Китай

Китайская Народная Республика присоединилась к Парижской Конвенции ЮНЕСКО в 1985 г. и довольно быстро численность ее объектов Всемирного наследия стала третьей в мире (после Италии и Испании, обогнав в начале 2000-х гг. Францию).

Китай (англ. Чайна – China, франц. Шин - Chine, нем. Хина - China) – одно из величайших и древнейших государств мира (первое по численности населения – свыше 1,3 млрд. чел., третье по размерам территории, более 5000 лет исторического развития). Возникнув, согласно легендам, во многом подтверждаемым недавними археологическими исследованиями, в конце 3-го тыс. до н.э. на плодородной равнине в среднем течении реки Хуанхэ (Желтой), китайское государство в череде 37 сменяющих друг друга в жестоком соперничестве правящих династий, как собственно китайских (ханьских), так и ряда пришлых завоевателей – хунна, чжурчженей, монголов, манчжуров, объединяясь воедино, распадаясь и вновь объединяясь, сформировалось в конце концов в виде гигантского массива основных ханьских земель в окружении последовательно присоединявшейся периферии – Манчжурии, Внутренней Монголии, Восточного Туркестана, Тибета.

В процессе исторического развития Китай временами подчинял себе и другие окружающие страны – Корею, всю Монголию, Вьетнам, оказывал большое влияние на Японию, Бирму (Мьянму), в том числе, на градостроительство всех этих стран. Большое культурное влияние на развитие городов в Китае также оказало проникновение в страну в середине 19-го – первой половине 20-го веков колониальных держав: Португалии (еще ранее), Англии, Франции, России, Германии, Соединенных Штатов, Японии, а также массовая эмиграция китайцев в Юго-Восточную Азию, а затем и почти по всему миру, с сохранением экономических и культурных связей с родиной.

Китайское градостроительство издревле имеет исключительно характерные черты – строгую регулярность прямоугольной планировки большинства исторических центров городов, создание центральных изолированных правительственных кварталов, кластерная городская застройка – «хутуны», традиционные домовладения с дворами посередине - «сыхэюань», внутренние сады-резиденции, пересекающие городскую застройку каналы, храмовые комплексы. Некоторые города развивались с учетом влияния обычаев местных национальных меньшинств (Лхаса, Дали), или иноземных пришельцев (Шанхай, Харбин).

Китайцы любят составлять перечни своих культурных и природных богатств, наиболее живописных мест, священных гор и т.п., а также давать некоторым из них красочные наименования. Не обошел этот обычай и города: в 1980-х гг. был сформирован перечень из 99 «известных общенациональных исторических и культурных городов» - Famous National Historical and Cultural Cities; в добавление к этому 55 городов (из них 24 помимо входящих в первый перечень) были объявлены «наилучшими городами туризма» - Top Tourist Cities , четыре города были признаны «нетронутыми городами периода династии Мин» - это Пинъяо, Сиань, Цзинчжоу и Синчэн; наконец, семь городов Китая признаются историческими столицами государства на разных этапах его развития – это (в их современных наименованиях): Пекин, Сиань, Нанкин, Лоян, Кайфын, Ханьчжоу и Анъян. В индивидуальном плане: красивейший Гуйлин известен как «Весенний город», Ханьчжоу как «Жемчужный город», Чунцин, как «Туманный город», Харбин, как «Ледово-Снежный город», Чанчунь, как «Лесной город», Хайкоу, как «Кокосовый город, Лхаса, как «Город солнечного сияния», Наньнин, как «Вечнозеленый город», и т.д.

Упомянутые 99 известных общенациональных исторических и культурных городов подразделяются китайскими специалистами на шесть типов:

  1. города с древними памятниками (как, например, Дуньхуан);
  2. города - исторические столицы (как, например, Сиань);
  3. города-крепости и узлы дорог (как, например, Кашгар);
  4. города с обширными комплексами различных объектов наследия (как, например, Чунцин);
  5. города - туристические центры с богатыми архитектурно-ландшафтными достопримечательностями (как, например, Ханьчжоу);
  6. города с памятными революционными местами (как, например, Янъань).

