Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

(№ 1097 Критерии: I,IV,VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2004

В 1524 г. в нескольких километрах на юго-запад от границ Москвы того времени, в большой излучине Москвы-реки, на лугах напротив известного тогда Сетуньского брода – традиционного места переправы по дороге из Москвы, как на запад – в Смоленск и «в поляки», так и на юг – в Тулу и Крым, по приказу великого князя Василия III был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Такое название он получил, как новый - по отношению к уже существующему несколько ближе к городу, на Девичьем поле, Саввину монастырю, и по размещенной в нем величайшей православной святыне – иконе Смоленской Божией Матери, возвращенной в Москву после освобождения в 1514 г. Смоленска от поляков. Ей был посвящен возведенный в Новодевичьем монастыре в 1523-1525 гг. Смоленский собор.

На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно пострижена в монахини и заключена в монастырь, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г. французы, овладевшие Москвой, разместили в монастыре свои штабы и склады, и даже перед уходом из Москвы готовили взрыв всех его построек, счастливо предотвращенный одной из монахинь.

В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

К сожалению, в 1930-е годы – во время гонений на религию и «выборочного» отношения к истории – некрополь монастыря, насчитывавший около трех тысяч захоронений, был почти полностью уничтожен, с оставлением всего около 100 памятников - только «тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также видных деятелей науки, литературы и искусства». В результате, здесь все же сохраняются семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И. Лажечникова, генерала А.А. Брусилова и др.

В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло «Новое кладбище», ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей по официальному признанию самой элитной части современного российского общества.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в. возведением каменного Смоленского собора, был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Этот ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался существенным перестройкам и реконструктивному вмешательству, в нем отсутствуют воссозданные здания и сооружения, ведутся только ограниченные реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью, играя важную роль в планировке и застройке этого исторического района Москвы.

Это уникальное произведение древнерусского зодчества было выстроено в основном в конце XVII в. в едином стиле, получившем название «московское барокко». Его отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления (любопытно, что это воплощение приходится в основном на годы временного правления Россией царевной Софьей – 1682-1689 гг.).

Однако, центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая постройка в монастыре (1524-1525 гг.) – величественная, несколько суровая, воздвигнутая из кирпича, и лишь с немногими деталями из белого камня, представляет архитектуру более раннего периода строительства в России – периода, когда воздвигались т.н. «большие московские соборы», по типу Успенского собора в Московском Кремле, в качестве проводников идеологии формирования централизованного русского государства. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю – с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций. А к стилю «московского барокко» в соборе относится лишь более поздний иконостас (1683-1686 гг.) – пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший и полностью сохранившийся образец сооружений подобного типа в православных церквях и соборах.

Монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683-1690 гг., сложена из кирпича, имеет пять ярусов, и отличается живописным фасадом, также имеющим разнообразные белокаменные детали. Ярусы, перекрытые сводами, соединены между собой встроенными внутрь каменных стен лестницами, при этом первый ярус подразделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой простыми деревянными лестницами-трапами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль достопримечательности этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни и др. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на окраине Москвы того времени, Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены монастыря с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг., вместо более старых, также каменных, относящихся к времени царствования Бориса Годунова. Монастырская ограда, окружает территорию площадью 5,3 га, имеющую в плане форму прямоугольника. Но его северный угол значительно срезан, с выходом образованного при этом протяженного диагонального прясла стены к большому пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, на южной и северной параллельных сторонах – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей, сначала – «Времени царевны Софьи и стрелецких бунтовщиков», затем – «Раскрепощенных женщин», и, наконец – просто «Новодевичий монастырь», в 1934 г. переданный, на правах филиала, в Государственный Исторический музей.

До 2010 г. монастырский ансамбль, как филиал музея, считался имеющим статус: «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.), он является памятником истории и культуры федерального значения (с 1995 г.); а с 2004 г. – и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В нем неоднократно производились обширные реставрационные работы, в том числе, по восстановлению повреждений, нанесенных некоторым сооружениям ураганом, пронесшимся над Москвой в начале 2000-х гг. (колокольня, кресты на куполах собора).

Однако монастырь постепенно возвращается к религиозной жизни. Так, еще в 1940-х гг. в Успенской трапезной церкви монастыря были восстановлены религиозные службы, а с 1950-х гг. в одном из зданий была размещена резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских – вторых лиц в иерархии Русской Православной церкви. В 1994 г. возобновляется монашеская жизнь в возрожденном женском Новодевичьем Богородице-Смоленском монастыре. А в 2010 г., в соответствии с законом о передаче РПЦ имущества религиозного назначения, в ее ведение возвращен весь монастырский комплекс зданий и сооружений. При этом на основе музейных объектов и богатейших коллекций Новодевичьего монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной церкви, на который сейчас возложены обязанности по контролю за состоянием объекта Всемирного наследия.

Доп.: В мае 2013 г. ансамбль Новодевичьего монастыря был «возвращен» в число особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, уже не как филиал Исторического музея, а как отдельный комплекс, переданный (возвращенный) Русской Православной Церкви.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.