Армения

Монастыри Ахпат и Санаин

(№ 777bis Критерии: II, IV 3 компонента: от 1996 г. -1, от 2000 г. – 2)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1996, расширение 2000

Армения, как известно, знаменита своими древними монастырями и храмами, причем некоторые из них составляют гордость не только национального, но мирового наследия. Монастыри Ахпат и Санаин, расположенные в удаленной горной местности на северо-востоке Армении (близ города Алаверди и реки Дебед), – яркий пример таких ценных памятников. Впрочем, они не являются столь же хорошо доступными и часто посещаемыми, как, к примеру, Эчмиадзин и Гегард, о которых будет написано чуть ниже. Однако в развитии культурных традиций Армении Ахпат и Санаин сыграли исключительно важную роль: в древности это были не только подлинные религиозные центры, но и важнейшие очаги просвещения. Кроме того, по тем временам это были настоящие архитектурные шедевры. Собственно, по всем этим причинам Ахпат и Санаин и были зачислены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, соответственно, в 1996 г. и в 2000 г.

Ахпатский монастырь, основанный в X в. при Аббасе I Багратуни, представляет собой один из лучших средневековых архитектурных ансамблей Армении. Возведенный на высоком скалистом плато, он производит впечатление небольшого города, окруженного крепостной стеной. Ансамбль включает целый ряд памятников X-XIII вв., среди которых присутствуют как церковные, так и гражданские постройки: это, прежде всего, три церкви X-XI вв. (Ншан, Аствацацин, Григория Просветителя), книгохранилище (середина XI в.), притвор, трехярусная колокольня, трапезная (все – XIII в.), это также усыпальницы знатных армянских родов.

Главный храм Ахпатского монастыря – церковь Ншан (Св. Креста), с типичным для того времени купольным залом, украшен старинными фресками, не встречающимися в других монастырских зданиях. Уникальным в своем роде памятником является притвор (датируется 1257 г.): квадратное в плане сооружение с четырьмя колоннами, поддерживающими обширный свод. Оно признано самым большим залом подобного рода в Армении. Приземистые пропорции его объемов создают впечатление основательности и тяжеловесности. Оригинальностью отличается и здешняя трапезная, где поражает огромное пространство внутреннего зала, разделенного по всей длине колоннами на две части. Центральные секции перекрытий завершают два восьмигранных купольных свода со световыми отверстиями. Интерьер трапезной, как и притвора, очень аскетичен. Некоторые ценные историко-архитектурные памятники можно увидеть в окрестностях монастыря, т.е. уже за его внушительными стенами.

Комплекс Санаинского монастыря также располагается на скалистом горном плато, всего в нескольких километрах к западу от Ахпата. Его возникновение, согласно легендам, относится к IV в. Однако самое древнее сооружение, сохранившееся до наших дней – церковь Аствацацин (Богоматери) – было построено в 951 году. Остальные монастырские здания, которые можно видеть в наши дни, датируются X–XIII вв. Во второй половине X в. рядом с церковью Аствацацин была возведена ее увеличенная копия – храм Аменапркич (Всех Святых), причем обе постройки, в целях увеличения сейсмостойкости, соединили прочной галереей.

Единый архитектурный ансамбль Санаинского монастыря включает также здания книгохранилища и Академии (XI в.), притвор церкви Аменапркич (XII в.), трехъярусную колокольню (XIII в.), возвышающуюся над всеми постройками, а также некоторые другие, более мелкие сооружения. Все здания сгруппированы вокруг старейшей церкви. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря мастерству зодчих, на протяжении трёх веков тщательно перенимавших знания и опыт своих предшественников и возводивших свои творения с учётом построенных ранее. Фасады большинства зданий гладкие, монолитные, а изнутри они часто украшены резьбой по камню, барельефами, другими декоративными элементами, в том числе привнесенными из гражданской архитектуры.

В целом же Санаин и Ахпат имеют большое композиционное сходство. Архитектурные детали и декор сооружений имеют так много общего, что это позволяет сделать предположение о принадлежности их мастеров к одной и той же школе. Несомненно, что оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешении византийских и местных кавказских традиций.

Монастыри роднит и их огромная роль как древних центров просвещения. Так, в Ахпате изучали гуманитарные науки, грамматику, богословие, занимались живописью и переписыванием книг. Сохранились предания о том, что в монастыре жил ученый-монах Ованнес Имастасер, прославившийся как непревзойденный сочинитель проповедей и псалмов. Некоторое время (с 1760 г.) в Ахпатском монастыре жил великий армянский поэт-ашуг Саят-Нова. Настоящим шедевром древнего искусства является созданное местными умельцами в 1211 г. «Ахпатское евангелие», украшенное множеством изящных миниатюр.