К началу 2010-х гг. к Всемирному наследию относился 41 китайский объект; из них 29 – это объекты культурного наследия, 8 – природного, 4 – смешанного культурно-природного. Однако только три из них могут рассматриваться в целом, или своей крупной частью (центром, районом), в качестве полноценных ныне живущих городов Всемирного наследия. Это Лицзян в провинции Юньнань, Пинъяо в провинции Шаньси и исторический центр города Макао (Аомынь) в одноименном особом административном районе (бывшее португальское владение).

Помимо этого, отдельные объекты Всемирного наследия (памятники и ансамбли, или их группы и даже целые ландшафты) находятся в городах: Пекин (три комплексных объекта – ансамбля), Чэндэ, Шэньян (Мукден), Сучжоу, Цюйфу, Лхаса, а также Датун и Анъян (с объектами в их окрестностях), а с 2011 г. - и Ханьчжоу (ландшафтом своего Западного озера).

Еще целый ряд городских поселений страны состоят в Предварительном списке китайских объектов-претендентов на включение во Всемирное наследие, состоящем к концу 2000-х гг. из 53 номинаций. Это – исторические города: Янчжоу (в провинции Цзянсу), Фэнхуан (в провинции Хунань), отдельные объекты в городах: Сиань, Нанкин, Синчэн, Цзинчжоу, города в т.н. серийных объектах, формируемых вдоль участка реки Янцзы, вдоль Великого Китайского канала, вдоль Великого шелкового пути (последнее предложение включает множество исторических городов разного значения и величины, находящихся в четырех провинциях и двух автономных национальных районах Китая).

В Предварительном списке также предложено расширение существующих объектов Всемирного наследия в городах Сучжоу (в провинции Цзянсу) и Цюйфу (в провинции Шаньдун), с доведением их до градостроительного масштаба, соответствующего уровню целостных городов Всемирного наследия.

Помимо всего этого, ряд выдающихся городов Китая состоят членами имеющей всемирный охват Лиги Исторических Городов: Нанкин, Сиань (место проведения в 1996 г. 5-й Всемирной конференции исторических городов), Чэнду, Янчжоу (место проведения в 2014 г. 15-ой Всемирной конференции), Чжэнчжоу, Уси. В Нанкине в 2004 г. даже прошла Всемирная ЭКСПО историко-культурных городов, и была принята Нанкинская Декларация о культурных обменах и охране культурного и исторического наследия в таких городах по всему миру.

Тем не менее, дальнейшее изложение сосредоточено на более подробной характеристике трех полноценных живущих городов Всемирного наследия Китая, состоящих в настоящее время (начало 2010-х гг.) в Списке Всемирного наследия.

Большинство стран мира и ООН рассматривают, как относящийся к КНР остров Тайвань (япон. Формоза), на котором с 1949 г. функционирует т.н. Китайская Республика с населением около 23 млн. чел. и столицей в г. Тайбей. В Лигу Исторических Городов входят два тайваньских города: Тайнань - Tainan, осн. 1651 г., столица острова в 1661-1887 гг., имеет 7 из 30 памятников культуры первой значимости на острове и, с 2016 г. – Тайчжун - Taichung.

Ист. Guide to China's Tourist City / Xi’an Cartographic Publishing House. Xi’an, 1990.
Ли Мухань, Бао Хунмин. Попытка рассмотрения типов и типичных мест известных историко-культурных городов Китая (перевод с китайского статьи в журнале «Географические исследования», т. 15, № 1, март 1996 - рукопись).
Китай. Экскурсионная карта Китая / Государственное Управление по Туризму КНР. Пекин, (1998).
China Travel Manual / China National Tourist Administration. Beijing, (2001).

Транспортная доступность городов Всемирного наследия Китая

Лицзян: Город расположен на автомобильном тракте Куньмин – Лхаса (трасса Шангри-ла), приблизительно в 500 км от Куньмина (столицы провинции Юннань) и в 160 км от города Дали. Ближайший магистральный аэропорт «Уцзяба» находится также в Куньмине; местные авиалинии связывают его с аэропортом Лицзяна в 27 км южнее этого города (время полета - 40 мин.). Основная связь – автобусы (в том числе - из Куньмина, около 8-10 часов, из Дали, из соседней провинции Сычуань). Но в 2009 г. завершено строительство и началось движение поездов (в т.ч., пассажирских) по железной дороге Дали - Лицзян. По ней идут 2 поезда в день из Куньмина (время в пути - 10 часов). Вокзал в Лицзяне расположен в 5 км от Старого города.

