Польша

Польша была среди стран, присоединившихся к Парижской Конвенции ЮНЕСКО в первые годы после её заключения. Это произошло в 1976г., а уже в 1978г. Краков был включен одним из двух первых городов в Список Всемирного наследия (вторым был город Кито – столица Эквадора).

Насколько известно, официальных списков исторических городов в Польше не составлялось. Б.Рымашевский (1990) упоминает о более чем 640 исторических городах Польши, подавляющее большинство которых возникло «в средневековую эпоху». Многие из них сохранили основы древней планировки, но лишь некоторые - значительное количество старинных зданий. В большинстве старых городов основная часть застройки относится к ХIХ и началу ХХ вв.

В уникальном семитомном туристическом путеводителе по Польше 1960г., где объекты посещения классифицированы по степени интереса, были специально выделены градостроительные объекты наследия - около 45 городов. Ряду из них была дана высшая оценка. Это были исторические центры городов, отдельные ансамбли и комплексы, а в четырёх случаях города в целом: Пачкув, Казимеж-Дольны, Курник, Замосць.

Специфической особенностью культурного наследия городов Польши является понесённые ею огромные потери в годы Второй мировой войны. 177 исторических городов было разрушено более чем на 50%, а некоторые почти полностью. Из более крупных городов историческая застройка в основном уцелела лишь в Кракове и Торуне.

Поэтому особенностью польского опыта сохранения наследия исторических городов стало восстановление, а во многих случаях - даже воссоздание целых градостроительных комплексов. Начиная с 1946г., на основе концепций Я.Захватовича, А.Карчевского и др. видных специалистов были разработаны и осуществлены проекты восстановления старых частей Варшавы, Познани, Гданьска, Вроцлава, Еленя-Гуры, Люблина и других городов. Это было в основном восстановление в старых архитектурных формах, но, по возможности, с учётом современных функциональных требований.

Польская практика восстановления наследия, долго бывшая предметом значительных дискуссий из-за расхождения её методов и приёмов с принципами, установленными на международных конгрессах по реставрации, в конечном итоге получила признание, что, в частности, нашло отражение во включении ряда воссозданных объектов в Список Всемирного наследия.

В последующие десятилетия в Польше осуществлялся комплексный подход к сохранению исторических частей городов, который большинство польских специалистов называют «ревалоризацией». В 1979г. была создана Межведомственная комиссия по ревалоризации городов. Объектами её внимания стали т.н. «охраняемые поселенческие комплексы» - сёла, городки или исторические районы больших городов, усадьбы и т.д. В них выделялись «зоны реставрационной охраны» четырёх видов, один из которых (зона «А») означал наличие наиболее ценного и комплексного наследия, определяющего исторический характер данной территории.

На начало 2000-х гг. в Списке Всемирного наследия находится девять польских объектов, в том числе, четыре города и два внутригородских архитектурных комплекса. Рассматривавшаяся в 1998г. на сессии Комитета Всемирного наследия номинация, т.н. Главного города в Гданьске с первого захода не была утверждена.

Лит.: Рымашевский Б. Реконструкционные и реставрационные проблемы старых городов Польши. В кн.: Пруцин О.И. и др. Архитектурно-историческая среда. М., Стройиздат, 1990. разд.11, гл.6-9, с.223-341.
Poland. Travel Guide. V. 1-7. Ed. Uszynska Z. Warszawa, AGPOL, 1960.
Савицки О. Исследования, исходные данные, планы и проекты ревалоризации в ПНР. В сб.: Комплексная реконструкция исторических городов. Опыт и проблемы. // ЦНИИП реконструкции городов. М., 1989. с.73-79.
Польские города из перечня мирового наследия ЮНЕСКО. Text: Olchowik L. Gdańsk, Stella Maris, 1998.

Краков

Номинация № 29, включение - 1978г., критерий: IV
«Исторический центр Кракова».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Расположенная у подножья Вавеля, в 250 километрах к юго-востоку от Варшавы, бывшая столица Польши - Краков имеет богатый исторический центр, образованный средневековым Казимежем в южной части города, с остатками укреплений ХIV в., Краковом ХIII в. с крупнейшей рыночной площадью Европы, Ратушей, Ягеллонским университетом, Королевским замком и Кафедральным собором Св. Вацлава, местом погребения королей Польши».

Краков - Cracow (пол. Кракув - Kraków, нем. Кракау - Krakau) - центр воеводства, второй по значению и численности населения город Польши (около 750 тыс. жителей); расположен в южной части страны на 50˚. и 20˚ в.д., на берегах реки Вислы в её верхнем течении (центр города - на левом береге) и является главным городом исторической области Малая Польша.

Рельеф территории центральной части города в целом равнинный, с отметками около 200 м над уровнем моря. Над ней на 35-40 м возвышается Вавельский холм. Окраинные районы более холмистые, располагаясь на отрогах возвышенностей, ограничивающих с севера и юга долину Вислы, образуя сужение, с древности именуемое «Краковскими воротами».

