Болгарский историко-археологический комплекс

(№ 981rev Критерии: II, VI 2 компонента)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2014

Болгар (или Булгар) – городище (руины древнего города), находящееся примерно в 180 км южнее столицы Республики Татарстан – города Казани, на левом берегу образованного на Волге огромного Куйбышевского (Самарского) водохранилища, в 40 км к югу от впадения реки Камы, на краю коренной волжской террасы высотой около 30 м. Объект находится между городом Болгар (центр Спасского района), перенесенным сюда в 1957 г. с затопленных территорий, – на западе, и поселком Приволжское – на востоке. Территория городища включает археологический культурный слой глубиной до 5 м., с выделением нескольких культурных страт, а также остатки ряда каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения XIII – XIV вв. В пределах самого городища издавна существовало небольшое село Болгары (Успенское), застройка которого фрагментарно сохраняется на севере этой археологической зоны; здесь в настоящее время еще проживает порядка сотни жителей и вопрос их отселения стоит в повестке дня.

Городище, в основной своей части окруженное остатками древнего земляного вала и рва, имеет в плане форму треугольника, который своей северной стороной выходит непосредственно к водохранилищу, постепенно сужаясь к югу. К южной оконечности «треугольника» подходит массив леса. Площадь объекта, включенного в Список Всемирного наследия и состоящего из двух компонентов (участки 1 и 2), определена в 424 га, что в целом совпадает с границами Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника.

В состав пяти подзон обширной буферной зоны, выделенной вокруг объекта наследия, общей площадью 12 101 га, входят: визуально связанные с объектом незастроенные территории за линией валов; современная застройка города Болгар и поселка Приволжское; природные ландшафты на берегах и островах водохранилища (в том числе, на противоположном правом берегу Волги), а также часть акватории водохранилища.

Самое раннее поселение в этой местности датируется археологами V-VII вв., то есть временем добулгарского основания. Начиная с VII-VIII в. происходит переселение из северной части Хазарского каганата на среднюю Волгу и нижнюю Каму народности тюркского происхождения – булгар. Они покидают Приазовье, вступают во взаимодействие с местными финно-угорскими племенами и основывают государство – Волжскую Булгарию. В начале Х в. город Болгар становится известен – он в это время уже является главным административным и торговым центром этого раннесредневекового государственного объединения Восточной Европы. К 922 г. относится принятие этим государством ислама, и, таким образом, Волжская Булгария стала самой северной точкой распространения этой мировой религии в качестве государственной.

После уничтожения в 965 г. Хазарского каганата Булгария обрела полную независимость, соседствовала (торговала, иногда враждовала) с княжествами Северо-Востока Киевской Руси. Болгар Великий оставался столицей государства до XII в., когда она была перенесена восточнее в Биляр – подальше от беспокойной границы со славянами.

В 1230-х гг. Булгария, как и русские княжества, была разгромлена монголами и ее территория вошла в состав Золотой Орды – огромного восточного улуса Монгольской империи, основанного Бату-ханом. Во второй половине XIII в. – начале XV вв. Болгар испытал новый расцвет и большое развитие: вначале, с 1242 по 1246 гг., как первая столица Золотой Орды, а затем, как крупный золотоордынский город, местный удел. Однако постепенно преимущественное значение стало переходить к растущей севернее Казани – столице Казанского ханства, выделившегося из состава Большой Орды. Болгар неоднократно страдал во внутренних противоборствах золотоордынских ханов, при походах русских князей, и к 1431 г. почти опустел, практически превратился в так называемый «мертвый город» – Болгарское городище. Со временем оно стало целью паломничества мусульман.

В России, куда эти земли вошли в XVI в., болгарские древности стали известны с времени Петра Великого, но внимание к ним проявлялось сначала своеобразно: в XVIII столетии в целях христианизации края и борьбы с паломничеством на территории городища был основан православный монастырь (существовал до 1770 г.), около которого сложилось село Успенское, переименованное в начале ХХ в. в село Болгары.

Археологические раскопки на территории Болгарского городища были начаты в 1864 г. русским востоковедом и археологом бароном В.Г. Тизенгаузеном. Булгар (Болгар) упоминается в книге С.М. Шпилевского «Древние города и другие татарские памятники в Казанской губернии», изданной в Казани в 1877 г. В тот же год, по инициативе «Общества истории, археологии и этнографии» при Казанском университете, в Болгарах в здании Черной палаты был открыт музей, где были собраны архитектурные детали, надгробные камни.

В 1919 г. в Болгары была организована большая комплексная экспедиция под руководством видного искусствоведа И.Э. Грабаря. А с 1938 г. проводилась глубокая целенаправленная и систематическая работа по изучению городища под руководством А.П. Смирнова (1899-1974) основоположника булгароведения, автора многочисленных работ, воспитателя нескольких поколений археологов. С 1954 г. Болгарский комплекс является объектом систематических историко-архитектурных исследований, а с 1960 х гг. по настоящее время – и работ по реставрации и консервации памятников под руководством С.С. Айдарова. Древнейшую оборонительную систему города исследовали в 1967–1969 гг. и в 1972–1974 гг.

