Венгрия

Венгрия присоединилась к Конвенции о сохранении Всемирного культурного и природного наследия в 1985г. Но деятельность по охране наследия в стране имеет богатую историю, начинающуюся ещё в 1870-х гг. Венгерская система памятникоохранных органов известна своей чёткой структурой и отработанной методикой работы.

Выделение градостроительных объектов Венгрии для их охраны в комплексе относится уже ко второй половине ХХ века. К середине 1980-х гг. под охраной государства находились исторические центры 16 городов и историко-архитектурные заповедники в 5 деревнях. Десятью годами позже общее число зон охраны градостроительных объектов наследия достигло 23.

Многие исторические города Венгрии могут по своим характеристикам претендовать на включение в Список Всемирного наследия. Это и Шопрон, получивший в 1975г. европейскую премию за сохранение культурного наследия; и Дьер (Дьёр), получивший такую премию в 1989г.; и Эгер, являющийся, в каком-то смысле, неформальной столицей исторических городов мира благодаря нахождению в нём резиденции Международного комитета по историческим городам и сельским поселениям ИКОМОС; и Печ, который представлял свой исторический центр в 1998г. для включения в Список, но включён был уже позже лишь один из его объектов культурного наследия; и ряд других.

Но, так или иначе, а к началу 2004г. в Список Всемирного наследия входило шесть венгерских объектов разного характера, причём два из них, включённых одновременно в 1987г. представляют, так сказать, крайние фланги номенклатуры поселенческих объектов во Всемирном наследии - столичную метрополию Будапешта и этнографический заповедник села Холлокё. Тематике данной публикации отвечает первый их них.

Будапешт также является членом Лиги Исторических Городов с момента ее основания в 1994 г.

Ист.: Архитектурные памятники Венгрии и их охрана. Текст - Дерчени Д. Будапешт, Изд. «Корвина», 1984.
Kindred B. Helping Hungary using “Know How Fund” // "Context" No. 39, Sept 1993.
World Heritage Hungary. Hungary Tourism Corporation [Budapest], 1997.
Harrach E. Townscape investigations in Hungary in the past and today. In: Tusnad 1998. Theoretical and practical problems of restoration on monuments. Sf.Gheorghe, 1999. P. 118-121.
World Heritage Sites Hungary. Hungarian National Tourist Office [Budapest], 2001.

Будапешт

Номинация № 400 (c 2002 г. – 400-bis) Включение - 1987г. по критериям II, IV
«Будапешт, берега Дуная и район Будайской крепости».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Этот объект с остатками таких памятников, как древнеримский город Аквинкум и готический замок Буда, оказывающих значительное архитектурное влияние на разные периоды, является одним из выдающихся мировых городских ландшафтов и показывает значительные периоды в истории венгерской столицы».

Будапешт - Budapest, столица Венгрии, отдельная административная единица республиканского значения, а также центр области Пешт. Город расположен на 47,5° с.ш. и 19° в.д., на обоих берегах реки Дунай в её среднем течении. Крупнейший промышленный и культурный центр страны, её главный транспортный узел. Население Будапешта немногим превышает 2 млн. чел., составляя порядка 20% населения страны.

Дунай, протекающий в пределах города с севера на юг, делит его на холмистое правобережье, представляющее отроги гор Баконьский Лес (Буда и Обуда), и равнинное левобережье, как начало простирающейся на юго-восток от города обширной Алафельдской, или Великой Венгерской равнины (Пешт). Высотные отметки в пределах городской территории имеют диапазон в пределах от 115м до 530м (гора Яноша) над уровнем моря. Особой характеристикой природных условий Будапешта является наличие здесь богатейших месторождений термальных подземных вод, что позволяет городу неофициально именоваться «бальнеологической столицей мира».

История городских поселений на территории Будапешта насчитывает более 2000 лет. С II по III вв. здесь на месте современного района Обуда (Старая Буда) из кельтского поселения Акинк (Обильная Вода) сформировался древнеримский город Аквинкум, бывший одно время столицей провинции Нижняя Паннония.

