Ору-Прету

Номинация № 124, Включение - 1980г. по критериям I, III.
«Исторический город Ору-Прету».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Основанный в конце ХVII века Ору-Прету («Черное Золото») был в ХVIII веке главным центром золотой лихорадки и «Бразильского Золотого Века». С истощением золотых шахт в ХIХ веке влияние Ору-Прету уменьшилось, но множество церквей, мостов и фонтанов осталось, как доказательство его прошлого процветания и выдающегося таланта скульптора барокко Алейжадинью».

Ору-Прету – Ouro Prêto (до 1823г. Вила-Рика – Vila Rica) - центр округа в штате Минас-Жерайс; расположен на Центральном Бразильском плато, на 20,5º ю.ш. и 43,5ºз.д., в 100 км к югу-востоку от столицы штата Белу-Оризонти и почти в 500 км к северу от Рио-де-Жанейро, в верховьях небольшой реки Рибейран-ду-Фунил, притока Карму, относящейся к бассейну крупной реки бразильского юго-востока Доси.

В городе находятся предприятия легкой и пищевой промышленности, а в его ближайшем окружении добывается железная руда и вырабатывается алюминий. Активно развиваются высшее образование, сфера туризма, художественные ремесла. Ору-Прету является узлом автодорог, через него проходит местная железнодорожная линия. Население города составляет порядка 45 тыс. чел.

Территория Ору-Прету имеет ярко выраженный гористый рельеф. Основная часть города расположена на южном склоне одноименного хребта (отроги гор Эспиньясу), спускающемся к руслу реки. Но он дополнительно сильно расчленён ложбинами нескольких впадающих в реку ручьёв (один из них также носит имя города). Официально высотой расположения города считается отметка 1061 м над уровнем моря (это - около железнодорожной станции и реки), но в пределах застроенных территорий отметки достигают 1200 м.

Португальцы проникли в этот труднодоступный район только около 1690г. Вскоре они обнаружили здесь богатейшие месторождения золота. Оно было прозвано чёрным из-за покрывающего самородки тончайшего тёмного слоя палладия. Началась «золотая лихорадка», привлекшая сюда многие тысячи искателей богатства. Стихийно возникли посёлки горняков. Наиболее развитые и перспективные становились местом размещения административных учреждений королевских властей, получая звучные наименования. Так в 1696г. был образован город Леал-Вила-ду-Карму (с 1745г. - Мариана), а в 1711г. в 12 км к западу от него – город Вила-Рика-ди-Альбукерки (первоначальное название Ору-Прету).

В 1710-20 гг. были временем выделения капитанства Минас-Жерайс из Сан-Паулу. Его центром недолго была будущая Мариана, а с 1720г. стала Вила-Рика. Середина и конец ХVIII века были «Золотым Веком» Бразилии. Город стремительно развивался и богател, став на время одним из крупнейших поселений Нового Света.

Тяжёлые условия труда и жизни, эксплуатация множества рабов, жестокость колониальных властей вызывали сопротивление. Первое восстание рабов здесь относится к 1720г., а в 1789г. в Вила-Рике был раскрыт заговор, направленный на обретение страной независимости. Его казнённый португальцами лидер Тирадентис стал символом этой борьбы, национальным героем страны.

С обретением Бразилией независимости Минас-Жерайс стал её штатом, а город Вила-Рика, переименованный в 1824г. в Ору-Прету – столицей этого штата. Однако к этому времени месторождения золота истощились, наступил период стагнации и поисков иных источников благосостояния. Долгое время они не приносили успеха и в 1897г. столица штата была перенесена на более равнинные, удобные для сельского хозяйства и строительства территории - во вновь построенный город Белу-Оризонти.

Жизнь в Ору-Прету как бы остановилась, и в ХХ веке он избежал значительных перестроек, став признанным в национальном масштабе образцом старого бразильского города с уникальной планировкой и застройкой. Это определило новую основу его развития в качестве крупного центра обслуживания и культуры, места сосредоточения туризма и художественных ремесел.

Планировка города сформировалась в зависимости от условий сложного рельефа. Историческим ядром Ору-Прету, куда сходятся все коммуникации, является площадь Тирадентиса с памятником национальному герою в центре. Только она и небольшая территория вокруг имеют некоторые признаки регулярности планировки и застройки.

