Узбекистан

В первый список из 20 исторических городов СССР 1949г. были включены два узбекских города - Самарканд и Бухара. В 1973 году был утверждён республиканский список, включающий 11 поселений, но в 1988г. узбекские специалисты (УзНИИП градостроительства, рук. И.И.Ноткин) предложили список уже из 18 поселений, в том числе, 14 исторических городов.

Для нас, и как нам думается, для достаточно широкого круга российских любителей искусства первым городом-символом культурного наследия Средней Азии долго был Самарканд с его связанностью с Александром Македонским, ролью столицы наиболее известного из множества средневековых правителей этого региона - Тимура, уникальными архитектурными памятниками на площади Регистан, обсерваторией Улугбека и посвящёнными ему картинами Верещагина, старыми открытками, «ароматами Востока» и т.п.

Однако, по тем или иным причинам (может быть свою роль тут сыграла чрезвычайно неудачная практика реконструкции исторической части Самарканда в 1970-е гг.), пополнение Списка Всемирного наследия началось (ещё по представлению правительства СССР), пожалуй, с самого «молодого» из исторических городов республики, но зато сохранившегося в наибольшей целостности.

Хива

Номинация № 543 Включение - 1990г. по критериям III, IY, Y:
«Ичан-Кала».

Краткая характеристика Комитета Всемирного наследия: «Защищённая стенами из кирпича высотой около 10 м, Ичан-Кала – это городской центр Хивинского оазиса, который был последней остановкой караванщиков перед пересечением пустыни на пути в Иран. Хотя сейчас осталось мало очень старых памятников, это комплексный и хорошо сохранившийся образец исламской архитектуры Средней Азии с выдающимися сооружениями, такими как Джума-мечеть, мавзолеи, медресе и два величественных дворца, построенных в начале ХIХ в. Аллакулиханом».

Кирпич в этой характеристике, конечно, имеется в виду сырцовый, оазис - Хорезмский, очень старых памятников в Хиве вообще нет, а в целом - всё верно. Конечно, Хива не так уж и молода - археологические и письменные свидетельства о её существовании относятся уже к IХ-Х вв., а в последние годы говорят и о её 2500-летних корнях. Но в течение нескольких столетий она оставалась не более чем малозначимым рядовым поселением в древнейшей системе расселения Хорезмского оазиса, сложившейся в низовьях Аму-Дарьи.

Лидерами здесь были другие города: до середины Х в. - правобережный Кят, заброшенный из-за наступления на него вод Аму-Дарьи, а затем - Ургенч (но не современный областной центр в 30 км восточнее Хивы, а т.н. «Старый Ургенч», или Куня-Ургенч, ныне небольшой посёлок городского типа в 150 км северо-западнее Хивы, на территории Туркменистана). Этот древний Ургенч (Гургадж) был столицей средневекового Хорезма с Х до конца ХIY вв. и при Караханидах, и при Великих хорезмшахах, и при правителях из Золотой Орды. Но затем он был разрушен Тимуром и вскоре почти исчез.

Вот тут-то эстафету лидерства в Хорезме и приняла на себя Хива. При распаде в начале ХYI в. единого узбекского государства Шейбанидов здесь возник практически самостоятельный эмират (1515-1573), а затем обосновалась полностью независимая местная династия Кунград. Под её владычеством Хивинское ханство просуществовало до 1920г. (с 1873г. - под протекторатом Российской империи).

При национальном размежевании, осуществлённом в Средней Азии в 1924г. советской властью, части территории бывшего ханства отошли к Туркменистану и Каракалпакской автономии, а остальное стало Хорезмской областью Узбекистана. При этом административное главенство перешло от Хивы сразу к трём городам: Ташаузу, Нукусу и Ургенчу, а Хива осталась рядовым районным центром, что наверное в немалой степени способствовало обретению ею качеств города-музея. Сейчас Хива - это сравнительно небольшой город с населением порядка 50 тыс. жителей, развитым ковроделием и функциями обслуживания сельского хозяйства.

Хива расположена в равнинной местности, в условиях резко континентального, засушливого климата. Естественной постоянной растительности практически нет, а искусственная полностью зависит от поливов водой, подающейся по системе магистральных каналов и арыков.