После продолжительного раннесредневекового безвременья, сведения о существовании здесь города, уже в составе Венгерского государства, относятся к 1148г. После монгольского нашествия 1240-х гг. венгерские короли воздвигли в 1247г. крепость на высоком холме над рекой, положившую начало формированию того, что позже стало называться районом Крепости, и всей «новой» Буды (нем. Офен - Ofen), и основали монастырь на острове посреди Дуная (современный остров Маргит). Вскоре в Буду была перенесена из Эстергома столица страны, с 1350-х гг. она здесь уже на постоянной основе. Одновременно развивались и другие, считавшиеся самостоятельными города - Обуда и Пешт.

В 1541-1686 гг. трёхградие в центре Венгрии находилось в руках турок. Венгерский королевский престол, перешедший к Габсбургам, был перенесён в Братиславу (нем. Пресбург, венг. Пожонь). После освобождения, во время которого трёхградье было почти полностью разрушено в боях, начался процесс его возрождения и развития. Лишь постепенно, начиная с середины ХVIII в. в Буду стали возвращаться столичные функции, полностью - только в 1867г., после создания т.н. «двуединой монархии» Австро-Венгрии. В 1848-49гг. Будапешт был центром революционного движения за независимость, потерпевшего поражение. В 1873г. Буда, Обуда и Пешт были объединены в один город - Будапешт. В 1918г. он стал столицей независимого государства.

Тяжёлые испытания выпали на долю города в конце Второй мировой войны, когда прямо в его центре полтора месяца шли ожесточённые бои. Новые разрушения были связаны с событиями 1956г. - национальным восстанием и его подавлением советскими войсками.

Но с конца 1980-х гг., после полного восстановления независимого образа жизни, Будапешт расцветает как один из красивейших городов Европы и крупнейший центр международного туризма.

Будапешт имеет богатое культурное и природное наследие, объекты которого распространены по всей территории города. Однако их наибольшая концентрация относится к зоне вдоль берегов Дуная, включённой во Всемирное наследие.

Протяжённость Дуная в пределах городской территории составляет около 15 км, но в несколько более развёрнутой формулировке номинации объекта Всемирного наследия конкретизируется, что речь идёт о «... панораме двух берегов Дуная и видах от острова Маргит до горы Геллерт ... », то есть о территории протяжённостью около 6 км. Территория объекта равна около 320 га, в её границах находится почти 2000 зданий и сооружений. Ширина реки в центре города составляет до 300 м, через неё здесь переброшено пять мостов.

Впрочем, из приведенной в издании 2001г. схемы объекта видно, что формально в его состав входит лишь южная стрелка остова Маргит и, таким образом - общая протяженность объекта вдоль Дуная составляет всего 4,3 км.

Наиболее древние достопримечательности Будапешта сосредоточены на возвышенном правобережье - на вершинах и склонах холмов, и у их подножья на береге реки. При движении сверху вниз по течению это: небольшой исторический городок Сент-Эндре на северной окраине Будапешта – своебразный этнографический заповедник; район Обуда с его археологическими памятниками – амфитеатром и другими сооружениями древнеримского Аквинкума и живописным архитектурным комплексом площади в центре Старой Буды (т.н. Водный город с цепью площадей вдоль берега Дуная, ярусами улиц на северо-восточных склонах Крепостной горы и поперечными к ним пандусами и лестничными подъёмами). Здесь же сохранился ряд памятников периода турецкого владычества – культовые сооружения и бани, действующие по сей день.

Далее к югу расположена сама Будайская крепость - район на вершине холма с огромным комплексом Королевского замка (в основном здания ХVIII-ХIХ вв. на средневековом основании ХIII-ХV вв., обращённые в руины в 1945г. и восстановленные в 1970-е - 1980-е гг.), церквями Богоматери, Св. Магдалины, Св. Матьяша, реставрированными жилыми домами с готическими и барочными фасадами (ХIV-ХVIII вв.) по улицам Тарнок, Орсагхаз и др. и Рыбацким бастионом - декоративной видовой площадкой на обрыве над Дунаем (конец ХIХ в.). Ещё южнее гора Геллерт, возвышающаяся над берегом более чем на 100 м с памятниками Св. Геллерта, Освобождения и Цитаделью середины ХIХ в. на вершине, а у её подножья импозантное здание гостиницы «Геллерт» (начало ХХ века) с бассейнами одной из наиболее известных водолечебниц города.