В Санаине также осваивали различные науки и искусства – философию, риторику, математику, богословие, занимались живописью, миниатюрами и каллиграфией. Здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители Средневековья – Григорий Магистрос, Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими.

Большой просветительской роли Санаина во многом способствовало нахождение здесь богатого книгохранилища, крупнейшей средневековой библиотеки во всей Армении. Причем там хранились не только манускрипты, но и всевозможная утварь монастыря и предметы обихода. Квадратное в плане помещение покрыто восьмигранным шатром, причем для проникновения дневного света служил специальный круглый проем в самой вершине этого шатра. Роль шкафов-вместилищ здесь играли разнообразные по величине, форме и высоте положения ниши (всего – 10). Для предохранения от неблагоприятных внешних воздействий (солнце, ветер, дождь, снег) вдоль южной стены хранилища была возведена специальная защитная галерея, которая использовалась также как место для бесед, а позднее – и в качестве усыпальницы знатных особ.

Монастырь Гегард и верховья реки Азат

(№ 960 Критерии: II)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

Скальный монастырь Гегард (или Гехард), лежащий примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана, – еще один известнейший памятник Армении, который, так же как и Эчмиадзин, описанный ниже, является признанным армянским культурно-историческим «брендом» и посещается ежегодно многими тысячами туристов.

Большинство построек, сохранившихся в Гегардском ущелье до наших дней, относятся к XIII в., хотя первый монастырь был основан здесь еще в IV в. Тот первый монастырь был заложен на месте священного источника, берущего начало в одной из здешних пещер. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк, что означает «Пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Армянские хроники IV, VIII и X вв. сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка. Монахи здесь давали приют и пищу запоздалым путникам, не решавшимся после наступления темноты проходить через горную труднопроходимую местность. В IX и X вв. монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 г. был ими разграблен и сожжен. В итоге были утрачены не только монастырские строения, но и ценнейшие реликвии, в частности, уникальные старинные рукописи. Разрушительные последствия имели и землетрясения 1127 г. и 1679 г. Поэтому до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Свое современное название – Гегард – уединенный горный монастырь получил в XIII в., когда он практически отстроился заново. В переводе это название означает «копье», и связано с легендой о копье, которым будто бы был ранен распятый Христос охранявшими его римскими легионерами. Первоначально это копье хранилось в пещерах монастыря, однако позднее эта реликвия была перемещена в сокровищницу Эчмиадзина.

Гегардский монастырский комплекс включает главную церковь и ее западный притвор, две небольшие скальные церкви, богато отделанную пещерную усыпальницу рода Хахбакянов и некоторые другие подземные сооружения. По периметру главной монастырской площади расположены разного рода одно- и двухэтажные служебные и жилые строения.

Наиболее важным памятником является главная соборная церковь Катогике, возведенная в 1215 г. Запись об этом сохранилась над ее западным входом. Церковь имеет типичный для своего времени купольный зал, в плане представляющий крест, вписанный в прямоугольник. Композиция сооружения устремлена вверх, чему способствует вертикальная направленность большинства архитектурных элементов. Купол здания нарядно оформлен, среди украшений присутствуют рельефные фигуры птиц и зверей. Над входом в церковь в камне высечено изображение нападающего на быка льва: это герб князей – основателей династии Захаридов, которым в те годы принадлежала церковь.

С западной стороны церкви находится притвор – постройка полуцерковного-полугражданского назначения, соединяющая в своей архитектуре и внутреннем убранстве все лучшее, что было накоплено зодчими тех времен. В облике этого притвора, который датируется 1225 г., удивительно сочетаются внешняя простота и контрастирующее с этим богатство внутреннего оформления. Особенно большое впечатление производит центральная часть перекрытия, как будто сформированная рядами сталактитов, со специальным отверстием в куполе, пропускающим солнечный свет.

Особое место в ансамбле Гегардского монастыря занимают две высеченные в скале купольные церкви. Возникновение первой из них – Авазан – относится к 1240-м гг., когда монастырем владел еще род Захаридов. В ней бьет чистый природный родник, почитавшийся священным с самых древних времен. Эта церковь целиком выработана в скале, а в плане она представляет собой равноплечий крест. Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектора Галдзака, который в течение сорока с небольшим лет занимался строительством и других скальных объектов Гегарда. Вторая пещерная церковь – Аствацацин (Богоматери) – датируется 1283 г., и связана с именем князя Проша (из династии Хахбакянов), ставшим владельцем Гегарда после Захаридов.

