Дамаск

Номинация № 20. Включение - 1979г. Критерии I, II, III, IV, VI
«Старый город Дамаска».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Основанный в 3-м тысячелетии до н.э. Дамаск является одним из старейших городов на Ближнем Во-стоке. В Средние века он был центром процветающих ремесел, специа-лизирующихся на изготовлении мечей и кружев. В городе находится около 125 памятников разных периодов его истории. Один из наиболее впечатляющих - Большая мечеть Омейядов, построенная в VIII веке на месте ассирийского святилища».

Дамаск - Damascus (франц. Дамас - Damas , араб. Димешк - Dimashq , или Димешк-аш-Шам, в более ранние периоды также Демшак, Димаску, Дурмешк и др.) - столица Сирийской Арабской Республики, отдельное столичное губернаторство (мухафазат) и центр Дамасского сельского мухафазата, расположен на 33,5°с.ш. и 36,25° в.д., на Сирийском плато, на высоте 690 м над уровнем моря, на пересекающих город реке Барада и её протоках, в центре цветущего оазиса Гута, в окружении пустынь и полупустынь, в зоне высокой сейсмической активности.

Во всех направлениях из города расходятся автомобильные дороги: автострады на север до Халеба (с ответвлением к Средиземноморскому побережью до Латакии), на юг до границы с Иорданией (от Дамаска около 250 км до Аммана), на запад до границы с Ливаном (до Бейрута всего около 80 км), шоссе на восток ведёт через Сирийскую пустыню в Пальмиру, к реке Евфрат и далее в Ирак. Дамаск - это также железнодорожный узел и, в частности, начальный пункт Хиджазской железной дороги, введённой в действие в 1908г. для доставки мусульманских паломников на хадж в Мекку.

Дамаск - главный политический и культурный центр страны, крупный промышленный комплекс - машиностроительная, текстильная, пищевая, кожевенная, мыловаренная, цементная промышленность, самое разнообразное ремесленное производство, строительство. Население Дамаска все последние десятилетия быстро растёт и к началу ХХI века превысило 2000 тыс. человек, а вся агломерация Дамасского оазиса имеет до 4 млн. жителей, что составляет более четверти населения всей страны.

Город возник в очень давние времена (археологи называют 3-е или даже 4-е тысячелетия до н.э.). Первое письменное упоминание относится к ХVI веку до н.э., когда Дамаск был под властью египетских фараонов. В ХI-VIII вв. до н.э. он был столицей сильного арамейского государства - Дамасского царства. Затем наступили многие века владычества здесь целого ряда сменявших друг друга доминировавших в Передней Азии держав, среди которых наибольшее влияние на развитие города оказали ассирийцы, персы, Селевкиды и Римская империя.

В 635г. продолжающих древнеримскую градостроительную традицию византийцев сменили арабские последователи Мухаммеда, и Дамаск с тех пор относится к Исламскому миру. В 661-750 гг., при династии Омейядов, он даже был столицей всего огромного Арабского халифата. После того, как следующая династия Аббасидов перенесла столицу в Багдад, Дамаск остался хотя и провинциальным, но важным центром халифата, а затем центром многих небольших феодальных владений, сначала арабских, а с ХI века - сельджукских династий.

ХII век был особо значимым в истории города. В это время он оказался одним из главных центров борьбы мусульманских владетелей с крестоносцами, захватившими в начале ХI века всё восточное побережье Средиземного моря, Палестину и Ливан. Дамаск на какое-то время стал опорным пунктом и резиденцией наиболее значимых и успешных борцов с крестоносцами - последнего сельджукского правителя из династии Зенгидов Нур-ад-Дина (в 1150-х - 1170-х гг.) и основателя новой династии Айюбидов Салах-ад-Дина (Саладина, 1170-е - 1190-е гг.).

В дальнейшем Дамаск последовательно был провинциальным центром двух крупных мусульманских держав, долгое владение каждой из которых внесло многое в развитие города и, по сути, наложило наибольший отпечаток на современный архитектурный облик его старой части. Это были государства египетских мамелюков (1260-1516) и османских турок (1516-1918). Долгое время особая роль Дамаска в Исламском мире заключалась в том, что здесь собирались паломники из множества стран, чтобы затем в составе охраняемых караванов двинуться через Сирийскую пустыню на юг в направлении Мекки.

После крушения Оттоманской империи в 1-й мировой войне и последовавшим за этим периодом французского колониального управления на основе мандата (в Дамаске была большую часть времени резиденция губернатора) в 1946г. Сирия обрела независимость, и Дамаск стал её столицей.

