Салвадор

Номинация № 309, Включение - 1985г. по критериям IV, VI.
«Исторический центр Салвадора-да-Байя».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Как первая столица Бразилии с 1549 по 1763 гг., Салвадор-да-Байя был свидетелем смешения европейской, африканской и американской культур. Он был также первым рынком рабов в Новом Свете, рабы на который были привезены в 1558 г для работы на сахарных плантациях. Город сумел сохранить много выдающихся образцов архитектуры Возрождения. Особой чертой старого города являются многоцветные дома, часто украшенные штукатурными деталями высокого качества».

Салвадор – Salvador (или Сан-Салвадор-да-Байя - São Salvador dа Bahia, ранее иногда также - Тодус-ус-Сантус – Todos os Santos, по названию «Залива Всех Святых») центр штата Байя, находится на берегу Атлантического океана, в 1650 км северо-восточнее Рио-де-Жанейро, на 13° ю.ш. и 38,5° з.д., в пределах т.н. Великого Эскарпа – горного района, образованного большим перепадом рельефа между возвышенным Центральным Бразильским плато и океанским прибрежьем. Крупный промышленный центр и морской порт. Население города составляет около 2,2 млн. чел.

На начальной стадии португальской колонизации атлантическое побережье Бразилии для облегчения освоения новых земель без больших затрат средств королевского правительства было разделено на наследственные феодальные владения – капитанства, как несколько ранее это было сделано на Азорских островах, Мадейре и в других колониях Португалии. В 1534г. одно из таких капитанств - Прая-ду-Форте, было создано в 80 км северо-восточнее будущего города. Но уже в 1549г. было основано генерал-губернаторство, объединяющее все владения Португалии в Новом Свете. Столицей его стал Салвадор, основанный тогда же первым прибывшим в Бразилию генерал-губернатором Томи ди Соза. Салвадор стал первым городом страны, находившимся во владении короны и бывшим объектом целенаправленного планирования.

После периода столкновений с индейцами, сопротивлявшимися колонизации, и голландцами, оспаривавшими португальскую монополию на владение этими землями (особенно в период существования династической унии Португалии с Испанией в 1580-1640 гг.), наступило время максимального расцвета города как столицы Бразилии и крупнейшего морского порта на континенте. С 1720г. – это уже резиденция вице-королей. Через Салвадор экспортировались в Европу такие колониальные товары, как тростниковый сахар, табак, красное дерево, кожи, несколько позже - золото, алмазы, кофе. Салвадор служил также важнейшим опорным пунктом на морских коммуникациях, связывающих Португалию с её владениями в Африке, Индии и на Дальнем Востоке. Через него же осуществлялась значительная часть ввоза в Бразилию рабов-негров для работы на плантациях и в шахтах.

В результате в этой части страны сложился смешанный состав населения с самой большой в стране долей негров и мулатов, что оказало огромное влияние на развитие здесь своеобразной афро-бразильской культуры и, в том числе, на общий характер культурного наследия.

Во второй половине ХVIII века из-за растущей конкуренции колониальных владений других держав в производстве сахара, табака, хлопка и др., а также из-за перемещения основного объёма добычи полезных ископаемых в Минас-Жерайс, откуда более удобные связи были с Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, экономические позиции Салвадора ослабли. В 1763г. столица вице-королевства была перенесена в Рио-де-Жанейро.

Но Салвадор оставался и остаётся одним из важнейших центров страны. Именно здесь в 1823г. в вооружённом противостоянии рядом с городом был окончательно решён вопрос освобождения Бразилии от колониальной зависимости. В ХIХ в. в Салвадоре возникли крупные промышленные предприятия самого разного профиля. Здесь идёт активная культурная жизнь и сложился уникальный комплекс объектов архитектуры и градостроительства. Со второй половины ХХ в. город и его окружение постепенно стали крупным средоточием туризма.

Салвадор занимает южную оконечность холмистого полуострова, находящегося между Атлантическим океаном и обширным заливом Тодус-ус-Сантус. При этом исторический центр города расположен на западном береге полуострова, «глядя» в сторону залива. Напротив его, отделённый ведущим в залив проливом шириной около 10 км, находится крупный остров Итапарика – ландшафтная достопримечательность и один из курортных пригородов Салвадора.

Первоначально поселение было основано около самой южной оконечности полуострова (сейчас это окраинный район Барра с сохранившимися старыми портовыми и оборонными сооружениями). Но вскоре оно было перенесено на 4 км севернее, на более защищённое от частых в то время нападений с моря место.

Рельеф исторического центра резко выраженный. Узкая полоса плоской территории, идущая вдоль берега (Нижний город), отделена от возвышенного, вытянутого параллельно берегу плато (Верхнего города) крутым поросшим богатой растительностью обрывом. Перепад высот между этими двумя частями центра достигает 70 м. На востоке исторический центр ограничен долиной протекавшей здесь ранее небольшой речки Трипас. Сейчас здесь проходит огибающая центр магистраль Байру-ду-Сапатейру.

На севере территория исторического центра Салвадора доходит до форта Сан-Антониу-Ален-ду-Карму, на юге - до Музея религиозного искусства, расположенного в комплексе зданий бывшего монастыря кармелитов. Расстояние между ними - около 2,5 км, в широтном направлении поперечник исторического центра не превышает 800 м; местами он гораздо меньше, и его общая территория составляет порядка 100 га.

