Япония

Япония стала государством-стороной Конвенции об охране культурного и природного Всемирного наследия только в 1992 г., проявив большую осторожность, связанную с отличием понимания в этой стране феномена подлинности объектов наследия, по сравнению с принятым в Венецианской Хартии 1964 г., в Конвенции о Всемирном наследии 1972 г. и в методических документах по ее реализации.

Культурное наследие Японии является отражением истории этого древнего государства, находящегося на островах в окружении морей, которое временами активно заимствовало культурные влияния из близкого, опережающего его тогда в культурном отношении Китая, временами надолго замыкалось и придерживалось установки на полную политическую и культурную изоляцию от окружения, но затем проявляло большую активность самого разного рода на близлежащих территориях Восточной и Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, войдя со временем (после обращения к мирному развитию) в число тех наиболее развитых стран мира, которые тесно взаимодействуют в области культуры, изучения и сохранения культурного наследия, оказывая значительную финансовую и техническую помощь развивающимся странам.

Японское градостроительство и облик японских городов чрезвычайно своеобразны. Восприняв в раннем средневековье из Китая регулярные схемы планировки городов, японцы до середины 19-го века формировали городскую застройку преимущественно зданиями в конструкциях из дерева. Еще в 1964 г. был принят Закон о сохранении древних столиц - Нары, Киото и Камакуры. Затем на местах стали проявлять инициативу по взятию под охрану групп исторических зданий (Хага, Курасики, Такаяма и др. города). А при корректуре в 1975 г. Закона 1950 г. об охране объектов культуры в нем был предусмотрен порядок объявления части городских и сельских поселений «охранными округами и группами исторических зданий».

К середине 2000-х гг. в стране было исследовано около 120 представляющихся потенциальными объектов данного вида. В результате получения согласия жителей - собственников предлагаемых к взятию под охрану зданий было принято решения о признании 63 таких объектов (в 57 поселениях). Охранные округа различаются по типу, это города: при замках феодалов, при святилищах и храмах, сложившиеся на дорогах, портовые; а также - деревни в горах или на небольших островах, городские кварталы развлечений и городские районы традиционного проживания самураев.

К концу 2010 г. к Всемирному наследию относились 14 японских объектов. Целый ряд из них расположен в городах: в Химедзи, в Хиросиме, в Киото, в Наре, в Никко. Правда, ни один из японских объектов в Списке не значиться, как город, или его значительный район (исторический центр и т.п.). Однако, множественный состав двух объектов, названных «Исторические памятники старой части Киото и в городах Удзи и Оцу» (17 компонентов с общей территорией - 1056 га) и «Памятники исторической части города Нара» (8 компонентов с общей территорией - 617 га), позволяют нам отнести Киото и Нару к полноценным живущим городам Всемирного наследия и представить ниже их характеристику.

Еще некоторые городские поселения страны состоят в Предварительном списке японских объектов-претендентов на включение во Всемирное наследие: но также лишь как набор «памятников» - это Камакура (вблизи Токио) и Хирайдзуми (на севере острова Хонсю). Однако, последнее в 2011 г. также оказалось включенным в Список Всемирного наследия при очередном уточнении его состава. Этот объект включает 6 компонентов, имея собственную территорию - 187 га и буферную зону - почти 6000 га, что определяет включение ниже и его характеристики, как полноценного, хотя и очень небольшого, города Всемирного наследия.

Помимо всего этого, рад выдающихся городов Японии состоит членами имеющей всемирный охват Лиги Исторических Городов: Киото (инициатор формирования этой Лиги, ее штаб-квартира, место проведения двух, 1-ой и 4-ой, Всемирных конференций исторических городов), Нара (место проведения 12-ой Всемирной конференции 2010г.) и Канадзава (в центральной части западного побережья острова Хонсю). А к середине 2010-х гг. и столица сёгуната XII - XIV веков - Камакура.

Ист. Крогиус В.Р. Сохранение культурного наследия в Японии // Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация. Вып. 3. М., 2005. Стр. 74-82.

