Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов и Девичьей Башней
(№ 958 Критерии: IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000
Столица Азербайджана Баку – крупнейший город, расположенный на берегу Бакинской бухты Каспийского моря; современная численность его населения порядка 1900 тыс. чел.
История Баку – современной столицы Азербайджана – неразрывно связана со многими культурами, в разное время оказавшими на развитие этого города самое значительное влияние. Так, известно, что Баку входил в состав государства Сасанидов, Арабского халифата, затем стал важным центром государства Ширван. Столицей Ширвана с момента его основания был город Шемаха – один из крупнейших городов не только Закавказья, но и всего Переднего Востока. Первоначально здесь находилась и резиденция ширваншахов (верховных правителей), но в первый раз – временно на несколько десятилетий (в конце XII в., после разрушительного землетрясения в Шемахе), а затем окончательно (в середине XV в.) столицей государства ширваншахов стал именно Баку. При этом, некоторое время, в XIII–XIV вв. Баку находился под властью татаро-монгольских ильханов, затем снова вошел в состав государства Ширван, позднее был захвачен Ираном, ненадолго Турцией, и снова Ираном. В середине XVIII в. Баку стал центром небольшого Бакинского ханства, а в начале XIX в. оказался в составе Российской империи и получил исключительное развитие, как крупный промышленный, деловой и культурный центр. Столицей независимого государства он впервые ненадолго стал в 1918 г. и окончательно – в 1991 г. Многогранное влияние различных культур на развитие города-крепости и сегодня прослеживается в хорошо сохранившихся памятниках азербайджанского зодчества времен средневековья.
Абсолютное большинство древних памятников сохранилось в старой, окруженной крепостной стеной части города – Ичеришехер (Внутренний город, привычное название в советские годы – Старая крепость), которая и стала в 2000 г. объектом Всемирного наследия. Строительство крепостной стены общей длиной около 1300 м относится к XII в. (до настоящего времени она сохранилась на протяжении 950 м - с восточной и северной сторон Старого города, и признана одним из памятников культурного наследия мирового значения).
В этой старой части города, общей площадью около 22 га, сохранились узкие, прихотливо изгибающиеся улицы, переулки и традиционная застройка домами X–XIХ вв. Всего в Старой крепости находятся сотни примечательных зданий, из которых три (помимо крепостной стены) считаются объектами мирового значения, а 28 – являются охраняемыми объектами наследия национального значения; здесь продолжает проживать население - сейчас около 5-6 тыс. чел., расположены многие музеи, учреждения обслуживания, гостиницы, институты, фирмы и т.д.
Одним из памятником мирового значения является ансамбль Дворца ширваншахов. Во время становления Баку как столицы Ширвана на вершине небольшого Бакинского холма было выбрано место для возведения дворца правителей. Заложенный еще в XII в., он получил окончательное развитие в XV в., занимая три возвышающихся друг над другом террасы.
Здание, собственно, дворца располагается на верхней из них. Для его строительства был использован апшеронский известняк, свойства которого придавали дворцу дополнительную красоту. Материал, имевший до обработки молочно-белый цвет, после обтесывания приобретал красивый охристо-золотистый оттенок. Стены дворца были выложены из камней разных размеров, обработанных таким образом, что швов кладки видно вообще не было. При этом особый эффект внешнему виду здания придавало чередование рядов широких и более узких камней, что создавало подобие орнамента. Дворец имел восьмигранный, перекрытый куполом центральный зал; здесь же находились жилые покои. На верхнем уровне была также возведена Диван-хана, служившая, согласно сохранившейся надписи над входом, «судилищем».
На среднем уровне находится мавзолей Сеида Яхьи Бакуви, одного из придворных ученых, который занимался медициной, математикой и астрологией. Это восьмигранное здание, верхняя часть которого имеет форму шатра. Сегодня это сооружение известно под названием «Мавзолей дервиша». Еще ниже по склону находилась усыпальница ширваншахов.
Очертания дворца издалека просматривались как со стороны моря, так и с окружающих город высот. На протяжении 500 лет своего существования дворцовый комплекс неоднократно разрушался и перестраивался, но, тем не менее, сохранил первоначальное величие и красоту.
