Валлетта

Номинация № 131, Включение - 1980г. по критериям I, IV
«Город Валлетта».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Столица Республики Мальта неразрывно связана с историей военного и благотворительного Ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Управлявшиеся последовательно финикянами, греками, карфагенянами, римлянами, византийцами, арабами и Орденом рыцарей Св. Иоанна его 320 памятников, сосредоточенных на территории в 55 га, образуют один из наиболее концентрированных исторических районов в мире».

Валлетта - Valletta (или Ла-Валлетта - La Valletta) столица страны, расположенная на 36° с.ш. и 14,5° в.д., на северном побережье острова Мальта, в 90 км по морю к югу от порта Поццалло на южной оконечности Сицилии. Валлетта является ядром основной городской агломерации на Мальтийских островах. В ней сосредоточены правительственные учреждения, банки, важнейшие культурные объекты страны. В тоже время, её жилая функция постоянно сокращается, и население к началу 2000-х гг. составляло всего порядка 8 тыс. человек.

Валлетта занимает оконечность узкого полуострова Скиберрас, имеющего длину около 3 км, при ширине не более 1 км, и находящегося между двумя заливами, глубоко вдающимися в северное побережье острова - бухтами Большой и Марсамшетт, обширные акватории и извилистые берега которых были исключительно удобны для развития морского порта. Размеры территории собственно Валлетты составляют вдоль полуострова - 1300м, а поперек - до 800м. Рельеф холмистый, наиболее высокие участки имеют отметки до 60м над уровнем моря; грунты скальные, имеется опасность землетрясений. Город, как и весь остров, испытывает недостаток источников водоснабжения, компенсируемый опреснением морской воды.

Хотя собственно Валлетта сравнительно молода, являясь одним из выдающихся произведений регулярного градостроительства эпохи Возрождения, историю её возникновения и развития невозможно рассматривать изолированно от истории формирования всего сгустка поселений, образующих ныне фактически единый «главный город» Мальты. Это подтверждается тем, что во многих вполне официальных характеристиках Валлетты к ней ошибочно относят объекты и функции, находящиеся и осуществляемые в других частях агломерации (как например, морской порт, или систему фортов, контролирующих входы в бухты).

Наиболее древним является расселение на изрезанном небольшими заливами восточном, противоположном по отношению к Валлетте, побережье Большой бухты. Здесь, судя по данным археологии обосновались ещё финикийцы около 1000 г. до н.э., основания сохранившихся укреплений принадлежат периоду арабского завоевания, а с 1090г., то есть с момента вытеснения с Мальты арабов норманнами, существует церковный приход Св.Лаврентия в Биргу. Именно Эль-Биргу, всегда бывший главным портом и центром судостроения на острове, стал первой резиденцией рыцарского ордена в 1530г. Он же выстоял во время т.н. «Великой осады» Мальты турками в 1565г., за что получил второе наименование - Витториоса (Победительница).

После героического отражения турецкой агрессии наступил период интенсивного крепостного и городского строительства, продолжавшийся вплоть до окончательного устранения турецкой угрозы в конце XVII в. На соседнем с Биргу полуострове Исла был построен город (район) Сенглеа, получивший, как и Валлетта, регулярную планировку и ставший основным центром судостроения, каковым он остаётся и сейчас. Подходы к Биргу и Сенглеа прикрывал третий город (район) Бормла, или Коспикуа. Всё это «Трёхградье» было окружено в последние десятилетия XVII в. развитой системой укреплений, имевших общую длину почти пять километров, в основном прекрасно сохранившихся и вошедших в ткань современного города. Эта линия укреплений, да и всё охваченное ими «трёхградье», именуется по имени своего создателя - Великого Магистра Николаса Коттонера.

Однако главным градостроительным свершением рыцарского периода на Мальте явилось, конечно, создание её новой столицы Валлетты, названной в честь победителя турок и её основателя, выдающегося полководца и государственного деятеля Великого Магистра Жана Паризо де-Ла-Валета. Строительство началось весной 1566г., всего через полгода после отражения турок и, в своей первой определяющей фазе, было осуществлено не более чем за 10 лет. Во всяком случае, уже в 1574г. сюда была перенесена из Биргу резиденция Ордена.

Валлетта в дальнейшем оставалась главным центром страны, средоточием основных событий её политической и культурной жизни. В 1798г. здесь недолго была резиденция Наполеона на его пути в Египет. Здесь же полутора годами спустя французский гарнизон оборонялся от восставших против притеснений оккупантов мальтийцев. С 1800г. Валлетта - центр английских колониальных и военных властей. В 1940-43 гг. она была одной из главных целей воздушных бомбардировок германской и итальянской авиаций. Целый ряд разрушенных при этом ценных памятников архитектуры города так и не был восстановлен.