Пинъяо: Город расположен на автодороге и железной дороге, идущих на юг от города Тайюань (столицы провинции Шаньси, имеющей железнодорожную связь с Пекином - время в пути 10-11 часов), приблизительно в 100 км от него (связь Пинъяо с Тайюанем - по железной дороге или автобусом, около 2 часов). Ближайший аэропорт внутренних линий - в Тайюане, международных - в Пекине.

Доп.: В конце 2000-х гг., с широким внедрением в Китае скоростных железных дорог, организовано движение специальных прямых поездов Пекин – Пинъяо (3 раза в день, время в пути – около 4 часов).

Макао: Город расположен в 60 км западнее Гонконга и связан с ним (а также с его международным аэропортом, имеющем прямые связи с Москвой) катерами на подводных крыльях, в 120 км южнее Гуанчжоу (столицы провинции Гуандун), где находится международный аэропорт «Байюн» (также имеющий прямые связи рейсами авиакомпании «Чайна Сазерн Эрлайнс» с Москвой) и связан с ним автодорогой. Он также связан с расположенным рядом, но за границей особого административного района, городом Чжухай, куда ведет скоростная автомагистраль из Гуанчжоу. В Макао имеется свой аэропорт, имеющий прямые связи с рядом китайских городов и с некоторыми зарубежными.

Лицзян

Номинация № 811, Включение - 1997 г. по критериям II, IV, V
«Старый город Лицзян».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Старый город Лицзян, который превосходно адаптирован к сложному рельефу этой важной в торговом и стратегическом отношении местности, отлично сохранил свой подлинный исторический облик. Его архитектура достойна внимания из-за смешения элементов нескольких культур, развивавшихся совместно на протяжении многих столетий. Лицзян также имеет древнюю сложную систему водоснабжения, основанную на большой изобретательности, которая эффективно действует и в настоящее время».

Лицзян - Lijang , центр одноименного городского округа и Лицзян-насийского автономного уезда в провинции Юньнань на юго-западе Китая, в гористой местности на высоте около 2400 м над уровнем моря, приблизительно посередине 30-километрового перешейка-горловины первой гигантской излучины верхнего течения великой реки Янцзы (здесь она именуется Цзяшацзян, или Цзиньшацзян), в 360 км северо-западнее столицы провинции Куньмина, в 2250 км юго-западнее Пекина, на 27° с.ш. и 100° в.д. Современное население города Лицзян приближается к 300 тыс. чел.

Однако собственно объектом Всемирного наследия является лишь восточная часть современного Лицзяна - Старый город, традиционно именуемый Даянь (c населением всего около 14 тыс. жит., хотя совсем недавно их было 25-30 тысяч), и две исторических деревни в окрестностях - Шухэ и Байша (Байша до переноса в конце ХIII в. резиденции вождей в Лицзян была с VII в. столицей наси). Поэтому приходится признать некоторую неточность перевода наименования объекта Всемирного наследия: “Old Town of Lijiang” следовало бы обозначить, как «Старый город Лицзяна» или «Старый город в Лицзяне».

Расположение Лицзяна исключительно своеобразно - его нахождение на стыке земель юга Китая (провинций Юньнань и Сычуань), Тибета и Бирмы, на крайних восточных отрогах горной системы Гималаев, на переходе от тропических низменностей к холодным высокогорьям, позволило городу стать передаточным торговым центром обмена товарами между этими районами, важным промежуточным пунктом на «Чайной вьючной дороге» из Китая в Тибет и далее в Непал и Индию.

Оказавшиеся в сфере интересов центральных правительств Китая уже во времена династий последних веков до н.э - первых веков н.э., эти земли долгое время оставались мало освоенными, населенными небольшими местными народностями кочевников - охотников и собирателей. И только в V-VI вв. произошло переселение сюда с севера из Сычуани и формирование народности наси, которая стала быстро консолидироваться, переходить к оседлому образу жизни, обрела свою оригинальную религию «дунба» (своеобразную разновидность «просвещенного» шаманизма), получила начала государственности.

