Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) присоединилась к Парижской Конвенции в 1987 г. Эта страна, расположенная на крайнем востоке полуострова Индокитай, имеет протяженность в меридиональном направлении около 2000 км, а в широтном — всего от 60 до максимум 450 км. Она граничит на севере - с Китайской Народной Республикой, на западе — с Лаосом и Камбоджей, а на востоке и юге ограничена берегами Южно-Китайского моря, впрочем во Вьетнаме именуемого Восточным морем. Население Вьетнама составляет около 90 млн. чел., и в более равнинных по характеру рельефа районах страны плотность населения исключительно велика.
Развитие системы расселения и градостроительства во Вьетнаме определилось более чем двумя тысячелетиями сложения государственности на территории страны. Более или менее надежные источники говорят о начале этого процесса в середине 1-го тысячелетия до н.э., а более определенно — с середины III в. до н.э. Причем, уже около 100 г. до н.э. процесс представлял собой определенные временные циклы смены самостоятельного существования древних вьетнамских царств (государств народности вьетов) и вторжения с севера китайских армий в попытках приведения этих царств в вассальную зависимость, или в полное присоединение.
Наиболее продолжительным было почти 300-летнее китайское доминирование в VII - IX вв., после чего последовало столетие противоборства местных сил за доминирование в землях вьетов, то есть, в наиболее развитой северной части современной страны, приведшего к приходу к власти на достаточно продолжительные периоды династий Ли (поздняя — 1009-1225) и Чан (1225-1400). С этого времени государство стало именоваться Дайвьетом - «Великим Вьетом», и его столицей стал основанный в 1010 г. город Тханглонг (будущий — Ханой).
При этом, следует учитывать, что южнее этого государства, на территориях центральной, и отчасти - южной части современного Вьетнама, на землях населенных отличной от вьетов народностью тямов, с III в. существовало царство Тямпа (или Чампа), столицами которого последовательно были: Индрапура (в IX-X вв. — там, где сейчас находится Дананг) и Виджайя (X-XV вв.). Оно конкурировало и с Вьетнамом и с мощным государством кхмеров (см. ниже в характеристике Камбоджи). Так, районы сложения городских поселений, ставших со временем городами, представляющими Вьетнам во Всемирном наследии, входили в состав государства Тямпа, поэтапное присоединение территорий которого к Вьетнаму относится к XIV-XVII вв., в ходе процесса, называемого в истории Вьетнама «продвижением на юг».
Дальнейшее (после 1400 г.) развитие вьетнамского государства связано в основном с правлением династии Ле (1428-1788, с перерывом) и последующим усилением с середины 16-го века на юге страны династии Нгуен, избравшей в 1744 г. в качестве своей столицы город Фусуан — совр. Хюэ в Центральном Вьетнаме (в 1802-1945 гг. - они формально обладали полной властью, как императоры, в пределах уже всей страны, только в 1804 г. получившей, наконец, современное название — Вьетнам).
Значительное влияние на развитие страны и ее градостроительство оказал период французского колониального доминирования в восточном Индокитае — с 1887 г. именуемым Индокитайским Союзом в составе колонии Кохинхина (Южный Вьетнам с центром в Сайгоне, совр. Хо-Ши-Мин), протекторатов Аннам (Центральный Вьетнам с центром в Хюэ), Тонкин (Северный Вьетнам с центром в Ханое), Лаос и Камбоджа (о двух последних — см. ниже).
В XX в. в результате войн и борьбы за независимость образовалась сначала Демократическая, а затем — Социалистическая Республика Вьетнам, в своих современных виде и форме существующая с 1976 г. В ней только к началу 1990 х гг. власти и общество пришли к ясности в понимании необходимости сохранения культурного наследия, доставшегося от всех периодов древней и средневековой истории страны.
В начале 2010-х гг. в Список Всемирного наследия входит 7 вьетнамских объектов, в том числе, 5 — культурного наследия. Из последних три находятся в городах: это два города Всемирного наследия — Хюэ и Хойан, являющихся предметом следующей ниже характеристики, и Центральная часть Императорской цитадели Тханглонг в Сайгоне.
В Предварительном списке вьетнамских объектов-претендентов на включение во Всемирное наследие состоит 7 объектов, но они не относятся к градостроительному наследию.