Затем наступило мирное время, период обретения независимости, ликвидации иностранных военных баз, известной мальтийской «встречи в верхах» и переориентации страны и её столицы на развитие массового отдыха и туризма.

Хотя Валлетта и была в конце XVI в. «новым городом», возникшим как бы на пустом месте, в соответствии с новейшими для того времени градостроительными идеями в её архитектуре, а отчасти - и в планировке, можно проследить явные признаки преемственности по отношению к более раннему историческому и художественному наследию её создателей - рыцарей-иоаннитов. Это наследие наиболее интенсивно формировалось с начала XIV в., когда Орден после овладения островом Родос и его окрестностями обрёл черты государственности. А после вынужденного ухода рыцарей с Родоса, в первые 35 лет их пребывания на Мальте, орденские традиции градостроительства продолжали развиваться в Биргу.

Эти традиции состоят в специфическом составе основных зданий, определяющих характер застройки города. Среди них: дворец Великих Магистров, главная орденская (конвенциальная) церковь, орденская больница (т.н. «Святая Инфермерия» - орден-то был госпитальеров), приют для престарелых и немощных рыцарей (хоспис), резиденции-общежития рыцарских национально-языковых объединений (т.н. «обержи» - auberges), адмиралтейство, резиденция капитан-генерала флота и общежитие капитанов орденских галер, оружейные мастерские и арсенал (т.н. «Феррерия»), оружейная палата, орденские судебные учреждения (т.н. «Кастеллания»), а также - тюрьма для рабов, трудом которых христолюбивые рыцари не гнушались пользоваться вплоть до середины XVIII в.

До основания Валлетты Орден приспосабливался к планировочной ситуации средневековых городов, в которых он оказывался волею судеб. Основное внимание уделялось созданию оборонительных укреплений, которые постепенно приобретали циклопические размеры и мощь. Рыцари также старались обеспечить сословное зонирование городских территорий, предусматривая самые удобные и защищённые места исключительно для себя и заставляя другие низшие слои населения селиться на окружающих центр участках.

На Родосе рыцари занимали верхнюю часть города – бывшую византийскую крепость, т.н. Коллокио. На Мальте в Биргу они выделили для своих общежитий особую зону к северу от главной площади, назвав её также Коллокио. Когда же дело дошло до создания новой столицы Ордена - Валлетты, была сделана попытка сделать её всю эксклюзивным местом расселения для рыцарей и размещения орденских объектов. Наверное, отсюда пошло известное определение Валлетты как «города, построенного господами для господ».

Первые планы строительства нового города-крепости были разработаны ещё до «Великой осады», но до неё успели построить только форт Сан-Эльмо на самом мысе полуострова. Отражение турок не гарантировало от новых нападений, и строительство Валлетты велось очень интенсивно за счёт дотаций многих христианских государств Европы и с использованием труда тысяч рабов и наёмных рабочих с самой Мальты и из Южной Италии.

Основные создатели этого ценнейшего архитектурно-градостроительного ансамбля Возрождения – итальянские архитекторы Франческо Лапарелли (первые эскизы планировки и руководство строительством первые четыре года) и Джироламо Кассар (преемник Лапарелли и автор проектов главных зданий Ордена). Валлетта - один из первых в Европе примеров строительства целого нового города прямо по чертежам архитекторов.

Важнейшим приоритетом строительства было создание системы укреплений, отвечающих всем требованиям фортификационного искусства того времени. На самом уязвимом направлении со стороны основания полуострова они располагались в три эшелона. На месте первых двух из них, не относящихся собственно к Валлетте и сохранившихся фрагментарно, в XIX в. возник новый район Флориана, архитектура которого получила викторианский характер, формируя парадный подход к главному входу в столицу. Здесь разместились и некоторые из правительственных учреждений. Третья линия укреплений, являющаяся частью собственного оборонного периметра Валлетты, хорошо сохранилась в составе четырёх бастионов, двух возвышающихся над ними могучих кавальеров и прикрывающего всё это величие грандиозного пересекающего весь полуостров сухого рва длиной около 1000м и сечением почти 20 на 20м.

Но и весь остальной периметр города был прикрыт стенами с выступающими бастионами, общим числом 13, и усилен мощным фортом Сан-Эльмо на севере.

От первоначального намерения выровнять всю территорию города его создатели вскоре отказались, и Валлетта получила регулярный прямоугольный план, наложенный на весьма пересечённый рельеф. В результате, хотя некоторые улицы или их значительные отрезки почти не имеют уклона и удобны для передвижения, другие - очень круты, переходя местами в лестницы. Прямизна улиц обеспечивает интересные виды «насквозь» всего города и способствует его вентиляции морскими бризами в жаркое время года.

Основные продольные улицы идут вдоль полуострова с юго-запада на северо-восток. Всего их семь, но более широких, главных - три, в том числе, осевая улица Республики (ранее - Сан-Джорджо, а затем - Кингсуэй) соединяет Главные городские ворота с входом в форт Сан-Эльмо.