Возникновение укрепления славянского племени вислян на Вавеле археологи и предания относят к началу VII в.; а первое письменное упоминание о Кракове относится к 960-м гг., когда Малая Польша вошла в состав раннепольского государства Пястов и на Вавеле были возведены крепость и первый кафедральный собор.

Уже в начале ХI в. (с 1038г.) Краков выдвинулся на положение столичного города всей Польши, оставаясь им более 500 лет - до 1596г. (а формально - до последнего раздела страны в 1795г.). Первые 200 лет он был старшим княжеским «столом» Польши (наподобие Киева в Древней Руси), за обладание которым с переменным успехом боролись князья Великопольской, Мазовецкой и Силезской ветвей династии Пястов, а с 1320г. Краков стал королевской столицей для последних Пястов - в т.ч., Казимира III Великого, династий Анжу, Ягеллонов и Ваза.

При разделах Польши Краков попал в зону влияния Австрии, оставаясь в ней с отдельными изменениями своего статуса (был в составе Варшавского герцогства, потом номинальной республикой) вплоть до 1918г. Период упадка ХVII - начала ХIХ вв. сменился в 1860-х гг. интенсивным экономическим ростом и обретением Краковом роли центра возрождения «польской духовности», когда его называли «Польским Пьемонтом», сравнивая с исторической областью Италии, откуда начался процесс национального объединения этой страны. А после восстановления независимости Польши Краков стал фактически её второй столицей.

Возникший на Вавельском холме у излучины Вислы город постепенно развивался в северном направлении (район Подзамче), осваивая всё новые участки вдоль современных улиц Гродской и Каноников. В 1257г. Краков получил городские права, и в 800 м к северу от Вавеля возник второй центр, регулярно распланированный «на немецкий манер» в соответствии с канонами магдебургского права. Его ядром стала площадь Главный Рынок с ратушей. Вместе с образовавшимися вокруг неё кварталами это сформировало то, что называется в Кракове Старым городом, или Грудеком площадью около 32 га.

Единые крепостные укрепления, возникшие начиная с ХIII в. вокруг Старого города и более ранней застройки к северу от Вавеля, получили в результате в плане своеобразные грушевидные очертания. А вместе с основанными в 1335г. к юго-востоку от Вавеля, за ныне не существующей протокой Вислы «новым городом» Казимежем, и в 1389г. к северу от Грудека - предместьем Клепаж, исторический центр Кракова приобрёл ярко выраженную вытянутую в меридиональном направлении конфигурацию (с соотношением сторон порядка 3х1 км).

Планировка исторического центра имеет, таким образом, смешанный характер: вокруг Главного Рынка и в Казимеже - регулярная прямоугольная, в остальных частях - более свободная. Застройка - разновремённая, в основном середины ХIХ - начала ХХ вв., но с многочисленными включениями более старых зданий - памятников. Краков счастливо избежал больших разрушений в войне 1939-45 гг. и представляет хорошо сохранившийся комплекс культурного наследия тысячелетнего периода.

В архитектурно-градостроительном ансамбле города доминируют два центра.

На Вавельском холме, где был центр государственной власти и королевская резиденция, находятся Королевский замок Вавель (в современном виде - в основном ХV - начало ХVI вв.) с его великолепным двором с многоярусными галереями, и Кафедральный собор Христа Спасителя и Святых Вацлава и Станислава (основание ХII в., добавления и изменения - до ХVII в.) с богато декорированными изысканными капеллами Сигизмунда и Ваза.

На площади Главного Рынка - одной из крупнейших площадей средневековой Европы, расположены комплекс торговых рядов (конец ХIV., ХVI, добавления ХIХ вв.) - т.н. Сукеннице, Ратушная башня (ХIV в.) и готический Мариацкий костёл (основания ХIII в., современный вид - ХIV - ХVI вв.) со знаменитым шпилем, и с трубачом - символом города, алтарём Вита Ствоша (1479-89 гг.) и витражами ХIV в.

От крепостных укреплений старого Кракова сохранён реставрированный участок северного фаса - стены, башни, Флорианские ворота и Барбакан перед ними. На месте остальных, снесённых в ХIХ в., укреплений разбит линейный парк Плянты длиной около 3 км - известная достопримечательность города, на некоторых аллеях которого обозначена конфигурация древних стен.

В исторических кварталах центра города находится много выдающихся памятников архитектуры. Особого упоминания заслуживают готические костёлы доминиканцев и францисканцев (ХIV – ХVI вв.), Церкви Св. Анджея (с ХI в.) и Св. Катажины (ХIV в.), Синагога (IV - ХV вв.) в Казимеже, а из гражданских зданий - Коллегиум Майус (старейший комплекс Ягеллонского университета, основанного в 1364г.), ратуша Казимежа и многие старые дома горожан, и дворцы знати, как например - Дом Длугоша, Дом прелата, или Дворец Велепольских. Есть также много интересных зданий ХIХ - начала ХХ вв. в стиле неоготики, псевдореннесанса, национального романтизма, модерна и др.

