Мальта

Путешествие десятое (1 часть)


Подведение в прошлом выпуске Научно-информационного сборника определённых, но мы надеемся всё-таки ещё предварительных, итогов наших публикаций-путешествий по городам Всемирного наследия (с 2001 по 2009 гг. – девять путешествий, 24 страны, 66 городов) заставляет нас определиться с дальнейшими шагами в продолжении этой темы, которая, как нам кажется, сохраняет и свою актуальность, и интерес для читателей.

С одной стороны, напрашивалось после весьма далекого Перу, по принятому нами порядку чередования дальних и ближних краёв, обратиться к последнему, еще неохваченному в наших описаниях, соседнему с Европейской частью России региону, а именно – к северным странам Европы, с их финской Раумой, шведским Висбю, норвежским Бергеном и т.д.

Но, после некоторого размышления, мы решили отложить путешествие туда на следующий раз. Дело в том, что уже долго своей очереди ожидает прекрасная Валлетта на Мальте. Материал по ней был нами подготовлен еще в 2001г. по результатам двух посещений. Но в этом крохотном государстве город Всемирного наследия только один, и ему всё время «не находилось компании». Сейчас мы решили подойти к проблеме комплектации несколько по-другому, и представить Валлетту с Мальты в ряду островных городов, имеющих в связи с этим свою специфику.


Республика Мальта присоединилась к Парижской Конвенции ЮНЕСКО в 1978г., всего четырьмя годами позже обретения своего полностью независимого государственного статуса. Это небольшая страна с населением около 350 тыс. человек расположена на островах, занимающих «дважды центральное положение» в самой середине Средиземного моря. От них почти точно по 1750 км как до Гибралтара, так и до входа в Суэцкий канал, 250 км до материковой Италии, 300 км до Ливии и лишь чуть более до Туниса в Африке.

Такое выгодное стратегическое положение определило многие перипетии мальтийской истории на протяжении веков.

Здесь в незапамятные времена (более 6000 лет тому назад!) сложилась одна из древнейших в мире культур, от которой осталось уникальное археологическое наследие. Затем островами поочередно завладевали финикийцы, карфагеняне, греки, римляне, византийцы, арабы, норманны. Все они оставили следы в культурном наследии Мальты, определили уникальный национально-языковый характер её населения. С X века судьба островов была связана с Сицилийским королевством, южной окраиной которого и форпостом против пиратских набегов из Северной Африки они являлись.

Вместе с этим королевством (Сицилийским), Мальта со временем перешла во владение Арагона и стала затем частью мировой империи Испанских Габсбургов. В первые десятилетия XVI в. Мальта вновь подверглась жестоким нападениям берберских пиратов из Северной Африки, которые были отражены лишь с огромным трудом. И в 1530г. король Испании Карл I (он же – император Карл V) предпочёл передать Мальту в ленное владение духовно-военному рыцарскому Ордену иоаннитов-госпитальеров, в дальнейшем часто именуемому Мальтийским Орденом. Рыцари Ордена были вынуждены за несколько лет до этого под давлением турок покинуть свои владения на острове Родос, где они находились предыдущие 200 лет.

Рыцарский период в истории Мальты во многом определил характер культурного наследия страны. После более чем 250-летнего правления рыцарей, острова были в 1798г. на два года захвачены Наполеоном, затем перешли к англичанам и около 150 лет были главной базой британского Средиземноморского флота и важнейшим узлом коммуникаций Британской империи, связывающих метрополию с владениями на востоке по линии: Гибралтар – Мальта - Суэц - Аден - Бомбей - Коломбо - Сингапур - Австралия.

Наибольшему испытанию власть англичан, да и всё население Мальты, были подвергнуты во время т.н. «Второй осады», когда в годы Второй мировой войны, в течение 1940-43 гг. Мальта оставалась во враждебном окружении, морской блокаде, подвергалась атакам с моря и с воздуха, непрерывно ожидала вторжения, но снова выстояла, сохраняя до настоящего времени «шрамы» этих событий.

Наконец, в 1964г. была обретена независимость, а десятью годами позже Мальта стала республикой. Административно республика состоит приблизительно из 70 небольших поселений, или общин, имеющих свои церковные приходы и начала самоуправления. Из них около 25 сосредоточены в центральной части северного побережья острова Мальта, территориально слившись друг с другом и образуя в совокупности некий «главный город» страны, не имеющий особого названия. Его население можно оценить приблизительно в 150 тыс. жителей. Официальная столица – Валлетта - фактически представляет собой не более чем один из районов и центральное ядро этой агломерации.

К концу 2000-х гг. к Всемирному наследию относились только три мальтийских объекта, и лишь один из них - это исторический город, столица страны Валлетта; хотя ещё несколько городских поселений состоят в Предварительном списке (Мдина, Биргу, а также Виктория на острове Гозо).

Транспортная доступность города Всемирного наследия на Мальте

Аэропорт Лука находится в 6 км к югу от Валлетты. Он соединён прямыми рейсами мальтийской авиакомпании и нескольких компаний других стран с большинством стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Имеются регулярные рейсы из Москвы.

Из морского порта осуществляется сообщение скоростными катамаранами и паромами с портами острова Сицилия (Поццалло, Сиракузы, Катания), а также Ливии и Туниса. 1-2 раза в неделю более крупные пассажирские суда ходят с Мальты до Палермо, Неаполя и Генуи. Часто заходят на Мальту и суда, совершающие круизы по Средиземному морю.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.