Порту

Номинация №755 Включение - 1996г. Критерий IV
«Исторический центр Порту».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Город Порту, построенный на холмах, которые возвышаются над устьем реки Дору, образует исключительный городской ландшафт с тысячелетней историей. Его продолжающийся рост, связанный с морем (римляне назвали его Портус, то есть - порт), можно увидеть в множестве и разнообразии памятников, от кафедрального собора с его романскими хорами, через нео-классическое здание фондовой биржи, к характерной церкви Санта-Клара в португальском стиле мануэлино».

Порту - Porto (англ., исп. Опорто - Oporto) второй по величине и значению город Португалии, центр одноимённого административного округа и провинции Дору Литорал, крупнейший город туристического региона Коста Верди («Зеленый Берег») и неофициальная столица всей северной части страны. Находится на правом береге крупной реки Дуро всего в 5 км выше места её впадения в Атлантический океан, в 270 км к северу от Лиссабона, на 41° с.ш. и 8,5° з.д.

Порту - крупный экономический и культурный центр; в городе и его пригородах сосредоточены предприятия металлургической, химической, текстильной, пищевой промышленности, морской порт, узел железных и автомобильных дорог. Население самого города около 300 тыс. жит., а всей агломерации - свыше одного миллиона человек. К агломерации, в частности, относятся города Вила-Нова-ди-Гая на левом береге Дору напротив центра Порту, Фош-ду-Дору при устье реки, Матусиньюш - порт на береге океана, чуть севернее устья и др.

Рельеф города – ярко-выраженно холмистый, со значительными перепадами высот в пределах застроенных территорий. Если уровень реки здесь практически совпадает с уровнем моря, то официальная высотная отметка центра города - 79 м выше этого уровня. Есть и более высокие места. Вся территория города – это террасы скалистых гряд Кабрейра и Мафау, постепенно спускающиеся к реке. На двух основных холмах правого берега расположены: на восточном, или соборном - исторический центр города, на западном - современный деловой центр, развивающийся вдоль проспекта Боависта в сторону моря.

Порту сыграл настолько значительную роль в истории страны, что от него произошло само её наименование. Существует несколько версий, как это было. Согласно наиболее признанной: на берегах Дору напротив друг друга в начале нашей эры возникло два римских поселения (на правом берегу - Портус, на левом – Кале). После первого арабского завоевания в VIII в. весь район стали называть Портукале. Это название перешло и к графству, возникшему после первого изгнания арабов из северных районов в конце IХ в. (его столицей был Барселуш).

В начале ХI в. была новая волна арабских захватов, но уже в конце этого века графство Портукале восстанавливается и отсюда начинается португальская реконкиста. В первые годы новой португальской государственности местонахождение королевского двора и столицы несколько раз менялось. Похоже, что до Лиссабона, ставшего столицей только в 1256г., столицей побывали и Гимарайнш, и Порту (в 1133-71 гг.), и Коимбра.

Впрочем, согласно другой теории, название страны происходит от соединения слов Портус (как и в предыдущем случае) и Гуллокиум (то есть, «галльский»), от французов, принявших активное участие в восстановлении города после второго арабского нашествия. По этой теории левобережный город носил в древности имя Портус Калеа, а правобережный назывался Каструм Новум (то есть, «Новая Крепость»).

На всех этапах исторического развития страны Порту играл важнейшую роль: и в освобождении страны от арабских завоевателей, и в отстаивании её независимости от соседней Испании, и в организации заморских экспедиций и приобретении колоний, и в установлении многовековых особых отношений союза с Англией, и в борьбе с наполеоновским нашествием в начале ХIХ в., и в выборе страной либерального пути развития в гражданской войне 1830-х гг. Исключительна его роль как промежуточного звена в конвейере по выращиванию винограда, получению из него всемирно известного портвейна - «вина из Порту», и его экспорту по всему миру.

Исторический центр Порту, вошедший во Всемирное наследие, расположен на правом возвышенном береге реки Дору. Река, протекающая с востка на запад, к океану, имеет здесь небольшую кривизну, слегка огибая гору да-Пена-Вентоза, или соборный холм - место зарождения города. Археологические находки свидетельствуют о существовании здесь постоянного поселения уже в начале 1-го тысячелетия до н.э. Сейчас на вершине холма, на 75 м выше берега реки, находятся кафедральный собор (ХII в. - соединение форм романского стиля и готики с более поздними включениями) и епископский дворец (ХVII-ХVIII вв. в формах барокко).