Культурное наследие Кракова исследовалось многими известными специалистами (Т.Добровольский - 1964, П.Краковский - 1971, Я.Островский - 1992 и др.). Программы сохранения этого наследия, т.н. «краковского эксперимента», разрабатывались начиная с 1950-х гг. Интересный проект архитектурно-ландшафтной организации по оригинальной методике выполнялся с конца 1970-х гг. Я.Богдановским. В 1981г. была разработана и принята Хартия реставрации Кракова, в десяти пунктах которой формулировались концепция, мероприятия и условия их осуществления.

С начала 1990-х гг. много внимания уделяется созданию условий для регенерации зданий - памятников культуры, возвращённых своим старым владельцам. Им предоставляются низкопроцентные займы, льготы по налогообложению. Примерами таких успешно восстановленных в последние годы и приспособленных для разумного использования памятников являются расположенные на площади Рынок Глувный или около неё: дворцы Попелей и «Под Баранами», «Дом гетмана», «Серый дом» и др.

Краков традиционно является центром международного сотрудничества в области культуры. Здесь в 1965г. был основан ИКОМОС. В 1991г. в Кракове состоялся общеевропейский симпозиум ОБСЕ по культурному наследию и был создан Международный Культурный Центр, много делающий для изучения и популяризации культурного наследия Европы. На следующий год проводился Европейский месячник культуры. А в 1998г. здесь состоялась 6-я Всемирная конференция исторических городов и была принята Краковская Декларация о значимости таких городов.

Вблизи Кракова в Величке находится ещё один отдельный объект Всемирного наследия - знаменитые соляные копи, ведущие свою историю на протяжении более чем 1000 лет.

С Краковом тесно связаны судьбы и дела многих виднейших действующих лиц польской истории и культуры, среди которых такие, как первый епископ краковский Св. Станислав Щепаковский, короли Казимир I Восстановитель, Казимир III Великий, Владислав Ягелло, Сигизмунд-Август, королевы Св. Кунигунда, Ядвига Анжу, Бона Сфорца, государственные деятели кардинал Олесницкий князь Владислав Чарторыйский, бургомистры Иозеф Дитль и Кароль Эстерайхер, учёные Ян Длугош, Ян Канти, Гуго Коллонтай, скульпторы и художники Вит Ствош, Ян Матейко, Станислав Выспянский, Ксаверий Дуниковский, композиторы Игнаций Падеревский и Кароль Шимановский, писатель Станислав Лем, кинорежиссер Анджей Вайда, и даже легендарный авантюрист пан Пётр Твардовский. В Краковском университете учились выдающиеся люди от Николая Коперника до Кароля Войтылы (будущего папы Иоанна-Павла II).

Богата и разнообразна культурная жизнь города. Например, в нём ежегодно проводится Международный фестиваль еврейской культуры. А на 2000г. Краков был объявлен очередной культурной столицей Европы.

Таким образом, древняя столица Польши Краков, благодаря своей истории, памятникам, богатой культурной жизни, самому «духу места», является наиболее знаменитым городом страны, феноменом градостроительства и туристическим центром мирового значения.

Лит. Савицкая В.И. Краков // Города и музеи мира. М., Искусство», 1975.
Ostrowski J.K. Cracow // ICC, Cracow – Warsaw, Wyd. Art i Film, 1992.
Bogdanowski J. On Charter of Restoration of Cracow. In: Concervation de Ciudades Pueblos y Barrios Historicos // Revista cientifica ICOMOS-2. Santjago de Compostela, 1993. P. 92-96.
Bogdanowski J., Bohm A. Protecting the cultural space of a historic city – the case of Kracow. In: Managing Historic Cities // ICC, Krakow, 1993. P. 149-152.
Bogdani-Czepita M. and others. Change of ownership and property value and the management of historic city: a message from Kracow. In: Managing Historic Cities // ICC, Kracow, 1993. P. 201-225.

Варшава

Номинация № 30, утверждение - 1980г., критерии: II, IV
«Исторический центр Варшавы».

Краткая характеристика Комитета ВН: «В августе 1944г., во время Второй мировой войны более 85% исторического центра Варшавы ХVIII века было разрушено нацистскими оккупационными войсками. После войны жители осуществили пятилетний план восстановления, давший в результате сегодняшние тщательные копии церквей, дворцов и рыночной площади. Это исключительный пример полной реконструкции периода истории с ХIII по ХХ века».

Варшава - Warsaw (пол. Варшава - Warszawa) – столица государства и центр воеводства, главный город исторической области Мазовия. Расположен в восточной части центрального региона страны, на 52˚ с.ш. и 21˚ в.д., на обоих берегах реки Висла в её среднем течении (основная часть города, включая исторический центр - на левом береге).

Рельеф территории города, находящегося в пределах Мазовецкой низменности, в целом равнинный. Высотные отметки – на 75-100 м выше уровня моря. Более высокое левобережье выходит к реке Вислинским обрывом высотой до 35 м, прорезанным оврагами. Правобережье - низменное, плоское. С запада к городу примыкает обширный лесной массив - Кемпионская Пуща.

Варшава - важнейший политический, экономический и культурный центр Польши с развитой промышленностью, наукой, образованием, крупнейший узел железных и шоссейных дорог. Население города в середине 1990-х гг. - 1645 тыс. чел.

