Морелия

Номинация № 585, Включение - 1991г. по критериям II, IV и VI:
«Исторический центр Морелии».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Построенные в ХVI веке около Францисканского монастыря 249 исторических памятников Морелии выполнены в основном из тёплого розоватого камня, в соответствии со строгим шахматным планом. Все они сохраняют свою структуру и демонстрируют богатую культурную и экономическую жизнь, которая процветала в городе в ХVII веке».

Морелия – Morelia (до 1828г. - Вальядолид-де-Мичоакан – Valladolid de Michoácan), столица штата Мичоакан-де-Окампо, расположена на 20° с.ш. и 101° з.д., в долине текущей в большое бессточное озеро реки Гуаянгарео (или Рио-Гранде-де-Морелия) при впадении в нее совсем небольшой речки Рио-Чикита-де-Морелия, в западной части Мексиканского нагорья, на высоте 1940 м над уровнем моря, в 310 км западнее Мехико. Являясь значительным промышленным, транспортным, торговым и культурным центром, к 2000г. Морелия имеет население порядка 600 тыс. чел.

Исторический центр города занимает сложенное скальными породами плато, расположенное выше, чем прилегающие к центру с севера, запада и юга в понижениях речных долин окраинные районы. Более высокая территория находится только к востоку-северо-востоку от центра, где на вершине холма расположена видовая площадка (Эль-Мирадор).

Территория будущего штата Мичоакан до прихода испанцев относилась к государственному образованию индейцев-тарасканов, соперников империи ацтеков. В 1531г. испанцы заложили на возвышенном месте укреплённый монастырь Сан-Франсиско. Десятью годами позже здесь был образован город Вальядолид, а в 1580г. сюда была перенесена из Патскуаро епископская кафедра и город стал центром региона.

Вальядолид был одним из первых центров образования в Новом Свете. Сюда вместе с епископатом была перенесёна Коллегия Сан-Николас - основа старейшего в стране университета. Из неё вышли руководители первого этапа борьбы за независимость Мексики М.Идальго (1753-1811) и заменивший его после гибели Х.Морелос (1765-1815), бывший местным уроженцем. Он также погиб, но независимость в конце концов была завоёвана, и в 1828г., в память о своём выдающемся сыне, Вальядолид был переименован в Морелию. Уроженцем Морелии был и А.Итурбиде - соперник Морелоса, победитель в войне за независимость и будущий император Мексики 1822-1823 гг.

Исторический центр города имеет регулярную «шахматную» планировку с узкими улицами, перспективы вдоль многих из которых ориентированы на башни и купола церквей. Только одна главная улица широтного направления (Авенида Мадеро) представляет более широкий проспект и застроена в пределах центра города наиболее представительными зданиями.

Ядром центра является примыкающая к этому проспекту площадь Оружия (де-Армас, она же - площадь Жертв и она же - Сокало). Восточную сторону площади формирует Кафедральный собор - крупное сооружение с высокими башнями (1669-1744) в стиле барокко с интерьером, перестроенным в духе классицизма. Остальные три стороны заняты общественными зданиями с аркадами по первым этажам. Сейчас они стали «царством» выносимых на день стеллажей с товарами и столиков кафе и баров.

Посередине площади сквер, в центре которого по мексиканскому обычаю расположен павильон-ротонда для выступлений оркестра, или «киоск» (1880-е гг.).

По всей территории исторического центра «рассеяны» примечательные объекты архитектуры и культурного наследия. К югу от проспекта Мадеро - это бывший монастырь Сан-Франсиско (сейчас - Дом Ремёсел), Муниципальный дворец (т.е., ратуша в великолепном здании ХVIII в. с восьмиугольным внутренним двором, до середины ХIХ в. здесь была инспекция по торговле табаком), дом-музей Х.Морелоса. К северу от проспекта – Дворец Клавихеро (до 1767г.- здание правительственных учреждений, где ранее была Коллегия иезуитов), церковь Лас-Росас и консерватория (начало ХVIII в., ранее религиозная школа для девочек), а на самом возвышенном водораздельном месте - крупный комплекс зданий церкви и бывшего монастыря кармелитов (он строился и перестраивался во много этапов с конца ХVI до ХIХ вв.), где после реставрации и приспособления под новое использование 1974-79 гг. разместился Дом Культуры штата Мичоакан – место многопрофильной театральной, литературной, ремесленной деятельности, научных конгрессов; тут же находится Музей масок всех штатов Мексики.