Основными достопримечательностями Болгарского историко-археологического комплекса являются:

  • Соборная мечеть, т.н. «Четырехугольник», дошедшая до наших дней в виде руин и являющаяся одним из очень немногих сохранившихся архитектурных памятников раннего периода Золотой Орды (конец XIII в). Большой минарет этой мечети рухнул в 1841 г., но был восстановлен в 1990 г. на основе исторических рисунков, сделанных на месте в 1827 г. А к 2010 г. угловые круглые башни при мечети были надстроены на первоначальных основаниях на высоту 4-5 м.
  • Малый минарет второй мечети, располагавшейся в 500 метрах к югу от большой, высотой чуть более 10 метров, построенный во второй половине XIV в. и являющийся единственным архитектурным памятником средневекового Болгара, сохранившимся полностью нетронутым до настоящего времени.
  • Мавзолеи знатных булгарских семей: Северный (или т.н. «Монастырский погреб»), расположенный напротив северного фасада большой мечети, Восточный (с XVIII в. - церковь Святителя Николая), – напротив ее восточного фасада. Ханская усыпальница, расположенная к северу от малого минарета, была построена в начале XIV в. и представляет собой здание кубического объема с центральным куполом. В южной части исторического комплекса находятся несколько меньших мавзолеев XIV и начала XV вв.
  • т.н. Палаты, строения с различными функциями; некоторые были банями, как Красная или Белая палаты, другие – богато украшенными судебными зданиями, как Черная палата, которая являлась частью комплекса Ханского дворца. Эта палата была до реконструкции единственным хорошо сохранившимся гражданским сооружением комплекса, датируемым XIV в.
  • Церковь Успения Богородицы, построенная в 1732-34 гг. в центре городища к северу от большой мечети. Вертикаль ее колокольни представляет собой значительную доминанту и своеобразный ориентир в ландшафте Болгара. При ее строительстве были использованы камни от руин болгарских зданий, в цокольной части до сих пор присутствуют надгробия с арабскими и армянскими надписями. В 1970-х гг. в храме разместился историко-археологический музей.
  • Остатки линии оборонительных сооружений вокруг большей части территории городища, длиной около 5 км, – основания валов и заплывшие рвы, находящиеся в достаточной сохранности, как памятники археологии.

За пределами оборонительных сооружений археологического комплекса находятся включенные в состав объекта наследия:

  • «Малый городок», возникший в XIII в., находящийся за южными въездными воротами в Болгар; он включает форт с двумя башнями, а также жилые каменные здания.
  • Здание, известное под названием «Греческая палата», находится в самой западной точке объекта на береговой террасе; построенное в XIV в., оно принадлежало армянской купеческой колонии.
  • Прибрежный островок, расположенный к северу от городища, образовавшийся после строительства водохранилища в 1957 г.; содержит археологические фрагменты поселения домонгольского периода Болгара.

Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список Всемирного наследия по двум критериям, что свидетельствует о выдающейся универсальной ценности этого объекта сразу в нескольких аспектах.

Критерий (ii): Болгар отражает взаимодействие нескольких последовательных культурных традиций и взаимообмен разных цивилизаций – тюркских, финно-угорских, славянских и пр. Также здесь проявляются различные стилистические влияния, включая: архитектурные традиции деревянных конструкций, возникшие в богатом лесом регионе; степной компонент тюркоязычных племен; восточные влияния, связанные с принятием ислама; а также европейско-русские стили, которые доминировали на этой территории после того, как она стала частью Русского государства.

О высоком уровне развития в Болгаре материальной культуры в XIII-XIV вв. свидетельствует нахождение археологами множества орудий труда, монет, предметов быта, украшений, остатков домов, гончарных, сыродутных и чугуноплавильных горнов, дренажных сооружений, а о торговых контактах того периода – найденные изделия из Средней Азии, Крыма, Закавказья, Северо-Востока Руси. Высокое развитие булгарской строительной культуры в XIV в. подтверждают фрагменты каменных зданий, украшенных мозаикой и майоликой, а также сложные отопительные системы в общественных банях, обнаруженные при исследовании Красной палаты.

Критерий (vi): Болгар связан с событиями, живыми традициями, идеями и верованиями, он служит выдающимся примером средневековой исламской культуры, является свидетельством раннего и самого северного мусульманского анклава и связан с официальным принятием ислама волжскими болгарами в качестве государственной религии в 922 г. н.э. И в наши дни Болгар продолжает быть местом религиозного поклонения и паломничества тюркских мусульман Евразии.

