Беларусь

Беловежская Пуща / Бяловежа (трансграничный объект: Польша и Беларусь)

(№ 33ter Критерии: VII 2 компонента (по одному у каждой страны)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1979, расширения: 1992, 2014

В качестве «особо охраняемой природной территории» Беловежская Пуща – компактный массив густых смешанных лесов на границе Белоруссии и Польши, и на водоразделе Балтийского и Черного морей, – была известна еще в средние века. Следовательно, можно утверждать, что это один из старейших резерватов Европы и даже мира (хотя, конечно, формально эти леса тогда так не назывались). Действительно, на фоне усилившегося в период развитого Средневековья процесса сведения лесов во многих районах Европы, Беловежским чащам, можно сказать, сильно повезло. Ведь они еще с конца XIV в. служили охотничьими угодьями литовских великих князей и польских королей, а с конца XVIII и до начала ХХ в. это была охотничья вотчина русских царей и их приближенных. Такой интерес высоких особ к Пуще, естественно, весьма позитивно отражался на сохранности здешних лесов, лугов и болот, егеря строго следили за тем, чтобы чужаки не проникали на территорию, и чтобы дичи было вдоволь.

Однако ХХ в., с его агрессией и массированным наступлением цивилизации «по всем фронтам», принес сюда огромные разрушения: две мировые войны, в эпицентре которых оказались эти земли, привели как к территориальным потерям (вырубленные площади), так и к «персональным» (отстрел зверей и птиц). Известно, что Геринг, будучи заядлым охотником и бывавший в Пуще, в годы немецкой оккупации имел планы превращения Беловежских лесов в гигантский охотничий резерват с депортацией всех местных жителей. По окончании войны Пуща была поделена между Польшей и СССР, причем большая часть стала советской (то есть, белорусской), но самая нетронутая ее часть осталась в Польше.

В наши дни Беловежье – это самый крупный из всех уцелевших фрагментов древнего смешанного леса, покрывавшего некогда значительную часть Европы. Он оказался практически не тронут промышленными рубками. В современной Европе, с ее высочайшей степенью освоенности, этот район является настоящим природным оазисом, окруженным со всех сторон урбанизированными, промышленными и сельскохозяйственными территориями.

Объект Всемирного наследия имеет довольно прихотливую историю формирования. В 1979 г., то есть «на заре» формирования Списка ЮНЕСКО, он был создан только как польский, имея площадь всего 5 тыс. га. – это была особо охраняемая (заповедная) зона народного парка Бяловежа (создан в 1932 г.). Первое расширение объекта в 1992 г. сделало его трансграничным - польско-белорусским, при этом польская часть осталась такой же небольшой, а с белорусской стороны было включено почти 87 тыс. га лесо-лугово-болотных ландшафтов (!) – это был Беловежский национальный парк, созданный в приграничной зоне Республики Беларусь в год обретения ею независимости (1991 г.). Суммарная площадь объекта тогда равнялась 92 676 га. Второе же расширение объекта в 2014 г. привело к значительному уравновешиванию двух частей объекта: белорусская часть была сокращена на 5 тыс. га, а польская доведена с 5 тыс. га до 60 тыс. га.

В итоге характеризуемый объект имеет в белорусской части около 82 тыс. га с буферной зоной около 130 тыс.га, а в польской части – около 60 тыс. га с буферной зоной порядка 36 тыс.га. В целом современная площадь объекта Всемирного наследия составляет 141 885 га, буферная зона – 166 708 га.

Леса, занимающие около 90% всей площади Пущи, составлены самыми разными породами: сосной обыкновенной (самый распространенный здесь древесный вид), елью европейской (второй по распространенности), а также широким ассортиментом широколиственных и мелколиственных деревьев – грабом обыкновенным, липой сердцелистной, дубом черешчатым, кленом остролистным, вязом шершавым и гладким, ясенем европейским, березой бородавчатой и пушистой, ольхой черной, осиной и т. д. Сохранились отдельные деревья-гиганты: сосна (350 лет, высота 35 м), ель (200 лет, высота 52 м), дуб (500 лет, диаметр ствола до 2 м, высота 40 м). При этом растительный покров очень мозаичен: леса (а их более 20 типов, каждый из которых отличается специфическим сочетанием древесных и кустарниковых пород) перемежаются с участками лугов, кустарников и болот. Важнейшим водно-болотным угодьем является болото Дикое, вошедшее в состав национального парка в Белоруссии при его недавнем расширении, и имеющее общеевропейское значение.