Часть Верхнего города, наиболее богатая культурным наследием, а также обрыв - до проходящей у его основания улицы - объявлены охраняемой зоной. В неё входят районы Пелоуринью, Аншиета и некоторые соседние кварталы. Длина зоны около одного километра, наибольшая ширина - 400 м, площадь - всего около 15 га.

Несмотря на сложный рельеф территории, историческая часть Салвадора стала первым, и долгое время остающимся редким в стране, примером регулярной планировки в основном по прямоугольной сетке.

Португальские градостроительные традиции до наступления нового времени, вообще сильно отличались от испанских за счёт значительно меньшего использования регулярных приёмов планировки. Это явно проявилось в течение первых 100-200 лет развития их заморских колоний. Если в «Испанских Америках» всё строго регламентировалось и подчинялось планировочному канону, в «португальской» Бразилии было значительно больше свободы. Но были и немногие исключения, одним из которых стал Салвадор. Причиной этого, вероятно, послужил его столичный статус, усугубившийся связанной с этим наибольшей зависимостью от Мадрида в годы испано-португальской династической унии 1580-1640 гг.

В регулярной системе планировки в Верхнем городе сложилась цепь площадей над обрывом, на которых находятся важнейшие общественные здания и с которых открываются прекрасные виды на водные просторы залива, порт и Нижний город. Это площади Муниципальная (или Томе ди Соза), Кафедральная, Ларгу-ду-Пелоуринью (название которой, распространившееся со временем на весь прилегающий район, идёт от позорного столба, куда приковывали рабов во время экзекуций) и ду-Карму.

От Кафедрального собора (ранее церковь иезуитов, 1657-1672 гг.) проходит поперечная широтная планировочная ось центра - это озеленённая эспланада Террейру-ди-Иезус, переходящая в более узкую протяженную площадь Аншиета, доходящую до обводной магистрали.

Салвадор знаменит своими церковными зданиями в стиле барокко. Это, прежде всего, церковь Сан-Франсиску (начало ХVIII в.), известная своей богатейшей наружной и внутренней отделкой с обильным использованием золота, серебра и изразцов. Это также церкви «Третьего ордена Сан-Франсиску» (ХVII в.), Сан-Педру-дус-Клеригус (ХVIII в.), Носа-Сеньора-ду-Росариу-дус-Претус (ХVIII в.), «Третьего ордена ду-Карму» (1636г.) и др.

Среди гражданских зданий Афро-Бразильский музей, Музей города, в Нижнем городе - старые здания рынков Моделу и Сан-Жуакин. На периферии исторического центра и в акватории залива сохранились старые оборонительные форты.

Наиболее интересный комплекс городской застройки сохранился в районе Пелоуринью, где крутые замощённые булыжником улицы обстроены характерными ярко покрашенными жилыми домами традиционной архитектуры. Среди них и Дом-музей крупнейшего писателя - Жоржи Амаду. Здесь же рынок ремесленников, школы музыки и танца.

Нижний и Верхний города соединяются несколькими крутыми, диагональными к склону, или серпантинными подъемами-спусками «ладейра», двумя фуникулёрами и лифтом Ласерда, башня и мост которого стали характерным элементом панорамы города с залива.

Архитектурный ансамбль Салвадора невозможно воспринимать в отрыве от происходящей в нём городской жизни. Особую роль в формировании образа этого города играют традиционные верования значительной части его населения, основанные на унаследованных с родины предков религиозных мифах и преданиях. Однако, они получили некоторую «модернизацию», приспособившись к преобладающему в Бразилии католицизму. Эта система ритуальных синкретических молебнов известна под названием «кандомбле» (candomblé). В очевидной связи с нею существует другая получившая международную известность традиция Салвадора – своеобразное соединение борьбы и танца под характерное музыкальное сопровождение – «капоейра» (capoeira). Все это дополняется другими народными обычаями - карнавалами, религиозными шествиями, коллективным мытьем папертей церквей верующими в праздничные дни и т.п. В 1986г. в Салвадоре прошла 1-я Всемирная встреча «оришас» – племенных африканских духовных проповедников.

Впервые культурное наследие ряда участков города было взято под охрану, как архитектурно-ландшафтные комплексы в 1959г. Но только два из девяти этих участков относились собственно к историческому центру. В целом же архитектурный, ландшафтный и градостроительный комплекс исторического центра Салвадора, со всеми его 2000 старых зданий, был взят под охрану в 1984г., фактически только в процессе подготовки к представлению для включения в Список Всемирного наследия, которое состоялось год спустя.

Очень серьезной проблемой для сохранения традиционного облика города стало массовое строительство современных высоких зданий на территориях, непосредственно окружающих исторической центр. Особенно тяжёлые последствия связаны с новой застройкой прибрежной территории между охранной зоной и портом, значительно портящей, а местами и полностью перекрывающей, визуальные связи центра города с акваторией залива.

Пути сообщения

Салвадор: автовокзал Кампу-Гранди находится в 2 км к югу от центральных площадей города; автобусные линии связывают Салвадор с Рио-де Жанейро (26 часов в пути), Сан-Пауло (32 часа), Белу-Оризонти (24 чася), Ресифи (12-14 часов).

Аэропорт Дойс-ди-Жулью находится в 30 км северо-восточнее центра города; авиалинии связывают Салвадор с основными городами Бразилии, а также с целым рядом городов Европы и Северной Америки.

Ист.: Alvez de Sousa W. The past splendor of Pelourinho. “Americas”, Vol.21, No.9, Sept. 1969. P.6-8.
Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.