Основание города относится к периоду 1260-х - 1320-х гг. Сначала это была небольшая крепость мазовецких князей, контролирующая переправу через Вислу и судоходство по реке, и посад при ней. Но значение города быстро росло, и в начале ХV века князья перенесли сюда свою столицу из Черска.

В 1526г. Мазовецкое княжество было присоединено к восстанавливающей свое единство Польше. Варшава оказалась на очень выгодном месте - в центре земель Речи Посполитой - государственного объединения Польши и Литвы. Здесь стали проводить сеймы, избирать королей. В 1596г. сюда была перенесена из Кракова главная королевская резиденция и переехало правительство. Варшава на 200 лет стала фактической столицей государства.

В дальнейшем город испытывал все превратности судьбы польского государства и государственности – растущее ослабление начиная с середины ХVII в., шведские нашествия и разорения, период доминирования соседних держав и разделы страны конца ХVIII в., нахождение в составе владений Пруссии (1795-1806), а после недолгого существования покровительствуемого Наполеоном Варшавского герцогства (1806-1815) - в рамках Российской империи (Царство Польское).

Наконец, после германской оккупации в годы Первой мировой войны, Варшава стала столицей восстановившей независимость Польши, хотя её ещё ожидали жестокие испытания новой оккупации 1939-1945 гг. и практически полное разрушение, гибель или изгнание всего населения. Причём, уникальность судьбы Варшавы заключается и в том, что оккупанты специально разработали проект «немецкого города Варшау» с уменьшением численности его населения до 40 тыс. человек (по сравнению с 1300 тыс. - в 1939г.). То есть, значительные районы города уничтожались целенаправленно, по планам немецких архитекторов.

С Варшавой были связаны все важнейшие события истории Польши середины ХVI-ХХ веков, в том числе, жизнь и деятельность таких выдающихся лиц польской истории и культуры, как - короли Сигизмунд III Ваза, Ян III Собесский и Станислав Понятовский, князья Святослав Любомирский и Август Чарторыйский, борцы за независимость Тадеуш Костюшко, Ромуалд Траугутт, Юзеф Пилсудский, писатели Адам Мицкевич, Генрик Сенкевич, Болеслав Прус, Элиза Ожешко, композиторы Фредерик Шопен, Станислав Монюшко, Генрик Венявский, художник Бернардо Беллотто, архитекторы Тыльман, Антонио Корацци, учёные Мария Складовская и Людвиг Заменгоф.

Преимущественными направлениями развития города от его первоначального ядра - Старого города с княжеской резиденцией (позже - Королевским замком), были территории вдоль левого берега Вислы: на север - т.н. Новый город (городские права с 1408г.) и далее в сторону будущей Цитадели ХIХ в.; и на юг - Краковское предместье, т.н. Новый Свят, Уяздовский замок и парк, и далее цепь дворцово-парковых резиденций королей Польши и высшей аристократии (Лазенки, Натолин, Вилянув и др.) по т.н. Королевскому тракту.

С конца ХVI в. происходит также постепенное расширение территории города в сторону от реки: сначала в границах валов Сигизмунда III (начало ХVII в.), потом при прокладке второй основной продольной магистрали города - Маршалковской ул. и формировании поперечных планировочных осей - Саксонской, Станиславовой (ХVIII в.). Далее историческая часть города окончательно определилась в пределах линии валов Любомирского (1770-е гг.), имея развитую систему продольных и поперечных улиц и группу площадей центра (завершение формирования в основном к середине ХIХ века). Несколько позже началось освоение правобережья Вислы и возникло предместье Прага.

Для средневековой части Варшавы - Старого и Нового городов, характерны регулярный «шахматный» план, упорядоченная парцелляция территории, большие прямоугольные рыночные площади в центре, сомкнутые фронты застройки улиц и площадей жилыми домами горожан с лавками на первых этажах и нарядными фасадами.

В бывших предместьях планировка и застройка были более свободными. Здесь в окружении зелени размещались дворцы польской знати, общественные здания и административные учреждения, а позже появились доходные дома, гостиницы и т.п.

Основными архитектурными доминантами исторического центра Варшавы являются: в Старом городе - Королевский замок и Замковая площадь с памятником королю Сизизмунду III Вазе, площадь Рынок с четырьмя фронтами застройки её сторон, собор Св. Яна (с Пантеоном выдающихся деятелей польской истории), фрагмент крепостных укреплений с Барбаканом; в Новом городе - площадь Рынок, церковь и монастырь сакраменток и старейшая в Варшаве церковь Благовещения (ХV в.); в бывших предместьях - Саксонский и Красиньский сады, Большой театр оперы и балета, дворцы Красиньских, Потоцких, Острожских, «Под Бляхом» и др., церкви Св. Анны, Св. Креста, монастырей кармелитов и визиток, ансамбль государственных финансовых учреждений на Банковской пл. (арх. А.Корацци, 1-я пол. ХIХ в.). На крутом склоне Вислянского обрыва, прямо под Королевским замком живописно расположены кварталы района Мариенштадт.