Наси в VII в. основали свои первые постоянные поселения (сейчас - исторические сельские поселения немного севернее Лицзяна - Байша и Шухэ, они тоже входят в состав объекта Всемирного наследия). Некоторое время эти земли входили в состав бирмано-тибетского по составу населения царства Нанчжао со столицей в городе Дали (160 км к югу от Лицзяна) - середина VII - середина ХIII вв. Но основание города Лицзяна (его Старого города) относится к концу этого периода, когда при китайской династии Южная Сун (начало ХII в.) в Лицзяне стало складываться новое городское поселение народности наси. В 1254 г., после падения этой династии и вассального царства Нанчжао в результате завоевательных походов монголов хана Хубилая, основавшего новую правящую в Китае династию Юань, правители наси предпочли подчиниться новым властям и сохранили свою автономию, получив от центрального правительства титул «му». Таким образом, была основана местная правившая в Лицзяне в течение нескольких веков (включая противоборство с соседними правителями в Дали и Тибете) династия правителей - «тысы» из рода Му.

Начиная со времени китайской династии Мин, сменившей в 1368 г. Юань, происходит проникновение на северо-восток Юньнани китайских порядков и китайских переселенцев. Однако национальная автономия местных малых народностей, включая наси, сохраняется и поддерживается, в результате чего в Лицзяне сформировался оригинальный сплав многих культур: наси, китайской (хань), тибетской и т.д., взаимно обогащающих друг друга. В частности, Старый город в Лицзяне сложился и продолжает существовать преимущественно, как поселение народа наси с многими характерными для этого народа особенностями в городской планировке, застройке и образе жизни. Хотя в последнее время (после включения Лицзяна во Всемирное наследие) сюда стали активно проникать пришлые китайские торговцы, которые, хотя и без права постоянного поселения, организуют здесь торговое обслуживание туристов массовой ввозимой, не традиционной для этого района сувенирной продукцией, вытесняя наси, многие из которых сдают им помещения в аренду и переезжают жить в новую часть города, складывающуюся с 1985 г.

Старый город имеет площадь порядка 3,8 кв. км (фактически, под застройкой - около 2,5 кв. км), располагаясь на слегка волнистом дне котловины в окружении низкогорий, с видом на северо-запад, на снежные вершины Гималайских отрогов (ближайшая гора Нефритого Дракона - в 15 км, 5596 м над уровнем моря). С запада его отделяет от новой части города продолговатый покрытый зеленью Львиный холм с пагодой Вангу и телевизионной мачтой на вершине.

С юга, юго-востока на север Старый город пересекается тремя небольшими реками: Средней (это, собственно, река Юйхэ), Западной и Восточной (искусственно созданными рукавами основной реки), используемыми для водоснабжения города и орошения его территории. На северной окраине Старого города, эти три потока сходятся к мосту Нефритового Дракона - здесь расположены водные затворы, регулирующие сток и уровень воды, и большие колеса водяных мельниц. В пределах Старого города через реки переброшено огромное количество (более 350 !) мостов: каменных арочных - через Среднюю, деревянных плоских - через две других реки и малые протоки.

На реках организованы раздельные места - последовательно по течению, для набора воды, для мытья овощей и для стирки (т.н. «трехчастные бассейны»). Существуют строжайше соблюдаемые правила водопользования - забор воды утром, загрязняющие воду действия только вечером, в расчете на промыв рек за ночь вновь поступающей водой из горных источников. Время от времени осуществляется промыв центральной Рыночной площади Старого города за счет искусственного подъема уровня воды в Западной реке и обеспечения ее перелива через площадь в Среднюю реку. Реки и каналы, мосты через них, традиционные дома на берегах водных потоков придают Старому городу необыкновенную живописность. Круглые сутки в городе слышно умиротворяющее тихое журчание протекающих вод. Недаром за Лицзяном закрепились прозвища «Китайской Венеции», или «Нагорного Сучжоу».

Центром Старого города является Рыночная площадь - сравнительно небольшая (всего 0,4 га), трапециевидной формы, расположенная рядом с Западной рекой, вблизи подножья Львиного холма, ансамблево застроенная сравнительно недавно со всех четырех сторон торговыми зданиями традиционной архитектуры (лавки на высоком первом этаже, жилье - на невысоком втором, под нависающими карнизами кровель). К площади с востока, юго-востока, юга сходятся прихотливо извивающиеся между реками основные торговые улицы: Уи, Цюи, Синьвэнь, Баи, Чжунъи. Гуанби. А на север от нее к упомянутому выше месту слияния трех рек идет «пучек» параллельных друг другу главных улиц: Синьхуа и Дунда, являющихся одновременно набережными Западной и Средней рек.

