Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

(№ 540bis Критерии: I,II,IV,VI 36 компонентов, 126 элементов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1990

Второй и по величине и по значимости город Российской Федерации Санкт-Петербург - фактически вторая столица государства. Расположенный в дельте Невы, при её впадении в Финский залив, он является главным российским выходом к Балтийскому морю и по-прежнему, как при его основании в 1703 г. Петром I, «окном в Европу».

Развитие Петербурга в бытность его в 1712-1918 гг. столицей России основывалось на принятых ещё в первые годы его существования установках - на регулярное градостроительство и упорядоченное освоение всей прилегающей к городу территории. Здесь разрабатывались и реализовывались наиболее прогрессивные для своего времени планировочные и архитектурные решения, являвшиеся синтезом европейских культурных традиций, творчески осваиваемых в российских условиях. Здесь работали крупнейшие архитекторы, скульпторы, городские инженеры, специалисты по парковому строительству, как отечественные, так и приглашаемые из-за рубежа, создавшие в итоге уникальный комплекс культурного наследия, имеющий огромное градостроительное, архитектурное, художественное, мемориальное значение.

Все это создало предпосылку для включения в 1990 г. в Список Всемирного наследия небывалого до того времени в практике ЮНЕСКО - и по своим территориальным масштабам, и по сложности состава - объекта, названного «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». В его обоснование была положена идея о том, что «...раритетность Санкт-Петербурга как целого значительно превосходит раритетность его отдельных частей, хотя бы и самых известных».

Соответственно, в настоящее время этот объект Всемирного наследия состоит из 36 отдельных компонентов, из которых только первый, хотя он и самый большой, представляет собой исторический центр Санкт-Петербурга, а остальное - это расположенные в его ближних или отдаленных пригородах дворцово-парковые и усадебные ансамбли, фортификационные комплексы, исторические дороги, каналы и др. Многие компоненты, в свою очередь, состоят из целого ряда элементов - отдельных зданий и сооружений, фортов, дорог и т.д., общее количество которых в составе объекта Всемирного наследия составляет 126. В сумме это, в сущности, является тем, что специалисты сейчас стали называть культурным ландшафтом, или историческим городским ландшафтом, причем - это крупнейший ландшафт такого рода, занимающий, вместе со своей буферной зоной, площадь в десятки тысяч гектаров.

Естественно, что наиболее обширным и значимым по содержанию является собственно исторический центр Санкт-Петербурга. Ведь он относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городских ансамблей мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей т.н. «главное центральное пространство» реки Невы и центральные части основных исторических районов города - Петроградской стороны, Васильевского острова, Адмиралтейской и Литейной частей, Невского проспекта. Центр Петербурга - это строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (всего в городе их более 400), набережные, сады и парки. Его застройка, выдержанная преимущественно в стилистическом единстве и сомасштабности по высотам и ритму фасадов, богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, садово-паркового искусства.

Одним из первых крупных архитектурных комплексов города стала Петропавловская крепость, воздвигнутая на маленьком острове у правого берега Невы. Ее силуэт во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34-метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал императорской усыпальницей династии Романовых.

Другие крупные постройки начального этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, Летний дворец Петра I и Летний сад, два храма Александро-Невского монастыря (будущей Лавры). Была возведена и центральная часть Адмиралтейства на т.н. Городской, левой стороне Невы, увенчанная башней с золоченым шпилем.

В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал архитектор Бартоломео (Варфоломей) Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главной резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся выразительным силуэтом, богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты; роскошные дворцовые комплексы для аристократических родов Воронцовых, Строгановых и другие здания.

В 1760-е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с постепенным переходом к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барокко свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.

Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, требуют особого упоминания т.н. Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, Российская Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина (после их смерти все они отошли в казну к придворному ведомству). Среди плеяды архитекторов этого периода особо выделяется количеством великолепных построек, возведенных по его проектам - Джакомо Кваренги. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси и других выдающихся зодчих. В этот период город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.

С именем крупнейшего мастера ампира Карла Росси связано создание величественного ансамбля Дворцовой площади - с 700-метровым фасадом Главного штаба (с его огромной аркой) и возвышающейся в самом центре площади Александровской колонной; это также ансамбли Михайловского дворца, Александринского театра и улицы, получившей впоследствии имя Зодчего Росси, здания Сената и Синода. К первой половине XIX в. относится возведение Исаакиевского собора (арх. Огюст Монферран), высотой 101,5 м, одного из крупнейших христианских храмов в мире, с огромным цельнометаллическим куполом (наружный диаметр более 25 м), а также Нарвских и Московских триумфальных ворот и т.д.