Всего в списке местной флоры – более 900 видов высших сосудистых растений (что составляет 64% видового состава произрастающих на территории Белоруссии растений – очень высокий показатель!), в том числе более 20 видов деревьев и около 140 видов кустарников. В Пуще зафиксировано примерно 260 видов мхов, более 290 видов лишайников и 570 видов грибов.

Живые обитатели Пущи – это представители почти 60 видов млекопитающих (лось, благородный олень, косуля, волк, рысь, кабан, выдра и бобр, дикая тарпановидная лошадь и т. д.), свыше 250 видов птиц (включая и несколько «краснокнижных» пернатых – коростеля, орлана-белохвоста, большого подорлика). 13 видов земноводных, 7 видов рептилий. Беловежская Пуща выделяется богатейшей фауной беспозвоночных – свыше 12 000 видов, включая насекомых - около 8500 видов.

Однако главенствующее положение в этих чащобах занимает зубр (в Международной Красной книге обозначенный как «исчезающий вид»). Этих могучих диких быков, весом до 1000 кг и ростом до 2 м, с мощным торсом и крепкими загнутыми рогами, можно считать одними из самых крупных животных Евразии. На большей части Европы зубр, представлявший собой отличную мишень для охотников, был выбит уже к XVII–XVIII вв., и к началу ХХ столетия в дикой природе он сохранился только в двух местах – в Беловежском лесу (равнинный подвид) и на Кавказе (горный подвид). Первая мировая война и гражданская война не пощадили лесного гиганта, и его поголовье стало исчезать буквально на глазах: известно, что последний вольный зубр Беловежской Пущи был застрелен в 1919 г. (через несколько лет такая участь постигла и зубров на Кавказе). Вид перестал существовать в природных условиях, сохраняясь только в зоопарках и питомниках: в 1926 г. там их насчитывалось примерно 50, часть которых была вскоре переселена в Беловежские чащи. И началась кропотливая работа по восстановлению этого вида, была заведена специальная племенная книга и даже создано Общество по защите зубра. Вторая мировая война погубила почти всех животных, однако после нее стадо удалось восстановить вновь, и часть зверей была даже выпущена из вольеров на волю. К концу XX столетия во всех резерватах, питомниках и зоопарках мира зубра насчитывалось порядка 3 тыс. голов, в том числе 1 тыс. – зубры равнинного подвида и 2 тыс. – горные быки, а точнее беловежско-кавказские гибриды. Ныне диких быков в мире – уже порядка 6,5 тыс. голов, в основном в питомниках, парках и резерватах Польши, Беларуси, России и Германии. Причем в польско-белорусском Беловежье находят убежище примерно 1100 зубров, из которых около 500 быков зафиксированы на белорусской территории, и около 600 – на польской (данные на начало 2017 г.).

На сегодняшний день это главный генетический резерват равнинного подвида, откуда его расселяют в другие охраняемые территории, в том числе в парки и заповедники Европейской части России. Не удивительно, что зубр является главным символом этого лесного края, именно его силуэт украшает эмблемы соседствующих национальных парков Беловежья – как белорусского, так и польского.

Белорусская часть Пущи, объявленная в 1991 г. национальным парком, а в 1992 г. – объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, удостоилась в дальнейшем и других высоких статусов: в 1993 г. ей был присвоен статус биосферного заповедника, а в 1998 г. – статус ключевой орнитологической территории международного значения. В 1997 г. национальный парк «Беловежская пуща» был награжден Дипломом Совета Европы за большие успехи в деле сохранения природы.

На территории Беловежской Пущи сохранились такие памятники древней культуры, как стоянки каменного века (эпоха мезолита), курганные могильники, места культового почитания (воронковидные впадины, криницы, камни-следовики, священные деревья и холмы). Знаменитым объектом является сторожевая башня Белая Вежа в старинном городке Каменец, основанном ещё в XIII в. князем Владимиром Волынским. Именно отсюда, как полагают многие ученые и краеведы, и произошло название всего этого лесного края.

Комплекс Мирского замка

(№ 625 Критерии: II, IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

В Гродненской области, примерно в 80 км к юго-западу от Минска, расположен небольшой старинный поселок – Мир, где в наши дни проживает 2,5 тыс. человек. На его окраине высится величественный пятисотлетний Мирский замок, хорошо заметный из любой окрестной точки. Образ средневековой Беларуси как «страны замков» сложился, в значительной мере, именно благодаря этому уникальному памятнику крепостной, дворцовой и садово-парковой архитектуры. И вот через полтысячи лет, в 2000 г., этот историко-архитектурный комплекс удостоен статуса объекта Всемирного наследия.

