Хорватия

До 1991г. Республика Хорватия находилась в составе бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии. СФРЮ присоединилась к Парижской Конвенции 1972г. одной из первых, и уже в 1979г. её объекты были включены в Список Всемирного наследия. Среди них были и три хорватских объекта, в том числе два городских – в Дубровнике и Сплите.

После провозглашения независимости Хорватия в 1992г. уже самостоятельно присоединилась к Конвенции об охране культурного и природного наследия, и её объекты стали попадать в Список такого наследия «напрямую».

В начале ХХI века в Списке находится шесть хорватских объектов, пять из них – культурного наследия. Два первых, имеющие городской масштаб, которые были упомянуты выше, в 1997г. были дополнены Трогиром. Ещё в двух городах – Порече и Шибенике объектами Всемирного наследия являются ансамбль и отдельное здание. А в Предварительном списке хорватских объектов, готовящихся к номинации во Всемирное наследие, находятся городские объекты в Задаре, Осиеке и Вараждине. Интересными объектами градостроительного наследия Хорватии также являются небольшие исторические города: Чаковец, Илок, Хвар, Корчула, Мотовун, Ровинь и др.

Архитектура и градостроительство Хорватии испытывали художественные влияния с Запада и Востока, развивались в русле христианских и мусульманских традиций; но их становление всегда согласовывалось с местными условиями, получало специфическое выражение, формировало самобытное хорватское культурное наследие.

Охрана памятников истории и культуры в Хорватии, входившей до Первой мировой войны в состав бывшей Австро-Венгерской монархии Габсбургов (в качестве так называемого «Триединого королевства» Хорватии, Далмации и Славонии), получила начало еще в 1870-е годы. В последние десятилетия сочетались, иногда соперничая друг с другом, два подхода: или пассивное сохранение ценнейших объектов наследия, их заповедание и музеефикация, или активное преобразование и использование объектов наследия в современных целях, не наносящее ущерба предмету охраны.

Лит.: Югославия вчера и сегодня. Гл. ред. Томашевич Н. Белград, ок. 1965. Разделы: Зодчество и архитектура, Художественное наследие, Город.
Svjetska baština u Jugoslaviji. UNESCO, Prirodne i kulturne znamenitisti. Ljubljana – Zagreb, 1990.
Croatian Cultural Heritage. Cultural intersections and creative syntheses. Text: Ivančevič R. // Croation National Tourist Board. Zagreb, 2004.
Хорватия. Туристическая карта. Автодорожная карта. // Хорватское Туристическое Сообщество. Автор-редактор Кларич З. Загреб, 2004.

Дубровник

Номинация № 95, Включение – 1979г. (с уточнением 1994г.) Критерии – I, III, IV
«Старый город в Дубровнике».

Краткая характеристика Комитета ВН: «"Жемчужина Адриатики", расположенная на далматинском побережье, являлась важной политической силой на Средиземноморье начиная с XIII века. Дубровник, хотя и сильно пострадавший при землетрясении 1667 ., сохранил свои прекрасные готические, реннесансные и барочные, церкви, монастыри, дворцы и фонтаны. Вновь пострадавший в 1990-х гг. в вооруженном конфликте, он восстанавливается в рамках большой реставрационной программы, координируемой ЮНЕСКО».

Дубровник – Dubrovnik (итал. – Рагуза, Raguza, лат. – Рагузиум, или Рагузий) – город на побережье Адриатики (Ядрана) Республики Хорватской, центр Дубровницко-Неретвинской жупании, расположен на узкой прибрежной полосе хорватской территории, в 40 км (вдоль берега на юго-восток) от границы с Черногорией, в 5 км (в горы) от границы с Боснией и Герцеговиной и в 53 км (вдоль берега на северо-запад) от созданного в соответствии с мирными решениями 1990-х гг. по Боснии и Герцеговине выхода этого государства к морю в городе Неум, отрезавшего Дубровницкую Ривьеру от основной территории Хорватии. От Дубровника 214 км вдоль побережья до другого хорватского города Всемирного наследия Сплита и 550 км (через Сплит) – до столицы страны Загреба. Географические координаты города – 42,4 с.ш. и 18,05 в.д.

Рельеф территории города холмистый, расчленённый. С северо-востока она ограничена склонами горы Св.Срда, отрогом хребта Попово – границы Хорватии с Боснией и Герцеговиной. Береговая линия моря извилистая, с многими заливами и полуостровами. Климат в городе – средиземноморский, субтропический, засушливый. Территория города и прилегающих районов подвержена землетрясениям. Дубровник является портовым городом, климатическим курортом и крупным центром туризма. Его население составляет около 55 тыс. человек (данные 1991г. – до новых Балканских войн конца ХХ века).

