Черногория

Черногория – на данный момент независимое государство. Вплоть до 2003г. входила вместе с Сербией в федеративное двухчастное государство, ещё именовавшееся Югославией, будучи последним остатком распавшейся в 1991г. Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). Бывшая «большая» Югославия присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия одной из первых в Европе, и её первые объекты наследия были включены в Список Всемирного наследия уже в 1979г.

Среди этих объектов был и расположенный во входящей тогда в Югославию Социалистической Республике Черногории город Котор с его окружением. Сейчас, в начале ХХI в. - это один из четырёх объектов Всемирного наследия, которыми обладает Сербия и Черногория.

Градостроительное наследие этого государства достаточно богато, но весьма разнородно, что связано с различными историческими судьбами отдельных частей его территории, попадавших на длительное время то в состав одних государств, то в сферу влияния других. Здесь прослеживаются культурные следы и воздействия Древней Греции и Древнего Рима, Византии, феодальных Сербии (Рашки) и Черногории (Зеты), Венецианской республики, Оттоманской империи, Австро-Венгрии.

Находясь как раз на том месте, где в своё время проходила граница, разделявшая западную и восточную части Римской империи, территория Сербии и Черногории стала зоной соприкосновения зародившихся в этих частях империи, соответственно, католической и православной традиций. А затем за контроль над Адриатическим побережьем здесь более 400 лет с переменным успехом боролись Венецианская республика и Оттоманская империя.

Так, в частности, город Всемирного наследия Котор, находящийся на черногорской части этого побережья - Ядрана, имеет в своей истории и культурном развитии много общего с другими районами этого побережья на территории современных Хорватии, Албании и даже области Апулия в южной Италии - «на том берегу».

Лит.: Югославия вчера и сегодня. Гл. ред. Томашевич Н. Белград, ок. 1965. Разделы: Зодчество и архитектура, Художественное наследие, Город.
Черногория. Побережье. // The National Tourism Organization of Montenegro. Podgorica, 2003 (?).
Черногория. Слово за слово // Национальная Туристическая Организация Черногории. Подгорица, 2003 (?).

Котор

Номинация № 125, Включение – 1979г. Критерии – I, II, III, IV
«Природный и культурно-исторический район Котор».

Краткая характеристика Комитета ВН: «В Средние века эта естественная гавань на Адриатическом побережье в Черногории была важным художественным и торговым центром со своими известными школами каменщиков и иконописцев. Множество памятников (включая четыре романские церкви и городские стены) было серьезно повреждено при землетрясении 1979 г., но город был восстановлен, в значительной степени с помощью ЮНЕСКО».

Котор – Kotor (итал. – Каттаро, Сattaro) – город на черногорском побережье Адриатики (Ядрана), расположенный в наиболее удалённой от открытого моря части уникального залива-фьорда Бока Которская - Которском заливе, у подножья хребта Ловчен (высоты до 1749м над уровнем моря), всего в 27 км от исторической столицы Черногории – Цетине, находящейся по другую сторону этого хребта, в 81 км от её столицы Подгорицы, и в 555 км (через Подгорицу) от столицы Сербии Белграда, в 51 км от границы с Хорватией (от Котора 91 км до города Всемирного наследия Дубровника) и в 106 км от границы с Албанией, на 42,5° с.ш. и 18,8° в.д.

Котор в настоящее время – это центр туризма и отдыха, местный торговый центр, место строительства небольших судов и рыболовства. Население города – 23 тыс. жителей. В районе Котора, на берегах Которского залива и всей Боки Которской находится ещё несколько небольших городов – туристических центров и мест концентрации культурного наследия: Причань, Пераст, Рисан, Херцегнови, Тиват и др. Первые три из них и ряд сёл входят в состав Которской общины (муниципии) и в территорию объекта Всемирного наследия, составляющую 12 тыс. га (в том числе около 20% - акватория).