И площадь и основные слегка покатые в согласии с неровностям рельефа улицы замощены булыжником или галькой, добытыми в окрестных горах, с вкраплениями цветных камней, что придает их облику большую живописность и препятствует образованию пыли в сухую погоду и грязи - в дождливую.

Застройка Старого города формируется в основном традиционными домовладениями типа «сыхэюань», с главным зданием и флигелями, имеющими смешанные деревянные, каменные и глинобитные конструкции, с внутренними дворами, богато озелененными и, зачастую, обводненными. Многие дворы отделены от улицы т.н. «стенами-экранами», богато декорированными.

Доминантами застройки являются: Резиденция правителей рода Му (позже - префектура) - архитектурный комплекс, вытянувшийся вдоль улицы более чем на 250 м, ряд других общественных зданий, декоративные арки над улицами и несколько религиозных зданий - храмов «дунба», конфуцианских, буддийских, ламаистских и др.

Исключительно живописны виды на серые черепичные крыши Старого города с окружающих холмов. В Старом городе запрещено движение автомобильного транспорта, и он является образцом экологически уравновешенной, комфортной для проживания городской среды.

Большие изменения в Лицзян пришли, начиная с 1995 г., когда в 27 км к югу от города вступил в строй аэропорт гражданской авиации. В 1996 г. Лицзян испытал сильное землетрясение, но повреждения были быстро ликвидированы. А в 1997 г. состоялось его включение во Всемирное наследие, что привело к стремительному нарастанию туризма и связанной с его обслуживанием экономической активности, не всегда безопасной для наследия и исторического характера городской среды.

В Лицзяне был проведен ряд международных совещаний и конференций по вопросам сохранения культурного наследия, в частности региональной организацией ЮНЕСКО для стран Азии и Тихоокеанского бассейна.

Ист. Yang Cheng. My Hearts in Lijiang. Visit China ’97. “CAAC Inflight Magazine”. 1996. P. 36-48
Naxi Paper. Yunnan Fine Art Press. 2003.
Лицзян. Госуправление по делам туризма КНР. China National Tourist Office, London. Beijing (2004).
Yamamura T. Authenticity, ethnicity and social transformation at World Heritage Sites: tourism, retailing and cultural change in Lijiang, China. “Tourism in Transition” No. 13, 2004. P. 185-200.

Пинъяо

Номинация № 812, Включение - 1997 г. по критериям II, III, IV
«Исторический город Пинъяо».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Пинъяо – это уникальный по своей сохранности пример традиционного истинно китайского города, основанного в XIV в. Его городская застройка отражает эволюцию архитектурных стилей и градостроительства в императорском Китае на протяжении пяти столетий. Особый интерес представляют импозантные здания, связанные с деятельностью банков, важнейшим центром развития которой Пинъяо являлся в XIX-начале XX вв.».

Пинъяо – Pingyao, центр одноименного уезда в городском округе Цзиньчжун в центральной части провинции Шаньси, на реке Фэнь (значительном левом притоке Хуанхэ), в 100 км южнее ее столицы Тайюаня и приблизительно в 500 км к юго-западу от Пекина, на 37° с.ш. и 112° в.д., железнодорожная станция и местный узел автодорог, современное население старой части города в пределах крепостных стен - около 45 тыс. жит.; Пинъяо входит в четверку китайских исторических городов, признаваемых наиболее комплексно сохранившимися со времен правления в Китае династии Мин (1368-1644 гг.), и является значительным туристическим центром.

Пинъяо относится к древнейшим городам, основанным в центре территорий формирования китайской нации; известно о его существовании под именем Пинтао в царстве Западное Чжоу в IX-VIII вв. до н.э. С конца III в. до н.э. - это уже отдельный уезд - центр местного управления. В 424 г. н.э., при династии Вэй он был переименован в Пинъяо. А к 827 г. относится начало создания мощных крепостных стен города. Окончательный размер в плане и вид эти стены получили в 1370 г. при династии Мин, оставаясь до настоящего времени наиболее хорошо сохранившимся целостным комплексом средневековых городских укреплений в Китае. А первая половина ХIX в. охарактеризовалась развитием в Пинъяо первого в Китае банковского центра, что было логичным следствием формирования в городе, через который осуществлялись интенсивные торговые связи с кочевым Севером Азии, активной фракции торговцев, известных во многих регионах мира (на подобие среднеазиатских «бухарцев»).

