Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

(№ 633 Критерии: I, II, IV 8 компонентов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1992

Одни из наиболее известных исторических городов России – областной центр Владимир и районный центр Владимирской области – Суздаль, располагаются в центре Европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга. В XII-XIII вв. они последовательно – сначала Суздаль, а затем Владимир, – становились столицами могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества. Именно тогда здесь, в Северо-Восточной Руси, сложился новый центр власти, дублирующий, а затем и во многом подменивший собой слабеющий Киев.

Владимир-на-Клязьме, как его называли в старину для отличия от других «Владимиров» Древней Руси, как будто бы имеет точную дату основания князем Владимиром Мономахом – 1108 г., хотя недавно энтузиасты поисков более древних корней города стали обращаться к времени его деда – Владимира Святославича, то есть к началу ХI века. Так или иначе, но в 1157 г. во Владимир была перенесена из Суздаля столица Северо-Восточной Руси.

Временем возникновения Суздаля, по первому упоминанию в летописи, считается 1024 г. Будучи вторым после Ростова Великого центром Ростово-Суздальской земли, Суздаль очень ненадолго, в начале ХII в., обрёл в ней первенство (при князе Юрии Долгоруком), чтобы уже в середине этого века с неохотой уступить его новой столице – Владимиру.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества в нем сложилась своя своеобразная архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название – «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, а также внешняя легкость облика зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее – восемь отдельных памятников и ансамблей), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Христо-Рождественский собор в ансамбле кремля и ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря). Это также памятники, располагающиеся в пригородах: Владимира – храм Покрова на Нерли (при ее впадении в Клязьму) и сохранившиеся фрагменты резиденции Андрея Боголюбского в селе Боголюбово; и Суздаля - церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша, на реке Нерль (В некоторых источниках упоминается и ряд других памятников Суздаля, претендующих, или претендовавших, быть частью объекта Всемирного наследия, хотя они и не являются белокаменными – Архиерейские палаты кремля, Покровский монастырь, некоторые приходские церкви).

Успенский собор Владимира, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой города. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Владимирское Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские, тверские, московские и иные князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок). В XV-XVI вв. Успенский собор во Владимире послужил образцом для строителей одноименного собора в Московском Кремле (главного собора в государстве), а затем и целой череды главных кафедральных и монастырских соборов по всей России, олицетворявших собой формирование единого централизованного Московского царства.

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.), находящийся несколько восточнее Успенского – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором» на фасадах, насчитывает примерно 1500 рельефных изображений. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада следуя из Киева, Новгорода, позже – и из Москвы. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв. Сейчас в Золотых воротах создана Военно-историческая экспозиция с диорамой Владимира во время осады войском хана Батыя в 1238 году.

Христо-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он является доминантой ансамбля Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

На северной окраине Суздаля расположен уникальный архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря, основные каменные постройки которого относятся к XVI в. Будучи опоясан высокими каменными стенами с 12 башнями, этот монастырь внешне весьма напоминает крепость. Внутри стен – Преображенский собор (1564 г. с фресками XVII в.), шатровая Успенская церковь-трапезная (1525 г.), звонница (XVI-XVII вв.), монашеские кельи и разного рода монастырские службы.

Остатки резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в селе Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира. Укрепленный замок был выстроен здесь в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На основаниях главного Богородице-Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь в стиле барокко. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Все современное окружение в кольце стен – это комплекс Свято-Боголюбского, ныне вновь действующего, монастыря с церковными и иными зданиями ХVIII-ХIХ вв.

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль при ее впадении в Клязьму, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из признанных шедевров мировой архитектуры.

В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места впадения реки Каменки в Нерль, находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого. В ее состав входила церковь Бориса и Глеба, выстроенная в середине XII в. (1152 г.) из белого известняка, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь - одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. В XVIII в. церковь перестраивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.

Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.). Это обеспечивает возможность интерпретации их культурного и художественного значения для самых разных категорий посетителей – взрослых и подростков, соотечественников и иностранцев, профессионалов и любителей. Много внимания уделяется научной реставрации этих уникальных сооружений. В каждом из этих памятников созданы музейные экспозиции, наилучшим образом раскрывающие их достоинства и особенности.

Доп.: в 2017 г. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО на своей 41-ой сессии утвердил разработанное российскими специалистами и согласованное экспертами ИКОМОС ретроспективное заключение о «выдающейся универсальной ценности» данного Владимиро-Суздальского объекта ВН.