Первоначально Дамаск возник как сельское поселение - небольшое укрепление и место стоянки караванов в самом центре оазиса Гута, на южном бе-реге одного из протоков реки Барада - Баниас. Все последующие века он расши-рялся сначала на восток, а затем главным образом в западном и южном направле-ниях, осваивая относительно более пологие территории вдоль южных склонов отрога Антиливанского хребта - горы Кассиун, а затем и поднимаясь на эти склоны. На вершине горы, возвышающейся над центральной частью города на 450м, сейчас находится телебашня и видовая площадка, откуда открывается изумительный вид на город, в том числе, на его исторический центр.

Долгое время застройка города оставалась в пределах территории, ограниченной крепостной стеной, сохранившиеся части которой относятся в основном к периоду римского владычества, хотя она обновлялась, и усиливалась позже многими мусульманскими правителями. Эта территория, и являющаяся, собственно Старым городом - объектом Всемирного наследия, имеет неправильную, в чём-то среднюю между прямоугольником и овалом, форму. Она вытянута в широтном направлении и имеет наибольшие поперечники 1500 и 800 м. Весь Старый город имеет площадь порядка 95 га. Сейчас здесь проживает не менее 100 тыс. человек, а также располагается значительная часть традиционной рыночной торговли и ремесленного производства всего Дамаска.

Исторически в разных частях Старого города достаточно обособлено проживали: мусульмане - на западе, христиане - на северо-востоке, иудеи - на юго-востоке, курды и черкесы - на севере. Соответственно, в этих частях города возводились свойственные этим группам населения здания и сооружения.

Особенностью планировки Старого города Дамаска является соединение в ней характерных черт регулярной прямоугольности, унаследованной ещё от эл-линистического градостроительства Селевкидов, и стихийной запутанности тра-диционного мусульманского города. Главная широтная улица пересекает весь Старый город. На западе - это Мадхат-Баша, на востоке - Баб-Шарки, но есть и её полуофициальное общее название - Прямая улица. Несколько меридиональных более коротких улиц пересекают её под прямым углом. А остальная планировка - это множество очень узких улочек и переулков. Некоторые из них также сохра-няют в плане черты прямоугольной системы, но другие идут как бы совершенно бессистемно, имея множество изгибов, разветвлений и тупиков.

Северо-западный угол Старого города занят Цитаделью - наиболее сильной крепостью и резиденцией бывших властителей города. В том виде, в котором её сооружения дошли до настоящего времени, она была возведена в 1076-78 гг. и затем еще не раз разрушалась, восстанавливалась и укреплялась. В начале 2000-х годов этот прямоугольный в плане комплекс, имеющий площадь около 3,5 га, с 12 башнями, тремя воротами и остатками дворца, интенсивно реставрируется и должен стать важным объектом посещений туристами.

Значительная часть территории на западе Старого города, к югу от Цитадели, та, куда прежде всего попадают в Старый город из современного центра Дамаска, занята системой рынков. Эта часть имеет прямоугольную планировку, ряд её улиц перекрыт металлическими полуцилиндрическими кровлями. Самая знаменитая и выразительная по облику - Сук аль-Хамидия - приобрела современный вид во второй половине ХIХ века. Она имеет длину около 400м и соединяет главный вход в Старый город с площадью перед наиболее выдающимся памятником архитектуры Дамаска - Мечетью Омейядов.

На этом месте всегда располагалось главное святилище города: арамей-ское - бога Хадада, древнеримское - Юпитера Дамасского, византийское - базили-ка Св.Иоанна Крестителя. От всех них сохранились, как в самой мечети, так и в её ближайшем окружении, некоторые материальные свидетельства - сам план комплекса, основания, фрагменты колоннад, арок, встроенные в современное зда-ние мечети архитектурные детали.

Однако в основном Большая мечеть Омейядов обрела сохранившееся до настоящего времени архитектурно-планировочное решение в 705-715 гг. при ха-лифе Валиде I. Весь её ансамбль: огромный прямоугольный двор, окружённый с трёх сторон двухярусными аркадами с великолепными мозаиками VIII века, об-наруженными под слоем штукатурки только в 1927г., и фигурным мраморным мощением; восьмигранный на колоннах, также украшенный мозаиками, павильон сокровищницы в центре двора; три мощных, но разных по архитектуре, разновременно возведённых минарета; многоколонный, также великолепно укра-шенный, молитвенный зал площадью более 5000 кв. м, - производит неизгладимое впечатление «одного из чудес света». Здание мечети неоднократно тщательно реставрировалось (в том числе, после сильного пожара в конце ХIХ века) и в начале ХХI века находится в прекрасном состоянии.

Помимо двух названных уникальных архитектурных ансамблей, Старый город Дамаска обладает огромным количеством интересных в архитектурном и мемориальном отношении зданий и сооружений, органично «встроенных» в его историческую среду. На схеме памятников Старого города нанесены 250 объектов - почти 50 мечетей, около 20 медресе, более 20 гостиниц «ханов», более 20 фонтанов, 12 церквей, 9 ворот в крепостной стене и 85 жилых домов самой разной величины и богатства оформления.