Вторым памятником мирового значения в Ичеришехер является находящаяся в ее юго-восточной части Девичья башня (Кыз-каласы), воздвигнутая в XII в. поверх, как открыли археологи, гораздо более ранних построек (датируемых от VII-VI вв. до н.э.). Это поистине уникальное произведение азербайджанского зодчества не имеет аналогов нигде на Востоке. Она представляет собой выложенный из местного серого известняка гигантский цилиндр высотой 28 м, при диаметре 16,5 м. С восточной стороны к цилиндру примыкает выступ, назначение которого не совсем ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на восемь ярусов, где одновременно могут поместиться до 200 человек. Свет вовнутрь проникает только через узенькие и немногочисленные оконные проемы, очень похожие на бойницы. А сообщение между ярусами-этажами осуществляется по винтовой лестнице. Внутри башни имеется колодец глубиной более 20 м, специально пробитый в скале к водоносным горизонтам. Хотя первоначальное назначение башни все еще вызывает споры у специалистов, известно, что в раннем средневековье она служила крепостным целям и являлась главной цитаделью Бакинской крепости. Позже, в XVIII-XIX вв. Девичья башня использовалась в качестве маяка. А своим названием башня обязана одной красивой и грустной восточной легенде.
Третьим памятником мирового значения в Ичеришехер признана мечеть Мухаммеда (т.н. «Сыныг-Гала»), построенная в 1078-1079 гг., а в 2010 г. - реставрированная с участием специалистов Германии и Австрии.
Среди других памятников Ичеришехер следует назвать еще шесть мечетей и медресе, три каравансарая (в здании одного из них сейчас функционирует театр народной музыки «Мугам» – тоже признанный шедевр мирового нематериального наследия), три бани-«хаммам», сохранившиеся фрагменты усадьбы Бакинских ханов (1747-1806 гг.), торговая площадь Ханегах в окружении аркады, а также остатки фундаментов снесенной в годы советской власти церкви Св. Варфоломея – на легендарном месте казни (предположительно - в 71 г.) одного из 12 апостолов Иисуса Христа.
В 1964 г. на базе ансамбля памятников был создан государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Комплекс Дворца ширваншахов»; в 1977-1985 гг. - историко-культурный заповедник «Ичеришехер» в границах всей Старой крепости. Первые годы существования Ичеришехер, как объекта Всемирного наследия - первого в Азербайджане, не были легкими. Большие повреждения принесло произошедшее в ноябре 2000 г. землетрясение, затем исторический облик объекта стало искажать новое, недостаточно регулируемое городское строительство, в связи с чем бакинский объект в 2003 г. был занесен в Список Всемирного наследия, находящегося в опасности.
Были предприняты срочные меры. Так, в 2005 г. было создано Управление Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» при Кабинете министров Азербайджанской Республики, взявшего под свой строгий контроль любые изменения в границах объекта. Приглашенными международными коллективами специалистов были разработаны комплексные предложения по сохранению и использованию Старой крепости, ее памятников и характера застройки (напр. Интегрированный план управления и действий на территории – IAMAP, 2007 и др.). Все это значительно улучшило положение, и в 2009 г. бакинский объект Всемирного наследия был выведен из «угрожаемого списка».
В настоящее время успешно реализуется стратегический план сохранения и развития заповедника на несколько лет; ведется реставрация отдельных памятников и уличных фасадов многих характерных старых домов, организуются новые музейные экспозиции, модернизируется большое количество жилых квартир сохраняющегося населения, благоустраиваются улицы, на них ограничивается движения транспорта, а многие - превращаются в пешеходные. Одним словом - должным образом осуществляется процесс органичного развития комплекса Старой крепости в Баку, как исторического городского ландшафта. Это позволило Центру Всемирного наследия ЮНЕСКО определить Баку в качестве одного из четырех городов, где опробуются подходы к управлению такими ландшафтами (тремя другими городами определены Неаполь, Занзибар и Джорджтаун в Малайзии). В 2010 г. в Баку был даже проведен Международный семинар по историческим городским ландшафтам.
Наскальные изображения культурного ландшафта Гобустан
(№ 1076rev Критерии: II, III, IV 3 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2007
Гобустан (называемый также Кобыстан или Кобустан) – это район, расположенный примерно в 60 км к юго-западу от Баку, вблизи поселков Сингачали и Гобустан. Это гористая полупустынная местность, с жарким и сухим климатом, сформировалась там, где к побережью Каспийского моря выходят юго-восточные отроги Большого Кавказского хребта. Эти отроги имеют здесь вид невысоких хребтов, которые обрываются к побережью крутыми утесами и сильно расчленены глубокими оврагами. Собственно, эти овраги (по-азербайджански – «гобу») и определили название всего района – Гобустан, или «край оврагов». В межгорных понижениях можно наблюдать такие проявления вулканизма, как «грязевые котлы» и горячие паро-газовые струи – фумаролы. Поблизости расположен небольшой действующий вулкан Каниза, последнее извержение которого отмечалось в 1998 г.