Бока Которская – залив с очень сложной конфигурацией берегов, имеющих общую протяжённость 106 км, а глубина «вхождения» залива в материк составляет в наиболее удалённой от открытого моря точке 33 км. Залив состоит из двух плёсов, внешнего и внутреннего, соединяющихся друг с другом; а внешний плёс – ещё и с открытым морем длинными узкими проливами.

Эта великолепная бухта, а также окружающие залив горы – отроги Ловчена и Орьена, обеспечивали хорошую защиту и от непогоды, и от вражеских нападений. В результате район, прилегающий к Боке Которской, издревле стал местом расселения человека, поддерживавшего своё существование разведением садов и виноградников, рыболовством и морской торговлей.

Район видел и иллирийцев, и древнегреческих колонистов, и древнеримских воинов. В античные времена его главным городским поселением являлся Рисан, где по преданиям в III в. до н.э. была столица сильного Иллирийского государства и его легендарной царицы Теуты. Затем около 200 лет длились войны с Древним Римом, который в 167г. до н.э. всёже сокрушил иллирийцев и присоединил их земли. В 9 г. н.э. они вошли в состав провинции Далмация. И при римлянах Рисан (или Юлиум-Ризинум) активно развивался, о чём сохранились значительные археологические свидетельства. Котор (в древности Акурион, Акрувиум, а позже - Декатарум, Декатерон, Катера) также упоминался в исторических источниках, но был менее значительным поселением.

После ликвидации Западно-Римской империи район Боки Которской вошёл в состав Византии, относясь к феме Верхняя Далмация, а с VII в. стал местом проникновения и расселения славянских племен. С IX в. Котор упоминается в качестве города и занимает ведущее положение в районе залива. В 1186г., когда позиции Византии на Адриатическом побережье резко ослабли, Котор, вместе со всем этим районом, вошел в состав растущего Сербского государства Неманчичей, оставаясь его главным портом, королевским городом и культурным центром (пользуясь при этом значительной автономией) вплоть до сокрушительного поражения сербов от турок в 1371г.

Конец XIV – начало XV вв. были временем соперничества за овладение районом Боки Которской между венецианцами, венграми и недолговечным королевством Босния. Затем в дело вмешались турки, владения которых в XVI – XVII вв. стали доходить почти до Котора. Однако сам Котор с ближайшим окружением, оказавшись в 1420г. под властью венецианской Республики Св.Марка, оставался в таком положении до её уничтожения французами в 1797г., а по завершении наполеоновских войн район вошёл (и до 1918г. оставался) в состав Австро-Венгерской монархии. Затем он вошёл в созданную после Первой мировой войны Югославию, в годы Второй мировой войны был под итальянской (и затем немецкой) оккупацией, а в послевоенные годы существования федеративной Югославии относился к входящей в её состав Социалистической Республике Черногория. Сейчас – это важный центр туризма и отдыха Республики Черногория.

В районе Котора все застроенные территории исторически размещались вдоль берегов Боки Которской, на узкой полосе между водами её Которского залива и крутыми склонами гор. Небольшие расширения этой застроенной полосы приходятся на места выхода к заливу долин впадающих в него малых рек. На одном из таких расширений, при впадении в залив реки Шкурда, возник и развился город Котор.

Старая часть города занимает относительно пологий участок территории, имеющий треугольную форму, между берегом залива, левым берегом реки Шкурда и подножьем крутого горного склона. Размер участка – около 500м вдоль берега залива и 300м в глубину, а площадь порядка 7,5 га.

Венецианцы, начиная с 1420г., начали строить и вплоть до XVIII в. поддерживали и усиливали крепостную стену, защищавшую город со стороны залива и реки. А с востока, со стороны хребта Ловчен, стена поднимается высоко по незастроенному крутому склону, завершаясь бастионом Св.Ивана, находящемся на небольшом горном выступе, на высоте около 250м выше города. Общая длина крепостной стены Котора составляет порядка 1800м, она имеет около 12 башен и фортов, а также трое ворот – Морские, выходящие к берегу залива; Речные, или Северные, за которыми находится старый мост через реку Шкурда; и Южные, ведущие на прибрежную дорогу в соседние с Котором поселения Доброта и Причань.