Транспортная доступность городов Всемирного наследия Японии

Киото: Ближайшие аэропорты находятся в Осаке; связь с ними - поездами с международным аэропортом Кансай, с пересадкой - около 75 мин., автобусом с аэропортом внутренних линий Итами - около 55 мин. Главный железнодорожный вокзал - в центре города, на пересечении линий метро; от него связь сверхскоростными поездами «Токайдо-Синкансен» с основными районами Японии (до Осаки - около 30 мин, до Токио - немногим более 2 часов). Линии местных железных дорог и автобусов связывают Киото с окружающими районами (в том числе, с другим городом Всемирного наследия Нарой, см. ниже).

Нара: Ближайшие аэропорты те же, что для Киото; связь с ними - поездами с международным аэропортом Кансай, с пересадками - около 1 часа, автобусом с аэропортом внутренних линий Итами - около 50 мин. Железнодорожные вокзалы (государственной железной дороги и частной - Кинтецу) - в центральной части старого города; от них связи с Киото (около 30 мин.), с Осакой и Кобе (около 40-50 мин.). Автобусы связывают Нару с ближайшим окружением.

Хирайдзуми: Железнодорожная станция в городе на линии «Тохоку» имеет связь с ближайшим городом и станцией на сверхскоростной линии «Тохоку-Синкансен» - Итиносеки (мнеее 10 мин) и с центром провинции Ивате - г. Мориока (около 1,5 часов). От Итиносеки - сообщение скоростными поездами до Токио и его аэропорта Нарита (2-2,5 часа), до Мориока и Сендай (30-40 мин.). Имеется прямая автобусная связь Хирайдзуми (и его памятников) со станцией сверхскоростных поездов в Итиносеки.

Киото

Номинация № 888, Включение - 1994 г. по критериям II, IV
«Исторические памятники старой части Киото и в городах Удзи и Оцу».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Построенный в 794 г. по модели столиц древнего Китая, город Киото был имперской столицей Японии с момента своего основания до середины XIX в. Являясь центром японской культуры на протяжении более 1000 лет, Киото демонстрирует историю развития японской деревянной архитектуры, особенно религиозной, а также искусство японских садов, которое повлияло на ландшафтное садоводство во всем мире».

Киото (яп.: Кёто) - Kyõto, один из т.н. «центральных», то есть, крупнейших городов Японии, центр одноименной префектуры в историческом регионе Кансай (Осака - Кобе - Киото) на западе центральной части острова Хонсю, на реке Камо (и ее притоке Такано), впадающей в Кацуру, в свою очередь впадающую в реку Удзи, в Киотской котловине в окружении (с востока, севера и запада) низкогорий, в 45 км северо-восточнее Осаки и в 375 км западнее Токио, на 35° с.ш. и 135,5° в.д., значительный промышленный, образовательный и деловой центр, в течение более 1000 лет был столицей страны, крупнейший центр туризма, современное население около 1460 тыс. жит.

Город Киото (до ХVI в. - Хэйан-кё) был заложен в 794 г. как новая столица империи Ямато и правящего в стране в VII-ХII вв. клана Фудзивара вместо бывшей столицей с 710 г. Нары (тогда - Хейдзё-кё). Образцом для планировки, как и в случае с Нарой, стало китайское градостроительство - столица династии Тан Чанъань (совр. Сиань). После падения Фудзивара и введения в Японии в 1185 г. правления сёгунов Киото оставался резиденцией императоров и их двора, но временами был и резиденцией сёгунов и их правительства (период Муромати - 1338-1573 гг.). Затем фактическое правительство переместилось в Эдо (совр. Токио), а после свержения власти сёгуната, в 1869 г. в Токио была перенесена и императорская резиденция; за ней последовала японская аристократия. Киото стал осваивать профиль провинциального промышленного и делового центра, вместе с тем, прилагая усилия, что бы остаться в духовном отношении исторической культурной столицей страны.

Центральная часть Киото сохраняет регулярную прямоугольную планировку. В меридиональном направлении проходят около 20 улиц, в поперечном к ним широтном - около 25 улиц. На этой территории сосредоточена основная часть исторической деревянной жилой, с торговыми и ремесленными функциями застройки - т.н. «матия» (machiya), но здесь же осуществлено и продолжает осуществляться, хотя и со значительными ограничениями, многоэтажное новое строительство, коренным образом преображающее в ряде мест исторический облик города.