Мирский замок был возведен на рубеже XV-XVI вв. на берегу речки Мирянка, притока Немана. Само селение впервые упоминается в одной немецкой хронике еще в 1395 г., однако первые документальные свидетельства существования замка относятся к концу 1520-х - началу 1530-х гг. Наиболее вероятным временем строительства замка считают период 1506-1510 гг.

Возведенный в средние века в готическом стиле, комплекс Мирского замка за пять веков своей жизни «повидал» немало разных хозяев, у его стен стояло и немало неприятелей. Но, несмотря на многочисленные, подчас самые серьезные перестройки и разрушения, замок и сегодня поражает своим величием, архитектурной гармонией, простотой и лаконизмом форм, соответствием окружающему природному ландшафту. Художественное решение фасада замка основано на использовании орнаментальных поясов, идентичных по рисунку и технике исполнения и присутствующих на всех его элементах. И хотя изначально Мирский замок был призван выполнять оборонительную функцию, неизвестные мастера прошлого придали ему вид нарядный и торжественный, создав вместо желаемой «демонстрации силы» бессмертное «торжество красоты».

Прилегающий к замку пруд служит его естественным живописным дополнением, равно как и разбитый еще в конце XIX в. пейзажный парк, насыщенный различными экзотическими видами растений. Один из самых выгодных ракурсов съемки Мирского замка – именно с дальнего берега этого пруда, в котором зеркально отражается весь замок.

Однако эта внешняя декоративность ничуть не умаляла защитной мощи замка. Он был прекрасно приспособлен для отражения внешних угроз. Его стены высотой до 27 м имели два ряда бойниц, а башни были приспособлены для стрельбы из тяжелых орудий. Присутствовали сложные механизмы: подъемный мост, падающая решетка, устройства для поднятия грузов и тяжелых орудий на верхние ярусы.

В плане замок имеет форму неправильного квадрата, основу которого составляют пять башен. Четыре из них расположены по углам, а пятая – проездная – находится в центре западной стены. Все башни замка имеют квадратное основание и восьмигранный верх, они были выстроены в едином стиле, хотя каждая из них имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Первоначально в оформлении Мирского замка использовались характерные для готического стиля приемы: особая кладка со вставками из камня, оформление замковых стен разнообразными по форме оштукатуренными нишами, декоративные кирпичные пояса.

В 1568 г. Мирский замок переходит от княжеского рода Ильиничей (при которых он и был построен) к несвижским князьям Радзивиллам. С этим переходом начинается эпоха многочисленных изменений во внешнем облике замка. Готический замок перенимает традиционные черты архитектуры итальянского Ренессанса: простор лестниц, ритмичность чередования окон и дверей, одинаковая высота помещений на этаже. Камень уступает место кирпичу, а основная декоративная функция принадлежит резьбе.

В конце XVI в. на втором этаже башни над воротами появляется каплица Св. Христофора, на третьем – часы. Вдоль северной и восточной стен построен трехэтажный дворец, а вдоль южной и западной стен – одноэтажные службы. Изменяется и окружение замка: стены, переставшие быть неприступными для более совершенной артиллерии, дополняются земляными валами и рвами с водой. К северу от вала закладывается «итальянский сад».

В 1655 г., во время русско-польской войны, Мирский замок был впервые разрушен: сожжены многие его постройки, сломаны мельницы, уничтожены пруды, опустошен «итальянский сад». Восстановление началось лишь через 30 лет и продлилось до 1690 г. Очередное страшное испытание замок пережил в 1706 г., когда в Мир вошли войска шведского короля Карла XII. Город был охвачен пожаром, следы которого до сих пор сохранились на стенах внутри замковых ворот.

Былую роскошь замку возвращает его очередной новый владелец, который восстанавливает «итальянский сад», переделывает покои на третьем этаже дворца, где появляются богато убранные залы с лепниной и позолотой – все это признаки уже нового архитектурного стиля. Однако и это великолепие приходит в упадок к концу XVIII века.

Очередные разрушения в Мирском замке происходят во время войны 1812 г. После незначительных восстановительных работ Мир переходит от одних владельцев к другим, а замок продолжает постепенно разрушаться от времени и полного безразличия к нему хозяев.