Возникновение города относится к VI –началу VII веков, когда на небольшой скалистый остров у берега моря переселились греки – жители брошенного ими тогда из-за набегов аваров и славян близлежащего города Эпидавра Иллирийского (совр. Цавтат, или Рагуза-Веккиа, в 17 км к юго-востоку от Дубровника), назвав новое поселение – Рагузиум. Приблизительно тогда же на берегу материка, напротив этого острова, возникло поселение пришельцев-славян – предков хорватов – Дубровник. Вскоре город стал единым и, по прошествии некоторого времени, преимущественно славянским. Пролив, отделяющий остров от материка, постепенно за счёт подсыпок становился всё уже и уже, а после разрушительного землетрясения 1667г., в ходе восстановления и частичной реконструкции города, был окончательно ликвидирован, став местом новой застройки и прокладки главной городской улицы.

Дубровник издревле развивался как город-государство, используя выгоды своего положения для развития судостроения и морской торговли; его флот, как торговый, так и военный, был важным фактором истории Средиземноморья. В течение нескольких столетий существовала и сохраняла основы своей независимости Дубровницкая аристократическая республика, территория которой в годы максимального усиления в ХIV-ХV веках в результате покупок и иных приобретений протянулась вдоль берега Адриатического моря почти на 200 км. Вместе с тем, политическая ситуация и баланс сил вынуждали Дубровник, оказывавшегося в сфере влияния тех или иных великих держав региона, принимать на время их покровительство.

До 1205г. Дубровник оставался в составе Византийской империи, входя со второй половины IХ века в фему Далмация и являясь центром её южной части; в IХ веке он вместе с византийскими войсками отражал нападения арабов с моря, одно время долго находясь в осаде; в Х веке временами захватывался то венецианцами, то норманнами из Южной Италии, затем снова неизменно возвращаясь к Византии; но уже с ХI века обрёл республиканскую форму самоуправления и большую самостоятельность.

После захвата Константинополя в 1204г. крестоносцами и резкого изменения баланса сил в Восточном Средиземноморье, Далматинское побережье с его городами-государствами, включая Дубровник отошло к Венеции – Республике Св.Марка. Однако и в этот период Дубровницкая республика (Республика Св.Влаха, или Св.Власия) всячески сопротивлялась полному подчинению венецианцам, сохраняя в значительной степени независимость, имела свой сильный военный флот.

С 1358г., когда Далмация по условиям Задарского мира перешла в подчинённость Венгрии, Дубровник признал себя находящимся под покровительством королей Венгрии, хотя оставался практически самостоятельным. После разгрома в 1526г. Венгрии турками наступил период определённой зависимости от Османской империи, которая также признавала статус Дубровницкой республики. Такое же положение сохранялось после перехода в конце ХVII века Далмации в сферу влияния монархии Габсбургов. И только в 1806г. французы, в ходе наполеоновских войн захватившие Далмацию, ликвидировали этот статус (как девятью годами раньше они ликвидировали самостоятельность Венецианской республики).

Окончательное поражение Наполеона означало возвращение власти над Далмацией австро-венгерским Габсбургам, при которых Дубровник превратился во вполне заурядный провинциальный город их огромной державы. С 1918 по 1991 гг. Дубровник входил в состав югославского государства, пережив в 1940-1943 гг. итальянскую оккупацию, ненадолго сменившуюся германской, а с 1945г. относясь к Народной (затем – Социалистической) Республике Хорватия этого государства.

В 1991-1992 гг. при обретении Хорватией независимости Дубровник попал в сферу военных действий, став объектом блокады и артиллерийских обстрелов с суши и моря частями бывшей югославской армии и флота, последствия чего ощущаются в городе и спустя 10-15 лет, не столько из-за физических разрушений, которые в основном устранены с большой помощью международного сообщества, сколько из-за утраты своего имиджа абсолютно безопасного места массового отдыха международного значения на морском побережье и соответствующего резкого (более чем десятикратного!) сокращения объемов въездного туризма.

Поэтому город сейчас пытается сделать большую ставку на туристическое использование своего культурного наследия, продолжающего оставаться уникальным, но ранее всё же воспринимавшегося в экономическом плане, как приятное добавление к «пляжному туризму».

Современный Дубровник располагается на узкой полосе территории длиной около 5 км между берегом моря и горами, занимая и нижние части их склонов. Старый город находится около юго-восточного окончания этой застроенной территории, а около северо-западного её окончания, на берегах бухты Груж расположен современный порт. Новые городские районы, по которым проходит обходящая центр города трансадриатическая автомагистраль (Ядранска цеста), образуют своего рода амфитеатр, сценой которого, воспринимаемой как бы с птичьего полета, является выступающий в море полуостровом Старый город, а задником – морские просторы и острова Адриатики. Этот изумительный вид стал своего рода визитной карточкой Дубровника, сюжетом открыток, альбомов и фильмов.

Старый город в пределах крепостных стен имеет компактную территорию, довольно отдалённо приближающуюся в плане к форме несколько вытянутого вдоль берега прямоугольника, с чётко фиксируемыми четырьмя углами и сторонами порядка 500-700 на 300-400 метров, слегка изогнутого и обращённого выпуклой стороной в сторону моря. Длина окружающих его стен с 15 башнями и 4 бастионами достигает 1940м, а общая площадь вместе со старой гаванью – около 20 га.