Некоторые регулярные кварталы сохраняются за памятниками культуры с их озеленением - монастырями, дворцом сёгунов Токугава - Нидзё (1603 г.), императорским дворцом в парке (целый блок кварталов - с 1331 г., рек. - сер. ХIХ в.). Кварталы на востоке, за рекой Камо представляют собой исторический район Гион, сохранивший исторический облик и традиционные функции места религиозного поклонения и развлечений (квартала гейш). Здесь находится храм Ясака с известной пагодой, храм Хэйан, Национальный музей Киото. Здесь же начинается и по ступеням уходит вверх, в предгорья, знаменитая по множеству фотографий историческая пешеходная улица Саннэндзака.

Ведь именно в предгорьях вокруг центральной части города «рассыпаны» наиболее известные памятники архитектуры и ландшафтного искусства города Киото, включенные в состав объекта Всемирного наследия - буддийские монастыри, синтоистские святилища и т.д. Особого упоминания заслуживает находящаяся к юго-западу от центрального района императорская вилла Кацура (за одноименной рекой), считающаяся непревзойденным комплексным образцом японского дворцово-паркового строительства. А общее количество охраняемых памятников культуры в Киото приближается к двум тысячам.

Всего в состав включенного в 1994 г. в Список Всемирного наследия входит 14 киотских памятников (12 храмов и 2 святилища), с добавлением памятников двух соседних городов, двух - в городе Удзи и одного - в городе Оцу.

Однако, кроме сохранения этих памятников, значительной проблемой для властей и городского сообщества Киото, стало сохранение в максимально возможной степени рядовой деревянной традиционной застройки, определяющей исторический облик города и, во многом, его туристическую привлекательность. Еще в 1964 г. в японском Законе о сохранении древних столиц содержались указания, касающиеся наследия города Киото. Но практические меры в этом отношении начали применяться с 1970-х гг., когда (в 1972 г.) был издан первый муниципальный декрет о сохранении облика некоторых кварталов центра города, как «территорий регулируемых городских ландшафтов», и (в 1976 г., в осуществление нового государственного закона о сохранении наследия) была начата работа по подготовке к объявлению четырех территорий города «охранными округами с группами исторических зданий». Этими территориями последовательно стали: Киомидзу Саннэндзака, Гион Синбаси, Сага Торгимото и Камигамо (последний - только в 1988 г.). В этих районах установлены строгие ограничения на любые изменения облика застройки, собственникам частных домов оказывается организационная и финансовая поддержка в их реставрации и модернизации.

Необходимо отметить исключительную роль города Киото и его муниципалитета в развитии международного движения по созданию связей и организации взаимопомощи исторических городов мира. В 1987 г. в Киото была проведена 1-ая Всемирная конференция исторических городов. Затем такие конференции, как правило - раз в два года, проводились в разных городах, но неизменно при активном организационном участии Киото, которое приняло современную форму на состоявшейся в нем 4-ой такой конференции в виде создания постоянно действующей Лиги Исторических Городов (The League of Historical Cities), секретариат которой существует при Муниципалитете Киото, и мэр города Киото традиционно признается Исполнительным секретарем Совета директоров Лиги. К настоящему времени (середина 2011 г.) членами Лиги является более 90 городов из более чем 50 стран мира.

Город Всемирного наследия Киото является одним их наиболее посещаемых туристами мест в мире; их количество уже превышает 45 млн. чел. в год. В городе многое делается для их должного приема и занятия, разработаны маршруты тематические осмотров достопримечательностей, организуются праздненства, например, такие, как «Фестиваль носимых светящихся фонариков».

Ист. Путешествие в прошлое древней столицы Японии Киото. Спецрепортаж. «Ниппония Открытие Японии», № 30, 2004. С. 2-28.
Historic Monuments of Ancient Kyoto. Kyoto City. Uji City. Otsu City. World Cultural Heritage Sites, ..
Convention City Kyoto, Japan // Kyoto Convention Bureau, ///

Нара

Номинация № 870, Включение - 1998 г. по критериям II, III, IV, VI
«Памятники исторической части города Нара».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Нара была столицей Японии в 710-784 гг. В этот период произошла консолидация системы государственного управления, а Нара процветала и являлась источником развития японской культуры. Исторические памятники города – буддийские храмы, синтоистские святилища и раскопанные остатки большого императорского дворца, дают наглядную картину жизни японской столицы в VIII в., т.е. во времена коренных политических и культурных изменений».

