Нидерланды

Королевство Нидерландов присоединилось к Парижской Конвенции в 1992г. Нидерланды находятся на крайнем северо-западе основной континентальной части большого европейского полуострова - между Балтийским и Средиземным морями, выходя на севере и на западе к берегу Северного моря. Размер территории страны в широтном направлении — около 200 км, в меридиональном — около 250 км; но значительную часть пространства в этих пределах составляют акватории морских заливов, постепенно превращаемых в польдеры, и прибрежных лагун, или т. н. «ваттов». Нидерданды граничат на юге с Бельгией, на востоке — с Германией; население страны — около 16,5 млн. человек.

В современном виде территория страны определилась в конце XVI в. в результате победы на этой части Старых Нидерландов буржуазной революции и создания здесь в 1581г. (в соответствии с Утрехтской унией 1579г.) независимого государства - т. н. Соединенных Провинций Нидерландов. Исторически это были семь провинций, сохраняющих значительную долю самоуправления. После событий, последовавших за Великой Французской революцией, наполеоновских завоеваний и последующих политических событий, с 1830г. территория королевства существует в неизменных границах, подразделяясь сейчас на 12 провинций. Спецификой Нидерландов является раздельное существование в роли их официальной столицы — Амстердама, и города — местопребывания органов власти — Гааги. Причем, и Амстердам, и Гаага являются членами имеющей всемирный размах Лиги Исторических Городов.

К началу 2010-х гг. к Всемирному наследию относилось 9 нидерландских объектов; 8 из них - культурного наследия. Они довольно разнообразны: многие связаны со спецификой природного положения страны — борьбой с опасностью морских наводнений, использованием вод при создании оборонительных систем, есть отдельные объекты в городах — Утрехте, Леммере. Градостроительное наследие представлено всего двумя объектами в Амстердаме и Виллемстаде; но второй из них находится на заморской территории - Нидерландских Антильских островах (на о-ве Кюрасао), и этот объект нами уже вкратце охарактеризован (см. Путешествие десятое: «МАЛЬТА и другие города на островах», 2009г., вып. 4). Нам остаётся для характеристики только Амстердам.

В Предварительном списке нидерландских объектов-претендентов на включение во Всемирное наследие, состоящем в начале 2010-х гг. из 10 номинаций, есть отдельные объекты в городах — Харлеме, Франскере, но объекты, имеющие значительные градостроительные составляющие, в нём отсутствуют.

Помимо этого, ещё некоторые исторические города Нидерландов, кроме упомянутых выше, могут рассматриваться как первостепенные объекты развития культурного туризма. Назовём среди них хотя бы такие, как: Алкмар, Виллемстад (не Антильский), Делфт, Доккум, Лейден, Маастрихт, Нарден, Хорн.

Источники

Бусыгин А.В. Нидерланды / У карты мира. М., «Мысль», 1986.

Серебрянный Л.Р. Нидерланды: традиции и современность. М., 1990.

Амстердам

Номинация № 1349, Включение - 2010г. по критериям I, II, IV
«Район полукольцевых каналов ХVII в. внутри внешнего канала Сингелграхт (Амстердам)».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Исторический городской ансамбль района каналов (Грахтенхордэл) в Амстердаме был задуман как часть нового «города-порта» и отстроен в конце ХVI - начале ХVII вв. Он представляет собой сеть каналов к западу и югу от исторического старого города и средневекового порта. Эта сеть, наполовину окружающая старый город, была дополнена переносом укреплённых границ города к новому внешнему каналу Сингелграхт. Это была долгосрочная программа, которая предусматривала расширение города за счёт осушения болот, использования системы каналов, имеющих в плане вид концентрических дуг, и подсыпки территорий между ними. Освоение этих пространств позволило сформировать единый городской ансамбль, включающий дома с островерхими крышами и многочисленные памятники. Расширение города было крупнейшим и наиболее комплексным для своего времени мероприятием. Это была модель крупномасштабного градостроительства, которая служила образцом для всего мира вплоть до ХIХ в.».