Эта территория по характеру рельефа явно подразделяется на три части: на юге - это скалистое возвышение на месте бывшего острова с обрывами к берегу моря и стихийно сложившейся планировкой; на севере – крутое подножье горного склона с рядом параллельных друг другу узких улочек, взбирающихся к стене Старого города; а между ними – ровный участок, возникший на месте бывшего пролива, с прямолинейной широкой главной улицей – Страдун, двумя проходящими параллельно ей по обе стороны узкими улицами-дублёрами и перпендикулярными к ним переулками, образующими систему мелких регулярных кварталов.

Страдун, или Плаца, соединяет два главных планировочных узла Старого города. На востоке – это группа основных площадей, старая гавань и ведущие к ней Рыбарские ворота; на западе – ворота Пиле – вход в Старый город со стороны центральной части нового Дубровника. За стенами Старого города находятся бывшие городские предместья Плоча и Пиле, ставшие частью буферной зоны, окружающей объект Всемирного наследия, в которую также входит ближний к Дубровнику из множества островов Адриатики - Ловчен.

Стены и башни Дубровника были впервые возведены еще в IХ-Х веках, но в современном виде они относятся в основном к ХIV-ХVI векам. Их четыре основных угла имеют наиболее мощные укрепления – на западе башни Минчета и Бокар, на востоке – бастионы Св.Ивана и Св.Луки (вместе с башней Асимов). За линией основных стен находятся два отдельных мощных укрепления: на северо-востоке – форт Равелин, а на юго-западе, на возвышающимся над небольшой бухтой утесе, бывшем ранее маленьким островком – форт Ловринац (Св.Лаврентия).

Особенно красив вид снаружи северного и части западного фронта двойных на этих участках стен (по обе стороны от башни Минчета), с их выступающими прямоугольными более высокими башнями внутренней главной стены, достигающей здесь высоты 20 и более метров, и соответствующими им полукруглыми выступами более низкой внешней стены. Именно эта часть стен была создана в 1460-х гг. под руководством выдающихся архитекторов того времени – Микелоццо из Флоренции и Юрая Далматинца.

По верху почти всего периметра стен имеется проход, доступный для туристов и дающий возможность обозрения всего Старого города с верхних видовых точек. Однако вдоль причалов старой гавани бывшая ранее и здесь стена не сохранилась, заменённая несколькими общественными зданиями. Исключительно интересен и выразителен вход в Старый город с северо-востока через ворота Плоча, затем пересекая форт Равелин, переходя по мосту через ров внутрь основной крепости, по узкому изогнутому проходу между башней Асимов и Доминиканским монастырем к Рыбарским воротам, и лишь затем попадая на Лужу - главную площадь города.

Старый город Дубровника богат выдающимися памятниками архитектуры и монументального искусства, образцами старой городской застройки, приметами традиционного образа жизни. Они разбросаны по всей его территории, образно говоря, могут встретиться «буквально на каждом углу». Однако максимальная их концентрация приходится на комплекс площадей и общественных зданий в восточной части Старого города – там, где он соседствует со старой гаванью, откуда в просвет между фланкирующими её фортами крепости и за защитным молом открывается вид на морской простор.

Здесь на полосе территории шириной не более 100м, но протянувшейся в меридиональном направлении от северной до южной стены, то есть почти на 400м, находятся такие выдающиеся объекты, как Княжий двор (или дворец Ректора, в современном виде - в основном 1460-е гг.), дворец Спонза (или Дивона - здание таможни, монетного двора и иных связанных с торговлей объектов – 1516-21 гг.), Доминиканский монастырь (в основном ХIV-ХVI века), Кафедральный собор (1671-1689 гг.), церковь Св.Влаха (1706-15 гг.), церковь Св.Игнация и Иезуитский Коллегиум с ведущей к ним широкой лестницей – Скалинадой (ХVII век), а также Городская башня-звонница (1444-45 гг., в 1929г. была разобрана и воссоздана заново в прежних формах), колонна Орландо с флагштоком (1418г.), малый фонтан скульптора Онофрио де ла Кава (1440-42 гг.).

Все они ценны и весьма интересны сами по себе. Однако, пожалуй, наиболее уникально их взаиморасположение в связанной системе «перетекающих друг в друга» городских пространств, организованных по принципам ренессансной планировки и застройки, со свободным, но уравновешенным сочетанием главной и нескольких малых площадей (по местному – полян), коротких соединяющих их улочек и кое-где - лестниц, визуальных раскрытий на гавань.

Среди памятников остальной территории Старого города следует упомянуть группу, находящуюся у ворот Пиле. Это Францисканский монастырь (в основном – ХIV век), Большой фонтан (работа скульптора Онофрио де ла Кава – 1436-38 гг.) и, конечно, церковь Спаса – блестящий образец далматинского ренессанса (архитектор Петр Андрич – 1520-28 гг.).