Немыслимо здесь даже просто перечислить их. Но нельзя не назвать хотя бы некоторые. Среди них: мавзолей Салах-ад-дина (1195г.), больница-маристан Нур-ад-дина (1154-64 гг., ныне здесь музей арабской медицины и служба охраны памятников Старого города), медресе аль-Адилия (1171-1222 гг., ныне - академия наук), медресе аз-Захирия (1277г., ныне - национальная библиотека).

Вблизи Большой мечети в переулках таится вход в роскошный комплекс дворца Каср-аль-Азем (1749г., бывшая резиденция одного из турецких губернаторов) с несколькими богато озеленёнными и обводнёнными дворами. В середине 1950-х гг. этот комплекс, ранее бывший в запустении, был тщательно отреставрирован. Позже высокое качество этой реставрации было отмечено премией Ага-хана. В богато украшенных комнатах дворца сейчас располагаются экспозиции музея искусств и народных традиций Сирии.

Турецкий период в истории Дамаска в архитектуре Старого города представлен сравнительно поздними купольными мечетями Синан-паша (1586-1591 гг.) и Дервиш-паша (1574г., исключительно интересные фаянсовые декора-ции в интерьере), караван-сараями - ханами аль-Харир (1572г.), Асаад-паша (1752г.) и др., несколькими банями - хаммамами, фонтанами и многими жилыми домами, в том числе - дворцового типа, как например, Джабри-хауз (ныне – попу-лярный и доступный для молодежи ресторан в национальном духе), аль-Ширази, аль-Куатли, Принс-Абдул-Кадир и др.

В восточных христианских кварталах Старого города находятся здания христианских церквей множества религиозных направлений: Св.Марии (ныне - резиденция Антиохийской патриархии Греческой православной церкви), Св.Сергия (Армянская патриархия), Св.Георгия, Францисканская церковь католиков и др. В подземелье под «Домом Св.Анания» - одного из первых святых в христианском синодике, находится капелла, посвящённая апостолу Павлу. Ему же посвящена уже в 1939г. церковь, расположенная внутри бывших ворот Баб аль-Кисан в городской стене (ведь именно отсюда, согласно легенде, Св.Павел сумел чудесным образом спастись от преследования).

И вся архитектурная среда Старого города обильно насыщена множеством малых форм и деталей - айванов, михрабов, балконов со сложными решётками, перекрывающих переулки арок, фонтанчиков. Большую специфику облику города придаёт цветовое решение фасадов многих зданий, в котором чередуются светлые и тёмные горизонтальные полосы - так называемый стиль «аблак». А весь старый город окружён сохранившейся на большом протяжении стеной с целым рядом башен, как, например, башня Нур-ад-дина (1163-1173 гг.), и ворот - Баб аль-Сагир, Баб аль-Шарки, Баб аль-Тума и др., воздвигнутых в основном в ХII-ХIV вв., причём некоторые ещё на римских основаниях.

За пределами стен Старого города находится ещё некоторое количество древних памятников: в бывшем северном пригороде, на склонах горы Кассиун в районе Салихия, а также находящаяся западнее Старого города знаменитая мечеть Такия-Сулеймания, построенная в 1554г. великим турецким архитектором Синаном.

Старый город Дамаска продолжает и ныне выполнять свои функции как традиционный религиозный, торговый, ремесленный и развлекательный центр города. Он полон жизни, звуков, запахов, движения. Недаром в Дамаске еже-годно проводится Международная ярмарка цветов, а символом города является Дамаская роза. Здесь оживает память о событиях многовековой истории, о великих деятелях, бывших здесь - полководцах и властителях, апостолах и фило-софах.

Ист.: Keenan B. Damascus, hidden treasures of the Old City [?].
Damascus Tourist Map // New Culture House, Division of Daadouche Inc. Damascus [?].
Syria. Damascus and Damascus Countryside. Map // Minisry of Tourism. Damascus, 2001.
Old Damascus – the unknown (within the Walls), by arch. Z.M.Kibrit. Damascus, 2002.

Доступность

Международный аэропорт Дамаска расположен в 26км к юго-востоку от центра города. По-лётами самолетов сирийской и ряда иностранных авиакомпаний Дамаск связан с большин-ством стран Ближнего Востока, Европы, Северной Африки, Пакистаном и Индией.

Действующий железнодорожный вокзал расположен на южной окраине города. Междуна-родные сообщения по железной дороге имеются с Иорданией и Турцией.

Автобусные вокзалы расположены на окраинах города (основной – на западе). Маршруты автобусов и микроавтобусов соединяют Дамаск со всей страной, Ливаном, Иорданией и Ираком.