Кроме того, Болгарский комплекс всегда демонстрировал мирное сосуществование разных конфессий. В Болгаре оно сохранилось и после катастрофического обрушения Большого минарета на трапезную православного Успенского храма, построенного в 1732 г. в скромных формах послепетровского времени, а ныне включающего часть экспозиции Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника.

Ценность древних сооружений Болгара и необходимость их защиты государством, как памятников истории и культуры республиканского значения, были закреплены постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. В 1990-х гг. они были признаны памятниками федерального значения. В 1962 г. был создан историко-архитектурный музей, на базе которого в 1969 г. организован «Болгарский государственный историко-архитектурный музей заповедник». Он развернул исследования объекта, обеспечивая также охрану территории и отдельных памятников, и организуя их упорядоченную демонстрацию посетителям.

В 1998 г. Болгар был включен в Предварительный список объектов-кандидатов во Всемирное наследие от Российской Федерации. Первая подготовленная по объекту номинация была отложена на сессиях Комитета Всемирного наследия в 2000-х гг. Новая усовершенствованная номинация, подготовленная с учетом сделанных замечаний, была принята на 38-й сессии Комитета Всемирного наследия летом 2014 г.

Современный этап сохранения и возрождения Болгарского комплекса наследия начался в 1990-х гг., когда этой работе был придан характер важной государственной программы Республики Татарстан. Подготовлены и утверждены Концепция развития музея – заповедника на 2009-2019 гг., Комплексный проект «Культурное наследие Татарстана на 2010 – 2015 гг.». Для организации работ по сохранению и реставрации памятников в 2010 г. создан Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры и экспертный Совет. Ежегодно на Болгарском городище отмечается очередная годовщина принятия булгарами в 922 г. ислама. Кульминация праздника – намаз в избирательно реставрированной и возобновленной Соборной мечети. Стало традицией проведение здесь национальных праздников и различных мероприятий, в том числе и международных. За более чем 20 лет проведения торжественных мероприятий количество их участников увеличилось с 3 до более чем 50 тысяч человек.

В 2000-е гг. в пределах городища и близ него были возведены заново, или воссозданы по старинным образцам, некоторые постройки, что у ряда отечественных и зарубежных экспертов вызвало сомнение относительно сохранения подлинности объекта наследия, как памятника археологии эпохи Средних веков. Речь идет о следующих постройках: Южные ворота и Музей «Хлеба»; Памятный знак принятия ислама – большое восьмиугольное мраморное здание с позолоченным куполом, расположенное рядом с исторической мечетью в самом центре объекта; Музей булгарской цивилизации, объединенный с Речным вокзалом. Были восстановлены, получив новые покрытия, Восточный мавзолей и Черная палата. Кроме того, южнее городища была построена новая Белая мечеть. На территории объекта возникли палаточный городок для паломников, автостоянки, проведены местные дороги.

Все это заставило экспертов ЮНЕСКО и ИКОМОС отметить, что условия целостности и подлинности (аутентичности) Болгара были подвергнуты риску и продолжают оставаться уязвимыми. Тем не менее, эти условия были в итоге признаны достаточными для включения объекта в Список Всемирного наследия. На будущее международные эксперты рекомендовали более осторожно проводить мероприятия по сохранению памятников в целях обеспечения материальной подлинности этого уникального историко-археологического комплекса.

Упорядочение деятельности на территории Болгарского городища – нового объекта Всемирного наследия, а также в пределах его буферной зоны, теперь становится обязанностью России, как государства-стороны Конвенции. Это потребует выполнения ряда мер, соответствующих российскому национальному законодательству об охране культурного наследия. Прежде всего, необходимо установление правового статуса этого объекта культурного наследия, как единого целого, и разработка проекта его зон охраны, с требованиями к режимам использования земель и градостроительным регламентам на территориях в границах буферной зоны. Значительная часть территории городища еще недостаточно детально изучена археологами, и объект сохраняет большой потенциал для дальнейших исследований.

Болгарский историко-археологический комплекс, являясь одним из самых известных памятников старины Республики Татарстан, представляет большой интерес для посетителей. В настоящее время для них музей-заповедник предлагает несколько маршрутов, обязательным компонентом которых является посещение центрального комплекса городища с осмотром памятников архитектуры XII–XIV вв.: Соборной мечети, Большого минарета, Северного мавзолея, выставки эпиграфических памятников XIII–XIV вв., Восточного мавзолея, Успенской церкви, археологического раскопа XIII–XIV вв. и др.

Доп.: Во второй половине 2010-х гг. к юго-востоку от территории объекта Всемирного наследия, в его буферной зоне на ранее незастроенной территории, рядом с «Музеем хлеба» был возведен комплекс значительных строений мусульманского религиозного назначения – «Ак-Мэчет» (Белая мечеть, открытие 2012 г.) и Болгарская исламская академия (первая очередь – открытие 2017 г.).

Болгар установил побратимские связи с городом Сафранболу (Турция), еще в 1994 г. ставшим объектом Всемирного наследия.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.