В современном виде историческая часть города сложилась с конца ХYIII до начала ХХ вв. Она имеет достаточно регулярную общую планировку (при нерегулярной, традиционно восточной местной сети улочек и тупиков). Как это характерно для всех старых среднеазиатских городов - в центре расположен укреплённый район прямоугольной формы - шахристан. Это, собственно, и есть Ичан-Кала, объявленная в 1969г. историко-архитектурным заповедником, а с 1990г. ставшая объектом Всемирного наследия. Вокруг Ичан-Калы находится пояс внешних кварталов - рабад (в Хиве - это Дишан-Кала). Он в начале ХIХ в. также был обнесён глинобитными стенами с 11 воротами, от которых кое-что сохранилось и сейчас.

В Хиве нет особенно древних памятников, но «...в сущности весь этот старинный город представляет собой целостный и компактный архитектурный ансамбль, подобного которому в Средней Азии нет». Эта оценка принадлежит виднейшему специалисту по истории и искусству этого региона Г.А.Пугаченковой, уж ей-то можно верить.

Прежде всего ансамбль Ичан-Калы воспринимается в целом, производя незабываемое впечатление своими общими видами сверху (со стен или минаретов) - на «ковёр» рядовой жилой застройки с внутренними двориками и ловящими малейшее дуновение ветра айванами, среди которой возвышаются громады общественных зданий с их куполами, минаретами, аркадами и порталами. Но многие памятники весьма интересны и сами по себе.

Это окружающие Ичан-Калу стены и башни с четыремя укреплёнными воротами и цитаделью - Куня-Арком. Могут быть также упомянуты Джума-мечеть, мавзолеи Сеид Аллауддина и Пахлаван Махмуда, несколько медресе (среди которых особо выделяется нарядной керамической облицовкой медресе Мухаммед-Амин-хана), минарет Ислам-Ходжа высотой 45 м, ханский дворец Таш-Хаули. Очень запоминается комплекс из контрастных по объёмам, архитектурным деталям и отделке фасадов зданий на главной поперечной оси Ичан-калы, соединяющей восточные ворота-аркаду Палван-дарваза с западными. Многие памятники архитектуры имеют интерьеры, богато оформленные фигурной кирпичной кладкой, изразцами, резьбой по камню, ганчу и дереву, настенными и потолочными росписями. Большинство из них стали отделами музея-заповедника.

И вместе с тем, Ичан-Кала до совсем недавнего времени был продолжающим свою повседневную жизнь районом города с детьми, играющими на улицах, сохнущим бельём, пряными запахами готовящейся пищи, что делало его восприятие особенно запоминающимся. Сейчас этого уже почти нет, и старая часть Хивы подверглась комплексной музеефикации, что вызывает сожаления у поборников поддержания подлинности градостроительного культурного наследия.

Бухара

Номинация № 602,рев. Включение - 1993г. по критериям II, IY, YI:
«Исторический центр Бухары».

Краткая характеристика Комитета Всемирного наследия: «Расположенная на Шелковом Пути Бухара имеет возраст более 2000 лет. Это наиболее целостный пример средневекового города в Средней Азии с почти не поврежденной городской тканью. Среди интересных памятников известная гробница Исмаила Самани – шедевр исламской архитектуры Х века, и множество медресе ХYII века».

Город, известный с юных лет многим россиянам, как «Благородная Бухара» (Бухара-и-Шериф) - родина героя народных преданий и литературных произведений Ходжи Насреддина, может быть и не древнейший в Средней Азии, и не был столицей империй, претендующих на роль «мировых держав», подобно Нисе, Ургенчу (старому), или Самарканду. Но он всё же очень стар и на всём протяжении своей долгой истории всегда оставался центром достаточно значимого феодального владения, едва ли не самым известным центром торговли в регионе, а с начала ХYI в. стал ядром формирования и первой столицей узбекского государства.