Огромную роль в формировании целостного облика центра Петербурга играют весьма многочисленные объекты монументального искусства, скульптурные украшения зданий, архитектурное оформление мостов и набережных, чугунные ограды садов и парков. При этом нельзя не упомянуть особо о настоящих символах города - «Медном всаднике», памятнике Петру I (ск. Этьенн Фальконе) и скульптурах Аничкова моста через Фонтанку на Невском проспекте (ск. П.К. Клодт).

Для градостроительства второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разных стилизаторских течений – неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля». Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий, и внесли свой вклад в формирование сложившегося к настоящему времени и ставшего привычным облика города.

Основными составляющими объекта Всемирного наследия в пригородах Санкт-Петербурга являются знаменитые дворцово-парковые ансамбли – Петергоф, Пушкин (Царское Село), Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, Стрельна, Ропша. В состав объекта наследия входят также: историческая часть Кронштадта с его крепостью и многочисленными фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников фортификационного, гидротехнического, дорожного строительства, ряд пригородных усадеб столичного дворянства. В свое время эти сооружения коренным образом преобразили пустовавшую болотистую местность вокруг новой столицы. Особого упоминания заслуживает включенный в объект Всемирного наследия «Пояс Славы» - цепь монументов, созданных по линии фронта, окружающей город во время его блокады в 1941-1944 гг.

Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением посещений им резиденции французских королей – Версаля и каскадов Марли-ле-Руа в пригородах Парижа. В итоге в Петергофе были созданы роскошный Большой дворец (по проекту архитектора Растрелли), Нижний парк с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж, множеством скульптур и фонтанов, и Верхний парк, в виде регулярного партера, также украшенного скульптурами и фигурно подстриженными боскетами. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, в целом составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит мощная фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающаяся из которой водяная струя поднимается на высоту 20 м.

Из других великолепных дворцово-парковых ансамблей пригородов «Северной столицы» следует упомянуть о находящемся в Пушкине (ранее Царское Село) грандиозном Екатерининском дворце архитектора Растрелли (самой знаменитой частью которого является огромная Зеркальная галерея), с несколькими прилегающими живописными парками; и об ансамбле в Павловске – с его большим дворцом конца XVIII-начала XIX вв. (бывшая резиденция Павла I) и обширным пейзажным парком, одним из самых крупных в Европе, площадью 600 га.

К 300-летию Санкт-Петербурга, отмечавшегося в 2003 г., был капитально отреставрирован и превращен в великолепный правительственный и музейный комплекс ансамбль Константиновского дворца в Стрельне, плохо сохранявшийся и пришедший в руинированное состояние.

Все перечисленные выше здания, сооружения, территории, парки и сады, образующие объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», охраняются ныне в составе нескольких музеев-заповедников, или имеют статус памятника истории и культуры.

Вместе с тем, сбережение всех этих памятников является сложной задачей для городских властей, которые призваны обеспечить баланс между сохранением культурного наследия и социально-экономическим развитием города, его современной архитектуры. Это порождает дискуссии с участием экспертов ЮНЕСКО, принимающие временами достаточно резкую форму, особенно когда речь заходит об обоснованности состава объекта Всемирного наследия, о границах его территории, о режимах землепользования, или о допущении нового строительства, могущего исказить известную всему миру «горизонтальность» городского исторического пейзажа.

Если рациональный баланс «старого» и «нового» в Санкт-Петербурге будет, в конце концов, найден, то этот совершенно уникальный город сможет сохранить на века свою красоту и обаяние, и им смогут любоваться не только наши современники, но и многие последующие поколения преданных ему жителей и восхищенных гостей.

Доп.: Можно считать, что к середине 2010-х гг. обозначенный выше баланс «старого» и «нового» наконец найден (во всяком случае, согласован городом и ЮНЕСКО) и в официальном сайте Списка Всемирного наследия состав рассматриваемого объекта приведен в полном виде со всеми его компонентами и элементами. На его основе продолжается работа по выявлению и признанию отдельных частей объекта российскими памятниками истории и культуры в виде достопримечательных мест.