Но все эти объекты в своём современном виде являются не более, чем результатом грандиозных, уникальных в мировой практике реставрационных работ после тотального разрушения Варшавы в годы Второй мировой войны. Из почти 1000 исторических зданий города только 34 избежали разрушения. Восстановление таких разрушений явилось одним из ярчайших примет послевоенной истории Польши и всего развития мирового консервационизма, хотя и было предметом значительных дискуссий среди специалистов о допустимости и оправданности такого подхода.

И наиболее ярким, ставшим хрестоматийным примером такой реставрации,- стало возрождение Старого города Варшавы. Ведь цифра потери в войну - 85% застройки - относится, на самом деле, ко всему городу. Старый же город практически перестал существовать. Но уже в январе 1945г., сразу же после освобождения Варшавы было принято правительственное постановление о её восстановлении на историческом месте как столицы страны. В 1946г. была сформулирована программа и установлены принципы реставрации, основанные на возвращении разрушенным зданиям и ансамблям максимально близкого к первоначальному вида, и коллектив реставраторов во главе с Яном Захватовичем (1900-1983) приступил к работе.

План восстановления Старого города и Нового города был утверждён в 1949г. Основной объём предусмотренных им работ по Старому городу был выполнен к середине 1953г.: восстановлена большая часть застройки, доминирующие сооружения церковной и крепостной архитектуры, внутри зданий созданы современные для тех лет условия проживания, в ряде зданий разместились музейные экспозиции, общественные организации, кафе и рестораны для обслуживания туристов, осуществлено инженерное оборудование и внешнее благоустройство района, в тоннеле под Замковой площадью проложена автомагистраль «Восток-Запад», что позволило исключить транзитное движение по историческим улицам, а затем и полностью превратить Старый город в бестранспортную зону.

Ряд принципиальных подходов к восстановлению комплекса Старого города заслуживает особого упоминания.

Прежде всего, это т.н. «возврат к историческому состоянию». Под этим подразумевался отказ от восстановления «портящих вид», «неорганичных» форм и элементов зданий, появившихся за десятилетия, предшествующие разрушению. Вместе с тем, были отклонены предложения «восстановить готический Старый город ХV - ХVI вв.», о реальной застройке которого не сохранилось мало-мальски надёжных свидетельств. Таким образом «оптимальной датой», а в данном случае, наверное, лучше будет сказать – «оптимальным периодом» для реставрации Старого города в Варшаве стал ХVIII век.

При всём этом, основной идейной установкой восстановления в те годы было сохранение наследия в виде «оставшемся в памяти людей» от времени, непосредственно перед разрушением. Поэтому, например, решили отказаться от воссоздания в середине Рыночной площади здания ратуши, о виде и конструкциях которого остались надёжные свидетельства, но которое было разобрано ещё в середине ХIХ в.

Тщательно и скурпулёзно восстанавливая фасады зданий, выходящие на улицы и площади, реставраторы, вместе с тем, пошли на существенное упрощение и «осовременивание» дворовой стороны домовладений. Там не восстанавливались флигели, линия застройки спрямлялась, а фасадам зданий придавалась упрощённая форма.

Наконец интересно, что, несмотря на практически полное отсутствие свидетельств о цветовом и живописном решении фасадов зданий на Рыночной площади, здесь была осуществлена декорация по усмотрению современных художников, но «в историческом духе». К настоящему времени она стала полноправной частью всего памятника, сохраняется и подновляется.

В 1970-е гг. состоялось возрождение ансамбля Королевского замка, завершившее воссоздание всего комплекса Старого города.

И до сих пор этот пример целостной реставрации почти пятидесятилетней давности вызывает интерес исследователей и теоретиков консервационизма, став своеобразной «точкой отсчёта», неким «полюсом» для всего его послевоенного периода.

Вместе с тем, Старый город нуждается в мерах по сохранению его восстановленного наследия. В 1993г. был утверждён генеральный план центра Варшавы, в котором Старый город был определён как зона концентрации объектов, символизирующих сущность города, а также музеев, художественных галерей, мест для развлечений.

В развитие этих решений намечается: провозгласить Старый город особой административной единицей города с автономным управлением, реформировать права собственности на жилые здания и систему их эксплуатации, привлечь средства государственного бюджета для поддержания наследия, разработать детальный план сохранения Старого города и прилегающих территорий. Ставится задача учесть его взаимозависимость с остальным городом, современные жизненные потребности и тем избежать превращения в музей, деградации и отдачи полностью туристам.

Лит.: Медерский Л.А. Варшава // Архитектура и строительство городов мира. Л., Стройиздат, 1967.
Хросцицкий Ю., Роттермунд А. Архитектурный атлас Варшавы. Варшава, «Аркады», 1978.
Rottermund A. Historical space in Warsaw City Centre. In: The Historical Metropolis. A Hidden Potential. Ed. Purchla J. // ICC, Cracow, 1996. P. 121-126.
Drzewiecki H. The Old Town Warsaw: a note on cultural, social and economic identity. In: Proseedings of the 3-rd International Symposium of World Heritage Cities (Bergen, June, 1995). Quebec, OWHC, 1996. P.32-33.
Варшава. Четыре столетия столицы (на исп., итал., рус. и фин. языках) // Государственное управление по физической культуре и туризму. Варшава, 1999.

