Греция

Путешествие восьмое


В одном из наших последних путешествий по городам Всемирного наследия шла речь о странах Балканского полуострова (Материалы .ИКОМОС. М., 2005, вып. 4 и 2006, вып. 2). Теперь можно переместиться ещё немного южнее - в Грецию. Ведь её континентальная часть, собственно, и является южной оконечностью Балканского по-луострова. Правда, все описываемые ниже города Всемирного наследия находятся не в континентальной части этой страны, а на её островах. Что же, наверное, настало время обратиться к характеристике представления в Списке Всемирного наследия островной градостроительной культуры, имеющей свою специфику, ведь островными городами являются такие его известные объекты, как Валлетта на Мальте, Висбю на Готланде, Каменный город на Занзибаре, город-остров Мозамбик и ряд других. Итак, перед нами Греция:


В источниках информации сведения о наличии какого-то общего официального списка исторических городов Греции как будто-бы отсутствуют. Лишь для очень не-большого числа, как называют их здесь, «традиционных поселений», продолжающих выполнять свою роль селитьбы, установлен особый режим охраны. Большинство же объектов охраны в Греции - это либо отдельные памятники самого разного времени, либо зоны археологического наследия. Последние могут достигать весьма больших размеров даже в городах (как, например, в Афинах или Коринфе), иногда серьёзно влияя на их современную планировку и архитектурный облик.

Это, наверное, связано со спецификой исторического пути, пройденного стра-ной, на котором периоды небывалого расцвета, бывшие заметными вехами развития мировой цивилизации, сменялись глобальными разрушениями в результате вражеских вторжений и природных катаклизмов. Лишь немногие города, хоть и ведут свою историю из самой глубокой древности, могут похвастать устойчивым бытием и развитием, не прерывавшимся ни разу полным, или почти полным исчезновением на длительное время с лица земли со всеми своими зданиями и сооружениями, от которых, в лучшем случае, до нас дошли лишь отдельные впечатляющие руины или иные археологические останки, обнаруживаемые при раскопках.

И даже в тех немногих городах, развитие которых было относительно непре-рывным, вследствие землетрясений, пожаров, полного изменения национального состава населения, кардинальных перестроек и т.п., не сохранилось больших массивов очень старой городской застройки классического и византийского периодов, и их богатое наследие также имеет в основном археологический характер, или представлено отдельными, пусть и ценнейшими, памятниками архитектуры (как, например, в Салониках) и, в какой-то степени, сохранившимися фрагментами старой планировки (иногда очень старой - ещё «гипподамовой», как, например, в Родосе).

Относительно немногие «живущие» объекты наследия городского масштаба в Греции относятся к трём основным временным периодам, определяющим их содержание и характер: это города с наследием зрелого средневековья (в основном с ХIII до ХV-ХVI веков, то есть до завоевания почти всей территории современной Греции Оттоманской Портой), это города и сёла, основное наследие которых относится к периоду т.н. «балканского возрождения» (народная архитектура и массовая застройка периода ХVIII - середины ХIХ веков, то есть последних десятилетий перед освобождением от турецкого господства), это, наконец, планировка и застройка городов Новой Греции, начиная с 1830-х гг., развивавшиеся в русле общеевропейского культурного процесса.

Встречаются, конечно, и сочетания наследия разных периодов в одном городе. А очень часто «живущие» объекты градостроительства «делят территорию» с археологическим наследием Древней Греции или Византии.

В последние годы греческие специалисты предпринимают значительные усилия по системному изучению и инвентаризации всего культурного наследия страны, всех периодов его формирования. Закон о защите исторических памятников и археологического наследия был принят в Греции в 1967г. и дополнен в 1980г. Важным проявлением серьёзного исследовательского подхода стала подготовка и издание в конце 1980-х и в начале 1990-х гг. уникального сериала публикаций издательства «Мелисса» о 50 комплексах традиционной греческой архитектуры в масштабе отдельных районов страны - островов, областей (номов) или их характерных частей.