Хюэ
Номинация № 678, Включение - 1993 г. по критериям III, IV
«Комплекс памятников Хюэ».
Краткая характеристика Комитета ВН: «Ставший в 1802 г. столицей объединенного Вьетнама город Хюэ был не только политическим, но также культурным и религиозным центром в период правления династии Нгуен вплоть до 1945 г. Река Хыонг ("Ароматная"), пересекающая все части старого города – Столичный город, Императорский город, Запретный или Пурпурный город и Внутренний город, придает особенную красоту этой уникальной феодальной столице».
Хюэ — Hue, административный центр провинции Тхыатхиен, на реке Хыонг в 12 км от места ее впадения в море, на прибрежной равнине, на высоте не более 3-4 м над уровнем моря, на главных во Вьетнаме магистральной железной дороге из Ханоя в Хо-Ши-Мин, и автомобильной дороге 1А, в 108 км севернее крупнейшего в Центральном Вьетнаме города Дананга и в 675 км южнее Ханоя, на 16,5° с.ш. и 107,5° в.д.. В 1981 г. территория города значительно расширена с включением в нее плотно населенных пригородов, и сейчас население города составляет порядка 330 тыс. жит.
Территория, где сейчас располагается город Хюэ, в соответствии с историческими источниками, была южнее мест расселения вьетов и их древних государств, относясь в конце II - начале VIII вв. к княжеству Линьи, образованному китайскими беженцами-эмигрантами из империи Цзинь, а со второй половины IX в. - к владениям царства, или союза княжеств Тямпа — государства народности чамов. Но уже в X в. начались вьетско-тямпские войны, перешедшие в процесс, называемый во вьетнамской истории «продвижением на юг». Овладение районом, где сейчас находится Хюэ, стало первым приобретением государства Дайвьет в этом движении в результате состоявшегося в 1307 г. договора с Тямпой, Переданные по договору два округа были объединены в один, получивший собирательное наименование Тхыанхоа. По наиболее распространенному мнению, наименование современного города Хюэ происходит от этого корня.
В 1358-1389 гг. императоры, правящей тогда в Дайвьете династии Чан воздвигли вблизи места будущей Цитадели Хюэ крепость Хоатян. Последовали весьма бурные события вьетнамской истории XV — первой половины XVI вв., завершившиеся фактическим разделом страны на два владения: северное — с центром в столице империи городе Тханглонг (современный Ханой) во главе с князьями из рода Чинь; и южное — с центром в крепости вблизи современного Хюэ, возглавленное князьями из рода Нгуен.
В XVII в. произошло постепенное перемещение укрепления Нгуенов на реке Хыонг вниз по течению реки на место современного города, при котором на ее левом берегу, под защитой параллельных реке естественных протоков дельты, последовательно возникли и некоторое время существовали небольшие крепости-резиденции: Кимлонг (в 2 км выше современной Цитадели, 1636-1687 гг.), Фусуан 1 (юго-западный угол будущей Цитадели, 1687-1712 гг.), Фусуан-2 (юго-восточный угол Цитадели, 1738-1801 гг.).
После освобождения в 1801 г. последней из них от захвативших ее в 1788 г. и сделавших своей столицей повстанцев — тэйшонов, овладевшие к этому времени всем Вьетнамом правители из рода Нгуен начали в 1802 г. развитие города, как новой императорской столицы государства, названной ими — Хюэ, хотя официально городом он был признан лишь в 1898 г. Статус официальной столицы просуществовал до ликвидации империи в 1945 г. В первые 30-35 лет XIX в. здесь был осуществлен гигантский объем строительства, в котором участвовали многие десятки тысяч подневольных рабочих, бывших крестьян.
Река Шон Хыонг (или «Ароматная») шириной около 400 м разделяет современный город на две части. На левом, северном берегу находится регулярно распланированный Столичный город (Королевская крепость — Кинь Тхань, или Цитадель), имеющий в плане форму близкую к квадрату со стороной порядка 2350 м, в окружении наружного канала и извилистого крепостного рва шириной 30 м, огибающего 24 бастиона (”a”-”z”) крепостной стены, имеющей толщину 3м. На северо-восточном углу к стене Цитадели примыкает мощный шестигранный бастион Тран Бинь Дай - «Хранитель Мира» (а также Манг Ка, или «бастион Рыбьих Жабер»), окруженный собственным каналом — форт, долженствующий контролировать реку Хыонг на ее изгибе ниже центра города перед выходом к морю, и порт Бао Винь; форт до сих пор находится в распоряжении вьетнамской армии.