Несмотря на сложнейшие условия работы, выполненной средневековыми мастерами, обе церкви имеют облик, типичный для сооружений подобного рода, представляя собой истинные шедевры каменотесного искусства. В их конструкции присутствуют все необходимые элементы: глубокие сводчатые ниши в стенах, обрамленные фигурными арками, центральный купол со световым отверстием, богатое внутреннее убранство.

Семейная усыпальница Хахбакянов (1283 г.) отличается особенно богатым оформлением. Барельефы на стенах этой пещеры производят на посетителя наиболее сильное впечатление тогда, когда на них сквозь специально устроенное окошко попадает свет солнца. Тогда на стене становятся отчетливо видно изображение головы быка с веревкой во рту, которая удерживает ошейники двух львов. Между фигурами львов находится изображение орла с ягненком в когтях. Считается, что это и есть семейный герб династии Хахбакянов. Рядом в отдельном помещении находится другая усыпальница – потомков князя Проша (притвор Папака и Рузукан, 1288 г.).

Уникальной каменной резьбой украшены и другие пещерные сооружения. В одном из подземных коридоров (вырублен в 1288 г.) можно увидеть многочисленные надгробные плиты-хачкары, украшенные причудливой резьбой в форме креста (такие плиты установлены и на других участках монастыря). Коридор завершается большим прямоугольным залом, также высеченным в скалах, с типичным для местных храмов куполом со световым отверстием в центре.

В целом же можно сказать, что лишь в немногих старинных храмах Армении можно встретить столь богатое скульптурное убранство. Действительно, растительные и геометрические орнаменты здесь щедро комбинируются с объемными изображениями животных, птиц и человеческих лиц.

Рядом с монастырем можно увидеть полупещерную часовню Григория, относимую к концу XII в., – это, очевидно, старейшее сооружение, из всех, сохранившихся в Гегардском ущелье. Считается, что часовня Св. Григория Просветителя построена не позже 1177 г. Она частично вырублена в твёрдой скале, и, вероятнее всего, на её структуру повлияла форма имевшейся там пещеры. Часовня, прямоугольная в плане и имеющая подковообразную апсиду, с востока и северо-востока примыкает к коридорам и пристройкам, вырытым на различных уровнях и даже друг над другом. А следы штукатурки с остатками фресок указывают на то, что в часовне имелась и настенная живопись.

На прилегающих к монастырю скалах можно обнаружить множество вырезанных каменных крестов – хачкаров, а также древние кельи-гроты, где обитали сами монахи, и вырубленные в камне часовни.

Весь этот средневековый ансамбль органично вписан в красивейший ландшафт долины реки Азат и окружен Гегамскими горами, которые напоминают своими очертаниями высокие башни. Такое расположение придавало монастырю не только неповторимую красоту, но и делало его хорошо защищенным на случай вражеских нашествий. На протяжении вот уже семи столетий Гегард является символом высокого мастерства армянских зодчих, демонстрируя удивительное единство их творений с окружающей горной природой.

Кафедральный собор и церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц

(№1011 Критерии: II, III 6 компонентов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

В перечне достопримечательностей Армении, считающихся обязательными для посещения, на самых первых позициях располагается знаменитый Эчмиадзин – цитадель Армянской апостольской церкви. В 2000 г. этот величественный сакральный ансамбль удостоился высокого статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во II в. н.э. на месте современного Эчмиадзина (20 км к западу от Еревана) находился город Вагаршапат – древняя столица Армении, названная так по имени своего основателя, армянского царя Вагарша. Именно здесь, в ознаменование того, что христианство было признано государственной религией Армении (это датируется 301 г. н.э.), возводится древняя базилика. Позднее, в конце V в., на этом же месте сооружается главный кафедральный собор государства. Его строительство связывают с именами царя Трдата III и католикоса Св. Григория Просветителя. Считается, что это один из древнейших христианских храмов мира.

Со времени своего основания Эчмиадзинский кафедральный собор претерпел множество изменений. Прямоугольная по форме базилика сменяется храмом крестово-купольного типа, но и он в дальнейшем многократно перестраивается, постепенно изменяя свой первичный облик под влиянием различных нововведений. В XVII-XIX вв. ансамбль Эчмиадзинского собора был дополнен колокольней, тремя ротондами, ризницей и другими сооружениями. Среди гражданских построек этого комплекса – триумфальные или Трдатовы ворота, трапезная и т.д.

Однако, в результате многочисленных перестроек собора были утрачены бесценные настенные росписи, выполненные несколькими поколениями художников. В XIX в. по указанию одного из католикосов покрытая росписями штукатурка собора была сбита, а нынешняя роспись появляется уже в середине XX в., при реставрации храма.