К Конвенции о сохранении Всемирного культурного и природного наследия Греция присоединилась в 1981г. К началу 2000-х гг. в Списке такого наследия состояло уже 16 греческих объектов. Однако только четыре их них находятся в «живущих» городах. Это Афинский Акрополь, раннехристианские и византийские памятники Салоник, Средневековый город Родоса - единственный до самого последнего времени объект, который полностью можно было отнести к интересующей нас совокупности городов Всемирного наследия, а также монастырь Св.Иоанна Богослова с небольшим городком при нём на острове Патмос. В 2007г. к ним со второй попытки, наконец, прибавился 17-й греческий объект Всемирного наследия, на этот раз, как и Родос, полноценный живущий исторический город – Корфу (греч. Керкира).

Что касается Афин, то столица Греции с 1994г. входит в состав всемирной Лиги Исторических Городов.

Пути сообщения

Родос – аэропорт Диагорас в 16 км к юго-западу от центра города, прямые рейсы греческой авиакомпании из Афин (5-7 рейсов в день, продолжительность полёта – 1 час) и ряда других городов Греции, а также - регулярные и чартерные рейсы ряда авиакомпаний стран Европы (в том числе, из России), специализирующихся на перевозках туристов на курорты. - морской порт, регулярное сообщение морскими паромами из порта Афин Пирея (1-2 раза в день, время в пути от 12 до 23 часов, в зависимости от числа заходов в промежуточные порты), а также по 2-3 раза в неделю из Салоник и с Крита; заход на несколько часов пассажирских судов, совер-шающих круизы по островам Эгейского моря и всему восточному Средиземноморью; сообщение с ближайшими портами Эгейского побережья Турции – Мармарисом, Фетие и др.

Патмос – ближайший аэропорт находится на острове Лерос в 12 км к юго-востоку от Патмоса (0,5 часа на скоростном катере на подводных крыльях), куда осуществляются прямые рейсы греческой авиакомпании из Афин (2-3 рейса в день, продолжительность полёта – 1 час) - небольшой морской порт в 3-4 км к северу от Хоры в посёлке Скала, регулярное сообщение мор-скими паромами из порта Афин Пирея, следующими по направлению Пирей – Родос (1-2 раза в день, время в пути 8-9 часов; заход на несколько часов пассажирских судов, совершающих круизы по островам Эгейского моря.

Корфу – аэропорт Корфу в 2 км к югу от центра города, прямые рейсы греческой авиакомпании из Афин (4-5 рейсов в день, продолжительность полёта – 50 мин.) и ряда других городов Греции, а также - регулярные и чартерные рейсы ряда авиакомпаний стран Европы (в том числе, из России), специа-лизирующихся на перевозках туристов на курорты. - морской порт, регулярное сообщение морскими паромами из города Патры в западной Греции, связанного с Афинами железной дорогой и автобусными маршрутами (почти каждый день, время в пути 9 часов), а также по несколько раз в день из ближайшего греческого порта на континенте - Игуменицы (время в пути меньше 2 часов); заход на несколько часов пассажирских судов, совер-шающих круизы по Средиземноморью; сообщение с ближайшими портами Адриатического побе-режья Италии; связь с другими островами Ионического архипелага.

Автобусный вокзал, сообщение через Игуменицу с Афинами (4 рейса в день, время в пути 11 часов) и с Салониками (1 рейс в день, время в пути 8 часов); местные маршруты по острову Корфу.

Ист.:Agoropoulos-Birbili A. The Architecture of the town of Corfu under Venetian rule. Athens, 1976.
Corfu: History, urban life, architecture. 14th-19th cent. // Cultural Association of Corfu. Corfu, 1994.
Corfu: a Mediterranean synthesis. Acts of the International Conference // Cultural Association of Corfu. Corfu, 1998.
Корфу. Греция. Текст: Л. Бриола // Национальная организация туризма Греции. № 4, март 1996.
Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.