Планировка равнинного левобережья представляет три полукольца магистралей, выходящих своими основаниями к набережным и мостам через Дунай, и расходящиеся от центра радиальные магистрали – проспекты Кошута-Ракоци, Уллеи, Байци-Жилински. Однако в результате больших реконструктивных работ и строительства конца ХIХ - начала ХХ веков от средневекового облика торгового города Пешта практически ничего не сохранилось, и на левом береге в объект Всемирного наследия до 2002г. входила лишь узкая полоса шириной от 75 до 290 м. В её пределах вдоль берега расположены скверы, площади, значительные здания - гостиницы, театры, соборы, и др.; крупнейшее из них - здание Парламента (1884-1904гг.), соревнующееся по размерам и выразительности с лондонским прототипом. Это также здания Академии Наук и концертного зала «Вигадо».

Для облика придунайской части Будапешта огромное значение имеют набережные и мосты (самый знаменитый из последних - Цепной мост (1839-49гг.), тщательно восстановленный после разрушения в 1945г.), а также острова на Дунае, и прежде всего остров Маргит - единый парк длиной почти 2,5 км и шириной до 450 м в самом центре города - со спортплощадками, гостиницами, ресторанами, театром и водолечебницами, где из всех транспортных средств можно пользоваться только местным автобусом и велосипедами.

Сами набережные зачастую имеют несколько уровней, ступенями спускающихся к воде – здесь место гуляний, базаров изделий художественных промыслов, принятия солнечных ванн и свиданий влюблённых. Свой вклад в живописную картину вносит активное судоходство по Дунаю - проплывающие речные трамвайчики, круизные пассажирские суда, самоходные баржи, суда на подводных крыльях линии Будапешт - Братислава - Вена.

В последние десятилетия в придунайской части центра Будапешта были осуществлены многие работы по реконструкции и реставрации исторической застройки, отличающиеся высоким качеством проектных решений и реализации. Так при восстановлении Королевского замка были раскрыты, по возможности реставрированы и сделаны доступными для посещения ранее покоящиеся под фундаментами более новых корпусов части готической королевской резиденции ХIII-ХVI вв. с фрагментами её укреплений, парадными и жилыми помещениями, замковым садом. В недрах Крепостной горы были исследованы и приспособлены для использования для экскурсий, музейных экспозиций, объектов занимательного питания уникальные подземелья, веками формировавшиеся в специфических грунтовых условиях т.н. «будайских мергелей». Международную известность получило строительство рядом с собором Св.Матьяша гостиницы «Хилтон» на основаниях и с использованием остатков разрушенного здания доминиканского монастыря, которая органично вписалась в ансамбль застройки Будайской крепости и панораму этого района с Дуная и из Пешта. Следует также отметить бережное восстановление в исторических архитектурных формах фуникулёра, связывающего Цепной мост с вершиной Крепостной горы, а на левом береге - регенерацию комплекса Большого крытого рынка, выдающегося сооружения в металлических конструкциях конца ХIХ века.

В 1992г. по заказу городских властей и на основе оригинальной методики был составлен т.н. «План характера Будапешта», что, скорее всего, можно отожествить со средовым проектированием. Во всяком случае, в нём вся территория города была разбита на 538 участков «различного характера» (средовых районов?), по которым в развитие плана стали составлять Кадастр ценностей, начав с центра города. Венгерские специалисты дискуссируют сейчас по вопросу о жёсткости режима охраны территории и сооружений, входящих в состав объекта Всемирного наследия, так как отношение ко всей этой совокупности, как к обычному памятнику архитектуры, по общему мнению нецелесообразно.

С Дунаем, его берегами, островами связаны имена многих видных деятелей венгерской истории и культуры: королей Белы IV, Лайоша Великого, Матьяша Корвина, политиков Л.Кошута, Ф.Сеченьи, Й.Эттвоша, Ф.Деака, поэта Ш.Петефи, архитекторов М.Ибля, Ф.Шулека, И.Штейндла, скульптора Кишфалуди-Штробля, композиторов Ф.Листа, З.Кодаи, И.Кальмана и др. И сейчас в зданиях на берегах Дуная происходят многие важнейшие события культурной жизни Будапешта, имеющие и международное значение, как например, конкурсы органистов имени Листа, конкурсы певцов имени Паваротти, Всемирные музыкальные фестивали.