Форма площади - слегка изогнутый вытянутый прямоугольник, имеющий значительный уклон вдоль продольной оси, ориентированной на расположенные в торцах импозантные здания бывшей ратуши и суда (1784-1835) и бывшего дворца губернатора, а затем - горной школы (1740-1760, с позднейшими перестройками); в них обоих сейчас музеи.

Три параллельных друг другу и почти прямых улицы, в том числе, средняя - главная улица города Дирейта (что и значит – «прямая»), круто спускаются от площади на запад к ручью Ору-Прету. Здесь и на извилистой улице Сан-Жозе за ручьём расположены лучшие магазины, рестораны, бары и кафе города. Рядом находится и гостиница «Ору-Прету», построенная по проекту О.Нимейера в начале 1940-х гг. - наверное, единственное современное здание в историческом центре города.

Остальная его территория - это живописная 1-2 этажная жилая застройка, следующая формам рельефа. Для облика Ору-Прету характерно, что полосы этой застройки «расходятся» от центрального ядра по гребням холмов, разделяемых зелёными ложбинами ручьёв. Вся эта структура с возвышающимися среди моря черепичных крыш доминантами церквей ясно «читается» с многих видовых точек, представляя «фирменный знак» города. Нам даже кажется, что на некоторых фотографиях Ору-Прету, сделанных с высоты птичьего полета, застроенные участки выглядят, как овечьи отары, которые разбрелись по склонам гор.

Традиционно историческая часть Ору-Прету делится на две половины, расположенные по сторонам от главной площади: к западу - Пилар, к востоку - Антониу Диас. Каждая из них имеет свою основную приходскую церковь - «матрис» и, в свою очередь, делится на несколько малых приходов со своими церквями.

Западная половина города была всегда богаче. Застройка здесь по большей части двухэтажная. В этом направлении, за пределами исторического центра, находятся и относительно более новые кварталы.

Восток был беднее, здесь много одноэтажной застройки, здесь находится золотая шахта Чико-Рей, принадлежавшая выкупившему себя из рабства бывшему африканскому царьку (сейчас это объект туристских посещений), здесь же – церковь Санта-Эфигения-дус-Претус (1742-1749), построенная для себя сообществом рабов-негров (Святая Эфигения, царица Нубии - одна из немногих темнокожих католических святых).

20 церквей Ору-Прету, расположенных на значимых возвышениях рельефа, во многом определяют характерный облик города. Созданные в ХYIII веке они выдержаны в стиле барокко, но это т.н. «примитивное горняцкое барокко», в нём нет избыточной пышности, характерной для столиц и для «Испанской Америки». Большинство зданий отличаются простотой и изяществом, как во внешнем виде, так и в интерьерах. Весьма интересны росписи плоских деревянных потолков и скульптурное оформление.

Наиболее примечательны главные приходские церкви Носа-Сеньора-ду-Пилар (1711-1733) и Носа-Сеньора-да-Консесьон-ду-Антониу-Диас (1727-1760), а также Сан-Франсиску-ди-Асис (1765-1810), Носа-Сеньора-ду-Карму (1766-1776), Носа-Сеньора-ду-Розариу-дус-Претус (1725-1785). Некоторые из церквей построены по проектам и имеют скульптурное оформление, авторами которых являются архитектор из Португалии Мануел Франсиску ди Лисбоа и его побочный сын от негритянской рабыни - мулат Антониу Франсиску ди Лисбоа, прозванный Алейжадинью (1730-1814), по общему мнению - наиболее выдающийся мастер скульптуры и архитектуры бразильского барокко.

Гражданская архитектура Ору-Прету характерна следующими рельефу сомкнутыми уличными фронтами домов, побелённых, с ярко окрашенными изящными спускающимися каскадами карнизами, порталами дверных проёмов, наличниками окон, балконными решётками. Особо следует отметить Дом Гонзага (ныне муниципалитет), Дом художника Ди Вейга Гиньяр, Дом Маседа (или «Дус Контус» - быв. канцелярия) и фронты застройки площади Тирадентиса и выходящих на неё улиц Дирейта и Клаудиу Мануэл. Среди зданий на площади выделяется т.н. «Дом Баронессы», где сейчас находится субрегиональное управление охраны наследия Ору-Прету и Марианы. А здание театра на одной из соседних улиц («Опера Вила-Рика», 1769-1770) - является старейшим из действующих на всём американском континенте.