Возрождение начинается с 1891 г., когда замок становится собственностью князей Святополк-Мирских. Происходит формирование нового дворцово-паркового ансамбля, в пейзажной части парка появляется большой водоем с островом. В 1904 г. композиция парка дополняется часовней-усыпальницей – оригинальным сооружением с колоколом на башне и красочным мозаичным панно на главном фасаде, выполненным по проекту петербургского архитектора Р. Марфельда. Здесь же крепится картуш с гербами старейших городов – Киева, Новгорода, Пскова и Москвы, призванный подчеркнуть древность рода князей Святополк-Мирских (претендующих на происхождение от Рюриковичей). После пожара в 1914 г. замок уже не восстанавливался, но последний из князей Святополк-Мирских жил здесь вплоть до 1939-го года.

Во время 2-ой Мировой войны в замке на протяжении года существовало гетто, позднее там жили люди, оставшиеся после войны без крыши над головой. Последний обитатель покинул Мирский замок в начале 1960-х гг., в 1983 г. там начались реставрационные работы, а в 1992 г. состоялось торжественное открытие первой музейной экспозиции в юго-западной башне. В современном музее действует уже несколько разных экспозиций, отреставрирована и южная галерея замка, однако реставрационные работы здесь еще продолжаются. Ныне это филиал Национального художественного музея Республики Беларусь.

Архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивиллов в городе Несвиж

(№ 1190 Критерии: II, IV, VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2005

В 30 км к югу от Мирского замка находится другой достопримечательный объект – исторический город Несвиж (белорус. - Нясвиж). В наши дни он является районным центром Минской области, с населением порядка 15 тыс. человек, расположен примерно в 100 км к юго-западу от Минска. Недалеко от него проходят железная дорога и крупное шоссе по маршруту Минск – Барановичи – Брест, и кроме того, Несвиж является узлом нескольких автомобильных дорог районного значения. Поэтому этот интереснейший город, удостоенный статуса Всемирного культурного наследия в 2005 г., довольно хорошо доступен для всех, кто желает ознакомиться с его богатейшей историей.

Первое письменное упоминание о Несвиже, как о месте, переданном Великим князем Литовским во владение одного из дворянских родов, относится к 1446 г. В 1533 г. Несвиж в результате браков и наследования перешел к роду Радзивиллов – приобретшему в XVI в. очень большое значение в государстве, и с 1547 г. ставшему княжеским.

При видных представителях этого рода – князьях Миколае Радзивилле Черном (1515-1565 гг.) и Миколае Крыштофе Радзивилле Сироте (1549-1616 гг.) Несвиж активно развивался. Здесь было начато строительство княжеского замка-дворца. В 1586 г. поселение получило права города и стало застраиваться по регулярному плану. С начала 1560-х гг. в Несвиже начато, впервые на территории современной Беларуси, печатание книг. В самом конце XVI в. в городе были основаны монастыри бенедиктинок, бернардинцев и иезуитов, а несколько позже – и доминиканцев. С 1586 г. начала свое существование Несвижская ординация – майорат (неделимое владение) наследников Радзивиллов по мужской линии.

С середины XVII в., вместе с ослаблением и военными поражениями польско-литовского государства – Речи Посполитой, начались трудные времена и для Несвижа. Он неоднократно захватывается и опустошается то русскими, то шведскими войсками. Тем не менее, город остается в частном владении Радзивиллов, вплоть до перехода Несвижа в 1793 г. по второму разделу Польши в состав Российской империи, где он становится центром повета, а затем уезда Минской губернии.

Что касается Несвижской ординации, она оставалась владением основной ветви рода князей Радзивиллов до ее пресечения в 1813 г., с середины XIX в. перешла к младшей линии рода и была ликвидирована только в 1939 г. Видными представителями рода Радзивилов, много сделавшими для развития поместья и города были: в XVIII в. – Михал Казимир Радзивилл Рыбонька и Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку», а в конце XIX в.– Антони Вильгельм Радзивилл и его супруга Мария Дорота Радзивилл, урожденная маркиза де Кастеллян.

С Несвижем были связаны многие страницы жизни таких выдающихся деятелей белорусской культуры, как Сымон Будный, Томаш Маковецкий, Владислав Сырокомля, Якуб Колас и др.