Многие здешние хребты имеют довольно плоские – столообразные вершины, а сами они сложены из твердого апшеронского известняка. Под воздействием естественных эрозионных процессов крупные известняковые блоки постепенно откалывались друг от друга и проседали. В итоге сформировался весьма причудливый рельеф – с крутыми обрывами, каменными навесами, небольшими пещерами и гротами, что оказалось очень благоприятным для расселения древнего человека, занимавшегося охотой, собирательством, а затем и примитивным скотоводством. Близость моря также увеличивала привлекательность древнего Гобустана с точки зрения расселения доисторических племен.
Археологические находки Гобустана иллюстрируют весьма значительный отрезок человеческой истории: от каменного века (начиная с 10-12 тыс. назад, когда на смену последнему оледенению пришел более влажный и теплый климат) до средних веков нашей эры. Эти находки ученые объединяют в три основные группы.
Во-первых, это многочисленные остатки поселений, святилищ и погребений, включая стоянки времен каменного и бронзового веков. На местах поселений собраны разнообразные изделия из камня, в т.ч. посуда, емкости для хранения воды, другие бытовые предметы, орудия труда, а также бронзовые наконечники для топоров. Что касается мест погребений (которых обнаружено около 30), то они имеют вид выложенных кольцом камней, с диаметром такого кольца в 5-11 м, и высотой камней до 1 м. Располагаются они либо группами, либо одиночно.
Также найдены следы т.н. «загонной охоты», при которой преследуемые загонщиками животные направлялись к крутым высоким обрывам, с которых они в панике срывались и разбивались (затем их туши разделывались и утилизировались). Есть здесь остатки средневековых могильников и построек, связанных с отгонным скотоводством.
Во-вторых, помимо материальных следов жизнедеятельности древних обитателей Гобустана, здесь нашли (впервые в 1939 г.), а затем (начиная с 1947 г.) начали систематически исследовать следы их художественной деятельности, представляющие собой изображения, выбитые прямо на скалах – петроглифы. Число обнаруженных к настоящему времени петроглифов уже достигло 6000. Наибольшая их концентрация наблюдается на склонах трех холмов, находящихся в 5-10 км от побережья Каспия и имеющих высоту от 120 до 230 м над уровнем моря: Джингордаг (вместе с холмом Язылтепе), Боюкдаш и Кичикдаш.
Ширина выбитых на скалах линий составляет от 10 до 50 мм, их глубина – от 1 до 30 мм. Естественно, что часть из них от времени уже потеряла четкость, другие же – сохранились прекрасно, как будто бы были сделаны относительно недавно. Любопытно также, что гобустанские петроглифы обращены к востоку, то есть Каспийскому морю и восходящему солнцу.
Что же изображали доисторические художники? Исследования ученых показывают, что в те далекие времена данная местность была более влажной и вполне пригодной для обитания древних племен, это была скорее тропическая саванна, с четко выделявшимися двумя сезонами года – сухим и влажным. Склоны холмов тогда покрывали смешанные сосново-дубовые леса, флора была значительно богаче, и здесь в изобилии водились различные копытные (буйволы, олени, газели, кабаны, дикие бараны, козлы и лошади, верблюды), а также хищники – волки и даже львы. Все они, собственно, и стали главными «персонажами» самых древних петроглифов, относимых к каменному веку. Другие «герои» изображений той же эпохи – это, естественно, люди: охотники с луками и стрелами (одиночные или группами), фигуры женщин – с татуировкой, в состоянии беременности и пр. (в т.ч. получившие большую известность изображения женской головы «в фас и в профиль» – 8-е тысячелетие до н.э.). Есть здесь и «пляшущие человечки» – закрашенные черным или белым фоном изображения сразу нескольких, словно поставленных в один ряд, человеческих фигурок (среди прочих, фигура взрослого человека, держащего за руку ребенка). Размеры человеческих изображений достигали 1-1,5 м, т.е. примерно соответствовали естественным.