Однако, особого внимания, как выдающийся объект градостроительного наследия, заслуживает комплексная застройка обеих сторон улицы Страдун. Она осуществлена однотипными трёхэтажными жилыми домами с магазинами в первых этажах и с единым сдержанным декоративным убранством. Их строительство было осуществлено в конце ХVII – начале ХVIII веков по проекту итальянского архитектора Церутти на месте домов, разрушенных при катастрофическом землетрясении 1667г. Страдун уже многие десятилетия является традиционным местом прогулок жителей и посетителей города.

Дубровник в течение многих веков своего существования являлся крупнейшим культурным центром Далмации, имел теснейшие художественные связи с Италией, был родиной и местом творчества многих выдающихся политических деятелей, ученых, писателей и поэтов, архитекторов и художников. Среди них такие как драматург Мартин Држич, писатели Иван Гундулич и Иво Войнович, учёный Руджер Бошкович, архитектор и скульптор Юрай Далматинец, художник Никола Божидарович. В Дубровнике работали замечательные итальянские архитекторы Микелоццо ди Бартоломео и Андреа Поццо. Из Дубровника прибыл в Россию ставший в ней выдающимся дипломатом и администратором граф Савва Владиславич Рагузинский – в частности заключивший долгосрочный мир с Китаем и основавший город Кяхту (одно время – Троицкосавск и Кяхта).

Активная творческая деятельность продолжается в Дубровнике и сейчас, приобретя международный характер. Уже более 50 лет каждое лето здесь проводится получивший всемирную известность театрально-музыкальный фестиваль. При этом используются в качестве сценических площадок многие здания и открытые пространства Старого города. А весной проходит празднование дня Св.Влаха.

Ведутся исследования и проводятся работы по сохранению культурного наследия города. В частности был выполнен большой комплекс работ по ликвидации разрушений начала 1990-х гг., когда в результате обстрелов было повреждено более 400 зданий, или более 85% застройки Старого города, а несколько – полностью разрушены. Особое внимание уделяется вопросу обеспечения сейсмической устойчивости восстанавливаемых памятников архитектуры в городе, где землетрясения весьма вероятны (последнее сильное было в 1979г.). Уже несколько десятилетий здесь действует хорошо известный в мире консервационизма Институт реставрации Дубровника, а также Общество друзей дубровницких древностей. С 2000г. в Дубровнике ежегодно организуются международные конференции «Лучшее в Наследии».

От многих известных в Хорватии и мире людей Дубровник удостаивался самых лестных сравнений – «жемчужина Адриатики», «драгоценный камень», «царство гармонии». И даже такой всемирно признаваемый скептик и насмешник, как Бернард Шоу без всяких шуток приравнял этот город к «раю на земле», что у нас нет никаких оснований и желания пытаться оспаривать.

Ист.: Комелова Г.Н., Уханова И.Н. Сплит, Дубровник. Л. «Искусство», 1975. С. 112-200.
The Restoration of Dubrovnik // Institute for the Restoration of Dubrovnik. Dubrovnik, (~2000).
Vierda V. Dubrovnik – a destination of cultural tourism? In: Proceeding of the 5th International Symposium of World Heritage Cities (Santiago-de-Comp. Oct. 1999). Quebec, 2000. P. 76-88.
Дубровник. История, культура, художественное наследие. Текст: Травирка А. Zadar, “Forum”, 2001.
Dubrovnik. Thesaurum mundi. Ed. Bender N.// Dubrovnik Tourist Board. Dubrovnik, 2002.

Транспортная доступность

Международный аэропорт Чилипи находится в 20 км к востоку от Старого города. Сюда имеются прямые регулярные рейсы самолетов из столицы страны Загреба (несколько раз в день, около одного часа в пути), Сплита (35 минут), некоторых других городов Хорватии, десятка основных международных аэропортов Европы, а также из Тель-Авива. Осуществляются также чартерные полеты для доставки туристов на морские курорты.

Морской порт на берегу бухты Груж в 3 км к западу от Старого города. Пассажирское сообщение по Адриатической каботажной линии Дубровник – Риека, паромной линии Дубровник – Бари, а также с близлежащими островами Адриатики – Корчула, Млет и др., входящими в Дубровницко-Неретвинскую жупанию.

Автобусный вокзал в 2 км к западу от Старого города, в месте выхода главной улицы новой части города к бухте Груж. Пассажирское сообщение по трансадриатической магистрали Хорватии, с поселениями на полуострове Пелешац, а также с близлежащими городами Сербии и Черногории (Котор, Цетинье, Подгорица), Боснии и Герцеговины (Требинье, Мостар и др.).

Сплит

Номинация № 97, Включение – 1979г. Критерии - II, III, IV
«Исторический центр города Сплит с дворцом Диоклетиана».

Краткая характеристика Комитета ВН: «В этом городе можно увидеть руины дворца Диоклетиана, построенного в конце III - начале IV вв. Кафедральный собор был сооружен в Средние века с использованием частей его древнего мавзолея. В пределах охранной зоны также располагаются романские церкви XII-XIII вв., средневековые укрепления, дворцы в стиле готики XV в., Возрождения и барокко».

