Ансамбль Ферапонтова монастыря

(№ 982 Критерии: I, IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, или просто – Ферапонтов монастырь, располагается на севере европейской части России, в селе Ферапонтово Вологодской области. Это более чем в 400 км севернее Москвы, и 20 км восточнее районного центра – города Кириллова.

В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках мест для монашеского уединения посетил район обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с тогдашним настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Св. Сергия Радонежского. Сначала они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный впоследствии, после его канонизации, Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку оттуда, на берегу Бородавского озера, основал свой монастырь, который в дальнейшем стал известен как Ферапонтов. В 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – Богородице-Рождественская церковь. После смерти Ферапонта, причисленного позже к лику святых, игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, также впоследствии канонизированный. При Мартиниане монастырь существенно разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он в камне преимущественно в период конца XV - XVII вв. В этот комплекс входит 6 основных строений, обнесенных каменной стеной: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-34 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св. Мартиниана (1640-41 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-50 гг.) и колокольня (1680-е гг.).

Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей. Оно же и самое знаменитое, поскольку в 1502 г., имевший к этому времени уже большой опыт и заслуживший широкую известность живописец Дионисий (рожден около 1440 г., умер после 1503 г.), вместе с тремя сыновьями, создал здесь свои знаменитые фрески, покрывшие все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Общая площадь росписей – 600 кв. м.

Специалисты по древней живописи отмечают, что во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет. И действительно, поражает легкость, «воздушность» всех изображенных фигур, выполненных к тому же с изысканным сочетанием нежных красок – розовых, белых, зеленых, фиолетовых, пурпурных, охристых, при явном господстве синего цвета.

Большая часть фресок посвящена Богородице, к примеру, наружную часть западной стены украшает прекрасное изображение, посвященное празднику Рождества Богородицы. Самое священное место храма – алтарь – также украшено изображением Богородицы: здесь она предстает в царственно-божественном облике, с младенцем Христом на руках, и в окружении коленопреклонных ангелов. Много росписей посвящено евангельским сюжетам - рождению и жизни Христа, и совершенным им чудесам. Это, к примеру, фрески: «Путешествие волхвов», «Поклонение волхвов», «Исцеление кровоточивой», «Исцеление двух слепых», «Притча о десяти девах» и т.д. Здесь можно увидеть и сложную композицию под названием «Страшный суд», изображающую грешников, преисподнюю, Сатану и т.д.

Примечательно, что настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия – этого величайшего представителя московской средневековой школы живописи.

Важно также отметить, что время оказалось к фрескам весьма благосклонным, не нанеся им существенных потерь. Так что росписи сохранились почти в первозданном – авторском – виде, и никогда не подвергались поновлению. В этом и состоит их особенная – общероссийская, и даже глобальная ценность.

Сам же монастырь являет собой прекрасно сохранившийся образец православного монастырского комплекса XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования российского государства и развития его культуры.

Удаленный от центральных районов страны, Ферапонтов монастырь нередко становился местом ссылки опальных церковных деятелей. В конце XV в. тут находился в ссылке киевский митрополит Спиридон, а в 1666–1676 гг. томился, после своего низложения, патриарх Никон - инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол в жизни русской православной церкви.

В дальнейшем монастырь начал приходить в упадок, и в конце XVIII в. был закрыт. В начале XX в. он возродился как женский монастырь, но в 1923 г. был закрыт снова. Ныне в Ферапонтовом монастыре действует Музей фресок Дионисия, который является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; сюда, в село Ферапонтово, ежегодно приезжают тысячи туристов.

С середины 1990-х гг. в церкви Св. Мартиниана вновь производится богослужение, а несколько позже в монастырском комплексе возобновилась монашеская жизнь. В начале 2000-х гг. образовано Историко-просветительное общество «Наследие Ферапонтова монастыря», в 2005 г. представившее Проект восстановления Ферапонтова монастыря, как общественного центра художественного образования и духовной жизни, предусматривавшего совместное использование зданий монастырского комплекса для музейной и религиозной деятельности.

Одна из главных современных проблем – сбережение уникальных фресок Дионисия, благодаря которым, собственно, Ферапонтов монастырь и был зачислен (в 2000 г.) в Список Всемирного наследия. Над решением этой трудной задачи вот уже 30 лет работают лучшие отечественные реставраторы. С 1981 г. в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особой методике, впервые разработанной специально для фресок Дионисия. Налажен инструментальный контроль за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок заложила научную основу сохранения росписей Дионисия как памятника российской, европейской и общемировой культуры. Есть все основания полагать, что старинные фрески проживут еще долгие годы!

Доп.: В середине 2010-х гг. разработан и согласован проект зон охраны рассмотренного ансамбля, являющегося объектом Всемирного наследия, стыкующийся с его буферной зоной.