К тому же в те незапамятные времена Каспий подходил к этим местам довольно близко. Отсюда и морские сюжеты – лодки (одиночные или группами) и рыбы (с четко обозначенными жабрами, плавниками и хвостом – сомнений быть не может!).
Таким образом, эти наскальные изображения служат ярким свидетельством того, что в прошлые эпохи, действительно, здешний климат был совершенно иным, и что береговая линия Каспийского моря проходила также по-другому.
Более поздние периоды (бронзовый век) отмечены сложными сценами ритуальных танцев, жертвоприношений, появлением изображений домашних животных, всадников и колесниц. Это также солярные (солнечная символика) и тотемные (священные) знаки.
В-третьих, в Гобустане обнаружены выгравированные на скалах надписи. С одной стороны, это более древние надписи на латыни, датируемые 1-м в. нашей эры, и относящиеся к периоду Римской империи. С другой стороны – это более свежие надписи, сделанные с использованием арабского алфавита, отражающие уже средневековый период в истории Азербайджана.
С 1966 года этот уникальный исторический ландшафт сберегается в статусе Государственного историко-культурный заповедника, его площадь – свыше 4,5 тыс.га. С 2007 г. – это Национальный историко-культурный заповедник.
Среди современных проблем заповедника отметим следующие. С одной стороны, на состояние наскальных изображений оказывают негативное влияние природные осадки и сильные ветры, вызывающие разрушающие известняк (водная и ветровая эрозия). С другой стороны, это чисто техногенные факторы, и в первую очередь, деятельность каменных карьеров: хотя многие из них в настоящее время не функционируют, оставшиеся от старых карьеров следы разработок пиленого камня все же оставили свои следы на уникальном рельефе заповедника.
Город Шеки
Объект «Исторический центр Шеки и Ханский дворец» включен в Список Всемирного наследия в июле 2019 г. решением 43-й Сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город Шеки (ранее – Сакасена, Саке, Шакашен, азер. – Şǝki,), является районным центром Республики Азербайджан. Он находится приблизительно в 300 км к северо-западу от Баку, у подножий гор Большого Кавказа, на высоте 500-850 м над уровнем моря, на обоих берегах реки Гурджаначай; его современное население составляет около 70 тыс. жит.
История развития Шеки и его окрестностей археологически прослеживается еще с доисторических времен. И недавно в городе даже отметили свое 2700-летие. В Средневековье город принадлежал разным владельческим династиям Закавказья, был в составе Кавказской Албании, затем - объектом соперничества арабов, турок-сельджуков и грузинских царей Кахетии и Картлии. А с 1550-х гг. он оказался во власти шахов Персии – Сефевидов, затем Афшаров.
В 1743 г. Гаджи Челеби, потомок местного рода, правившего в Шеки до персов, объявил себя независимым от персидского Надир-шаха Афшара, отразил попытку шаха силой привести его в подчинение, основав таким образом Шекинское ханство (иногда позже называемого по новой столице, см. ниже, Нухинским), просуществовавшее 75 лет до присоединения в 1819 г. к Российской империи. В нем стали активно развиваться местное хозяйство и строительство.
В большинстве исторических источников сообщается, что в 1772 г. весь старый город Шеки был сметен катастрофическим селевым потоком реки Киш, на которой он первоначально располагался. Восстановление столицы ханства было начато в нескольких километрах восточнее и на 100 м выше по рельефу, вверх по течению небольшой ближней реки Гурджаначай, рядом с существовавшим здесь издавна сельским поселением Нуха.
Известна и другая версия, в соответствии с которой древний Шеки находился не на реке Киш, а в 10-15 км южнее современного города, был уничтожен при вторжении Надир-шаха и стал развиваться в предгорьях, как новая столица ханства, рядом с существовавшем ранее селом Нуха, уже с конца 1740‑х гг.
Так или иначе, но столица ханства получила наименование Нуха, использовавшееся затем до 1968 г., хотя и ханство, и созданные на его месте российская провинция (1819-1840 гг.), и затем - уезд российской губернии в начале его существования (в 1840-1846 гг.), продолжали именоваться Шекинскими.