Сплит – Split (итал. – Спалато, Spаlato , лат. Спалатум) – город на побережье Адриатики (Ядрана) Республики Хорватской, центр Сплитско-Далматинской жупании, расположен на берегу широкого Сплитского канала (пролива), отделяющего материк от ближайших островов Адриатического моря, на полуострове между водами этого пролива и крупного Каштеланского залива, в 214 км от Дубровника (вдоль берега на юго-восток) и 149 км от Задара (также вдоль берега, но на северо-запад). От Сплита 336 км до столицы страны Загреба и около 50 км до границы с Боснией и Герцеговиной. Географические координаты города – 43,5° с.ш. и 16,5° в.д.

Сплит является значительным экономическим и культурным центром Хорватии. Здесь расположены предприятия судостроительной, химической, цементной, текстильной и пищевой промышленности, морской порт, конечная станция железной дороги, узел автодорог, университет, известный океанографический институт. Население города составляет около 200 тыс. человек.

Территория города холмистая, морской берег расчленён многочисленными небольшими заливами и бухтами, между которыми в море выдаются также небольшие полуострова. Относительно больший полуостров Марьян с одноимённой невысокой горой, откуда открывается прекрасный вид на центр города, граничит с городской застройкой на западе и обозначает границу между акваториями Сплитского канала и Каштеланского залива. С севера город граничит с Северной и Солинской бухтами этого залива и впадающей во вторую из них рекой Ядро. На востоке за дугой, огибающей застройку трансадриатической автомагистрали, начинаются предгорья Динарских гор (гряда Мосор с вершинами до 1300-1400 м над уровнем моря). Общие размеры застроенной территории города составляют порядка 10 км в широтном и 5 км в меридиональном направлении.

Основным морским фронтом города является побережье Сплитского канала на юге. Его берег, в целом достаточно прямолинейный, вместе с тем состоит из цепи небольших заливов и бухт. На берегу относительно большей из них - Городской бухты, размером 1,5 км вдоль и до 1,0 км в глубину общего берегового фронта, - располагается центральная часть города, старый порт, морской, железнодорожный и автобусный вокзалы. Сюда же, на украшенную рядами великолепных пальм набережную Хорватского национального возрождения, выходит исторический центр города с дворцом Диоклетиана – объект Всемирного наследия.

Исторический путь Сплита в основном схож с развитием большинства других городов Далмации, хотя имеет и ряд особенностей. Человек поселился в этих благодатных краях издревле. На морском побережье уже в IV-III веках до н.э. появились греческие колонии (одна из них – Трагурион, современный Трогир, также город Всемирного наследия – всего в 27 км западнее современного Сплита). А в целом эти территории были заселены племенами иллирийцев.

Во II веке до н.э. Далмация была завоевана Древним Римом. В 119г. до н.э. римляне основали близ впадения реки Ядро в глубокий морской залив, сейчас называемый Каштеланским, всего в 5-6 км севернее центра современного Сплита, город Салону (Солин), ставший затем столицей римской провинции Далмация и одним из важных центров всей Римской империи.

В 295г. н.э. один из последних могущественных древнеримских императоров Диоклетиан (правил в 284-305 гг.), бывший уроженцем Далмации и, возможно, даже самой Салоны, избрал окрестности этого города для строительства своей собственной резиденции. Местом для неё стал берег морской бухты, называемой тогда Аспалатос (теперь это Городская бухта Сплита). Роскошный дворец был готов к 305г., когда Диоклетиан, разделив империю между четырьмя соправителями, отрёкся от власти. Он прожил во дворце еще 11 лет до своей смерти и, по некоторым сведениям, был похоронен в построенном внутри его стен мавзолее.

После смерти Диоклетиана дворец, остававшийся в собственности властей Западной части Римской империи, на территории которой оказался, использовался мало и пришёл в запустение. После гибели Западно-Римской империи в 453г. Салона и прилегающие земли попадали ненадолго к разным властителям, претендующим на власть в Италии (бывший император Юлий Непот, остготы), пока не вошли в 530-х гг. в состав Восточно-Римской империи – Византии, пытающейся при императоре Юстиниане восстановить всю древнюю империю в полном составе.

Как известно, это оказалось совершенно непосильной задачей, и последующая почти тысячелетняя история Византии стала временем утрат одной земли за другой до окончательной гибели в 1453г. Что касается Салоны, то уже в 609г. она была захвачена и разрушена пришлыми аварскими и славянскими племенами. Часть её жителей перебрались в заброшенный к этому времени дворец Диоклетиана, мощные стены которого обещали лучшую защиту. Так закончилась история древней античной Салоны (современный небольшой город Солин, на близком к ней месте, возник гораздо позже) и началась история средневекового города Сплита (Спалато).

Ещё некоторое время Сплит оставался в составе Византии. Но население Далмации быстро славянизировалось, здесь формировалась хорватская нация, и в начале IХ века Сплит вошёл в молодое хорватское государство, стал одним из его главных центров, и даже местом резиденции архиепископов и коронации королей из династии Трпмировичей после обретения Хорватией в Х веке статуса королевства.