В ясный солнечный день, когда водное зеркало Дуная приобретает свою «фирменную» голубизну, и вечером, когда в нём отражаются тысячи огней, а памятники и другие выдающиеся здания выразительно подсвечены, центр Будапешта представляет незабываемое зрелище, являясь действительно уникальным комплексом культурного и природного наследия.

∗ ∗ ∗

В 2002г. на состоявшейся в Будапеште сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО входящий в Список объект культурного наследия этого города был значительно расширен (сохранив своё наименование) за счёт включения в него проспекта Андрашши и т.н. городской подземной железной дороги Тысячелетия (первой линии будапештского метрополитена, проложенной в основном на небольшой глубине под этим проспектом).

Проспект, имеющий длину 2,3 км, идёт от центрального ядра левобережья на северо-восток до площади Героев с памятником Тысячелетия Венгрии и городского парка. Он был проложен в 1872-76гг. в качестве главной улицы ранее хаотично застроенной пригородной территории, ставшей местом интенсивного строительства. В течение последующего десятилетия проспект был обстроен более чем 130 зданиями в стиле, соответствующем этому периоду.

Три отрезка проспекта отличаются шириной, увеличивающейся по мере удаления от центра, высотой и типом зданий. Ближе к центру – это 3-4 этажные доходные дома с богатым архитектурным оформлением фасадов; далее этажность и плотность застройки сокращаются, а ближе к площади Героев – это импозантные особняки на озеленённых участках. Во многих из них сейчас размещены посольства.

Наиболее значимые здания на проспекте Андрашши – Оперный театр, институт балета, старая музыкальная академия.

Первая линия метро в Будапеште – это самая старая внеуличная городская пассажирская железная дорога на европейском континенте длиной 3,5 км, построенная в 1893-96гг. и введённая в строй к празднованию Тысячелетия Венгрии. Скромная архитектура её находящихся прямо под мостовыми проспекта станций характерна для транспортных сооружений тех лет. В 1990-х гг. линия метро была тщательно отреставрирована, по ней курсируют небольшие поезда традиционного типа, на первой станции создан мемориальный музей.

Транспортная доступность

Будапештский международный аэропорт Ферихедь расположен в 16 км юго-восточнее центра города. Авиалинии связывают город с большинством столиц и многими другими крупными городами Европы и Ближнего Востока, а также с Нью-Йорком.

Международное железнодорожное сообщение прямыми поездами имеется со всеми соседними странами, а также - Германией, Италией, Францией, Швейцарией, Чехией, Польшей, Россией и Грецией.

Летом действует скоростная судоходная линия до Вены.

С восточной стороны имеется доступ в Венгрию и Будапешт поездами и автобусами через Чоп и Ужгород.

Ист.: Цапенко М.П. Будапешт. Очерк. М., 1958.
Budapest. Text by Dobai P. Budapest, Corvina, 1986 (на русском яз. – 1980).
Kiss K. Presenting the City of Budapest. In: 4th World Conference of Historical Cities (Kyoto, 1994). General Report. Kyoto, 1995. P.40-41.
Kiss K. The influence of process connected with the transformation of property relation on the area of Budapest World Heritage. In: Proccedings of the 3rd International Symposium of World Heritage Cities (Bergen, 1995). Quebec City, 1996. P.137-138.
Conserving Budapest Heritage. A Central European capital defending its character // “World Historical Cities”, No. 9, Sept. 1996.
Bacskai V. The historic metropolis in Hungary in 19th and 20th centuries. In: The Historical Metropolis. A Hidden Potential. ICC-Cracow. Kraków, 1996. P.133-138.
Pallai K. Historic area: destroyed or destructive, or the role of heritage. In: the same book. P.139-152.
Kiss K. Budapest. A mirror of the History. // “World Heritage Review”, No. 18, 2000. P.4-17.
Будапешт - зеркало нашей истории. Буклет выставки. Концепция – Кишш К. (венг. и рус. яз.). Муниципалитет Будапешта, [2001].
Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.