Нара - Nara, так же, как Киото, признается в Японии «центральным городом», центр одноименной префектуры в историческом регионе Кансай (Осака - Кобе - Киото) на западе центральной части острова Хонсю, на небольших реках Сахо и Акисино, в равнинной местности, ограниченной холмами с востока, в 30 км южнее Киото, в 40 км восточнее Осаки и в 370 км западнее Токио, на 34,5° с.ш. и 136° в.д., значительный центр культуры и туризма, современное население около 365 тыс. чел. (вместе с окраинами).

Город Нара (в то время - Хэйдзё-кё) был основан в 710 г. по единому плану, став первой постоянной столицей империи Ямато вместо множества недолговременных резиденций императорского двора и правительства периода Асука (593-710 гг.), располагавшихся в этом же регионе, но в самых разных местах. Образцом для планировки стала столица Китая при правящей в эти годы династии Тан - Чанъань (совр. Сиань). Столица Японии находилась в Хэйдзё-кё до 784 г., когда по ряду политических соображений была признана необходимость ее переноса на другое место, и, после десятилетних поисков, в 794 г. была основана новая столица Хэйан (совр. Киото).

Нара изначально имела и сохранила до настоящего времени прямоугольную планировку обширных городских территорий. Но центром строительной активности в разные периоды времени становились разные ее части: дворцовый район и императорские гробницы сложились к северо-западу от ядра современного города, в междуречье рек Сахо и Акисино; а район размещение основных синтоистских святилищ и буддийских храмов - к востоку от него на лесистых склонах холмов Касугаяма, Микасаяма и Вакакусаяма, которые сейчас считаются Нарским парком с его знаменитыми священными оленями.

В настоящее время в Наре сохраняются как памятники 7 святилищ и 30 храмов, в основном ведущих свою историю с VIII в., то есть, со столичного периода, именуемого в истории японского искусства как «Тэмпё» (Tempyo), хотя у большинства из них неоднократно обновлялись, вплоть до полной замены, деревянные конструкции. Особого внимания заслуживает храм Тодадзи, основанный в 752 г., как главный храм империи, хранилище Большого изображения (скульптуры) Будды; утраченный в пожарах, он был воссоздан последний раз в 1692 г. в две трети первоначальной величины, оставаясь даже при этом величайшим деревянным сооружением в мире. А храмы Котукудзи и Якусидзи, вообще, первый раз были воссозданы еще в 710 г., когда были перенесены во вновь возникшую столицу с их первоначальных мест в бывших резиденциях периода Асука.

Всего в состав объекта Всемирного наследия в Наре входит 8 компонентов - выдающихся храмов, святилищ и место, где находился императорский дворец Хэйдзё. Последнее, представляющее собой территорию в 120 га, где, после утраты комплекса дворцовых строений, многие века были рисовые поля, в 1970-е гг. было обращено в охраняемую археологическую зону. А затем здесь началось выборочное воссоздание древних строений: в 1998 г. были воссозданы парадные ворота дворца, а в 2010 г., к 1300-летию города был воссоздан по древнему подобию «Зал Императорских Аудиенций» этого давным-давно утраченного оригинального памятника.

Кстати, именно в Наре в 1994 г. состоялось специальное совещание приглашенных ЮНЕСКО наиболее авторитетных международных экспертов, в результате которого был принят Нарский Документ о гибком, соответствующим специфике разных стран, понимании феномена подлинности объектов культурного наследия, с точки зрения их соответствия требованиям «выдающейся универсальной ценности» Всемирного наследия.

А совсем рядом с Нарой находится маленький городок Икаруга-то, храм Хорюдзи (Horyuji) которого, являющийся древнейшим в мире (конец VII - начало VIII вв.) сооружением из дерева, входит с 1993 г. в Список Всемирного наследия как отдельный объект «Буддийские памятники в местности Хорюдзи».

Нара является членом Лиги Исторических городов с момента ее основания в 1994 г., и в 2010 г. здесь прошла 12-я Всемирная конференция исторических городов, организованная этой Лигой. Посещаемость этого города Всемирного наследия туристами недавно превысила 13 млн. чел. в год.

Круглый год в Наре проводятся традиционные церемонии и организуются праздненства, рассчитанные на туристов: ежегодный «Фестиваль свечей», церемония «Бросания вееров», церемония «Обрезания рогов у оленей» и многие другие.

