Перу

Путешествие девятое


Поскольку мы стараемся в своих путешествиях чередовать посещение ближних и дальних стран, а объект восьмого путешествия – города Всемирного наследия Гре-ции, представлял относительно близкие к нам края, настало время отправиться много дальше, снова в Южную Америку (ранее это была Бразилия, см. Материалы ИКОМОС, 2003 г., вып. 2), но на этот раз на Тихоокеанское побережье, в замечательное Перу, куда автора привела счастливая судьба; а поводом было приглашение в сентябре 2005г. в легендарный город инков Куско, где проводились очередная Ассамблея и 8-й Международный симпозиум Организации Городов Всемирного Наследия.


Республика Перу присоединилась к Парижской Конвенции в 1982г. В конце первого де-сятилетия XXI века в Список Всемирного наследия входят 10 перуанских объектов, в том числе, 6 - культурного наследия, 2 - природного и 2 смешанных культурно-природных объекта (один из этих двух – великий Мачу-Пикчу). Три объекта культурного наследия - это полноценные обита-емые сейчас, то есть «живущие» города Всемирного наследия: бывшая столица империи инков – Куско, современная столица республики (ранее столица испанского вице-королевства) – Лима и крупный центр на юге страны – Арекипа. Ещё один крупный перуанский город, на этот раз на севере страны – Трухильо, пока не сыскал успеха в своей номинации на включение в Список Всемирного наследия и остается в т.н. «Предварительном списке» перуанских объектов – пре-тендентов.

История градостроительства Перу и градостроительное наследие страны отражают два этапа её истории: до и после завоевания испанцами в первой половине ХVI в. Разумеется до-испанских следов в живущих городах неизмеримо меньше (там, где они, вообще, есть), чем «испанских» - колониальных и «послеиспанских», то есть – республиканского периода. Но в до-испанские времена строили настолько прочно – особенно в горных районах, где основным строительным материалом был камень, – что кое-где в современных городах видны явные сле-ды до-испанского градостроительства, прежде всего – градостроительства инков. Ярчайший пример этого, конечно, город Всемирного наследия Куско, о котором речь пойдёт ниже.

Что касается испанского колониального периода, оставившего наибольшее количество объектов, признаваемых сейчас памятниками архитектуры, и систем планировки городов, то градостроительное наследие Перу ХVI-ХVIII вв. несёт в себе характерные черты как любой ис-панской колонии в Новом Свете, определяемые строгими правилами, установленными метро-полией в известных «Законах для Индий», так и местных креольских влияний, связанных с при-родными условиями, традициями, обычаями и вкусами индейских народов (прежде всего круп-нейшего – кечуа, а также - аймара) и метисов от смешанных испанско-индейских браков.

Культурное наследие в Перу выявляется и сохраняется с начала ХХ в. В стране дей-ствуют организации, ответственные за это: Национальный Институт Культуры (Instituto Nacional de Cultura – INC), Национальный Музей Антропологии, Археологии и Истории (Museo National de Antropologia, Arqueologia e Historia), а с 1939г. – и Национальный Совет по охране и реставрации исторических и художественных памятников.

Ист.: Town and legacies in Peru // PromPeru. Lima, 2000.
Rachowiecki R., Beech Ch. Peru // Lonely Planet. 5th ed. 2004.
Peru. A Dream Country. Ed.Gen. Llosa Ricketts L.F.// PromPeru. Lima, 2004.
Peru. Land of the Inkas // PromPeru. Lima, (2005).

Транспортная доступность городов Всемирного наследия Перу

Лима – Международный аэропорт «Хорхе Чавес» расположен в 10 км к западу от центра города в районе Кальяо; связан перуанскими и международными авиалиниями с основными столицами и крупнейшими городами стран Америки и некоторыми европейскими аэропортами (Амстердам, Мадрид и др.); имеются рейсы нескольких перуанских авиакомпаний во все мало-мальски значительные города Перу, в том числе, в Куско и Арекипу (много раз в день, время в пути около одного часа).

Около 15 автобусных компаний имеют в Лиме свои автовокзалы (крупнейшие: «Крус-дель-Сур» и «Орменьо» - в 6 км к югу от центра города в районе Ла-Виктория); имеются многие сотни рейсов автобусов во все районы страны и в ближайшие страны Южной Америки; в том числе много рей-сов в день до Куско (30 часов в пути) и до Арекипы (16 часов в пути).

Два железнодорожных вокзала Лимы находятся прямо в центре города (один – в 300м от Плас-де-Армас, второй – в 1 км западнее), но железнодорожное движение в стране очень ограниченное, только по единичным избирательным направлениям и нерегулярное.

Морской порт Кальяо находится в 12 км к западу от центра города; из него имеются каботажные рейсы в порты вдоль Тихоокеанского побережья; заходят в порт и круизные суда, следующие во-круг Южно-Американского континента.

Куско – Аэропорт «Алехандро Веласко Астете» расположен в 5 км к юго-востоку от центра города в районе Уанчак; он связан линиями перуанских авиакомпаний с Лимой и рядом других городов страны, а также линией боливийской авиакомпании с Ла-Пасом; время полета до Лимы – один час, до Арекипы – 30 минут.

Основной автовокзал расположен в 2 км от центра города в районе Ттио. Линии автобусов не-скольких компаний идут во многие перуанские города, а также в Боливию и до границы с Чили. Связь с Лимой осуществляется по двум маршрутам: более короткому, но трудному (22-26 часов в пути), и несколько более длинному, но комфортному (30-34 часов). Много автобусов в день идёт до Арекипы (время в пути 11 часов).

В Куско два железнодорожных вокзала; от станции Сан-Педро (700м к юго-западу от Пласа-де Армас) каждый день идёт несколько поездов разного класса до Аква-Кальентес (время в пути 3-4 часа) – в основном с путешественниками, направляющимися оттуда в Мачу-Пикчу; от станции Уанчак, или Южной (около 1200м от главной площади к югу) три раза в неделю отправляется по-езд до Пуно на берегу озера Титикака (около 10 часов в пути), оттуда на нерегулярной основе ходят поезда до Арекипы.

Арекипа – Аэропорт «Альфредо Родригес Бальон» расположен в 9 км к северо-западу от центра города; из него осуществляются несколько полётов в день в Лиму (один час в пути) и меньшее число в Куско (30 минут в пути), а также в некоторые другие города в южной части Перу.

Два основных автобусных вокзала находятся рядом друг с другом в 3 км к югу от центра города; автобусные маршруты связывают Арекипу со многими городами на юге страны, в том числе, со столицей Лимой (около 16 часов в пути) и с Куско (от 12 до 16 часов, в зависимости от маршрута).

Железнодорожная станция находится в 1200м к югу от Пласа-де-Армас; но поезда ходят только в Пуно и на нерегулярной основе по индивидуальным заказам групп свыше 40 человек.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.