Её первая половина плоская, и здесь расположены одна за другой три основных площади Валлетты и главнейшие архитектурные достопримечательности: Дворец Великих Магистров (1570-80 гг.) с парадными залами и Оружейной палатой (сейчас тут резиденция Президента и Парламент Республики), Резиденция-общежитие рыцарей Прованса (1574г. - позже Юнион-клуб, а сейчас - Национальный музей археологии), Дворец Феррерия (бывший орденским арсеналом), Здание судебных учреждений, возведённое после войны на месте разрушенной бомбами Резиденции-общежития рыцарей Оверни.

За Дворцовой площадью улица Республики круто спускается к форту. Тут также расположено много интересных зданий, но несколько меньшей значимости. Совсем рядом с улицей Республики, выходя фасадами на её площади, или на боковые улочки, находятся: Кафедральный (бывший конвенциональный) собор Св.Иоанна Крестителя (1573-77 гг.) с богатыми интерьерами и музеем, Национальная Библиотека (была основана в 1535г. в Биргу, а существующее здание с прекрасным главным читальным залом относится к 1796г.), Главная Кордегардия напротив Дворца Магистров (это уже период английского владычества).

На параллельных улицах расположены другие интересные объекты: Резиденция-общежитие рыцарей Кастилии и Леона (XVI в. с изменениями фасадов в 1744г. - ныне резиденция Премьер- Министра), тоже рыцарей Италии (1574г., ныне почтамт), церкви Богоматери Победительницы (первое здание города, перестроенное в XVII в.), Св.Екатерины (1576г., перестройка XVIII в.), Св.Якова, Кораблекрушения Св.Павла (XVII в. с капеллой 1629г.), Иисуса (церковь и коллегия иезуитов, 1590-е гг., одно из лучших мальтийских зданий в стиле барокко), Крытый рынок (XIX в.), Театр Маноэль (1731г. - одно из старейших театральных зданий Европы, продолжающих использоваться), дворец Жана де-Субирана (1570г., позднее - британское Адмиралтейство и, после реставрации 1960-х гг. - Национальный музей изящных искусств).

Ближе к периметру стен города располагаются: здание Орденской больницы (1574г. - выдающееся сооружение, во многом формирующее панораму Валлетты из-за Большой бухты, ныне это Средиземоморский Конгресс-центр, место аудио-визуальных представлений «Мальтийский опыт»), Резиденция-общежитие рыцарей Арагона, Англиканский собор Св.Павла (XIX в.), здание Орденского суда и тюрьмы -Кастеллания (ныне Министерство здравоохранения).

С верхних террас бастионов Валлетты открываются прекрасные виды на сам город, бухты и находящиеся на их берегах районы. Наилучшие панорамы в сторону «трёхградья» - из Верхнего и Нижнего Казарменных садов, разбитых на бастионах Ласкарис и Св.Христофора. Наряду с садами Гастингс на бастионах Св.Иоанна и Св.Михаила - это единственные «клочки» озеленения в плотной каменной массе застройки Валлетты.

Большой интерес представляет собой возможность обойти всю Валлетту снаружи, вокруг подножья её стен и бастионов, откуда эти укрепления выглядят наиболее внушительно, да и внизу есть много любопытного - небольшие причалы, старая лодочная верфь и т.д.

Завершая краткую характеристику основных архитектурных и градостроительных доминант Валлетты, следует упомянуть о двух значительных объектах, ставших жертвами бомбардировок в 1942г.

Это, во-первых, Оперный театр, находившийся у самого начала улицы Республики, рядом с Городскими воротами. Он был построен во второй половине XIX в. по проекту известного английского архитектора Э. Бэрри. Возможность и целесообразность его восстановления дискутируется на Мальте, так как само его возведение было причиной сноса ценного памятника архитектуры - дворца Ланфредуччи.

Вторым погибшим объектом была церковь Монастыря кармелитов (1570г.). Её восстановление было признано невозможным, и в 1958 году было начато строительство нового здания, продолжавшееся 20 лет. Здание было увенчано огромным овальным в плане куполом, который превзошёл по высоте, как уверяют, целенаправленно, шпиль находящегося рядом англиканского собора (это была, так сказать, «победа над колонизаторами»). Купол церкви Кармелитов стал характерной частью силуэта Валлетты, воспринимаемой с большинства дальних точек. Это вызывает самые разные оценки, ревнители старины в основном возмущены, но, как представляется, купол всё же занял своё место, и без него силуэт города уже трудно себе представить.