Ядро средневекового города, складывающееся вокруг собора, было тогда же в ХII в. обнесено первой или романской крепостной стеной, хотя её также иногда именуют суевской, считая возникшей ещё в период существования первого после-римского государства суевов, то есть в V-VI вв. Стена имела длину около 750 м, охватывая территорию немногим более 4 га. От этой стены сохранились лишь некоторые элементы, встроенные в более поздние здания (одно из них - дом № 5 по ул. Дон-Угу, где сейчас располагается местное отделение Ассоциации архитекторов Португалии). Кроме собора и дворца епископов ядро центра включает расположенное на более низкой террасе крупное здание церкви и монастыря Сан-Лоренсу-душ-Грилуш (ХVI в. в стиле маньеризма), несколько кварталов средневековой застройки, мощные выходы скалы в местах значительных перепадов рельефа, крутые улочки и лестницы.

Городская застройка Порту уже в конце ХII - начале ХIII вв. стала развиваться за пределами романской стены, «перешагнув» через небольшой приток Дору реку Вила, протекавшую к западу от ядра, а ныне давно находящуюся в подземном коллекторе. Город разрастался во всех направлениях, и в конце ХIV в. был обнесён второй или «готической» стеной, называемой так же по имени правившего тогда короля Фернандовой. Эта стена имела длину уже 3400 м, охватывая территорию порядка 70 га, соответствующую историческому центру города в его современном понимании в качестве объекта Всемирного наследия. От Фернандовой стены сохранились небольшие фрагменты, а на её основаниях возведены многие здания и сооружения центра, в частности - аркада террасы набережной Рибейра.

К основным памятникам архитектуры, находящимся между первой и второй стенами средневекового города, относятся: церковь Сан-Франсишку (здание ХIII в. в стиле готики, весь обширный интерьер которого в ХVII-ХVIII вв. был облицован роскошным барочным нарядом из резных позолоченных деревянных панелей), церковь Санта-Клара (начало ХV в., рядом с наиболее сохранившемся участком Фернандовой стены), т.н. «Дом Инфанта» - бывшая старая королевская таможня (с начала ХIV в., где, согласно легендам, был рожден в 1394г. принц Генрих Мореплаватель); это последнее здание, многократно достраивавшееся и перестраивавшееся, недавно было тщательно отреставрировано с весьма эффектным, но бережным по отношению к наследию приспособлением под исторический архив города.

В границах исторического центра сформировался крупный комплекс «рядовой» застройки, включающий здания ХV-ХХ вв. Достаточно чётко выделяются зоны Рибейру (прямо на береге Дору, у подножья соборного холма), Витория (на северо-западе, за тальвегом бывшей речки Вила) и Сан-Бенту (на северо-востоке, между одноимённым железнодорожным вокзалом и церковью Санта-Клара). Облик этой застройки - особая достопримечательность Порту. Здания разной этажности, под черепичными крышами, формируют сплошные фронты застройки улиц, взбирающихся по рельефу. Фасады домов, как правило, узкие - в три, а то и в два окна, с чётко выделяющимися ячейками квартир, облицованные голубоватой керамической плиткой «азулежуш», или оштукатуренные и окрашенные в охристые или сероватые тона, с решетками балконов, зачастую тянущихся на всю ширину фасада и стыкующихся с балконами соседних домов - всё это создает чрезвычайно характерный вид, отличающий Порту.

Начиная с ХVIII в. исторический центр Порту, сохраняясь в целом, стал, вместе с тем, объектом достаточно интенсивных реконструктивных вмешательств в планировку и застройку.

Сначала была проложена с северо-востока на юго-запад, по середине территории центра, узкая прямолинейная улица даш-Флориш, застроенная домами ювелиров, с встройкой в её северный фасад церкви Мизерикордия. Затем, в 1830-е гг., было построено крупное классицистическое здание Биржи дворцового типа со сквером перед ним, на который уже во второй половине этого века вышло здание крытого рынка Феррейра-Боргиш, выполненное в характерных для этого периода металлических конструкциях.

На стыке реконструированной и сохранившейся средневековой планировки возник уникальный многоугольный перекрёсток – Ларгу-Сан-Домингуш, сложное пространство которого, определяемое фронтами застройки полудюжины улиц и довольно крутым уклоном территории, производит незабываемое впечатление.

