Корея

Путешествие седьмое


Завершив описание городов Всемирного наследия в достаточно геогра-фически приближённых к России странах Центральной и Восточной Европы городами стран Балканского полуострова (см. Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация, вып. 4, 2005 и вып. 3, 2006), мы вновь обращаемся, согласно сложившемуся порядку, к более далёким от нас странам (и по расстоянию, и по специфике наследия). С другой стороны, хотелось бы не удаляться обязательно слишком далеко от своих пределов, не оставлять рядом с ними неохваченных описаниями мест.

Двум этим посылам идеально отвечает Корея, соприкасающаяся с тер-риторией России, пусть лишь крохотным по протяжённости участком сухопут-ной границы. Правда объекты Всемирного наследия в своём огромном боль-шинстве (а города – все) расположены в южной части Корейского полуострова – в Республике Корея, куда мы и приглашаем заинтересованного читателя.


Республика Корея, занимающая юг Корейского полуострова, присоединилась к Парижской Конвенции в 1988г. В середине первого десятилетия XXI века в Список Всемирного наследия входят 7 южнокорейских объектов, все они относятся к культурному наследию.

Становление корейского градостроительства определилось почти двумя с половиной тысячелетиями истории развития государственности на территории Корейского полуострова. Наиболее древние из городов, сведения о которых донесли до нас письменные источники и археологические исследования, являлись столицами корейских государств формировавшихся и распадавшихся с течением времени.

Так, в самом древнем из них – Когурë, занимавшем северную часть полуострова и юг Манчжурии, входящий сейчас в состав Китая (277г. до н.э. – 668г. н.э.), среди столиц были: сначала – Гонэй (на территории современного города Цзиань в Китайской Народной Республике), его археологическое наследие с 2004г. является частью представленного КНР объекта Всемирного наследия «Столицы и гробницы древнего царства Когурë»)1, а позже – Пхеньян (со-временная столица Северной Кореи – КНДР).

На юге полуострова, немного позже чем Когурë, возникли государства Пэкче – на юго-западе, и Силла – на юго-востоке. Столицами первого из них последовательно становились: Хансон (на окраине современного Сеула), Ун-чжин (современный Конджу) и Саба (современный Пуë). А столицей государства Силла, и в период трехцарствия, и после установившегося в середине VII в. н.э. единовластия его правителей на всех корейских территориях, неизменно в течение более 1000 лет оставался город Кымсон (современный Кëнджу – объект Всемирного наследия, о котором речь пойдет ниже).

После распада в Х в. царства Силла на Корейском полуострове последовательно доминировали династии Корë (918-1392) и Чосон (в китайской историографии – Ли, 1392-1910). Столицей первой из них был город Сондо (современный Кэсон на территории Северной Кореи, вблизи разделительной линии двух корейских государств), а второй – Ханьян (современный Сеул, столица Южной Кореи).

Находясь между Китайской и Японской империями с их большими политическими амбициями и культурными традициями (с середины ХIХ в. к ним присоединилась и Российская империя), Корея стремилась так или иначе сохранить свою независимость и культурную самобытность. Что касается второй задачи, то она была весьма успешно решена, наглядным свидетельством чего предстаёт культурное наследие страны.

Объекты культурного наследия Кореи, и особенно градостроительное наследие, неоднократно тотально разрушались при вражеских вторжениях и междоусобицах. При этом, если отдельные объекты – святилища, монастыри, крепости и т.п.- последовательно восстанавливались, а во многих случаях фактически воссоздавались, то городская планировка и застройка становились объектом кардинального обновления. Особенно значительным было обновление, произошедшее после Корейской войны 1950-53 гг., во время которой большая часть корейских городов оказалась практически сметённой с лица земли.

Несмотря на все эти разрушения, а возможно, именно наперекор им, дело сохранения культурного наследия в Республике Корея имеет уже продолжи-тельную историю и поставлено очень солидно. Действует закон об охране культурного наследия, принятый в 1988г. В составе Министерства культуры и туризма создана Администрация культурного наследия, располагающаяся, как и ряд других правительственных учреждений Южной Кореи, в городе Тэджоне.

Очень велика номенклатура охраняемых объектов наследия. На общегосударственном уровне - это национальные сокровища, достопримечательные места и важные материалы народного творчества; на уровне провинций - материальные объекты культуры, нематериальные проявления культуры и памятники; на уровне муниципалитетов - народные реликвии и т.д. Всё это формирует на местах богатые и разнообразные комплексы охраняемого наследия, обеспечивает множественность и эффективность механизмов охраны.

В большинстве городов, как крупных, так и малых, объекты культурного наследия всячески оберегаются и представляются вниманию жителей и туристов. Великолепны по своей архитектуре, техническому оснащению и качеству экспозиций музеи, как в столице, так и в провинции. Создано много музеев под открытым небом и т.н. этнографических или народных деревень.