Археологические свидетельства о существовании постоянного поселения на месте будущего города относятся ещё к середине 1-го тысячелетия до н.э., но надёжные сведения о формировании здесь города мы имеем от YI-YII вв. (тогда он назывался - Нумиджкет). Главным же поселением в этом районе, судя по результатам раскопок, в это время оставалась Варахша – ныне городище в 40 км западнее Бухары.

Быстрое развитие Бухары, известной уже под этим именем, началось только после переправы арабской армии в 709г. через Аму-Дарью и присоединения к халифату бывшего Согда, который теперь стал именоваться Мавераннахром. Когда спустя сто с лишнем лет халифат стал распадаться в результате центробежных процессов, власть в разных городах этого региона попала в руки представителей местного рода персидского происхождения - Саманидов. В 875г. их лидер Исмаил Самани сделал Бухару столицей своего быстро растущего государства, объединившего на какое-то время не только Мавераннахр, но и Тохаристан, Хорасан, Фарс и Кашгар.

Затем, после гибели Саманидов в 999г., Бухарой (уже не как столицей) попеременно владели тюркские Илек-ханы, Караханиды, Сельджуки, Хорезмшахи, монгольские ханы Джагатайского улуса, Тимуриды. И все эти долгие 500 лет Бухара, не будучи столицей, оставалась важнейшей крепостью и крупнейшим центром международной караванной торговли.

Второй «звёздный час» в истории города настал на стыке ХY и ХYI вв., когда пришельцы из приаральских степей – узбекский род Шейбанидов, сделали Бухару столицей создаваемого ими государства. В самом конце ХYI века их сменили Аштарханиды из рода ханов Старой Астрахани (после её занятия Россией в 1569г.). В середине ХYIII в. единое узбекское государство распалось на несколько соперничающих феодальных уделов в Хиве, Коканде, Ташкенте, Самарканде. Но Бухарский эмират, где с 1753г. основалась ногайская династия Мангытов, оставался самым значимым, сохранял множество объектов исламской культуры и образования, был центром религиозного фундаментализма и просуществовал до 1920г. (с 1869г. - под российским протекторатом).

Бухара всегда славилась своей торговлей. Караваны бухарских купцов достигали самых удалённых мест Сибири, Китая, Индии и Аравии. Понятие «бухарец» было нарицательным для обозначения торговца и в Тобольске, и в Кяхте, и в Лахоре, и в Дамаске, и на всём «Великом Шёлковом пути» из Китая в Европу.

Но затем ситуация изменилась. Железная дорога, строившаяся в 1880-х гг. между Ташкентом и восточным побережьем Каспийского моря, прошла в 5 км южнее города, где при станции возник новый город Каган, одно время называвшийся Новой Бухарой. В саму Бухару вела лишь тупиковая ветка. Возможно это уберегло древний город от чрезмерного промышленного развития в ХХ в.

Бухара сейчас является одним из областных центров Узбекистана с предприятиями текстильной промышленности, золотошвейным и каракулевым производствами. Население города в конце 1980-х гг. составляло около 220 тыс. жителей и быстро продолжает расти, что требует значительного наращивания жилищного фонда и может создать проблемы для сохранения исторического облика и традиционного жизненного уклада города.

Город расположен в 530 км от Ташкента, в низовьях бассейна реки Зеравшан, на равнинной территории, пересекаемой оросительными каналами и арыками. Климат местности континентальный, засушливый, определяемый близостью пустыни. Озеленение полностью зависит от возможностей искусственного орошения. Район подвержен землетрясениям и многие памятники архитектуры неоднократно повреждались подземными толчками.

Планировка города в основном свободная, в историческом центре - характерная для средневековых городов, окружённых крепостными стенами (в Бухаре город оставался в пределах этих стен до начала ХХ в.). Размер территории шахристана около 450га - неправильный круг с диаметром 2-2,5 км. Основные улицы от центрального торгово-общественного ядра расходятся по направлениям к бывшим городским воротам и далее продолжаются в окраинные новые районы и на вылетные из города магистрали. Цитатедь - Арк, расположена в западной части исторического центра на единственном небольшом возвышении рельефа. Движение транспорта в центре ограничено, а ряд главных улиц полностью закрыт для автомобильного движения. Западнее шахристана сохранилась часть исторического предместья - рабада, и около 3-х км старой городской стены с воротами Талипач и Каракуль (ХYI-ХYIII вв.).