Старая «застенная» часть города расположена на относительно ровной территории, что позволило осуществить здесь строго прямоугольную планировочную систему по классическому для Китая образцу. Общая форма этой территории близка к квадрату, так как три из четырех окружающих ее стен имеют равную «разрешенную» длину в 3 ли (около 1,5 км). Четвертая южная стена - извилиста, следуя за бровкой берегового склона реки, имеет длину около 2 км; а общая площадь рассматриваемой территории составляет 2,25 кв. км.

Внутри стен находятся строго прямолинейные, параллельные или перпендикулярные друг другу 4 главных улицы, 8 переулков и 72 прохода. Движение автомашин внутри периметра стен запрещено, и сообщение поддерживается с использованием мопедов, велосипедов и велорикшами (а в последнее время - и электромобилями).

Стены общей длиной более 6 км - внутри глинобитные, но облицованы керамическим кирпичом серо-черного цвета. Они имеют 6 ворот, 72 башни и 3000 бойниц. Высота стен около 10 м, ширина - 3-5 м. С наружной стороны стен проходит ров шириной и глубиной около 3 м.

Число подворий внутри периметра стен достигает почти 3800; из них около 400 сохранили почти в неизменности свой средневековый облик - т.н. «сыхэюань» (двор в окружении нескольких одноэтажных зданий, имеющих деревянный каркас, кирпичные стены темного цвета, серые черепичные кровли, часто богато декорированных, с башенками-мезонинами). Многие из них сейчас превращены в музеи, а всего в городе почти сотня разных музеев.

В центре, на перекрестке главных улиц - Рыночная башня (Шилоу - самое высокое сооружение Старого города, в современном виде с 1668 г.). Выдающимися доминантами застройки являются: Резиденция правительства, занимающая целый квартал (с 1346 г.), даоские храмы Циньсюйгуань (VII в.) и Чэнхуанмяо (воссоздан в ХIХ в. после пожара оригинального здания), здание первого в Китае банка Жишэнчан (1824 г.).

Жители древнего города сохранили вековые традиции. Так, в связи с тем, что в городе нет освещения улиц, люди здесь живут по старинному китайскому принципу «работать от восхода до заката». Неизменными на протяжении многих столетий остаются условия быта — во многих домовладениях люди живут из поколения в поколение. Довольно распространённым типом занятий является производство изделий народного промысла на продажу в качестве сувениров.

Однако, после включения исторического города Пинъяо в 1997 г. в Список Всемирного наследия местные органы власти рассматривают возможность переселения почти половины жителей Старой части города (около 20 тыс. чел) в новые районы, для лучшего сохранения объекта Всемирного наследия и его большего приспособления для развития туризма.

Макао

Номинация № 1110, Включение – 2005 г. по критериям, II, III, IV VI
«Исторический центр города Макао (Аомынь)».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Макао – экономически процветающий порт, имеющий стратегическое значение в развитии мировой торговли, находился в управлении португальцев с середины ХVI в. до 1999 г., когда он перешел под китайский суверенитет. Исторический центр Макао, с его старыми улицами, жилыми, религиозными и общественными зданиями в португальском и китайском стилях, представляет собой уникальный пример соединения эстетических, культурных, архитектурных и технологических влияний Востока и Запада. Объект также включает крепость и старейший в Китае маяк. В целом же Макао служит напоминанием об одном из самых ранних и самых продолжительных столкновений между Китаем и Западом, вызванных конкуренцией в сфере международной торговли».

Макао (Аомынь) - Macau (Aomyn), город и особый административный район на крайнем юге Китая, приблизительно в 2000 км к югу от Пекина, в 120 км южнее крупнейшего города на юге страны – Гуаньчжоу (Кантона) и всего в 60 км западнее другого особого административного района Гонгконга (Сянгана), на 22° с.ш. и 113,5° в.д. Современное население района - около 550 тыс. чел., а собственно города - порядка 225 тыс. чел.