Территория старой части города, вытянута вдоль верхнего течения реки Гурджаначай. Ниже река делает поворот на 90 градусов, со сменой направления течения с западного на южное. Здесь в нее впадает правый приток. – ручей Дейирман-архы, текущий с севера. Рядом, на небольшой площади находится Джума-мечеть, с момента ее строительства в середине XIX века - пятничная. Это условный центр всего города: в нескольких кварталах вниз по реке, уже на равнинной местности находится автовокзал, вокруг него – территория строительства последних десятилетий, промышленные объекты. Вверх вдоль реки проходит главная в старом городе улица Мирза Фатали Ахундова (на табличках Axundzade). Ее длина здесь - меньше двух километров, а перепад высот составляет целых 90 м.
Имевшая столичный статус Нуха в последней четверти XVIII века стала активно застраиваться: к этому периоду относятся самые главные достопримечательности города — укрепления Нухинской (Ханской) крепости, Ханский дворец, каменные караван-сараи. Образуются и жилые районы-махалли около крепости, получившие название Юхары Баш, то есть - «Верхний город». Здесь сложился один из самых цельных ансамблей исторической застройки в Азербайджане (при этом, во всей Нухе в конце XIX – начале XX веков было уже около 25 тыс. жит).
Однако историческое наследие города, вновь пострадавшее и при обычных в горах новых селях, и при землетрясениях, а затем из-за неухоженности в первые десятилетия советской власти, имело к середине XX века плохую сохранность. И в 1958-1963 гг. азербайджанские власти организовали комплексное восстановление старого города с реставрацией его памятников и всей исторически сложившейся среды.
Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР от 6 марта 1968 года № 97 возвышенная историческая часть города Нуха (вернувшему спустя неделю историческое наименование – Шеки) была объявлена историко-архитектурным заповедником «Юхары баш». Его площадь составляет 283 га; на этой территории находится почти 2800 характерных по конструкции и облику жилых владений, но причем только менее 30 % из них относится к времени до присоединения Нухи к России.
Эта застройка имеет характерный облик – дома в 2-3 этажа с каменно-кирпичными с фигурной кладкой фасадами, входами-арочными порталами, нависающими над улицей балконами, внутренними террасами-айванами, крутыми двускатными крышами, крытыми коричневой черепицей.
Основным памятником заповедника является Ханская крепость, заложенная еще в 1760-е гг., ее стены высотой (после реставрации) 4-6 м имеют длину около 1,3 км и 21 башню. Внутри крепости находятся Ханский дворец (о нем будет сказано ниже, как о специально упомянутом в наименовании характеризуемого объекта Всемирного наследия). Другими постройками являются бывшая тюрьма (1895 г. сейчас – Дом ремесленников), Трехсвятительная бывшая гарнизонная церковь (1828 г. из мечети), ранее здесь были и казначейство, и казармы, и конюшни – все, что было нужно для находившихся в крепости военнослужащих и чиновников российских и местных властей провинции и уезда, включая небольшие сад и кладбище.
Планировка территории всего заповедника вне крепости характерна для средневековых городов мусульманского Востока – узкие, ломанные в плане улочки, тупики, в том числе основные улицы, кроме упомянутой главной: Фатали Хана Хойского, Никем, Сары-торпаг, Ахвердиева и др. Памятники XVIII - XIX веков создания, в том числе многочисленные мечети: Ханская (конец XVIII века – бывшая пятничной до создания упомянутой выше Джума-мечети), а также имама Али, Омара Эфенди, Гедек, Кишлак; караван-сараи (Верхний и Нижний – крупные сооружения с цокольными этажами, арочными входами-въездами во внутренние дворы второго этажа), бани-хамамы (Агванлар, Кишлак, Подземная и другие), дома-мастерские и лавки ремесленников. Памятниками признаны Дом Шекихановых (своего рода – «малый дворец» родственников ханов) и Мост на реке Гурджаначай. Город имел много значимых уроженцев и в состав заповедника входят дома-музеи: поэта, философа, основоположника современной азербайджанской культуры Мирза Фатали Ахундова (1812-1878), педагога и просветителя Рашид-бека Эфендиева (1863-1942), драматурга Сабита Рахмана (Махмудова, 1910-1970).
Ханский дворец в Шеки был широко известным в мире и в давние времена, задолго до включения во Всемирное наследие. О нем с восхищением упоминали многие посетившие его в разное время известные в мире лица, как например: Александр Дюма-отец, Лев Толстой, Назым Хикмет, Тур Хейердал и другие; ему посвящено много исследований, в том числе такое специальное, как выполненное видным бакинским искусствоведом Л.С. Бретаницким (1914-1979). Есть множество описаний его общего облика, обильных и разнообразных декораций главного фасада и интерьеров; они легко доступны, например, в Интернете; известно о подробных качественных представлениях архитектуры и декораций дворца гидами-сотрудниками заповедника для посетителей.