Крупнейшими мероприятиями конца ХIХ в. стали строительство вокзала Сан-Бенту, с его великолепными панно-«азулежуш» на темы истории страны и города в главном зале, и пробивка от него к скверу перед Биржей широкой прямой улицы Мусинью-да-Силвейра. Наконец, в 1940-е гг. началась санация территории вокруг кафедрального собора. На него был открыт, за счёт сноса старой застройки, вид из нового центра города, сложившегося к северу от вокзала. Но это коренным образом изменило характер среды старейшей части города и признается сейчас ошибкой.

Трудно согласиться и с рядом реконструктивных действий в отношении памятных зданий на этой территории. Сначала это было воссоздание крепостной башни со сдвигом её на 15 м по сравнению с первоначальным положением, где оставались подлинные фундаменты. А уже в 2000-01 гг. велось воссоздание на реальном основании давно исчезнувшего здания Городского Совета ХIV в., подлинный облик которого практически неизвестен. Поэтому воздвигалась абстрактная каменная коробка-символ. Это делалось менее чем в 10 м от угла кафедрального собора, вторгаясь довольно бесцеремонно в его уже сложившееся за многие десятилетия средовое окружение.

Реконструктивные действия 1940-х гг. в 1950-х были продолжены пробивкой прямой трассы к верхнему ярусу моста Луиша I (продолжающие друг друга проспекты Дон-Афонсу-Энрикеш и Вимара-Периш), которая отрезала восточный сегмент исторического центра от его основной части. Вместе с тем, при этом сложился весьма интересный вид с высокого крыльца вокзала Сан-Бенту на расходящиеся от него веером по склону четыре улицы, каждая из которых имеет отличный от других уклон.

Территории, непосредственно окружающие исторический центр Порту за линией Фернандовой стены, также интересны своим наследием и служат буферной зоной для объекта Всемирного наследия. Общий размер территории центра и буферной зоны составляет порядка 90 га. Кроме того, на территории города Вила-Нова-ди-Гая на противоположном береге Дору, также выделена обширная охранная зона, застройка в пределах которой строго контролируется. В состав самого объекта Всемирного наследия, кроме собственно исторического центра Порту, включён мост короля Луиша I и комплекс церкви и монастыря Носа-Сеньора-да-Серра-ду-Пилар на левом береге, с высокой террасы которого открывается замечательный вид на город.

Река, перекинутые через неё мосты, набережные, проплывающие или причаленные к берегу суда, представляют важнейшую составляющую исторического облика Порту.

Один из памятных маршрутов осмотра города - экскурсия на стилизованном под старину катере по реке Дору под городскими арочными мостами. Два из них металлические, сооружённые ещё в конце ХIХ в. - это железнодорожный мост Мария Пия (1877г., пролёт 350 м, по проекту Эйфеля, имеющий прозвище «лежащей Эйфелевой башни»), сейчас уже выведенный из эксплуатации по старости, но сохраняемый как памятник; и уже упоминавшийся мост короля Луиша I (1886г., пролёт 172 м, по бельгийскому проекту), уникальное сооружение, имеющее проезды, как на уровне набережных, так и на уровне плато прилегающих к реке холмов. Остальные мосты железобетонные, постройки последних десятилетий. Три из них, железнодорожный и два автомобильных, расположены вне пределов исторического центра, а четвертый строится уже в начале ХХI в. всего в полукилометре выше по течению от моста Луиша I. После его завершения верхний ярус моста Луиша будет освобожден от автотранспорта и отдан для прокладки по нему меридиональной линии строящегося в Порту метрополитена.

Другой яркой достопримечательностью города, связанной с рекой, являются набережные. Их отличительная черта, помимо живописности и оживлённости - наличие вторых ярусов в виде сквозных пешеходных террас или балконов, находящихся на уровне вторых этажей зданий. Немного ниже по течению от исторического центра у самого уреза воды в ХIХ в. выстроен комплекс новой таможни. Он, вместе с проездом набережной, находится на основании, приподнятом выше уровня прилегающих кварталов старой застройки, выполняя функцию водозащитной дамбы. Все это меры по устранению угрозы наводнений, часто беспокоящих Порту. Ещё чуть ниже по течению, там, где берег особенно обрывист, для пропуска автомобильного движения несколько лет назад построена обводная дугообразная эстакада в пределах русла реки, что позволило избежать необходимости разрушать прибрежную застройку и естественные формы рельефа.