В стене Столичного города имеется 10 ворот, в том числе, 4 обращенных к берегу реки Хыонг. Его территорию пересекает Королевский канал, имеющий 4 перелома под прямым углом, пересекаемый 6 мостами. Он разделяет Столичный город на северную и южную части. В южной части центральное положение занимает Внутренний город — Дай Ной, состоящий из двух частей: наружной именуемой Императорским городом, и центральной, являющейся Запретным, или Пурпурным городом, собственно — бывшей Резиденции императоров.
В Цитадели, в частности, расположены: здания 6 министерств, дворцы Тайного Совета и Совета династии, Архив, Астрономическая служба. В северной части Столичного города имеется также значительное количество традиционных вьетнамских жилых «домов с садиками», признанных памятниками архитектуры (есть такие дома и на других территориях города, в том числе на правобережье).
Императорский город — Хоенг Тхань, также, как Цитадель, имеет в плане форму близкую к квадрату. Он окружен мощной стеной высотою около 6 м, общей длиной 2500 м, то есть, со сторонами 600-650 м., и своим водяным рвом. В нем находятся: Королевский дворец — Тхай Хоа, Внутренний церемониальный двор, Королевский сад — Тхыонг Хек, несколько храмов. В стене Императорского города имеется 4 ворот, в том числе, обращенные к реке центральные парадные ворота, перед которыми расположена мачта с государственным флагом.
Запретный город — Ту Кам Тхань, имеет форму плана, совпадающую с формой Императорского города; но его площадь приблизительно в 4 раза меньше. То есть, это также близко к квадрату, но со сторонами порядка 300-325 м. Он также огражден кирпичной стеной с 7 воротами. В нем было порядка 40 зданий дворцового назначения. К сожалению в 1947 г. и в 1968 г. в ходе событий войны за независимость Запретный город был практически полностью разрушен; только сейчас начата разборка его руин и постепенное выборочное восстановление первых сооружений — трех дворцов.
Комплекс Цитадели был в основном выстроен в 1805-1833 гг. при императорах Зя Лонге и Минь Манге. При этом произошло слияние китайских и европейских принципов планировки городских укреплений. В соответствии с принципами китайского «фэнь-шуй» крепость соответствовала требованиям учета «пяти сторон, пяти сред и пяти цветов»: ее речной фасад фланкировали два песчаных острова в русле реки, а центральная ось была обращена на юг к характерной по силуэту горе Нгу Бинь, выполняющей роль обязательного в классическом вьетнамском (как и китайском) градостроительстве композиционного экрана, в данном случае - «королевского экрана». Что касается собственно крепостных укреплений, за образец были приняты по рекомендации приглашенных французских советников принципы фортификационного строительства конца XVI в., внедренных в Европе маршалом Франции Вобаном. Основным строителем Цитадели Хюэ был Нгуен Ван Йен — видный вьетнамский архитектор и военный инженер.
А на правом южном берегу реки Хыонг находится спланированный французами «европейский город» с тремя главными параллельными реке улицами, двумя поперечно-диагональными, выходящими к мостам через реку и несколькими также поперечными, ведущими к реке переулками. Это — коммерческий центр города с основными общественными зданиями, гостиницами, ресторанами, Главным рынком, железнодорожным вокзалом. Также представляет определенный интерес исторический район расселения торговцев и ремесленников — Фукат, расположенный на северном левом берегу реки Хыонг, к востоку от Цитадели.
В 1996 г. правительством Вьетнама была принята Программа сохранения культурного наследия и развития города Хюэ до 2010 г. (в ее разрабтке приняли участие специалисты нескольких европейских стран за средства Европейской Комиссии по программе «Азия-Урбс»), которая была в своем основном содержании успешно выполнена.