Эчмиадзин на протяжении всей своей долгой истории представлял собой не только важнейший религиозный центр (он служил и продолжает служить резиденцией католикоса – главы Армянской апостольской церкви), но и центр древней армянской культуры: с его историей связаны имена многих деятелей искусства Армении. В богатейшей сокровищнице Эчмиадзина сохранялись тысячи ценнейших рукописей и документов, иллюстрированных искусными миниатюрами, которые были оставлены древними учеными, врачевателями, алхимиками, мастерами ювелирного дела. Особое место среди них занимало получившее мировую известность «Эчмиадзинское евангелие», созданное в 989 г.; уникальный оклад этой рукописи, который датируется 1-й половиной VI в., состоит из резных пластинок слоновой кости византийской работы, а текст сопровождается удивительными миниатюрами (в настоящее время это произведение, как и многие другие шедевры Эчмиадзина, хранится в Матенадаране, Ереван). Помимо рукописей в коллекциях Эчмиадзина можно увидеть складни-реликварии, иконы, драгоценные украшения, церковные одежды и утварь, разные другие предметы декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине хранится знаменитая реликвия – копье, которым, по преданию, был ранен распятый Христос (оно было перемещено сюда из горного монастыря Гегард). В конце XVII в. для этого «Копья судьбы» был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII в. изделием ручной работы.

Во Всемирное наследие входят также три церкви, расположенные близ главного храма: церкви Рипсиме и Гаяне (первая треть VII в.) и церковь Шогакат (XVII в.). Все три постройки являются яркими образцами классического армянского религиозного зодчества. В их архитектуре органично сочетаются монументальность облика и лаконичность, подчас даже строгость, в оформлении декора.

Церковь Рипсиме, воздвигнутая примерно в 618 г., была названа в память мужественной и гордой девушки, христианки, не побоявшейся противостоять царю Трдату и причисленной к лику святых после мученической смерти. Внутреннее пространство церкви, особенно купол, алтарь и двери, украшено искусными каменными рельефами.

Церковь Гаяне, сооруженная в 630 г., названа так в честь христианской наставницы Рипсиме. До наших дней практически без изменений дошел внешний вид сооружения и его внутреннее убранство. Лишь в 1652 г. храм был обновлен, а в 1683 г. к нему пристроили галерею для погребения служителей армянской церкви. Мощи Св.

Гаяне покоятся в южной стене храма, рядом с алтарной нишей.

Церковь Шогакат, построенная значительно позднее двух предыдущих, в 1694 г., была воздвигнута в честь еще одной христианской монахини, сподвижницы Рипсиме и Гаяне. Она примечательна своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Армянские зодчие могли прекрасно обходиться без промежуточных опор, так как их мастерски возведенные своды перекрывали значительные пролёты. Такая конструкция однопролётной церкви-залы, завершённой восьмигранным куполом, практиковалась зодчими начиная с первой половины VII в.

В данный объект Всемирного наследия входит также Звартноц (или храм Небесных Ангелов), расположенный в двух километрах от Эчмиадзина. В наши дни здесь можно увидеть лишь руины древней резиденции католикоса Нерсеса III, заложенной в VII в., но разрушенной землетрясением в 930 г.

Композиция этого великолепного храма была одновременно простой и необыкновенно оригинальной для того времени. Он имел три яруса цилиндрической формы и был увенчан сферическим конусом (диаметр его нижнего яруса - около 36 м). Все детали здания подчеркивали устремленность вверх. Эффект вертикальности достигался также благодаря особо продуманному освещению. Капители колонн были украшены изображениями орлов – птиц, символизировавших вознесение ввысь. Образец высокого искусства являло все оформление внутреннего пространства храма. При раскопках были обнаружены остатки росписи по штукатурке и резьбы по камню, кусочки смальты для мозаики. Орнаментом были украшены все значимые элементы внутреннего убранства: карнизы арок, оконные проемы и входы, капители колонн. Мотивы резьбы по камню содержали типичные для местного искусства изображения пальмовых листьев и веток, гранатовых плодов и виноградных гроздьев, а также фигуры людей.

После землетрясения храм так и не был восстановлен, и на его месте с течением времени образовался массивный холм, раскопки на котором начались лишь в начале XX в. Тем не менее, храм, считающийся высшим достижением армянского зодчества периода раннего Средневековья, оказал огромное влияние на архитектуру более позднего времени (по такому же образцу воздвигались храмы во многих других районах Армении). Ныне на месте расположения древнего храма функционирует археологический музей.