Амстердам — Amsterdam, официальная столица королевства и крупнейший город страны, расположен на территории провинции Северная Голландия, в 20 км восточнее её центра Харлема, и в 55 км северо-восточнее Гааги, при впадении реки Амстел в залив Маркемер, или Эй (сейчас фактически — это бухта одного из озёр-лагун, отделённых от открытого моря дамбами), на высоте (или глубине?) 2 м ниже уровня моря, на 52,5° с.ш. и 5° в.д., крупный морской порт, промышленный, деловой, торговый и культурный центр; с 2010г. разделён на 7 районов (вместо 14 существовавших ранее), в том числе, район Центр; население города составляет порядка 790 тыс. человек, а с пригородами — около 2,3 млн. человек.

Первое упоминание о поселении рыбаков в устье реки Амстел относится к XII в.. Строительство на реке дамбы (для защиты скорее не от речных паводков, а от нагонных наводнений с моря) положило начало формированию города торговцев, судостроителей и мореплавателей — ведущего на территории графства Голландия. Однако Амстердам в своём развитии сильно отставал от расположенного южнее, в устье реки Маас на границе Фландрии и Брабанта, Антверпена. Всё кардинально изменилось в середине 16-го века, когда из-за испанских репрессий на юге Старых Нидерландов на север (и прежде всего — в Амстердам) устремился поток политических и религиозных беженцев, представителей наиболее активных и богатых слоёв населения. Амстердам расцвёл, став символом Голландского экономического чуда XVII в.. В XVIII в. приоритет голландцев на морях мира сменился английским; но Амстердам уже имел потенциал для дальнейшего успешного развития, хотя роль главного порта страны со временем перешла к Роттердаму. А Амстердам в самом конце XVIII в. выдвинулся на роль новой столицы больших Нидерландов — республики (затем — королевства), с сохранением роли резиденции двора и места государственного управления за Гаагой, выполнявшей эти функции ещё с XIV в. в графстве Голландия (даже ещё долго не будучи официально городом).

С первых лет своего развития Амстердам был городом каналов, с застройкой на образованных ими островах, уровень земли которых несколько повышался за счет вынимаемого при рытье каналов грунта. Старейшие каналы ядра современного центра города идут в основном параллельно друг другу с юга, где они забирают воду из реки Амстел, на север к реке Эй (быв. морскому заливу и старому порту на его берегу). Вдоль крайних с запада и востока каналов (на западе — Сингел, на востоке — Кловенирбургвал и Гельдерскаде) была в конце XV в. создана первая линия городских укреплений (чуть позже в начале XVI в. восточная линия укреплений была перенесена к каналу Оуде-Сханс). Здесь, в ядре центра города, находятся наиболее значительные архитектурные достопримечательности Старого Амстердама.

На месте, где когда-то реку Амстел перегородила дамба, находится главная площадь города, так и называемая - Дам. На неё обращены фасады Королевского дворца (в «достоличный» период истории Амстердама — это было здание муниципалитета города, 1655г.), Новой церкви (Св. Екатерины, с 1408г., но полностью выстроена заново после пожара 1646г., а в 1890-1904 гг. перестроена в стиле неоготики); здесь же расположен т. н. Национальный монумент (1956г.). Через площадь Дам в меридиональном направлении проходит по линии бывшей реки главная улица: к югу от площади, к башне Мунторен на пл. Мунтплейн, месту разделения вод реки Амстел между каналами - это ул. Рокин, к северу, к Вокзальной площади перед Центральным железнодорожным вокзалом - это ул. Дампак. Несколько восточнее её, около канала Оудезейдс-Форбургвал, находится Старая церковь (Св. Николая, 1306г., расширение — 1460г.); ещё восточнее, на широком мосте через канал Кловенирбургвал, расположена пл. Новый Рынок с башней Ваг (быв. Ворота Св. Антония на первой линии укреплений, 1488г., перестроена в городскую весовую башню в 1614г.). Вблизи северных концов каналов исторического ядра города расположены: Старая лютеранская церковь (1632-1633 гг., восст. 1823г.), башня Схрейерсторен (1487г.). Наконец, в южной части ядра находится древний амстердамский «Бегинаж» (старейший деревянный дом — 1475г., но в основном — дома XVII в.). Своеобразна башня, оставшаяся от сдвинутой в начале XVI в. внутренней линии городских укреплений — Монтелбейнсторп, или «Пизанская башня» Амстердама (1512г.).