В Сеуле в начале 2000-х гг. воссозданием и выразительным архитектурным и художественным оформлением реки Чхонкечхон в самом ядре центра города, вдоль которой в первой половине ХV века формировалась структура столичного города династии Чосон, приступили к осуществлению масштабной программы регенерации старого города, сочетающей сохранение наследия, функциональное обновление, обретение выразительного архитектурного облика и улучшение экологии. Об этом ещё будет сказано ниже при характеристике Сеула, как города Всемирного наследия.

В городе Чонджу, в отличие от большинства других городов, сохранился и бережно поддерживается целый район традиционной малоэтажной застройки (около 800 старых домов - ханок). Выделяются своим наследием также такие средние по величине по корейским масштабам города, как Андон (претендующий на упоминание в качестве «наиболее корейского города», с 2004г. – член Лиги Исторических Городов), Чинджу и Чеджу.

Из объектов Всемирного наследия Республики Корея с современными живущими городами непосредственно связаны четыре. Два из них находятся в столице страны Сеуле и по одному – в крупном, пригородном по отношению к Сеулу, городе Сувон и в древней столице государства Силла – Кëнджу (и ещё один объект Всемирного наследия находится в непосредственной близости от последнего). Кëнджу также является членом Лиги Исторических Городов и был местом проведения в 2005г. этой лигой 9-й Всемирной конференции исторических городов.

Ист.: Explore Korea. Essence of Culture and Tourism // Ministry of Culture and Tour-ism (MCT) Republic of Korea. Seoul, 2002.
Корея. Путеводитель. Пер. на рус. яз. Симбирцева Т.М. // НОТК. Сеул. 2004.
You Hong-June. Nature and Architecture of Korea. Guest Lecture at The 9th World Conference of Historical Cities, Gyeongju 2005.

1 Также с 2004 г. в Список Всемирного наследия входит первый объект, представленный КНДР – «Комплекс гробниц Когурë», фактически парный с упомянутым в тексте объектом КНР.


Транспортная доступность городов Всемирного наследия Республики Корея

Воздушный транспорт. Сеул имеет два международных аэропорта: новый - Инчхон, в 50 км к западу от центра города, на расширенном острове в Инчхонском заливе Жёлтого моря, соединённый с материком автострадой, десятками проходящих по ней автобусными маршрутами, в добавление к которым в 2006г. завершается строительство скоростной пассажирской железной дороги; и старый – Кимпо, в 15 км от центра города, в западной части застроенных территорий, имеющий автобусную связь с новым аэропортом, всеми районами города и окрестностями, а также связан с системой метрополитена Сеула по линии 5. Первый из аэропортов связан рей-сами корейских и иностранных авиакомпаний с основными странами мира и имеет ограниченное число рейсов внутри страны (в Пусан, на остров Чеджудо); из аэропорта Кимпо осуществляется огромное большинство внутренних полётов корейских авиакомпаний «Кореан Эйр» и «Азиана» по всей стране.

Сувон имеет прямые автобусные маршруты с интервалом движения 20 мин. в оба сеульских аэропорта (1,5 часа в пути до а/п Инчхон, 1,2 часа – до а/п Кимпо).

Кëнджу связан автобусными маршрутами с ближайшими аэропортами в Пусане (11 раз в день, 70 мин. в пути) и Ульсане (4 раза в день, также 70 мин. в пути), которые имеют множество авиарейсов из Сеула. Пусан также связан прямым авиарейсом с Владивостоком (3 раза в не-делю).

Железная дорога. В Сеуле имеется два вокзала-терминала, откуда дальние поезда идут во все концы страны. Находится в стадии изучения проект организации международной пассажирской связи через Северную Корею, Китай и Россию с Европой.

Сувон имеет железнодорожный вокзал на основной магистрали, связывающий Сеул с югом страны, в 3-х км от объекта Всемирного наследия крепости Хвасон. По этой магистрали также обеспечивается пригородная связь с Сеулом по линии городской железной дороги (линия 1 системы сеульского метрополитена, 1,0 час в пути).

Кëнджу имеет железнодорожный вокзал в центре города и прямые поезда из Сеула (4,5 – 5,5 часов в пути), Тэгу и Пусана.

Междугородние автобусы. Сеул имеет четыре основных автобусных вокзала и сотни маршрутов, связывающих его со всей страной.

Сувон имеет автобусные вокзалы в 1,5 км от железнодорожного, от которых автобусные маршруты связывают его с многими районами Сеула и окрестными городами.

Кëнджу имеет автобусные вокзалы (экспресс-автобусов и междугородний) на юго-западе центральной части города, в 1,5 км от железнодорожного вокзала. Среди маршрутов автобуса есть связывающие город с Сеулом (4,5 часа в пути), Инчхоном (6 часов), Андоном (5,0 часов), Тэгу и Пусаном (по 1,0 часу), Ульсаном и Пхоханом (по 30-40 мин.) и др.

Морской транспорт. Паромы связывают Сеул (через порт Инчхона) и Пусан с портами Китая, Японии и других восточно-азиатских стран. Имеется паромная связь с Россией между портами Зарубино и Сокчхо на восточном побережье Кореи, откуда ещё надо добираться до Сеула не-сколько часов автобусом.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.