Но главным направлением осмотра достопримечательностей Морелии остаётся восточное - район проспекта Мадеро. Вдоль него тянется непрерывная цепь дворцовых зданий с великолепными богато оформленными фасадами из розоватого камня и аркадами-колоннадами внутренних дворов-патио. Самый крупный - Дворец Правительства (1760-70, бывшая семинария), и далее - дворцы аристократических и богатейших семейств (сейчас здесь в основном банки и роскошные магазины). Лучшие здания расположены на северной стороне проспекта, и их фасады, освещённые солнцем, представляют замечательный ансамбль.

Несколько далее к востоку застройка проспекта становится одноэтажной, но сохраняет свой масштаб и стиль вплоть до попадания в следующий важный композиционный узел центра города - площадь Вильялонгин. Проспект Мадеро здесь поворачивает на северо-восток, уходя на окраину города, а площадь пересекается эффектной аркадой акведука, построенного в конце ХVIII в. для водоснабжения города (он уже не функционирует, но недавно был отреставрирован на деньги, собранные энтузиастами-благотворителями, как важный памятник архитектуры города). Посредине площади находится фонтан со скульптурой трёх индианок с корзинами тропических плодов - своеобразным символом города.

Далее расположены лесопарк Куаутемок (бывший Сан-Педро), университетский комплекс и другие достопримечательности. Но особого внимания заслуживает уникальная пешеходная улица - Кальсада Сан-Мигель, построенная по заказу епископов Вальядолида в ХVIII в. Это совершенно прямая эспланада длиной в несколько сот метров, вымощенная каменными плитами и ограниченная с обеих сторон непрерывными каменными скамьями. По обе стороны эспланаду обрамляют аллеи деревьев и за ними идут ряды особняков, соразмерных с общим масштабом архитектурного комплекса.

Весь архитектурный ансамбль Морелии очень сдержанный, недаром её называют «Городом гармонии». К ней надо присмотреться, прочувствовать очарование её розоватого от применения местного камня колорита, её фигурных фонарей-бра на стенах старых домов, её упорядоченную структуру, череду небольших площадей со скверами.

С Морелией связаны имена многих выдающихся деятелей истории и культуры страны. Кроме Морелоса и Итурбиде это также борцы за независимость Лопес-Район и Матаморос, президенты Ортис-Рубио и Ласаро Карденас, генерал Мухика, лауреат Нобелевской премии мира Гарсия Роблес.

В конце 1990-х гг. местными архитекторами разработана Программа градостроительной организации исторического центра города, представленная на рассмотрение делегатов ХII Генеральной Ассамблеи ИКОМОС 1999г. Она основана на синтетическом рассмотрении проблем и определении приоритетных проектов. Одним из них явилось интересное предложение по регенерации и превращению в пешеходную трассу улицы, дублирующей с юга проспект Мадеро между площадями Сан-Франсиско и Вильялонгин, как контрастного образца городской среды старой рядовой застройки, сохраняющей большую самобытность. Предусматриваются также меры по уменьшению числа людей, переполняющих сейчас в дневные часы исторический центр города. Из него выводятся некоторые места приложения труда и главный автобусный вокзал.

Пути сообщения

Морелия: автобусный вокзал в 700 м севернее главной площади города, множество рейсов в день из Мехико (от 4 до 6 часов в пути), а также связь с Гуанахуато, Керетаро и другими городами;
аэропорт «Франсиско К. Мугика» в 27 км к северо-востоку от города, прямые рейсы из Мехико, других городов страны, некоторых аэропортов США.

Ист.: Morelia en la historia y en el recuerdo. [México], 1978.
Morelia. Living historical monument.
Martínez T. Morelia, la rosa de los vientos. In: Michoacán en sus manos. “México Deconocido”, No.36, jan.1998. P.39-52.
Caire Arriaga A. Programa de Desarrollo Urbano del Centro Historico de Morelia. In: Proceedings of the 5th International Symposium of World Heritage Cities (Santiago de Compostela, Oct. 1999) // OWHC, Quebec, 2000. P.176-179.