Замосць

Номинация № 564. Включение в Список - 1992г. Критерий: IV
«Старый город Замосць».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Замосць был основан в ХVI веке гетманом (командующим армией) Яном Замойским на торговом пути, соединяющим Западную и Северную Европу с Чёрным морем. Запроектированный по образцу торговых городов Италии и выстроенный в период барокко уроженцем Падуи Бернардо Морандо, Замосць остаётся прекрасным примером города Ренессанса конца ХVI века, в котором сохранились в первоначальном виде планировка и крепостные укрепления, а также множество зданий, соединяющих итальянскую и центрально-европейскую архитектурные традиции».

Замосць - Zamość (стар. рус. Замостье) - средний по величине город (население около 65 тыс. жителей) в Люблинском воеводстве; расположен на юго-востоке страны, на 51˚ с.ш. и 23˚ в.д., в 75 км от Люблина и в 50 км от границы с Украиной, на автомагистрали Варшава - Люблин - Львов. Станция на местной линии железной дороги.

Через город протекает малая река Лабунька, приток Вепша. Территория центра города равнинная и имеет отметки около 200 м над уровнем моря, находясь в Замойской котловине в центральной части Люблинской возвышенности. С юга к городу подходят отроги холмистой гряды Росточе с её живописными ландшафтами и народным парком.

Район Замосця отличается высоко плодородными почвами и издревле был местом интенсивного расселения славянских племён. Лишь в 35 - 50 км к востоку находятся городища былинных Волыни и Червеня; и вся эта местность издревле неоднократно переходила от польских к русским князьям и обратно, став зоной смешанного польско-украинского населения.

В середине ХV в. Томаш Лазьнинский стал владельцем небольшого поселения Замосць (ныне село Старый Замосць в 13 км севернее города) и, таким образом, основателем рода Замойских, одного из виднейших среди высшей польской аристократии, представители которого участвуют в политической жизни страны и связаны с городом Замосць до наших дней.

История собственно города начинается в конце ХYI в., когда великий коронный канцлер и гетман при короле Польши Стефане Батории, а также большой меценат Ян Замойский (1542-1605) решил основать в своих владениях, в месте, ранее называвшимся Скокувка, укреплённое городское поселение, которое использовало бы выгоды своего расположения на важном торговом пути, связывающем Балтику с Причерноморьем (т.н. «янтарный путь»), и было бы, одновременно, центром развития культуры в этой части страны.

До начала ХIХ в. Замосць оставался частным владением, будучи с 1589 по 1821 гг. главной резиденцией Замойских, центром их обширного майората, куда входили 10 городов и до 200 сел. Крепость города прославилась своей неприступностью, выдержав неоднократные осады украинских казаков, шведов и русских.

При разделах Польши город сначала отошёл к Австрии, был отбит у неё Иосифом Понятовским в 1809г., войдя в его Варшавское герцогство, а затем с 1815г. стал рядовой крепостью Царства Польского в составе Российской империи. В 1831г. в Замосце долее всего держались повстанцы, боровшиеся за независимость Польши.

После отмены в 1860-х гг. статуса крепости, Замосць стал довольно быстро растущим провинциальным городом. В годы Второй мировой войны в районе города шли большие бои и активно действовали партизаны. Но сам город пострадал (по польским меркам) сравнительно мало и, благодаря своему уникальному архитектурному наследию и прекрасному природному окружению, превратился в последние десятилетия в значительный центр туризма.

Вместе с тем, в городе активно развиваются предприятия пищевой, мебельной, швейной промышленности, производство строительных материалов. Это вызвало значительный рост населения (в 2,5 раза за 1960-е - 1990-е гг.), что создаёт некоторые проблемы для сохранения традиционного характера города.

Королевская привилегия на строительство Замосця была выдана в 1580г. К нему был привлечён итальянский архитектор из Падуи Бернардо Морандо, который стал автором схемы планировки города, проектов крепостных укреплений и основных зданий-доминант (ратуша, коллегиатский костёл, замок владетелей города, Арсенал, Академия и др.).

Основной период строительства города внутри каменно-земляных укреплений занял около 70 лет. Задуманный как образцовый пример современного для того периода градостроительства, Замосць сохранил многие черты архитектуры позднего Ренессанса. А регулярный план Старого города (400х400 м, а вместе с поясом укреплений - порядка 800х500 м) вызывает в памяти сравнения с такими образцами реализованного в натуре «идеального» градостроительства, как Пальманова (Италия), или Хамина (Финляндия).

Укрепления города имеют семь бастионов и трое ворот. Внутри укрепления разбита регулярная «шахматная» сеть улиц и сформированы три площади. Центральная площадь - Большой Рынок - имеет размеры 100х100 м и окружена домами с аркадами на первых этажах. Главное место на площади занимает здание ратуши с высокой часовой башней, являющейся символом города. Оно значительно изменило свой вид в ХVII в., когда его фасад обогатился величественной лестницей. При реставрации в 1930-е гг. был восстановлен ранее уничтоженный декоративный аттик, характерный для позднего Возрождения.