Однако в конце ХI века Хорватское государство было присоединено на основе династической унии к Венгерскому королевству. Сплит, оставаясь в этом государственном образовании, имел статус свободного города и большую степень самостоятельности. Но в длительной борьбе за власть над Далматинским побережьем между Византией, Венгрией (выступавшей в союзе с Неаполитанским королевством) и Венецианской республикой, после ряда перемен победила последняя, в результате чего Сплит вместе с большой частью Далмации с 1420г. до 1797г. находился под венецианским управлением.

Затем наступил период нахождения Далмации в сфере власти австро-венгерской монархии Габсбургов (кроме короткого времени включения во владения Наполеона в 1806-14 гг.). Причём Далмация, в отличие от остальных хорватских земель, оставалась в подчинении Вены, а не Будапешта. После поражения Австро-Венгрии в 1918г. в Первой мировой войне с 1918 по 1991 гг. Сплит, как и Дубровник, входил в состав югославского государства, пережив в 1940-1943 гг. итальянскую оккупацию, ненадолго сменившуюся германской, с 1945г. относясь к Народной (затем – Социалистической) Республике Хорватия этого государства. А с 1991г. он – один из главных городов независимой Хорватии.

Исторический комплекс Сплита, вошедший во Всемирное наследие, расположен на берегу Городской бухты, на ровной, плавно подымающейся от берега территории. Он имеет форму, близкую к правильному прямоугольнику со сторонами 320м вдоль берега на 230м – поперек, и, соответственно, площадь около 7,5 га.

Эта территория чётко разделяется в широтном направлении почти пополам на две составные части: на востоке – то, что сохранилось от дворца Диоклетиана, занятое в Средние века современной для того времени городской застройкой, а в последние десятилетия -–являющееся также объектом исследований и частичной реставрации; на западе – собственно, средневековый город, сложившийся в результате «выхода» застройки за стены дворца и её окружения, спустя некоторое время, своими крепостными стенами.

Вся эта территория вместе с небольшими участками окружения (места бывших бастионов ХVII века, старые городские предместья) составляет в совокупности историческую часть – Старый город Сплита. За границей самого объекта Всемирного наследия она является его буферной зоной.

Дворец Диоклетиана был спроектирован и построен во многом по образцу древнеримского военного лагеря, с перекрестием двух взаимно-перпендикулярных главных улиц, ведущих к четырём воротам в окружающих лагерь мощных крепостных стенах, имеющих по углам башни. Лишь южная, обращённая к набережной и морю, стена была решена на верхнем уровне в виде аркады, придававшей комплексу более дворцовый вид.

Стены дворца в основном хорошо сохранились и три из них стали объектом реставрации, вернувшей некоторым участкам их наружных сторон близкий к первоначальному облик. Что касается четвёртой, западной стены, то она сохранилась фрагментарно и с обеих сторон вплотную застроена средневековыми домами. Остаются открытыми и реставрированы лишь Золотые ворота в её середине, являющиеся основной связью между дворцовой частью ансамбля и средневековым районом за этой его стеной.

Внутри комплекса дворца выделяются три функциональные зоны, различающиеся и по первоначальному назначению, и по последующему использованию, и по современным действиям по их сохранению.

В приближённой к морю зоне располагались основные дворцовые помещения резиденции императора, они были в последующем сильно разрушены, дошли до нового времени в виде руин и стали объектом расчисток, интенсивных археологических исследований и реставрации, в результате которой стали в значительной части доступными для осмотра и современного использования в качестве музейных помещений.

Следующая за первой полоса территории изначально была местом нахождения наиболее представительных парадных и сакральных объектов комплекса (парадный купольный вестибюль, ведущий в открытый перистильный зал, храм Юпитера и восьмигранный мавзолей). В Средние века сакральные сооружения были частично перестроены с приспособлением их для отправления христианского культа. Мавзолей стал кафедральным собором Св.Дуяма (или Домния - VII век), интерьер которого со временем был обогащён созданием алтаря Св.Сташа (или Анастасия, 1448г., Юрай Далматинец). Рядом с собором была в ХIII-ХVII веках воздвигнута колокольня, ставшая новой высотной доминантой всего ансамбля, а храм Юпитера был перестроен в баптистерий. В настоящее время эти объекты используются по их прямому назначению как объекты музейного показа и места проведения массовых мероприятий.

Северная половина территории дворца, за поперечной улицей, изначально была жилой и хозяйственной для императорской свиты, дворцовой челяди и охраны. В Средние века именно она, прежде всего, подошла для жилого назначения и была наполнена множеством домов самой разной величины и богатства оформления. Среди них было и несколько дворцов местной знати и богачей (Ивеллио, Папалича, Циндио). Сейчас жилая функция этой территории сохраняется, но поставлена под строгий контроль в части охраны сложившегося архитектурного облика. В крупных зданиях располагаются музеи.