С 2000 г. раз в два года в городе проводится Фестиваль Хюэ, включающий представления уличного искусства, выставки, традиционные полеты воздушных змеев, уличная музыка, спортивные состязания, занимательное питание.
Объект культурного наследия «Комплекс памятников Хюэ», включенный в 1993 г. в Список Всемирного наследия, состоит из 14 компонентов, расположенных, как в самом городе, так и в его пригородах, в том числе, основной городской компонент 001 — Цитадель, а вне города:7 компонентов (с 002 по 008) — комплексы гробниц императоров, компонент 009 — Эспланада Нам Зяо — место религиозных церемоний, компонент 010 — пагода Тхьен Му, 2 компонента (с 011 по 012) — храмы, компонент 013 — королевская арена для битв слонов с тиграми и храм Вой Ре, компонент 014 — приморская крепость Чан Хай. В исследовании и реставрации объектов культурного наследия Хюэ в рабочей группе ЮНЕСКО совместно с вьетнамскими принимают участие специалисты целого ряда стран — японские, французские, польские и др.
В 2003 г. еще один связанный с Хюэ культурный объект, на этот раз — нематериального наследия, включен во Всемирный перечень ЮНЕСКО таких объектов. Это - «Вьетнамская придворная музыка «нья-ньяк»; естественно — она бытовала прежде всего при императорском дворе в Хюэ и сейчас активно сохраняется в городе.
В апреле 2012 г. в Хюэ состоялась 13-ая Всемирная конференция исторических городов и очередная Генеральная Ассамблея Лиги Исторических Городов; основной темой конференции было выбрано «Определение глобальных вызовов в отношении культурного наследия: ценности и решения», а подтемой: «Вызовы и решения в отношении промышленного наследия». Были приняты Декларация Хюэ, лозунгом которой стало: «Уважение к прошлому и движение в будущее», и Декларация Молодежного Форума.
В настоящее время численность посещающих Хюэ в течение года туристов превысила 2 млн. чел.
Ист.: Hue. Les ouvrages et documents // Le Service de la Culture et de l'information de la province de Thua Thuen Hué. Ville de Hué, 2002.
Хойан
Номинация № 948, Включение - 1999 г. по критериям II, IV
«Исторический город Хойан».
Краткая характеристика Комитета ВН: «Исторический город Хойан – это пример исключительно хорошо сохранившегося торгового порта в Юго-Восточной Азии, относящийся к периоду XV-XIX вв. Его застройка и планировка сложились под воздействием как местных традиций, так и пришлых культур, в результате чего и сформировался этот уникальный объект наследия».
Хойан — Hoi An, город в провинции Куангнам, на левом берегу реки Тхубон вблизи ее впадения в море, в 4 км от морского берега, на низменной территории, подверженной ежегодным наводнениям, в 5 км к востоку от обще-вьетнамской магистральной автодороги 1А, в 50 км к северо-западу от центра провинции - города Тамки, в 30 км южнее города Дананга и в 710 км юго-восточнее Ханоя, на 16° с.ш. и 108,5° в.д. В настоящее время население города Хойан составляет порядка 120 тыс. чел., но только одна десятая их часть проживает на территории Старого города — объекта Всемирного наследия.
Имеются археологические свидетельства о существовании на месте города поселения древней культуры Ша Хуинь уже в начале II в. до н.э. Позже, во II-XV вв. здесь находился центр княжества Амаравати — одного из пяти входящих в состав государства Тямпа (или Чампа), значительный морской порт, как военный так и торговый, этого государства выходцев из Индонезии - мореплавателей, имевший устойчивые связи с портами Индии, Китая, Японии. Где-то поблизости от места нахождения современного города, около деревни Чакье находилась столица этого княжества — Симхапура, или «Львиная крепость».
В 1471 г. северная половина территории государства Тямпа была присоединена к империи вьетов — Дайвьет, превратившись в ее провинцию Куангнам. Город Хойан (впрочем, в средневековье более известный как Файфо, иногда — Найпо, а с XV в. - Дайтьен) вступил в этих изменившихся условиях (при правлении императоров династий Ле и Мак, а затем князей южной части Дайвьет из рода Нгуен) в период расцвета, в основном приходящийся на конец XVI — начало XVIII вв.. Он стал одним из наиболее значительных торговых портов Юго-Восточной Азии, на равных соперничающий с Малаккой и Макао. В Файфо приходили суда и здесь основали свои фактории купцы из Португалии, Китая, Японии, Голландии, Англии, Франции. Выходцы из этих стран расселялись в растущем городе, создавая свои отдельные кварталы с характерными жилыми домами, местами общих собраний и храмами. Через Хойан в XVII в. началось проникновение в Восточный Индокитай христианства.