Важнейшей составной частью архитектурного ансамбля Валлетты является её рядовая застройка, имеющая ярко выраженную характерность. Это во многом было предопределено строгими правилами, установленными при закладке города. Так были запрещены любые выступы зданий за красные линии улиц, также как и отступы от них в глубину участков домовладений. Углы улиц оформлялись нишами со скульптурами святых. Каждый дом имел во дворе ёмкость для сбора дождевой воды и был присоединён к системе канализации стоков. Более того, под улицами были проложены облицованные камнем каналы, куда из дворов сбрасывали твёрдые отходы. Каждое утро множество рабов шли по каналам, освобождая их от мусора, после чего каналы промывались морской водой. Предполагают, что это уберегло город от эпидемий, опустошавших в эти годы большинство городов Европы.

Со временем, в основном - с конца XVIII в., большинство жилых зданий города, ранее имевших множество балконов, украсилось устроенными на этих балконах деревянными разноцветными эркерами. Это создаёт большое своеобразие облика застройки улиц, значительное стилистическое единство и богатую цветовую палитру. При этом многие улицы «второго плана» не менее интересны, чем главные, сохраняя очарование подлинной старины, как например, улицы Св.Павла, Св.Урсулы, или Прямая улица - узкий пешеходный дублёр ул. Республики, где ещё 30 лет назад было скопление баров и иных заведений, рассчитанных на посещение военными моряками флотов держав, использующих Мальту как опорную базу.

Ещё два места Валлетты имеют особое очарование благодаря прихотливому и живописному сочетанию резких перепадов рельефа, уплотнённой многоярусной застройки и неожиданных видов, открывающихся в просветах между зданиями.

На западном крае города, около бастиона Св.Сальватора - это кварталы Мандераджио, единственное место, где планировка нарушает заданную регулярность. Здесь когда-то хотели сделать внутреннюю защищённую гавань, выкопали огромный котлован, но бросили, и место превратилось в трущобу, имевшую в своё время международную известность. В годы войны район был разбомблен, а затем реконструирован, но сохранил живописный облик.

А на востоке, около бастиона Св.Варвары образовался прихотливый клубок разноуровневых улиц, соединяющих их лестниц и пересекающих мостов на подходах к воротам Виктории. Тут же находятся небольшие изящные церкви Св.Люсии и Богоматери Льесской, а над всем этим скоплением возвышается здание Кастеллании и Верхний Казарменный сад на бастионе Ласкарис.

История Валлетты связана со многими выдающимися людьми: такими известными руководителами Мальтийского Ордена как Ж. Ла-Валет, М. Де-Вильена, или Э. Пинто, архитекторами Дж. Кассаром и Л. Гафа, художниками М. Меризи (Караваджо) и М. Претти. Здесь недолго квартировал Наполеон Бонапарт и подолгу находились видные английские флотоводцы, от Г. Нельсона до лорда Маунтбеттена. Неоднократно бывали здесь и российские послы и военные моряки. По дороге в своих путешествиях на восток Мальту посещали и, естественно, были в Валлетте Байрон, Вальтер Скотт и Таккерей.

После включения города в Список Всемирного наследия был основан «Проект по регенерации Валлетты», организация, финансируемая правительством, которая координирует и направляет все действия по сохранению и рациональному использованию культурного наследия (сейчас - уже не только в Валлетте, но и в Биргу, и в Мдине). К подготовке предложений по улучшению состояния некоторых важных узлов города, устранению неорганичных поздних элементов привлекаются видные архитекторы, как например, Ренцо Пьяно.

В Валлетте проводятся значительные культурные мероприятия, научные конгрессы, праздненства, религиозные шествия, фейерверки, регаты традиционных мальтийских многоцветных рыбачьих лодок - «луццус». Каждый апрель проходит Фестиваль истории и культурного наследия. В форте Сан-Эльмо можно наблюдать костюмированные парады рыцарей.

Много своеобразия придаёт Мальте и Валлетте транспорт. Старожилы ещё сохранили воспоминания о лифте, соединявшем центр города с пристанью, и о подземной железнодорожной станции, откуда ходили поезда в Мдину. А сейчас - это знаменитые мальтийские «жёлтые автобусы», большинство из которых являются ветеранами 30-х и 40-х годов. Их огромное скопление – «карусель» перед главными воротами Валлетты, откуда начинаются почти все маршруты по острову, является одной из мальтийских достопримечательностей.

И весь город в его уникальном ландшафтном окружении, неплохо поддерживающий своё богатейшее культурное наследие, заполняемый тысячами туристов из многих стран, и в ярких солнечных лучах, и в вечернем освещении прожекторами, направленными на важнейшие памятники, производит совершенно неизгладимое впечатление и желание вновь и вновь возвращаться сюда, погружаясь в его особую атмосферу, вызывающую в воображении картины давней жизни, полной подвигов, красоты, истинного рыцарства и религиозного чувства. Ведь недаром у Валлетты есть и ещё одно прозвище – Citta Humillissima (т.е. «город смирения»).