Планировка и застройка западной «вне-дворцовой» части средневекового ядра Сплита сложились в IХ-ХVII веках достаточно стихийно, то есть, подчиняясь сиюминутным функциональным потребностям и соответствуя сложившимся обычаям. От стен этой части города, которые также имели свободный план, «срезая углы» по сравнению с современным регулярным периметром, почти ничего не сохранилось, за исключением выходящих к набережной остатков венецианской цитадели с величественной цилиндрической главной башней.

Три площади в этой части города, в том числе, главная - Народны Трг, также имеют свободную конфигурацию. На них расположены основные здания-памятники – старая ратуша, церкви ХI-ХVII вв. (Св.Троицы, Св.Николы, Св. Доминика, Св. Рока). дворцы местной знати (Папалича, Карачича, Камбио, князей о-ва Корчула и др.). Сочетание в непосредственном соседстве друг с другом двух кардинально различных типов средневековой планировки и застройки представляет уникальную особенность культурного наследия исторического комплекса Сплита.

Со Сплитом были связаны многие выдающиеся деятели политики, науки и искусства Хорватии (Петр Гекторович, Марк Марулич, Лука Богич, Владимир Назор и др.). В городе особенно гордятся связью с ним великого скульптора ХХ века Ивана Мештровича. У подножья горы Марьян, на набережной, находится его дом-музей с галереей скульптуры (это всего один из 10 музеев города). А совсем рядом с историческим центром, на примыкающем к Старому городу бульваре, находится созданный Мештровичем выразительный монумент Григура Нинского – епископа, отстаивавшего на заре хорватской государственности славянскую самобытность и использование национального языка в церковной службе.

Культурная жизнь Сплита весьма активна. Летом в городе проходят музыкальные фестивали, круглый год организуются выставки, проводятся научные конференции. И вся атмосфера в историческом центре города, в старых кварталах, на набережной Городской бухты, на склонах горы Марьян, во дворце Диоклетиана отличается праздничностью, имеет явный средиземноморский характер как бы «вечного курорта».

Так, специфично для Сплита, что каждый вечер на Народной площади собирается «весь город». Сотни людей буквально переполняют её, стоят группами, приветствуют друг друга, обсуждают городские новости. Однако минует установленное время (всего лишь час, или даже меньше) – и площадь, как по волшебству, вновь почти пуста, а город уже готовится к следующему трудовому дню, ведь Сплит в своей основе все же не курорт.

Ист.: Сплит. Текст: Юре Каштелан. Београд, 1964.
Комелова Г.Н., Уханова И.Н. Сплит, Дубровник. Л. «Искусство», 1975. С. 12-111.
Split. History. Culture. Art Heritage. Ed. Travikka A. Zadar. 2000.
Cultural Heritage. Central Dalmatia. // Split and Dalmatia Country Tourist Board. Text and Ed. Babić I. Split, 2001 (?).
Split. Ed. Matošič V. // Tourist Board of Split. Split, 2005 (?).

Транспортная доступность

Международный аэропорт Каштела находится в 20 км к северо-западу от центра города. Сюда имеются прямые регулярные рейсы самолетов из столицы страны Загреба (несколько раз в день, около одного часа в пути), Дубровника (35 минут), некоторых других городов Хорватии, десятка основных международных аэропортов Европы. Осуществляются также чартерные полеты для доставки туристов на морские курорты.

Железнодорожный вокзал вблизи восточного берега Городской бухты, рядом с автовокзалом, морским вокзалом, в непосредственной близости Старого города. Сообщение дневными и ночными поездами (через Книн, Карловац) с Загребом, куда приходят международные экспрессы из ряда стран Европы.

Морской вокзал на юго-восточном берегу Городской бухты, рядом с железнодорожным и автобусным, недалеко от Старого города. Пассажирское сообщение по Адриатической каботажной линии Дубровник – Риека, паромным линиям Сплит – Анкона и Сплит – Пескара, а также с близлежащими островами Адриатики – Брач, Хвар и др., входящими в Сплитско-Далматинскую жупанию.

Автобусный вокзал рядом с железнодорожным, менее чем в 1 км к юго-востоку от Старого города. Пассажирское сообщение по трансадриатической магистрали Хорватии, с поселениями на побережье, в удалённых от моря частях Сплитско-Далматинской жупании, а также с Загребом и основными городами Хорватии, близлежащими городами, Боснии и Герцеговины (Ливнр, Бугойно и др.).

Трогир

Номинация № 810 Включение – 1997г. Критерии II, IV
«Исторический город Трогир».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Трогир – это замечательный пример преемственного развития города. Прямоугольная сеть улиц его древнего центра, расположенного на острове, возникла еще в эллинистический период. Последующими правителями город был украшен многими прекрасными общественными и жилыми зданиями и укреплениями. Его красивые романские церкви дополнены выдающимися зданиями в стиле Возрождения и барокко венецианского периода».