Весьма интересно внешнее архитектурное благоустройство города: его мосты через ручьи с памятными крестами, его водоразборные фонтаны с богатым скульптурным оформлением, его улицы и лестницы, вымощенные брусчаткой, а там где совсем круто - мелким булыжником.

После постройки к югу от исторической части города объездной автомагистрали, туда - за реку и гряду холмов переместилось основное новое строительство, оставляя нетронутым архитектурное наследие и не изменяя традиционный облик Ору-Прету. Там развивается новый комплекс университета, действуют промышленные предприятия.

История сохранения культурного наследия Ору-Прету насчитывает уже много десятилетий. Еще в 1933г. он был объявлен национальным памятником, а в 1938г. вошёл в «книгу» взятых под охрану государством памятников «изящных искусств» (в 1986г. он был включен и в две других «книги»). Размер находящейся под охраной территории составляет около 2000 га. Здесь находится более тысячи старых зданий. В 1980г. Ору-Прету вошёл в Список Всемирного наследия как целый исторический город. Здесь образована т.н. «Группа технического содействия», в которую входят представители IPHAN, местного университета и муниципалитета. Некоторую помощь в обеспечении её работы оказывает ЮНЕСКО.

С середины 1990-х гг. в городе с участием Института сохранения наследия Гетти (Getty Conservation Institute) выполняется проект «Площадь Тирадентиса», направленный на внедрение интегрирующего подхода в работе с наследием: выявление общественного мнения, исследования, образования и информация, неформальные художественные конкурсы и т.д., проводимые под лозунгом: «площадь, о которой я мечтаю».

В комплекс культурного наследия Ору-Прету фактически входят и некоторые объекты в его округе. Это уже упоминавшийся горняцкий город Мариана в 12 км., находящаяся на полпути к нему крупная золотодобывающая шахта Пассажен-ди-Мариана, превращённая в музей, парк Кашоейра Андориньяс с большими водопадами, а также - созданный недавно в местечке Амарантина в 20 км от Ору-Прету Музей уменьшенных копий основных памятников архитектуры Бразилии.

В самом городе и его округе интенсивно развиваются художественные промыслы, рассчитанные на удовлетворение спроса туристов. Это изделия из металла, бамбука, перьев птиц, древесных прутьев. Но главный профильный продукт – мелкая пластика из слегка зеленоватого мыльного камня: пирамидки, подсвечники, крестики и т.п. На небольшой площади Томаса Гонзага, поблизости от главной, весь день до темноты действует богатый рынок таких изделий, привлекающий посетителей города. Большую популярность приобрели конкурсы по выполнению больших картин на мостовых из толчёного камня самого разного цвета.

С Ору-Прету связаны имена многих видных бразильских писателей, поэтов, художников, мастеров ремесел. Здесь проводятся многие праздненства, имеющие общенациональную известность, начиная от религиозных шествий в пасхальную неделю и кончая карнавалом «Жанела Эротика», во время которого полуобнажённые красотки танцуют в витринах магазинов за вполне прозрачными занавесями.

Пути сообщения

Ору-Прету – автовокзал находится в 2 км северо-восточнее центра города, автобусы из Белу-Оризонти ходят в Ору-Прету и обратно 12 раз в день (время в пути почти 2 часа); Белу-Оризонти связан автобусами и самолётами с многими значительными городами Бразилии (Рио-де-Жанейро – 7 часов и 1 час, Сан-Паулу – около 10 часов и 1,5 часа). Один прямой ночной рейс автобуса связывает Ору-Прету с Рио-де Жанейро (время в пути – 7 часов).

Ист.: Motta L. A SPHAN en Ouro Prêto: una história de conceitos e critérios. “Revista do Partrimónio Histórico e Artistico National”, No.22, 1997, Rio de Janeiro.
Araújo Santos A.O. Community invovement on the duties of cultural heritage preservation-collaboration of the Getty Conservation Institute. In: Proceedings of the 3rd International Symposium of World Heritage Cities (Bergen, 1995). Quebec, OWHC, 1996. P.83-88.