Тем не менее, остается ряд больших неопределенностей, вызывающих до сих пор дискуссии по важным аспектам его истории, авторству проекта создания и составу исполнителей декоративного оформления дворца.
Так, есть две основных версии времени его создания. Согласно первой – дворец был построен еще в 1760-е гг., как резиденция тогдашнего хана Хуссейна, мастером Абба-Кумом; и в 2012 г. было соответственно торжественно отмечено 250-летие Ханского дворца. Однако согласно второй, сейчас признаваемой большинством специалистов, в том числе экспертами ИКОМОС, – дворец был построен в 1797 г., а автором его проекта был персидский архитектор из Шираза Хаджи Зейнал Абдин.
До сих продолжается детальное изучение декоративного оформления дворца с уточнением времени создания его отдельные фрогменты и их создателей. При этом, хотя основное оформление стен, оконных проемов залов и комнат сплошными подъемными многоцветными стеклянными переплетами-витражами из мелких деревянных деталей - «шебеке», плафонов залов, зеркальных ниш балконов относится к времени создания здания, росписи интерьеров разновременны — от выполненных «франкскими» (имеется в виду - европейскими) мастерами в XIX веке, которые сохранились в сталактитах плафона нижнего зала, до росписей начала XX века, выполненных известным мастером — Уста Гамбаром из Шуши, а также мастерами из Шемахи; есть в росписях и откровенный «лубок» - создание местных умельцев. То есть, росписи на стенах и плафонах памятника продолжали дополняться (изменяться) самыми разными по положению мастерству исполнителями в течение многих десятилетий, когда дворец использовался, как присутственные места властями Шекинского, затем Нухинского уезда и для приема важных визитеров, при его ремонтах в 1820-х гг. и в середине XIX века. Но в целом, именно всей совокупностью своего облика и комплексом декоративного оформления Ханский дворец в Шеки является прекрасным свидетельствам совершенства вкусов художников и мастерства ремесленников, создавших этот, «в персидском духе», уникум в удаленном от крупных метрополий кавказском регионе.
С начала 2000-х гг. правительство Азербайджана стало уделять развитию исторического города Шеки еще большее внимание, приняты и осуществлены решения по его благоустройству, по реставрации памятников, по развитию туризма, ежегодно проводится Шекинский международный музыкальный фестиваль «Шелковый путь», город регулярно посещается Президентом страны Ильдаром Алиевым, контролирующим исполнение решений.
В то же время, данный объект удостоился включения во Всемирное наследие не сразу. Впервые он был внесен на рассмотрение Комитета Всемирного наследия в 2017 г. Но решением Сессии он был возвращен правительству Азербайджана на доработку с рекомендацией конкретизировать механизмы управления его сохранением, усилить защиту ландшафтного своеобразия буферной зоны, разработать принципы его реставрации, сберегающей наследие.
По возможности доработанная номинация была представлена в ЮНЕСКО перед Сессией 2019 г. Но эксперты ИКОМОС вновь повторили рекомендации по доработке номинации. С этим, однако, большинство членов Комитета Всемирного наследия, уже в ходе самой сессии, не согласились, и включение рассматриваемого объекта в Список Всемирного наследия было решено. Были, правда, сделаны новые рекомендации, направленные на лучшее сохранение «выдающейся универсальной ценности» этого объекта.
Территория характеризуемого объекта Всемирного наследия составляет 120,5 га, а его буферная зона – 146 га, что в сумме близко к площади историко-архитектурного заповедника. Буферная зона на севере, востоке и юге от объекта имеет ширину 200-300м, доходя до края застройки, совпадающего с подножьем крутых горных склонов, а на западе доходит до начала равнинной территории, переходя немного за меридиональные русла нижнего течения реки Гурджаначай и ее правого притока.
Критериями включения объекта в Список ВН признаны II и V, то есть:
- наличие характерных сооружений и городской планировки, обеспечивших взаимообмен ценностями в пределах значительных районов и периодов времени; и
- представление собой яркого примера уязвимого при переменах традиционного поселения определенной культуры, традиционного землепользования и взаимосвязей человека с природой.