Трогир – Trogir (итал. – Трау, греч. – Трагурион, лат. - Трагуриум) малый город на побережье Адриатики (Ядрана) Республики Хорватской, в Сплитско-Далматинской жупании, расположен на берегах неширокого Трогирского канала (пролива), отделяющего материк от острова Чиово (Буа) и соединяющего между собой два залива - Каштеланский и Салдун, большого Сплитского канала (пролива) Адриатического моря, в 27 км на запад от Сплита и в 44 км на юго-восток от Шибеника. Трогир - местный центр виноделия, рыболовства, торговли, туризма; его современное население – 10 тыс. человек. Географические координаты города - 43,5° с.ш. и 16,3° в.д.

Историческая часть города находится на небольшом островке в проливе и соединяется одним мостом с материковой частью и новым центром города (через узкий канал шириной не более 20 м), а другим, имеющим подъемный пролет, - с кварталами на острове Чиово (через основной пролив, шириной в этом месте всего около 100 м). Размеры островка, в форме неправильного прямоугольника, несколько вытянутого вдоль пролива, составляют порядка 430 на 200 м, а площадь – около 8,2 га. Рельеф территории островка – плоский, возвышение над уровнем моря – не более 1-2 м.

Трогир относится к древнейшим городам Далмации. Еще в IV-III вв. до н.э. древние греки основали свою колонию Трагурион на удобном для поселения, судоходства и обороны островке в проливе, хорошо защищённом от штормов Адриатики большим островом Чиово. В дальнейшем город вошёл в состав древнеримского государства и далее испытывал те же превратности судьбы, что и его более крупные соседи: сначала – Салона, а затем – Сплит.

В VIII в., когда Салона уже лежала в развалинах, а Сплит ещё только начинал формироваться как город, в Трогире была основана епархия. Во время соперничества Византийской империи, Венгерско-Хорватского королевства и Венецианской республики за овладение Далмацией, город несколько раз переходил из рук в руки, сохраняя, впрочем, значительную автономию и даже имея в ХIII-ХIV вв. своих князей. Затем, в 1420-1797 гг. он был под полной властью Венеции.

С античных времен Трогир унаследовал остатки эллинистической регулярной планировки в восточной части острова, где расположены его самые старые и значительные здания, включая знаменитый кафедральный собор. На остальной части острова, на его западе, сохранились более свободная планировка и застройка времен Возрождения.

От окружающих в старину исторический город укреплений остались лишь небольшие фрагменты стены, оказавшиеся встроенными в застройку набережной, а также построенные венецианцами в ХV в. крепость Камерленга в юго-западном углу острова и цилиндрическая крепостная башня Св.Марка.в северо-западном его углу. Не помогает сохранению исторического облика старой части Трогира футбольное поле с трибунами, устроенное на западной оконечности и занимающее весь промежуток между этими крепостью и башней.

На севере острова между застройкой и каналом, отделяющим остров от материка, на территории, образовавшейся за счет засыпки большей части этого канала, был разбит городской парк, получивший линейную структуру.

Плотная средневековая застройка исторической части Трогира имеет выразительный силуэт, формируемый множеством возвышающихся над средним уровнем крыш жилых домов башен и колоколен. В гущу застройки вкраплены основные памятники города: Ратуша и Часовая башня (ХV в.), Доминиканский и Бенедиктинский монастыри (Х-ХVI вв.), церкви Св.Варвары и Св.Иоанна Крестителя (IХ-ХIII вв.), дворцы и богатые дома (Бериславича, Чипико и др. – ХV-ХVI вв.).

Однако наиболее значительным памятником Трогира – своего рода символом всей его исторической части, остается Кафедральный собор Св.Лавро (или Лаврентия). Он был начат строительством и получил свои основные черты в ХIII в., когда, в частности, была создана его, пожалуй, самая знаменитая достопримечательность, своеобразная визитная карточка города – богато украшенный романской скульптурой западный портал (мастер Радован). Собор продолжал украшаться вплоть до ХV в., получив колокольню, баптистерий, капеллу Ивана Блаженного (Джованни Орсини) – епископа и святого покровителя города, с великолепным рядом фигур святых (скульпторы Никола Флорентинец и Андриа Алеши), резные деревянные двери (скульптор Судиславич).

Трогир, вообще, славился своими скульпторами – резчиками по камню. Кроме упомянутых, большую известность в Италии и Венгрии в конце ХV – начале ХVI вв. имел уроженец этого города Иван Далматинец (Дукнович).

Ист.: Babić I. and oth. Trogir. Trogir’s Cultural Tresure, Zagreb, 1990.
Cultural Heritage. Central Dalmatia. // Split and Dalmatia Country Tourist Board. Text and Ed. Babić I. Split, 2001 (?).
Riviera Trogir // Travel Agency “Portal”. Trogir, 2006.

Транспортная доступность

Находящийся вблизи Сплита и связанный с ним интенсивным автобусным сообщением, Трогир, имеет практически такую же, как Сплит доступность из других районов Хорватии и извне страны. При этом, международный аэропорт Сплита - Каштела находится всего в 7 км к северо-востоку от Трогира.

Город также имеет автобусное сообщение с Шибеником (по двум дорогам) и с близлежащими поселениями на материковом побережье и на острове Чиово.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.