Ист.: Nara Special Photo Guide // …..
Nara. World Heritage City // Nara City, …..
Nara, a City Steeped in History. “World Historical Cities” The League of Historical Cities Bulletin, No. 43: July 2007. P. 2-3.

Хирайдзуми

Номинация № 1277 rev., Включение - 2011 г. по критериям II, IV
«Хирайдзуми - храмы, сады и археологические находки, олицетворяющие буддийскую веру в «Чистую Землю».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Объект состоит из пяти участков, включая священную гору Кинкейсан. Он также включает правительственные здания, относящиеся к ХI-ХII вв., когда Хирайдзуми был в Японии центром северного феодального владения, соперничавшего с Киото. Религиозной основой владения было буддийское учение о «Чистой Земле», которое проникло в Японию в VIII в. Согласно этому учению, «Чистая Земля» – это райское место, куда люди стремятся после смерти, но чтобы этого достичь, необходима твердая вера при жизни. В комбинации с местными японскими верованиями в силы природы и синтоизмом, буддийская вера в «Чистую Землю» определила концепцию планировки поселений и проектирования садов, что для того времени было уникальным для Японии».

Хирайдзуми - Hiraizumi-cho, малый город (town) в округе Итиносеки провинции Ивате, на северо-востоке острова Хонсю (исторический регион Тохоку), около подножья горы Кандзан, при впадении реки Коромо в основную на севере Японии реку Китиками, в 90 км южнее центра провинции г. Мориока и приблизительно в 390 км северо-восточнее Токио, на 39° с.ш. и 141° в.д., современное население - всего около 9 тыс. жит.

В ранние века истории японского государства эти территории на севере острова Хонсю являлись пограничными между местами расселения «полноценных» этнических японцев и племенами «эмиси», в отношении которых до сих пор не утихают споры об их принадлежности к японцам, или к айнам (кардинально этнически отличной от японцев народности, исторически аутентичной на севере Хонсю и на острове Хоккайдо). Политические события, связанные с постепенным расширением империи Ямато на север, преодолением сопротивления «эмиси» и айнов чем-то напоминают ход распространения власти королей Англии на Шотландию (север острова Британия). В конце VIII - начале IХ вв. на севере Хонсю даже шла между японцами и «эмиси» 38-летняя война (774-811 гг.).

Позже какое-то время эти северные земли представляли собой в императорской Японии почти независимое от властей в Киото Северное феодальное владение (Japan Northern Realm). Здесь правили феодалы из рода Северных Фудзивара; этот род почти (или вообще) не был связан с «основными» Фудзивара - феодальным кланом, практически управлявшим делами в империи Ямато в VII- ХII вв. И свой столицей Северные Фудзивара в конце концов избрали Хирайдзуми, рядом со священной горой Кандзан, перенеся ее сюда в 1105 г. из крепости Тойода (совр. г. Осу в центре префектуры Ивате). В «лучшие годы» население Хирайдзуми насчитывало от 50 до 100 тыс. жит., соперничая с императорской столицей - Киото.

Но расцвет закончился в 1189 г., когда, после устранения от власти последнего общеяпонского Фудзивара и основания в 1185 г. новой формы управления страной - сёгуната, первый сёгун Минамото Ёритомо совершил поход на север и уничтожил Северное феодальное владение. В результате Хирайдзуми к концу ХIII в. потерял почти все свое население и погрузился в многовековую «спячку», оставаясь, впрочем, почитаемым местным центром религиозного поклонения, в том числе, как один из оплотов буддийского махаянского учения о «Чистой Земле» (Амидаизма) - секты, основанной на требовании твердой веры в Будду-Амитабхе (Спасителя), гарантирующей попадание после смерти в райские кущи - «Западную Чистую Землю» (Western Pure Land) буддизма.

Объект, включенный в 2011 г. в Список Всемирного наследия, состоит из 6 компонентов, имеющих общую территорию 187 га, но, при этом, охваченных огромной буферной зоной площадью почти в 6000 га. Основными элементами, относящимися к Всемирному наследию признаны: храмы Тюсэн-дзи и Мотсю-дзи, два святилища, гора Кинкэйсан и урочище Янагиногосё.