгия XII и др. Еще один выдающийся памятник той эпохи – монастырь Самтавро с купольным храмом XI в., трехъярусной колокольней XV–XVII вв.

Историческая ценность этого объекта Всемирного наследия подчеркивается и дополняется ландшафтным окружением. Расположенная на невысокой речной террасе, Мцхета окружена горными склонами, придающими завершенность всему ансамблю. Мцхета и ее окрестности объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. объединенным коллективом специалистов из Грузии и ряда стран Западной Европы, при финансовой поддержке ЮНЕСКО, была реализована программа, предусматривающая реставрацию памятников архитектуры, сохранение уникальных природных ландшафтов, использование наследия Мцхеты для целей развития туризма.

Гелатский монастырь (окрестности города Кутаиси)

(Критерии: IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1994, изменение: 2017)

Данный объект был включен в Список Всемирного наследия в 1994 г. с наименованием «Кафедральный собор Баграти и монастырь Гелати (город Кутаиси и окрестности)», имея соответствующий состав из двух компонентов. История этих двух памятников – кафедрального собора Баграти и монастыря Гелати – неразрывно связана с одним из древнейших городов Грузии, Кутаиси. Известный еще с VI в. до н. э., Кутаиси с VIII в. являлся столицей Западно-Грузинского царства, с X в. до освобождения Тбилиси от турок-сельджуков (1122 г.) – резиденцией грузинских царей, а с XV в. – центром Имеретинского царства.

Строительство кафедрального собора Баграти началось в конце X в. и завершилось в 1003 г. Собор был назван в честь Баграта III, первого царя объединенной Грузии, и имел не только религиозное предназначение, но также являлся символом объединения грузинского народа. Один из лучших образцов архитектуры позднего средневековья, Баграти отличался гармоничными пропорциями и изящным декором. Стены и пол были украшены мозаикой. Сохранялись до настоящего времени фрагменты фресок. Однако собор в 1691 г. был разрушен турками (а в 1770 г. – еще и русской артиллерией) и до недавнего времени сохранялся лишь частично, как руина. Именно в таком состоянии, при включении собора в состав объекта Всемирного наследия, он был признан имеющим «выдающуюся универсальную ценность».

В 2008 г. президент Грузии М. Саакашвили пообещал произвести достройку собора Баграти «в первоначальном виде», превратив его из руины в целостное, используемое по назначению здание, соответствующее первоначальному замыслу и виду в период с ХI по ХVII вв. Практически работы, после стадии проектирования, быстро начались, но к 2010 г., вызвали много протестов и возражения ЮНЕСКО. Работы были приостановлены, но после переговоров и вероятного нахождения какого-то компромисса (в частности была убрана уже возведенная стеклянная пристройка с лифтом) летом 2012 г. возобновлены и стремительно завершены с церемонией освящения креста на куполе 17 августа 2012 г. (в присутствии президента Грузии). И только спустя пять лет Комитетом ВН ЮНЕСКО было принято решение о коренном переформатировании объекта Всемирного наследия исключением из него собора Баграти, как утратившего «выдающуюся универсальную ценность», и оставлением только Гелатского монастыря.

Монастырь Гелати, оставшийся в 2017 г. в одиночестве объектом Всемирного наследия, находится на высоком холме за городской чертой Кутаиси. Он был основан в 1106 г. царем Давидом Агмашенебели (Строителем), и считался в те годы одним из самых больших грузинских монастырей. До настоящего времени сохранился главный крестово-купольный храм XII в., церкви Св. Георгия и Св. Николая XIII в., здание Академии, трапезная, колокольня. На территории монастыря располагается и захоронение царя Давида Строителя. О богатом убранстве монастыря свидетельствуют богатые мозаики и фрески. На стенах уцелели отдельные фрагменты фресок XШ-XIV вв., но гораздо лучше представлены росписи более позднего времени – XVI и XVIII вв.

На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии. В Академии при монастыре работали учёные-богословы, философы, ораторы и переводчики. В монастыре долгое время находилось крупнейшее хранилище древних грузинских рукописей и произведений чеканного ремесла. Деятельностью Гелатской Академии в значительной мере определялся расцвет грузинской культуры в эпоху зрелого феодализма.

В XV в., примерно через столетие после нашествия монголов, Гелати был частично перестроен. В начале XVI в. монастырь был опустошен турками. Вероятно, именно в это время погибли ранние росписи монастыря. Тем не менее, ансамбль монастыря Гелати представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник средневековой Грузии, богатый образцами художественного творчества – фресками и мозаиками. Характерной чертой монастырского комплекса является единство входящих в него сооружений, достигнутое благодаря высокому мастерству грузинских архитекторов.

Верхняя Сванетия

(№ 709 Критерии: IV V)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1996

Верхняя Сванетия, она же: «Вольная Сванетия», расположена в горах на северо-западе Грузии. Здесь, в обширной высокогорной котловине, ограниченной Большим Кавказом (с вершинами – «пятитысячниками» Ушба, Шхара) и Сванетским хребтом, и связанной с внешним миром единственной дорогой, идущей вдоль реки Ингури, находится множество небольших поселений, которые очень органично вписаны в окружающий ландшафт и отличаются крайне своеобразной архитектурой.