Между стеной Старого Котора и берегом залива, на насыпной территории, проходит к новому мосту через реку автомобильная дорога и расположена стоянка для туристических автобусов и иного транспорта. А на другом берегу реки располагается более современная застройка Котора конца XIX – XX вв.

Планировка старой части города внутри стен типично средневековая, нерегулярная. Узкие извилистые улочки соединяют между собой ворота и 12 крохотных площадей перед зданиями церквей. Чуть большая, чем другие, площадь расположена прямо за стеной, рядом с Морскими воротами. Это площадь Оружия, названная так по расположенному на ней зданию венецианского арсенала.

Количество церквей на небольшой территории Старого города достигает нескольких десятков и многие из них весьма древние. Прежде всего, это церковь, или собор, Св.Трипуна (Св.Трифона – 809-1166 гг. с некоторыми позднейшими изменениями), церкви Св.Луки и Св.Марии (обе – XII в.), Св.Павла и Св.Анны (обе – XIII в.), Св.Венеранда и Св.Катарины (обе - XIV – XV вв.), Госпа од Шкрпела и др.

В Старом городе также много дворцовых зданий XV – XVIII вв., принадлежавших местной знати – семей Бисанти, Драго, Пима, Бескуча, Буча и др. В одном из них сейчас размещается Поморский музей, хранящий и демонстрирующий достопримечательности, связанные с судостроением и мореходством в Боке Которской, которая была знаменита своими «бокельскими моряками».

Есть выдающиеся исторические здания и вне Старого города, в предместье Шкаляра (церковь Св.Дуяма – XII в.), в рядом расположенном городке Доброта, входившем до 1704г. в состав Котора.

Район Боки Которской характерен высокой сейсмичностью. Здесь часты землетрясения, и некоторые из них вызывают большие жертвы и приносят катастрофические разрушения. Так, очень сильными были землетрясения 1667 и 1896 гг. А в 1979г. при мощнейшем землетрясении с многочисленными человеческими жертвами из 592 исторических зданий Котора, находящихся под охраной, 69 были полностью разрушены, и много сотен полуразрушены или частично повреждены. За прошедшие после этого годы были произведены большие восстановительные работа при поддержке международных фондов и ЮНЕСКО.

В 1992-95 гг. Центром по градостроительному проектированию был разработан комплексный план развития муниципии Котор, предусматривающий сохранение и активное использование всего культурного и природного богатства на её территории. В её границах выделены три макро-зоны: прибрежья Которского залива с самим историческим городом Котором, высокогорья, где намечено создание нового национального парка Орьен, и территорий, выходящих к открытому морю к югу от Котора, рядом с международным аэропортом в Тивате, где будут развиваться курортные поселки, сельскохозяйственное и промышленное производство. Развитие района Котора рассматривается, как органичная часть сбалансированного развития всего региона Черногорского побережья Адриатического моря.

Ист.:Svjetska baština u Jugoslaviji. UNESCO, Prirodne i kulturne znamenitisti. Ljubljana – Zagreb, 1990.
Regional Plan for Kotor Municipality. “YU Urban Management & Development” (1992) P.4-7.

Транспортная доступность

Международный аэропорт находится рядом с городом Тиват, практически на границе территории Которской муниципии, менее чем в 10 км от Старого города в Которе. Аэропорт обслуживает в основном чартерные рейсы самолетов из многих городов Европы, в том числе, и из России.

Морской порт Котора обслуживает пассажирские линии, связывающие его с другими местами Черногорского прибрежья Ядрана, с итальянскими портами Бари, Бриндизи и с греческой Керкирой (остров Корфу).

Автобусный вокзал обслуживает маршруты, связывающие Котор с городами Черногории и Сербии. Имеются экскурсионные автобусные связи с Дубровником (Хорватия). Ближайшая железнодорожная станция Подгорица на линии Белград – Подгорица – Бар находится в 80 км от Котора.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.