Однако объектом Всемирного наследия, включённым в Список в 2011г., оказался не исторический центр или старое ядро Амстердама, а «Район полукольцевых каналов ХVII в. внутри внешнего канала Сингелграхт (Амстердам)», или более просто - «Район амстердамских каналов» (Amsterdam Canal District, или Грахтенхордэл - «хорда каналов»). В приведённой выше краткой характеристике этого объекта, данной Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО, довольно развёрнуто показана цель его создания и общее содержание. Здесь можно ограничиться некоторыми небольшими дополнениями и пояснениями.

Бурное развитие Амстердама в конце XVI — начале XVII вв., являвшееся важной составляющей упоминавшегося «голландского экономического чуда», привело к исчерпанию ёмкости как городских территорий, занимаемых для расселения многократно увеличивающегося числа жителей, так и территорий морского порта. В этой связи городскими властями ещё в конце XVI в. было принято решение о создании Нового большого порта к востоку от существующего. Было также решено построить новую линию городских укреплений, в 500-600 м к югу и к западу от существующей, в виде дугового канала Сингелграхт с расположенными вдоль него бастионами. Это было реализовано в течение первой половины XVII в. А на приращенной территории были построены три параллельных дуговых канала: Херенграхт, Кейзерсграхт и Принценграхт. Главным инженером строительства был Даниель Сталперт. Проектом вначале предусматривалось их доведение полностью до полукругов вокруг исторического центра города, но этот замысел удалось реализовать лишь на две трети.

Именно эти три канала (в которые первоначально могли заходить и разгружаться прямо в складские помещения в жилых домах купцов небольшие морские торговые суда того времени) и прилегающие к ним с обоих сторон земельные участки, застроенные в основном характерными жилыми домами, имеющими щипцовые крыши и богато декорированный треугольные или уступчатые тимпаны, образовали собственную территорию объекта Всемирного наследия площадью 108 га. Эта территория представляет в плане дуговую полосу общей длиной 2500-2700 м, при ширине от 300 до 450 м. А остальная новая территория до канала Сингелграхт, как и вся центральная часть исторического города, были включены в буферную зону объекта площадью 482 га. На этих дуговых каналах сейчас находятся многие значительные здания: Северная (1620-1623 гг.) и Западная (1638г.) церкви, дом Виллет-Хоптхаузен, музей Ван Лоон, дома с художественными галлереями Сменик Стоккинг и Рацио Андрессе, «дом Анны Франк» и др. Общее число интересных своей архитектурой зданий на трёх дуговых каналах исчисляется десятками. Многие из них построены по проектам выдающихся голландских архитекторов конца XVI - начала XVII вв.: Л.Де Кея (1560-1627), Х. Де-Кейсера (1565-1621), Я. Ван-Кампена (1595-1657).

Интересный уголок Амстердама сложился рядом с каналом Принценграхт и пл. Западной церкви. Это квартал Йордан, ставший в XVII в. прибежищем простого люда и, в том числе, различных иммигрантов, включая французских гугенотов, от которых, возможно, произошло его название (от французского «жарден» - сад). В наше время Йордан — одно из мест активного посещения туристами со множеством небольших мест развлечения и занимательного питания.

Правда, завершая характеристику амстердамского района каналов, следует заметить, что Амстердам впервые «засветился» в Списке Всемирного наследия ещё в 1996г., когда в него был включён объект «Линия оборонительных сооружений Амстердама». Но эти гидротехнические и иные сооружения вытянулись цепью, находясь в 50-60 км от города, не относясь, тем самым, к рассматриваемой здесь теме городов Всемирного наследия.

Источник

Амстердам / Золотая книга. Флоренция, 1996.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.