Основная широтная ось Старого города (Гродска ул.) замыкается на западе - резиденцией Замойских, не сохранившей почти ничего от своего первоначального облика, а на востоке - зданием кавальера при 7-м бастионе, одним из двух сохранившихся кавальеров, недавно тщательно отреставрированных и приспособленных для нового использования (выставочные помещения и торговля).

Среди других памятников, общее число которых в Замосце достигает 120, следует особо отметить Арсенал, Семинарию, каре Замойской Академии, церкви и монастыри францисканцев, иоаннитов, кларисок, древние синагогу и православную церковь Св. Николая, а также множество жилых домов горожан на площади и на таких улицах Старого города как Армянская, Столярская, Францисканская и др.

В ХХ в. на части территории бывших крепостных валов и рвов был разбит городской парк с декоративным водоёмом и открытым театром.

Замосць всегда был значительным центром науки, культуры и образования. С ним связаны имена таких выдающихся деятелей польской культуры, как Ян Кохановский, Шимон Шимонович, Миколай Гомулка, Станислав Сташиц, Болеслав Прус. Здесь с 1880-х гг. существует Польский крестьянский оркестр имени Намысловского, получивший международную известность, проводятся музыкальные и театральные фестивали, действует несколько музеев, работают художники.

Многие черты архитектурно-художественного облика города отражают вклад различных национальных культур, так как в состав населения города, помимо поляков и украинцев, входило одно время много евреев, армян и греков.

Замосць относится к наиболее охраняемым объектам культурного наследия Польши. Здесь установлена развитая система защитного зонирования, охватывающая Старый город, крепостные объекты ХIХ в., бывшую крепостную эспланаду и участки природного ландшафта. В 1990-е гг. муниципалитет Замосця принял активное участие в координации деятельности городов Всемирного наследия, проведя в 1994г. первую встречу таких городов региона Центральной и Восточной Европы. Тесные торговые и культурные контакты установились в последние годы у Замосця со Львовом и другими городами на западе Украины.

Осмотр памятников крепостной, церковной и гражданской архитектуры Замосця, прогулка по его улочкам, отдых среди прекрасно организованного ландшафта городского парка, наконец - просто ничегонеделание за столиками кафе под аркадой на Большой Рыночной площади, оставляет исключительно приятное впечатление и желание обязательно сюда как-нибудь вернуться.

Лит.: Zamosc (Szyszka B., Lipiec W.) // Z Voyagerem prez Polske. Warszawa, Wyd. I, 1993.
Zamoyski J. Communication between the city and the environment. In: Proceedings of the 3-rd International Symposium of World Heritage Cities (Bergen, June, 1995). Quebec, OWHC, 1996. P. 63-64.
Замойщина запрошуе (Турскi С., Цабай Б.). Krakow, “Ostoja”, [б,.г.]

Торунь

Номинация № 835. Включение в Список-1997г. Критерии: II, IV
«Средневековый город Торунь».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Торунь обязан своим возникновением Тевтонскому Ордену, который в середине ХIII в. построил здесь замок, как базу завоевания и крещения Пруссии. Он быстро приобрёл торговое значение, как часть Ганзейского Союза. Многие внушительные общественные и жилые здания ХIV и ХV вв., сохранившиеся в его Старом и Новом городе, являются ярким доказательством этой значительности».

Торунь - Toruń (нем. Торн - Thorn) - город в Быдгощском воеводстве, в северной части страны на 53˚ с.ш. и 19˚ в.д., на берегах реки Вислы в её нижнем течении (исторический центр города - на правом береге), в 40 км восточнее Быдгоща, приблизительно на равном расстоянии (от 130 до 180 км) от Познани, Гданьска и Варшавы, один из основных центров исторической области Куявы. Население города - порядка 200 тыс. жителей.

Рельеф территории центральной части города слабо холмистый, немного возвышающийся над берегом Вислы. Заречье низменное. Высотные отметки порядка 50 м над уровнем моря.

Возникновение древнеславянского поселения на месте будущего города относится к Х - ХI вв. Оно входило в Хелмнинскую землю и с ХII в. было в составе владений мазовецких князей. Местоположение поселения было очень выгодным, так как тут была переправа через Вислу и сюда могли подниматься по Висле морские суда.

В начале ХIII в. в Северную Польшу был приглашён Тевтонский Орден для крещения и колонизации Пруссии. Крестоносцы стали закрепляться на этих землях, строя замки и города при них «на немецкий манер». Одним из основных стал Торн (Торунь), основанный в 1236г.

В ХIV в. Торунь вошёл в Ганзейский союз и стал одним из наиболее значительных торговых центров северной Европы, хотя несколько позже и был превзойдён Гданьском. Горожане Торуня постоянно находились в оппозиции к властям Ордена. Когда он ослабел в борьбе с Польским королевством, они восстали и разрушили орденский замок (1454г.). В итоге 13-летней войны в 1466г. Торунь, как и вся Западная Пруссия, стал польским.