В начале 1550-х гг. земли на полуострове в устье реки Сицзян - Жемчужной (Pearl River), давно к этому времени населенные китайскими рыбаками (здесь были небольшие деревни Барра и Патане), были захвачены Португалией и превращены в ее укрепленное колониальное владение, просуществовавшее почти 450 лет и только в 1999 г. прекратившее существование в связи с передачей Макао под юрисдикцию Китайской Народной Республики в качестве особого административного района, имеющего автономное управление, свои валюту, налоги, пограничную и таможенную службу, визовый режим.

В истории Португальского Макао можно выделить три этапа: первый (XVI-XVII вв.), характерный наступательной активностью Португалии и постепенной уступкой ей Китаем дополнительных территорий и прав; второй (XVIII - начало XX вв.) - относительно стабильного состояния, когда основное колониальное давление на Китай оказывали другие европейские державы, прежде всего - Англия; и третий, когда Китайская Народная Республика после ее образования в 1949 г. стала мирными средствами постепенно восстанавливать свой суверенитет над отторгнутыми у Китая колонизаторами землями, включая Макао, вплоть до полного прекращения любых форм официального присутствия португальских властей в 1999 г.

Века португальского владычества оказали глубокое воздействие на характер Макао - его планировку и застройку, архитектуру, распространение католической религии, обычаи населения и т.д. После возвращения в состав Китая Макао превратился в значительный международный центр банковского дела и туризма, с акцентом на развлечения и игровой бизнес международного уровня; здесь функционирует около 30 казино; и Макао практически стал игровым пригородом Гонгконга, эдаким «Азиатским Лас-Вегасом».

Центральная часть исторического города Макао демонстрирует интеграцию португальской и китайской архитектурно-градостроительных культур и образа жизни. В состав объекта Всемирного наследия включено 25 зданий и сооружений, вытянувшихся цепью с юга на север на 2,5 км от древней китайской гавани на юге к старому христианскому городу на севере.

Пл. Барра у гавани, с храмом А-Ма ХV в. - место проведения традиционных китайских празднований. Севернее расположен т.н. «Мавританский квартал» (Quartel dos Mouros - 1874 г.), бывшее место дислокации полиции, набираемой в Португальском Гоа. Далее - одно из первых мест расселения португальцев в Макао - пл. Лилао с «Домом Мандарина». На пл. Сан-Огастин - здания монастыря августинцев, основанного в 1591 г. испанцами (это было время испано-португальской унии). Театр короля Педро V (1860 г.) - пример архитектуры неоклассицизма. Главная площадь города - Леаль-Сенаду (Largo do Senado); на ней здание сената колонии. Поблизости от нее Кафедральная пл. с собором (реконструкция 1850 г.). Еще севернее - пл. Св. Доминика с церковью, основанной еще в 1587 г., и старым китайским рынком; здесь же храм Самкайвуйкунь. Сохранился участок городской стены, воздвигнутой в 1569 г. из материала, называемого «чуньамбо» (смесь глины, песка, рисовой соломы, прибрежных камней и раковин моллюсков). Восточнее, на вершине холма - «Крепость на Горе» (Fortaleza do Monte). В сквере им. Камоейнша находится церковь Св. Антония, сад бывшего представительства Британской Ост-Индской компании в Макао и Протестантское кладбище. Вторым ядром старой части города является крепость Гуйя (Fortaleza da Guia) на одноименном холме, несколько восточнее всего перечисленного выше, с капеллой (1622 г.) и маяком (1885 г.).

Со временем осваиваемые застройкой территории владения значительно расширились, за счет присоединения в середине ХIХ в. двух прибрежных островов - Тайпа и Колоан, а также - за счет последовательной засыпки начиная с ХVII в. части акватории и, в частности, уже в конце ХХ в. - всего промежутка между названными островами (здесь возник новый район Макао - Котай). Сейчас общая площадь административного района Макао составляет порядка 30 кв. км.

Исторический центр Макао был включен в Список Всемирного наследия в 2005 г.; при этом, территория самого объекта составляет всего 16 га (фактически это лишь собственные земельные участки включенных в состав объекта 25 зданий и сооружений), а его буферная зона - 107 га.

Ист. Macau. Туристическая карта Макао / Туристическое бюро Правительства Макао. Macau. (2009).
Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.