С середины ХIХ в. вплоть до 1970-х гг. происходил упадок состояния застройки исторического центра Порту, связанный с перемещением центральных функций и состоятельных слоев населения в новые более благоустроенные районы и усугубившийся в середине ХХ в. общим экономическим и политическим кризисом, поразившим страну.

Радикальные перемены к лучшему начались после революционных изменений 1974г. В этом же году правительственным декретом была создана Комиссия по реконструкции зон Рибейра и Барреду – КРУАРБ (CRUARB), на которую была возложена задача исследования и приведения в нормальное состояние планировки и застройки двух наиболее ценных своим наследием участков исторического центра Порту.

В 1985г. эта комиссия, при сохранении её наименования, была передана в ведение городского муниципалитета с распространением области её ответственности на весь исторический центр. Подводя на стыке ХХ и ХХI вв. итоги своей 25-летней деятельности, КРУАРБ смог предъявить весьма значительные результаты, заключающиеся в улучшении состояния подведомственных ему территорий. В зоне Рибейра-Барреду было приведено в порядок около 50% фонда старых зданий, разработаны проекты реконструкции и начата их реализация также в зоне кафедрального собора и церковных приходах Мирагая и Витория. В целом была прекращена деградация района, угрожающая полной гибелью старой застройки.

КРУАРБ выдвинул и проводит в жизнь семь принципов реконструкции исторической городской среды, предусматривающих, в частности, максимальное сохранение ценных зданий, многофункциональный характер застройки, допущение в ограниченных масштабах архитектурно диссонирующих новых построек, участие населения, подчинение любых изменений в планировке и застройке функциональным, а не вкусовым или каким-то иным требованиям.

Наибольший вклад в определении курса действий КРУАРБ и начало проведения его в жизнь внесли видные архитекторы Гомиш Фернандиш и Виана ди Лима.

За пределами исторического центра в Порту находится ещё немало интересного. Это и эспланада центральных площадей со скверами и памятниками (пл. ди-Либертади, Авенида-душ-Альядуш, пл. Генерала Делгаду), и комплекс вокруг площади Лижбоа (в том числе, монастырь кармелитов с церковью душ-Клерикуш и самой высокой в городе колокольней –его известной достопримечательностью) и главная торговая улица Санта-Катарина с роскошными магазинами и расположенным в квартале рядом с ней весьма интересным сооружением конца ХIХ в. – крытым рынком ди-Больян. Но все это уже другая история, не имеющая прямого отношения к объекту Всемирного наследия в Порту.

Деловой и праздничный, древний и современный, наполненный активной повседневной жизнью и уделяющий должное внимание праздненствам, Порту представляет один из выдающихся примеров мирового градостроительства.

Ист.: Tentative List for the Porto Historic Centre inscribing into the World Heritage List. City of Porto, 1993.
Porto. Projecto Piloto Urbano da Sé (Urban Pilot Project of Sé). Porto, around 1994.
Cervalho T., Guimarães C., Barroca M. Bairro da Sé Area – Porto Contribution for Historic Characterization. Porto, 1996.
A close up of Porto. Booklets on Tours of the: Medieval, Baroque, Neoclassical, Tiles. Câmara Municipal do Porto. Porto, 1996.
Oporto. A city to find out. Text: Pacheco H. Câmara Municipal do Porto. Porto, around 1997.
Porto. Reflectir (Sobre) a Cidade Histórica. Org. e Textoc: Campos J. Porto, 1999.
Oporto World Heritage III. CRUARB 25 years of Urban Rehabilitation (Port., Eng., Fr.). Porto, 2000.
Porto. The Casa do Infante. Arquivo Historico Municipal do Porto. Porto, around 2001.

Транспортная доступность

Аэропорт «Са Карвалью» находится в 11 км к северу от центра города. Он связан регулярными авиарейсами с Лиссабоном (15 раз в день, время полета – 45 мин.), о-вом Мадейра, Азорскими о-вами, курортами юга Португалии, многими крупнейшими городами Западной Европы, а также Бразилией и Венесуэлой.

С железнодорожного вокзала Кампанья, находящегося в 2 км к востоку от центра города (связь городским транспортом или местными поездами с вокзала Сан-Бенту в центре), дальние поезда соединяют Порту с Лиссабоном (10 раз в день, время в пути – 3,5 часа) и другими городами страны, с Виго в испанской Галисии. Есть ночные поезда, следующие в Мадрид и Париж.

От двух автобусных терминалов в центре города есть связь с Лиссабоном, Эворой, а также городами северного и центрального районов страны.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.