В 1921-1939 гг. Несвиж, вместе с другими западно-белорусскими землями находился в составе польского государства, а затем вошел в Белорусскую ССР, был в 1941-1944 гг. под немецкой оккупацией, затем – типичным малым советским городом, с характерными для него чертами социально-экономического развития и проблемами.

С 1991 г. Несвиж – известный исторический город, центр культуры и туризма независимой Республики Беларусь. В 1993 г. создан Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», в 1995 г. в городе открыт Историко-краеведческий музей, с 1997 г. здесь проводятся Дни белорусской письменности, а с 2003 г. – фестиваль «Старинный Несвиж».

Основным архитектурным ансамблем Несвижа является замок-дворец рода Радзивиллов, возведенный в последние годы XVI в. итальянским архитектором Дж. Бернардини, и в последующем неоднократно изменявшийся и достраивавшийся. Замок состоит из десяти взаимосвязанных зданий, которые образуют единое архитектурное целое вокруг парадного шестигранного двора. Здесь сохранились въездные ворота – брама, башня, окружающие замок высокие валы, а вне их, также по периметру, – глубокие рвы с водой. В 2000-е гг. осуществлена комплексная реставрация замка.

Великолепно реставрированы его роскошные интерьеры – в том числе залы: Звездный, Бальный, Золотой, Каминный, Гетманский, Охотничий, Театральный, а также – Библиотека, Архив, Арсенал. Все это в сумме составляет экспозицию музея «Резиденция Радзивиллов». Кроме музейных помещений в комплексе замка находятся также парадно оформленные интерьеры: гостиницы «Палац», ресторана «Гетман» и Кафе «Страуня».

К замку примыкает обширный Старый парк, прямоугольной формы, выходящий к живописному Дикому пруду, вдоль берега которого проложен променад. В этом парке есть Центральная поляна, Солнечная поляна, Выставочная поляна, имеется маленький Зеркальный пруд с изящной скульптурой русалки, скульптурная композиция «Юный музыкант с ангелом-хранителем», стела на месте расстрела 1500 евреев – жителей Несвижа, закладной камень Старого парка, и даже памятник собаке-спасительнице своего хозяина. Особое место занимает Аллея памяти с бронзовыми бюстами представителей рода Радзивиллов и деятелей белорусской культуры. Мемориальный камень заложен в честь создательницы Старого парка – княгини Марии Радзивилл.

Отделенная от замка большим прудом, который пересекается дамбой-мостом, находится центральная – историческая – часть Несвижа. Её все еще сохраняющаяся прямоугольная планировка и выдающиеся старинные здания, дошедшие до наших дней, относятся к периоду расцвета города, т.е. в основном к концу XVI-началу XVII вв. На Центральной площади (бывшая Рыночная) располагается здание Старой Ратуши с часовой башней и окружающие его с трех сторон торговые ряды. Другие примечательные постройки старой части Несвижа – это прежде всего Фарный (приходский) костел Наисвятейшего Божиего Тела, обладающий прекрасными интерьерами в стиле барокко, монастырь бенедиктинок, Слуцкая Брама (городские ворота), высокая городская оборонная башня, «Дом на рынке» (дом богатого ремесленника). Особую красоту всему комплексу придает цепь из четырех прудов, ограничивающих его с востока.

Замок и Фарный костел, а также некоторые другие постройки Несвижа, оказали заметное влияние на дальнейшее развитие архитектуры в этой части Европы и в России. Однако, к сожалению, историческая застройка города и его традиционный архитектурный облик значительно пострадали в годы доминирования типового строительства 1950-х-1970-х гг. Многие старинные здания были в то время разрушены и заменены новыми безликими, как например, кинотеатр, вставший на месте бывшего монастыря доминиканцев. А на западе старой части Несвижа возникла многоэтажная жилая застройка, нарушающая традиционный городской облик.

Сейчас белорусские специалисты, при поддержке польских коллег, ищут правильные подходы к регенерации исторической части Несвижа и его отдельных памятников, – подходы, которые бы в полной мере отвечали полученному этим городом статусу объекта Всемирного культурного наследия. Тем более, что город давно уже стал популярным туристическим центром – его посещает свыше 170 тыс. человек ежегодно.

Доп.: В 2012 г. в городе Несвиж состоялся семинар ЮНЕСКО, посвященный завершению реставрации замка и приглашению специалистов из стран европейской части СНГ к обмену опытом по управлению объектами Всемирного наследия на примере работ в Несвиже и Мире.