Патмос

Номинация № 942 Включение - 1999г. по критериям III, IV, VI
«Исторический центр (Хора) с монастырём Св. Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Небольшой остров Патмос в составе Додеканесских островов известен тем, что там Св. Иоанн Богослов написал, как своё Евангелие так и Апокалипсис. Монастырь, посвящённый «любимому учени-ку», был основан там в конце Х века и с того времени является постоянным ме-стом паломничества и греческого православного образования. Прекрасный мона-стырский комплекс доминирует на острове, с ним также связано старое посе-ление Хора со многими церковными и гражданскими зданиями».

Приведённая характеристика не оставляет сомнения в том, что основанием для включения Патмоса во Всемирное наследие прежде всего являются объекты, связанные с деятельностью Св.Иоанна Богослова или увековечивающие память о нём. Небольшой городок Патмос (или Хора, что и значит, собственно, поселение), имеющий около полутысячи жителей и расположенный прямо под стенами монастыря, привлечён как часть исторически сформировавшегося выразительного архитектурного комплекса. Вместе с тем, он имеет несомненные художественные достоинства и является уникальным примером сохранения образцов планировки и застройки жилой среды, дошедших до наших дней с времён Византии. С другой стороны, сам образ жилого образования, «гнездящегося» на крутой вершине над необъятной морской гладью, очень характерен для греческих островов Эгейского Архипелага.

Остров Патмос - Patmos (греч. Πάτμος), входящий в состав нома Додеканесских островов (Додеканиса), или Южных Спорад, находится на 37,5° с.ш. и 26,5° в.д., в 290 км по морю на восток от порта Афин Пирея и около 200 км на северо-запад от цен-тра нома на острове Родос. До Эгейского побережья Турции от Патмоса около 80 км. Ближайшие более крупные острова - Лерос, Самос и Икария.

Площадь острова порядка 34 кв. км, рельеф гористый, с высотными отметками до 300м над уровнем моря, береговая линия очень изрезана, изобилует небольшими за-ливами и бухтами, грунты скальные, растительность скудная, велика опасность земле-трясений.

С античных времён Патмос считался бедным ресурсами, находящимся в стороне от «большой жизни» местом с небольшими святилищами и уединёнными поселениями. Древние римляне, овладевшие островом вместе со всей Грецией, использовали его как место ссылки. Так во время гонений на первых христиан сюда в 95-96 гг. попал один из двенадцати апостолов - Св.Иоанн Богослов, ведший здесь отшельническую жизнь в пещере, где и был им надиктован своему ученику Апокалипсис - одно из наиболее поразительных творений мировой религиозной лите-ратуры.

После победы христианства в Римской империи Патмос постепенно стал местом паломничества, которое продолжалось и в годы вхождения острова в состав Византии. Однако его действительная всеобщая популярность сложилась после основания в центре южной половины острова, на вершине одного из холмов, на высоте почти 200м над уровнем моря и вблизи пещеры-реликвии, монастыря Св.Иоанна. В разных источниках называются разные сроки этого события - от IХ до конца ХI вв. Но точно известно, что в 1088г. византийский император Алексей Комнин даровал монастырю огромные привилегии, быстро сделавшие его одним из наиболее значительных оплотов православия, вторым в греческих землях после Горы Афон.

В 1207-1537 гг. Патмос находился в руках у венецианцев, не продавших его, в отличие от остальных Додеканесских островов, Ордену рыцарей-госпитальеров, обос-новавшемуся с 1309г. на Родосе. В 1537-1912 гг. островом владели турки, затем в 1912-1948 гг. - итальянцы, потом он вернулся в состав Греции.

При всех властях монастырь Св.Иоанна сохранял свою автономию, развивался и украшался. Его внешний облик определяется мощными крепостными стенами, зало-женными ещё в ХI веке его основателем Христодулосом из Латроса, но современный вид получившим в ХV-ХVI вв.

Спустя около полувека после основания монастырские власти были вынуждены отказаться от первоначально проводившейся строгой самоизоляции монахов от мирян, и вокруг монастыря стало формироваться небольшое поселение ремесленников и зем-ледельцев. В ХV, ХVI и ХVII вв. на Патмос пришли три волны иммиграции из после-довательно захватываемых турками Константинополя, Родоса и Крита. Дома имми-грантов сформировали отдельные участки застройки Хоры, имеющие определённую специфику.

Позже наступил период экономической стабилизации и развития торгового мо-реплавания, принёсший относительное богатство и обусловивший большое строитель-ство в Хоре церквей и часовен (в городке их более 50), а также гражданских зданий, в том числе богатых, так называемых «капитанских», домов. К этому времени относится формирование в гуще застройки трёх небольших площадей и связывающих их с входом в монастырь основных улочек с маленькими магазинами и мастерскими. Однако основная торговля и вся хозяйственная деятельность на острове развивались на берегу бухты, где с начала ХVII в. складывается город-порт Скала, вскоре ставший больше Хоры.

Наиболее красивые дома Хоры, т.н. «архондико» имеют сложные планы, не-сколько уровней помещений, фасады со сводчатыми входами, расписные окна, внут-ренние перегородки с богатой резьбой по дереву, изображениями цветов и птиц. Из их окон открываются прекрасные виды на ярко белые террасы и окружающие дома апель-синовые сады. Извилистые узкие улочки часто проходят под навесами верхних этажей домов, местами обращаются в крутые лестницы. Дома сложены из камня, в основном побелены, имеют скромную, но изящную декорацию дверных и оконных проёмов, стё-санных углов стен. И общим фоном всего этого разнообразия являются могучие, суро-вые стены монастыря.

В целом ансамбль монастыря Св.Иоанна и примыкающий к нему посёлок со-ставляют достойное ядро комплекса культурного наследия, который ещё в давние вре-мена стали именовать «Иерусалимом Эгейского моря». Правда с 1720 г. монастырь по-терял абсолютную власть над островом и в Хоре возник муниципалитет, решающий вопросы местного самоуправления (общее население острова – около 2,5 тыс. человек), в том числе и охраны архитектурного облика поселения, включённого в состав нацио-нального культурного наследия.

Ист.: Patmos. Iakovides Ch., arch. // Greek Traditional Architecture. Athens, “Melissa”, 1990.
Патмос. В кн.: Греция. Додеканиса. ЕОТ, Афины, 1995.
Patmos. In: Dodecanese Islands. Dodecanese Travel Service, Kos, Compu-type SA [1998]. P. 55.
Patmos. Carte Touristique // Ed. du Monastere de Saint Jean Le Theologien. Patmos, 1989.