В дальнейшем город отошел по разделу Польши к королевству Пруссии, оставаясь под германским управлением с 1793 по 1918 гг. (с перерывом в 1807-15 гг.). Между двумя мировыми войнами Торунь был административным центром Померании, вошедшей в состав независимой Польши, но после 1945г. уступил «пальму первенства» Быдгощу, оставшись значительным промышленным (инструментальные, электротехнические, химические заводы) и культурным центром, крупным транспортным узлом. Неплохая сохранность богатого культурного наследия, живописное расположение определили значительное развитие в Торуне туризма.

Средневековый Торунь имел трехчастную структуру: замок Тевтонского Ордена на берегу Вислы у впадения в неё небольшого ручья, протекающего в ложбине, и, по обе стороны от него, вниз и вверх по берегу Вислы, соответственно Старый город, основанный одновременно с замком; и Новый город, основанный 28 годами позже.

Оба города имели регулярную планировку с рыночными площадями в центрах и ратушами на них. В Старом городе более широкие и застроенные лучшими домами улицы - Мостовая и Жеглярская (Моряцкая) - вели к воротам в городской стене, обращённым к берегу Вислы, а первая из них - и к расположенному за воротами деревянному мосту (давно уже не существующему).

Все три части города были обнесены крепостными стенами с башнями и воротами. Многие части этих укреплений (особенно выходящие к реке) хорошо сохранились, формируя великолепный вид Средневекового Торуня из заречной части, где расположен главный вокзал и откуда прибывает большинство посетителей города.

Исторический центр окружён озеленёнными участками на местах бывшей крепостной эспланады, а вдоль его речного фронта, где раньше находились причалы порта, в послевоенные годы проложена набережная с широкими лестничными сходами к воде - Филадельфийский бульвар, излюбленное место прогулок горожан и туристов.

Основными памятниками архитектуры Средневековой части Торуня являются: руины замка крестоносцев с башней «Гданиско»; в Старом городе - Ратуша (ХIII - ХIV вв.) с башней, сохранившей свои готические формы с 1230-х - 1380-х гг. (это старейшее здание ратуши в Польше); церковь двух Св. Иоаннов (ХIII - ХV вв., ныне - кафедральный собор) с ценнейшими частями росписей интерьера (ХIV в.); церковь Богородицы францисканского монастыря (ХIV в.) - также с фрагментами древних росписей; здания дворцового типа (т.н. «Дом под звездой», принадлежащий во второй половине ХV в. известному итальянскому гуманисту и учёному Филиппу Буонакорси по прозвищу Каллимах, дворец семьи Эскенс -реконструкция конца ХVI в., дворец конца ХVII в. епископа куявского Станислава Домбского) и много старых домов горожан; в Новом городе - церковь Св. Якуба (ХIV в.) - одна из красивейших готических построек Польши, древний постоялый двор «Под Синим Фартуком», существовавший уже в ХV в. (современное здание относится к ХVIII в.), и др.

С Торунем была связана жизнь многих выдающихся деятелей, но самый известный из них, бесспорно, великий астроном Николай Коперник, родившийся и проведший в этом городе свою молодость. Дом, где он родился в 1473г. сохранился и, вместе с соседним, бережно отреставрирован и превращён в музей учёного. На рыночной площади Старого города находится памятник Копернику, а в 1945г. в Торуне основан университет его имени, где стали преподавать польские профессора, выселенные из Львова и Вильнюса. В городе также функционируют несколько научных обществ, 8 музеев и художественных галерей, придавая культурной жизни в нём значительную специфику.

Торунь не был разрушен в годы Второй мировой войны, как большинство других исторических городов Польши. Поэтому и проблемы сохранения культурного наследия в нём были иными. Средневековая часть города площадью около 45 га была достаточно плотно заселена и продолжала оставаться реальным центром города с множеством учреждений и предприятий обслуживания.

Поэтому проекты ревалоризации исторического центра (Богдан Рымашевский, со второй половины 1960-х гг.) предусматривали, сохраняя за старым районом города роль общегородского центра, его частичную разгрузку за счёт уменьшения числа жителей (с 20 примерно до 10 тыс. чел.) и вывода в дублирующий центр объектов, требующих крупных зданий и свободного подъезда транспорта. Строительство нового коммунального моста имени 700-летия Торуня к западу от Средневекового города позволило пропустить в обход него основные транзитные потоки. Вместе с тем, в историческом комплексе происходит значительное наращивание туристических функций и связанной с этим инфраструктуры.

Сохраняется и подчёркивается некоторая дифференциация роли улиц старого района города. Перпендикулярные к Висле улицы, имеющие более представительную старую застройку - дома богатых купцов со многими элементами внешнего и внутреннего оформления, рассматриваются как наиболее охраняемые, предназначенные для спокойного осмотра туристами и пешеходного сообщения с прибрежным бульваром. Продольные улицы, где со второй половины ХIХ в. концентрировалась торговля и произошли значительные изменения архитектурного облика, сохраняют это значение и дополнительно становятся основными местами обслуживания туристов.

Торунь представляет прекрасный пример заботливого сохранения культурного наследия и характера исторической среды, превращения их в опорный компонент устойчивого развития достаточно большого города.

Лит.: Torun (Dubas B., Klimek S.). Torun, Wyd. VIA [б.г.].