Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

(№ 634rev Критерии: II)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1994

Территория бывшего села Коломенское, вошедшая в 1960 г. в городскую черту Москвы, расположена к югу от центра города, на высоком правом берегу Москвы-реки.

Село Коломенское находилось на древней дороге из Москвы в Коломну, и, по преданию, было основано жителями Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание о нем содержится в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей. Являясь на протяжении нескольких столетий загородной летней резиденцией русских правителей, Коломенское было тесно связано со многими важными событиями в российской политической жизни эпохи позднего средневековья.

Архитектурный ансамбль Коломенского сложился в основном в период XVI–XVII вв., однако и в дальнейшем он не раз подвергался перестройке и дополнениям.

Так, к самым старым постройкам, относящимся к XVI в., относятся церкви Вознесения Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи (в соседнем Дьякове) и Георгиевская колокольня. Из построек XVII в. сохранились проездные ворота с часовой башней, церковь Казанской иконы Богоматери, Приказные и Полковничьи палаты, Водовзводная башня, Сытный двор.

В 30–50-е гг. XX в. сюда перевезли некоторые памятники русского деревянного зодчества, намереваясь создать в Коломенском первый в стране музей деревянного зодчества под открытым небом, от чего впоследствии на время отказались. Этими памятниками были: угловая крепостная башня Братского острога из Сибири, надвратная башня Николо-Карельского монастыря из Поморья, домик Петра I из Архангельска, т.н. «медоварня» из усадьбы Измайлово. Однако в 2000-е гг. к идее музея под открытым небом вернулись вновь, выделив для него территорию на берегу речки Жужа, несколько отдаленную от исторического ядра ансамбля. Сюда и были перенесены названные выше памятники (кроме домика Петра I).

Однако главной достопримечательностью ансамбля Коломенского была и остается церковь Вознесения Господня, и именно она в 1994 г. была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Полагают, что этот храм заложили по указанию великого князя Василия III в 1529 г., как молельный о даровании сына-наследника, который родился в 1530 г. (будущий царь Иван IV Грозный). Освящение церкви в честь праздника Вознесения Господня состоялось в 1532 г. Однако отделочные работы продолжались и некоторое время после этого. Вероятно, архитектором необычного здания был итальянский мастер Пьетро Аннибале (Петрок Малый), специально приглашенный Василием III в Россию для строительства т.н. «молельных храмов»; он же в это время строил в Москве стены и башни Китай-города.

В первой половине XVI в. в русское церковное зодчество были привнесены элементы шатрового храма – столпообразного сооружения с невиданной до того в строительстве из камня конструкцией верха в виде высокого шатра. Это означало отход от укоренившейся уже традиции воздвижения крестово-купольных каменных храмов. Церковь Вознесения в Коломенском, крестообразный в плане объем которой перекрыт высоким восьмигранным конусом-шатром – одно из первых творений такого рода, причем оно дошло до нашего времени практически в первозданном виде.

Композиция этого замечательного строения, общей высотой в 62 м, многие десятилетия остававшегося самым высоким зданием на Руси, носит явный центрический характер. По вертикали церковь складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами (в плане имеющего крестообразную форму), восьмерика и, собственно, шатра с небольшим куполом-главкой на самом верху. Внутренняя площадь шатра в основании невелика – всего 8,5 м х 8,5 м, однако его высота значительна – более 40 м, и поэтому создается впечатление его устремленности ввысь. В результате стройный, как бы летящий силуэт церкви словно связывает небо и землю, воплощая образ Вознесения Господня.

Стены церкви имеют толщину до 3 м; а по периметру, в своей нижней части, она опоясана галереей-«гульбищем» на аркадах с высокими лестницами-всходами, благодаря чему всё сооружение органично вписывается в рельеф высокого берега Москвы-реки. Внутренний декор церкви также великолепен, здесь, в частности, сохранился белокаменный трон с резным навершием в виде раковины – «царское место».

Видно, что эту церковь зодчие создавали с таким расчетом, чтобы она хорошо обозревалась снаружи, издалека, и воспринималась бы как символ могущества великокняжеского (ставшего уже вскоре царским) престола Москвы. Впрочем, и тем, кто оказывались внутри нее, можно было отлично обозревать далекие окрестности.

Пример коломенской церкви Вознесения получил затем широкое распространение по всей стране – вплоть до середины XVII в., когда при патриархе Никоне на строительство шатровых храмов был наложен запрет.

В XVII в. Коломенское испытывало разные превратности судьбы. В 1605-1612 гг. здесь происходили многие события Смуты – отсюда Лжедимитрий I вступал в Москву, затем царское село захватывали и Лжедимитрий II, и Болотников, и ополчение Ляпунова, и другие; все это принесло большие опустошения. Но затем, в середине этого же века, при царе Алексее Михайловиче, восстановленное Коломенское выдвинулось на роль главной загородной летней резиденции, фактически - второго места пребывания правительства. В 1667-1672 г. здесь был построен уникальный деревянный дворец царя, просуществовавший до разборки столетие спустя – в 1767 г. Сейчас его реплика (но с внутренним капитальным железобетонным каркасом) создана на одном их участков территории музея-заповедника, став с 2010 г. частью его музейных экспозиций.

Впервые музей в Коломенском был открыт в 1923 г. С 1928 г. он являлся филиалом Государственного Исторического музея, специализируясь на сохранении и экспонировании коллекций русского прикладного искусства. И только в 1971 г. Коломенское получает статус государственного музея–заповедника с обширной территорией в 390 га. 2005 г. принес новые организационные изменения: Коломенское стало основой формирования Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея–заповедника, куда, кроме него вошли еще несколько исторических усадеб, расположенных в разных районах Москвы – Люблино, Лефортовский сад, а с 2007 г. – еще Измайлово.

На обширной территории музея-заповедника проводятся самые разнообразные культурно-развлекательные мероприятия, привлекающие множество посетителей (выставки, ярмарки). Но одной из важнейших его функций было и остается сохранение находящихся в его ведении объектов культурного наследия, и, естественно, в первую очередь – его главной ценности и достопримечательности, церкви Вознесения Господня, объекта Всемирного наследия.

Поэтому осуществляются значительные работы по её реставрации, включая укрепление конструкций здания, находящегося на бровке крутого склона в зоне возможного развития оползней. Так, к 2007 г. был выполнен занявший несколько лет комплекс ремонтно-реставрационных работ, воссоздан иконостас, укреплены грунты оснований и фундаменты, после чего в подклетном ярусе храма была создана новая музейная экспозиция. По завершении реставрационных работ были сняты строительные леса, долго скрывавшие памятник, и состоялось его торжественное открытие для осмотра и посещения.

Кроме выполнения своей роли в качестве экспозиции музея-заповедника, церковь Вознесения с 1994 г. имеет статус храма Патриаршего подворья. В декабре 2000 г. он был вновь освящён, и стал по религиозным праздникам использоваться для богослужений, возобновившихся в 2007 г. после завершения реставрации.