Административно Верхняя Сванетия (груз. Земо Сванети, 3154 кв. км, около 14 тыс. жит., находится на 43 с.ш., 42-43 в.д.) представляет собой муниципалитет (район) с центром в пос. Местиа (1400 м над уровнем моря, около 2,6 тыс. жит., сюда идет шоссе из г. Зугдиди в Нижней Сванетии – «Местийская трасса»). Район подразделяется на 16 общин, в каждой по нескольку сел. Самым дальней (верхней), и самой интересной своим сохраненным наследием является Ушгули.

Община Ушгули - это самое высокогорное постоянно обитаемое село в Европе. Оно находится на высоте 2 200 метров на крайнем востоке Сванетии. Расположен у истоков реки Ингури, у подножия горы Шхара (5068 метров). Ушгули является селением «разбросанного» типа, состоящим из посёлков Муркмели, Чажаши, Чвибиани, Жибиани.

Население около 70 семей (достигает до 200 человек), есть школа. Пол года окрестности покрыты снегом, и дорога в районный центр Местиа часто бывает закрыта.

Ушгули из за хорошо сохранившееся средневековой архитектуры являться памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Старинные здания Ушгули датируются IX-X веком, однако по археологическим данным поселение тут существовало задолго до этого времени.

История Сванетии уходит своими корнями в далекое прошлое. Впервые сведения о ней появляются еще в трудах Страбона, а также в римских источниках I в. н.э. В более поздние времена Сванетия пережила множество иноземных нашествий и междоусобные войны грузинских феодалов, входила в состав многих грузинских государств, но, несмотря на это, сохранила свою самостоятельность и историко-культурную самобытность.

Ярким свидетельством такой самобытности являются, в первую очередь, жилые постройки местных жителей, сванов – каменные дома, окна в которых издавна заменяли высоко расположенные щели-бойницы. Дома, как правило, были обнесены каменными стенами. Но, конечно, главной особенностью, придающей неповторимый облик поселениям сванов, являются стоящие почти у каждого дома каменные башни высотой 20–25 м. Такие требования к жилищам предъявляла сама жизнь: ведь постройки должны были надежно защищать от любых неожиданных нападений, будь то междоусобные войны или кровная месть. Башни строились из местных природных материалов – булыжника и неотесанных камней, сланцевых плит и скреплялись известковым раствором. Большинство башен являются квадратными, со стороной у основания 5-6 м и уменьшающейся кверху. Башни имеют по четыре-пять этажей, с узкими окнами-бойницами на каждом этаже. Для защиты от внешних нападений строились также сторожевые башни, более высокие и укрепленные.

Хотя Верхняя Сванетия периодически находилась под влиянием других феодальных областей Грузии, в архитектуре всех ее сооружений преобладают местные черты. Церкви Сванетии отличаются от других грузинских церквей, как планировкой, так и выбором строительного материала. Большинство местных церквей, построенных в X-XII вв., имеют одно помещение. Внешне они представляют собой сооружения очень лаконичной, почти кубической формы. В качестве материала для их строительства использован туф, никогда не применяющийся здесь же для жилых домов. Местные церкви интересны и с точки зрения внутреннего оформления. Во многих из них сохранились настенные росписи X-XII вв., причем не только внутри зданий, но и снаружи. Так в селах общины Ушгули и ряда других общин интересны древние церкви: Девы Марии, Преображения Спасителя, Св. Варвары, Св. Георга; в некоторых из них сохраняются ценнейшие фрески.

Верхняя Сванетия по праву считается сокровищницей произведений искусства древних мастеров. На протяжении многихстолетий в сванских селах хранят и ревностно оберегают старинные рукописные книги, драгоценное средневековое оружие, замечательные образцы чеканки и резьбы по дереву. Период расцвета искусства чеканки в Сванетии – XI-XIII вв. Позже в искусстве чеканки произошел упадок, обусловленный, прежде всего, историческими причинами: в результате татарского нашествия серебро и золото поднялись в цене и изготовление икон из них стало слишком дорогим. Однако до наших дней сохранились чеканные иконы этого времени – удивительные произведения искусства, отличающиеся высоким художественным мастерством.

Доб.: В конце 2000-х гг. в Местиа немецким архитектором Юргеном Мейером построено несколько зданий ярко современной архитектуры, но удачно встроенных в исторический контекст, в частности, здание аэропорта «Царица Тамара».

В Местиа на основе старого родового дома с его реконструкцией и расширением создан музей великого грузинского и советского альпиниста Михаила Хергиани (1935-1969).

В середине 2010-х гг. под охрану, как объект нематериального наследия Грузии был взят «Сванский ритуал похорон, с пением и декламацией – «Зари».