Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

(№ 657 Критерии: II, IV 5 компонентов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад – город Московской области, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы, и имеющий в настоящее время население около 115 тыс. чел. Он возник в конце ХIV - начале ХV вв., и получил развитие, как группа монастырских сел и слобод, при наиболее известном и почитаемом монастыре России – Троице-Сергиевом, который на протяжении нескольких веков играл большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни страны. Это нашло отражение в придании монастырю в 1744 г. статуса Лавры – одной из трех на территории Российской империи. Троице-Сергиева Лавра является комплексным памятником архитектуры мирового значения, с 1993 г. включённым в Список Всемирного наследия. А монастырские села и слободы, слились в начале XVIII в. в единый посад, преобразованный в 1782 г. в уездный город Московской губернии.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в 1335 г. в глухих подмосковных лесах, как обитель отшельника, вошедшего затем в историю России под именем преподобного Сергия Радонежского. В 1337 г. пустынь стала монастырем, в котором Сергий принял постриг и вскоре стал игуменом. В XV–XVI вв. монастырь стал большим и влиятельным. Расположение на важной стратегической дороге, ведущей на русский Север, способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Монастырь также становится и до середины XVIII в. остается крупнейшим феодалом-землевладельцем.

С Троице-Сергиевым монастырем связаны такие исторические события, как благословение преподобным Сергием московского князя Дмитрия Донского на защиту русских земель от нашествия войска Мамая - в 1380 г., сожжение монастыря ханом Едигеем - в 1408 г., пленение великого князя Василия II Темного в ходе феодальной войны середины ХV в., героическая защита монастыря во время его многомесячной осады польско-литовскими интервентами в разгар Смуты – в 1608 г., регулярные выезды русских царей династии Романовых и царского двора в Троицу на богомолье - в XVII в. и позднее, укрытие в Троице молодого Петра I и его победа здесь в противоборстве с царевной Софьей - в 1689 г. Значительными событиями в истории монастыря стали открытие здесь в 1742 г. Троицкой лаврской семинарии и перевод сюда в 1814 г. Московской Духовной академии.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Старейшее каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422-1423 гг. над местом погребения Св. Сергия Радонежского, вместо прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору черты, характерные для ранней московской архитектуры. Этот четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были привлечены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу» (1411 г. или 1425-27 гг.), которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно повреждены. Ко второй половине XV в. относится строительство в монастыре второй каменной церкви – Духовской.

А во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился огромным Успенским собором, а также каменными крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан внутри ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. сюда перенесли и захоронили под западной папертью останки русского царя Бориса Годунова, а также его вдовы и наследовавшего ему сына - царя Федора II, убиенных в 1605 г. перед воцарением Лжедимитрия I. После сноса этой паперти при перестройке собора над захоронениями Годуновых рядом с его стеной было возведена отдельная каменная палатка-усыпальница.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно перестраивали, постепенно увеличивая высоту и толщину; но свой современный вид они приобрели в основном во второй половине XVII в. Их общая протяженность достигает 1120 м, при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Св. Зосимы и Савватия (1635-1638 гг.), надвратная церковь Св. Иоанна Предтечи (1699 г.) и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в Лавре (1692-1699 гг., в начале XIХ в. передан Духовной академии). Это также замечательная трапезная церковь Св. Сергия (1686-1692 гг.), большой зал которой – крупнейший в то время в России, мог использоваться для праздничных трапез братии и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Это здание, поражающее исключительным богатством убранства своих фасадов, является прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. в монастыре появилась изящная пятиярусная колокольня, строительство которой начал в 1740 г. арх. И.Ф. Мичурин, а завершил лишь 30 лет спустя выдающийся московский зодчий Д.В. Ухтомский. Белая 88 метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий его композиции логическую завершенность.

В 1919 г. монастырь и находящиеся на его территории духовные школы закрываются, и в апреле 1920 г., в соответствии с декретом Совнаркома «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», комплекс монастыря становится музеем. В 1940 г. музей объявляется архитектурным заповедником; сейчас это – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет сохраняющееся в музее уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Вместе с тем, с 1946 г. в стенах Лавры вновь действует мужской монастырь, а с 1949 г. – и Московская православная духовная академия и семинария.

Комплекс объектов Троице-Сергиевой лавры впервые был поставлен на государственную охрану в 1947 г. В последующие годы была разработана и выполнена под руководством арх. В.И. Балдина программа комплексной реставрации всего архитектурного ансамбля.

При включении в 1993 г. ансамбля памятников монастыря в Список Всемирного наследия в его состав вошли все здания и сооружения, находящиеся в стенах Лавры, сами стены и башни, а также расположенные вне этих стен 5 памятников архитектуры: Пятницкая и Введенская церкви, часовни - над Пятницким колодцем и Красногорская, а также Конный двор (строение 1790 г., надстроенное в 1904 г. вторым этажом). При уточнении в 2011 г. границ объекта Всемирного наследия в его территорию вошли еще два памятника, находящихся за стенами Лавры: здание Патриаршего полиграфического центра (т.н. «Переходной корпус» быв. Больничных палат над речкой Кончурой) и Пафнутьев сад.

В начале 2010-х гг., в соответствии с принятым законом о передаче Русской Православной Церкви имущества религиозного назначения, наместник Троице-Сергиевой Лавры был назначен также директором музея-заповедника. Из его состава в стенах монастыря осталось хранилище лаврских сокровищ – музей «Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIХ вв.» и экспозиция в Настоятельском корпусе. Другие же экспозиции музея-заповедника теперь размещаются за стенами Лавры в Музейном комплексе «Конный двор» и в ряде других зданий, расположенных в центре города.

Доп.: В 2010-е гг. разработан проект зон охраны ансамбля монастыря, являющегося объектом Всемирного наследия; в центре исторического города ведется проектирование нового здания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника в связи с его выносом с территории ансамбля монастыря, переданного полностью Русской Православной Церкви.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.