Уникальность культурного наследия Бухары определяется многовековым устойчивым (практически беспрерывным) развитием значительного города на единой территории, без характерных для исламских городов переносов строительства на новые площадки. Это позволило сложиться удивительно органичной, плотно насыщенной «ткани» городской застройки, включающей, наряду с характерными для городов Востока узкими улочками и «морем» жилых домов с внутренними двориками, множество выдающихся памятников архитектуры - не только единичных, но и целых ансамблей и комплексов.

Среди почти 150 памятников, взятых под охрану государства, более 20 мечетей, около 30 (!) духовных училищ - медресе, мавзолеи, ханаки, караван-сараи. В развитие культуры Бухары большой вклад внесли подолгу жившие и работающие тут Рудаки, Абу Али ибн Сина, Улугбек. Известны, что бывает нечасто, имена некоторых архитекторов - создателей выдающихся зданий города - Исмаила Исфахани (ХY в.), Мухаммед-Салиха (ХYII в.), Усто Ширин Мурадова (ХХ в.).

Древнейшим комплексным памятником архитектуры Бухары является цитадель - Арк. Её формирование, достройки, перестройки продолжались 1200 лет - с YI по конец ХYIII вв. В современном виде - это и крепостные стены с парадным порталом въезда, и дворцовые помещения, и тронный зал, и соборная мечеть, и тюремные казематы. Несколько в стороне от цитадели сохранилась и превращена в музей земляная тюрьма-зиндан ХYIII века.

Наиболее оригинальный и ценный памятник в городе - мавзолей Исмаила Самани (IХ-Х вв.) - совершенно уникальное и по сохранности в неизменном виде, и по архитектурным качествам произведение неизвестных мастеров. Здесь впервые в Средней Азии был применён в таких масштабах обожжённый кирпич, и всё решение здания и оформление его фасадов построено на использовании его возможностей.

Исключительно типичным для Бухары является создание здесь большого числа встроенных в планировочную структуру исторического центра архитектурных ансамблей, которые состоят: иногда из двух крупных зданий, поставленных «лицом к лицу» по обеим сторонам улицы (т.н. приём Кош, как например, медресе Улугбека - начала ХIY в., и медресе Абдулазис-хана – середины ХYII в.); иногда из мечети, минарета и медресе, образующих небольшую площадь (как например, ансамбль Пои-Калян с царящим над старым городом минаретом Калян 1127г.); а иногда из группы зданий, поставленных вокруг искусственного бассейна-хауза (как в ансамбле Ляби-хауз ХYI-ХYII вв. в самом центре города, где используются воды пересекающего шахристан канала Шахруд.

Наконец, исключительно своеобразны торговые купола Бухары - «пассажи древности», своды которых перекрывают уличные проезды и дают укрытие для десятков лавок торговцев тем или иным товаром. В Бухаре сохранились и продолжают функционировать: один комплекс типа «тим» - продольный пассаж Абдулла-хана, и три комплекса «таки», перекрывающих уличный перекрёсток - Заргаран, Саррафан и Тельпак-Фурушан. Все они почти без изменений дошли до наших дней из ХYI в.

По словам уже цитировавшейся нами Г.А.Пугаченковой: «...Бухара - это как бы огромный музей истории среднеазиатского зодчества, включающий целостный архитектурный ансамбль, охватывающий тысячелетний отрезок развития, но музей живой, в котором не макеты зданий, а сами подлинники неотъемлемо входят в мирный строй повседневной жизни...».

В 2000г. в Список Всемирного наследия был включен еще один узбекский объект – «Исторический центр города Шахрисябз». ШАХРИСЯБЗ известен своими сохранившимися в виде руин грандиозными памятниками архитектуры эпохи государства Тимуридов и кварталами старой традиционной застройки.

Помимо городов Всемирного наследия в международных контактах исторических городов на муниципальном уровне участвует столица Узбекистана Ташкент, с 1994г. являющийся членом Лиги исторических городов.