Благосостояние Хойана закончилось вместе с наступившем во Вьетнаме в середине XVIII в. периодом внутренних смут, в сочетании с произошедшем заиливанием и исчезновением возможности для судоходства в устье реки Тхубон. В этих условиях получили быстрое развитие расположенный немного севернее порт и город Дананг; а Хойан превратился в «спящий город», что, впрочем, стало предпосылкой сохранения в нем богатого культурного наследия и превращения фактически в город-музей под открытым небом.
Собственно Старый город Хойана находится на берегу не самой широкой реки Тхубон, а ее левого протока Хоай (или Девонг), приблизительно в 0,5 км ниже его истока из основной реки и около 3 км выше его обратного слияния с основным руслом. Ширина этого протока напротив Старого города составляет 100-150 м.; он отделяет от центра города остров Камнам, где имеется городская застройка, в том числе, т. н. «Вьетнамская деревня» - созданная в 2005 г. для привлечения туристов. А слева к протоку Хоай примыкает протяженный узкий залив, отделяющий от центра города полуостров Анхой, откуда открывается прекрасный общий вид на Старый город Хойана, что делает его излюбленным местом для фотографирования. И на остров Камнам и на полуостров Анхой из Старого города ведут два моста.
Историческая часть города Хойан вытянута в широтном направлении вдоль северного берега упомянутых протока Хоай и его залива приблизительно на 1 км, и ее главные протяженные улицы также имеют широтное направление. Их пересекают 4 меридиональных улицы, две из которых ведут к упомянутым выше мостам. А собственно Старый город, ставший объектом Всемирного наследия, занимает южную прибрежную половину исторической части города, имея при длине 1 км ширину всего порядка 300 м. Вдоль Старого города проходит центральная улица — Чаньфу, к северу от нее — Фантяучинь, а южнее — Нгуентхайхок и набережная улица Батьданг.
На этих улицах и расположены основные объекты культурного наследия города Хойан и иные важные городские объекты управления и обслуживания, многочисленные гостиницы.
В числе наиболее примечательных посещаемых туристами объектов культурного наследия следует назвать:
- Крытый Японский мост с пагодой (1593 г., рест. 1986 г.) через узкий ручей, в западной части главной улицы Старого города, там где ул. Чаньфу переходит в ул. Нинькхай.
- Здания собраний китайских сообществ (выходцев из разных провинций и общекитайского) всего — 4 и все на ул. Чаньфу.
- Часовни (места моления) отдельных родов (семьи Чан, семьи Чыонг и др.).
- Старинные традиционные дома семей Фунг Хунг, Куан Тхонг, Так Ки.
- Пагоды Чуктхань, Каодай.
- Храм, Церковь и др. места поклонения.
- Музеи: Исторический, Керамики, Древней культуры Ша Хуинь.
- Мастерские ремесленников и пошивочные мастерские (последних около 400 !).
В юго-восточном углу Старого города, между набережной и ул. Чаньфу находятся городские рынки: главный, рыбный, тканевый. А рядом с западным концом Старого города, там где сходятся его три основные продольные улицы, расположена Фестивальная пл. - место проведения общегородских собраний и праздненств.
Всего под охрану а городе Хойан взято 844 объекта культурного наследия.
Территория объекта, включенного в 1999 г. в Список Всемирного наследия, составляет 30 га, а его буферная зона — 280 га, приблизительно удваивая охраняемую территорию в северном направлении и далеко распространяясь на юг, на острова и правобережье реки Тхубон.
С 2010 г. Вьетнам, в числе 8 стран мира, включен ООН в его программу «Единство в действии», подразумевающую обеспечение совместных согласованных действий всех организаций ООН по обеспечению планирования общественного развития в сочетании с сохранением наследия. Хойан провозглашен пилотным проектом этой программы от Вьетнама.