Узбекистан

Ичан-Кала (Внутренняя крепость), город Хива

(№ 543 Критерии: III, IV, V)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1990

Этот древний город был заложен еще в начале новой эры, и получил свое название от старинного колодца Хейвак. Долгое время город так и назывался, и только в XVIII в. он приобрел современное имя – Хива.

В течение многих столетий Хива оставалась небольшим поселением в Хорезмском оазисе на левом берегу Амударьи. Начиная с IV в., Хива, как составная часть этого оазиса, входила в состав обширного Персидского государства. В 712 г. она была захвачена арабами, в ХI в. – сельджуками-хорезмшахами, в 1221 г. – монголами, а в 1388 г. – эмиром Тимуром. Однако с XVI в., после распада единого узбекского государства Шейбанидов, Хива начинает играть в истории Средней Азии очень видную роль. Именно в этот период город становится столицей Хивинского ханства. Позже Хива испытает множество потрясений, связанных с междоусобными феодальными войнами узбекских ханов и набегами кочевников-туркмен и казахов. Большой урон Хиве нанесет и вторжение персидского Надир-шаха в середине XVIII в. Новый подъем Хивинского ханства придется на конец XVIII–XIX вв. В 1873 г. Хива переходит под протекторат Российской империи, причем Хивинское ханство просуществует еще до 1920 г.

В исторической части Хивы выделяется две части – Внутренний и Внешний город. Наиболее интересен Внутренний укрепленный город – Ичан-Кала, или шахристан, который занимает территорию около 30 га и имеет в плане прямоугольную форму. Именно здесь концентрируются старейшие из сохранившихся до наших дней архитектурных памятников Хивы – Джума-мечеть, мавзолеи Сеид Аллауддина и Пахлаван Махмуда, несколько замечательных медресе, минарет Ислам-Ходжа высотой 45 м, ханский дворец Таш-Хаули. Огромную ценность представляют мощные крепостные стены, окружающие Внутренний город, высотой около 10 м, с башнями и укрепленными воротами, а также цитадель Куня-Арк. Не менее важной достопримечательностью Ичан-Калы является собственно её планировка, сохранившая типичную для старых восточных городов сложную сеть небольших улочек и тупиков. Что же касается Внешнего города (Дишан-Кала), то это пояс жилых кварталов, сложившихся вокруг Ичан-Калы, который ранее был также обнесен крепостной стеной.

Основная часть памятников Хивы была построена в XVIII–XIX вв., т.е. относительно недавно (особенно по сравнению с действительно древними сооружениями, которые сохранились, к примеру, в Бухаре, Самарканде и Шахрисабзе). В это время в Хорезмском оазисе сложился своеобразный архитектурный стиль, для которого было характерно широкое применение майоликовой облицовки, резьба по дереву, мрамору и алебастровой штукатурке. Благодаря этому многие здания Хивы отличаются затейливым орнаментом, который покрывает их колонны, арки, стены, своды, двери. Ярким примером такого рода творений может служить медресе Мухаммед-Амин-хана. Характерной чертой многих сооружений является облицовка куполов на башнях голубыми изразцами, цвет которых растворяется в синеве неба.

В целом единый и неповторимый ансамбль Ичан-Калы, дающий яркое представление о восточном городе XVIII-XIX вв., включает 60 ценных архитектурных памятников и около 400 традиционных жилых домов и других бытовых построек. С 1969 г. Ичан-Кала имеет статус историко-архитектурного заповедника, а с 1990 г. эта средневековая крепость объявляется объектом Всемирного культурного наследия.

Исторический центр города Бухара

(№ 602bis Критерии: II, IV, VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1993

Археологические находки, которые позволяют предположить существование постоянного поселения на месте современной Бухары, относятся еще к середине 1-го тысячелетия до н.э. Однако надежные сведения о формировании здесь города датируются гораздо более поздним временем – VI-VII вв.

После завоевания Бухары арабами в 709 г. начинается период бурных исторических перемен и быстрого развития города. В IX–X вв. Бухара становится столицей обширного государства Саманидов и, одновременно, центром развития науки и искусства. В Бухаре работал над своей знаменитой поэмой «Шахнаме» Фирдоуси, здесь начинал свою деятельность великий Авиценна (Ибн-Сина). Город привлекал лучших ученых того времени, поэтов и живописцев. Как считают многие, именно в Бухаре родился Ходжа Насреддин – герой многочисленных народных преданий и литературных произведений.

Начиная с XI в., Бухара неоднократно переходит от одних завоевателей к другим. Утратив положение столицы, она оказывается под властью сначала тюркских Илек-ханов, затем кочевников-караханидов. В 1220 г., во время захвата Чингисханом, город пострадал от сильного пожара. В 1370 г. Бухара перешла под власть Тимура.

Очередной этап расцвета Бухары относится к началу XVI в. и связан он с завоеванием города кочевниками-узбеками из рода Шейбанидов. Бухара вновь становится столицей и существует в этом качестве вплоть до середины XVIII в., одновременно являясь важным торговым и культурным центром Средней Азии, лежащим на Великом Шелковом пути, по которому осуществлялась караванная торговля между Европой и Азией. Бухара поддерживала тесные связи с Индией, Ираном, Китаем, Аравией.

Позже, оставаясь столицей ханства, а потом эмирата, город опять начинает приходить в упадок, что обусловлено перемещением торговых путей, а также частыми нападениями кочевников и персидских шахов. В 1868 г. Бухара входит в состав Российской империи на правах вассального эмирата.

Одно из важных качеств Бухары, определивших уникальность и высокую степень сохранности ее памятников – развитие города в пределах ограниченной территории в течение нескольких веков. Благодаря этому в Бухаре сложилась и сохранилась до наших дней характерная для среднеазиатского города система застройки, включающая как типичные жилые помещения, так и выдающиеся памятники зодчества. На территории города-музея Бухары находится ныне почти 150 историко-архитектурных памятников, отражающих ее историю на протяжении 15 столетий. Среди них более 20 мечетей, около 30 духовных училищ (медресе), а также мавзолеи, караван-сараи, ханаки и т.д. Одна из ярких достопримечательностей этого города – крытые торговые уличные перекрестки.

Самый древний памятник Бухары – это крепость-цитадель Арк, строительство которой относится к раннефеодальному периоду V–VII вв. От эпохи Саманидов (IX-X вв.) до нас дошел мавзолей Исмаила Самани – одно из классических произведений среднеазиатской архитектуры. Высокий художественный эффект оформления фасадов мавзолея был достигнут благодаря применению обожженного кирпича и технологии комбинированной кладки.

К периоду расцвета монументального зодчества (XII в.) относится возникновение в самом центре Бухары замечательного ансамбля – площади Пои-Калян со старинной мечетью (перестроена в начале XVI в.) и гигантским минаретом Калян, вздымающимся ввысь более чем на 45 м и имеющим диаметр у основания почти 10 м. В средние века этот минарет, покрытый красивейшим рельефным узором из обожженных керамических плиток, носил название «Башни смерти»: отсюда сбрасывали вниз приговоренных к смерти узников. Сегодня он служит смотровой площадкой для обзора города. К числу выдающихся памятников того же периода относятся мечети Магоки-Аттари и Намазга. Чуть позднее были созданы такие известные памятники, как мавзолей Буян-Кулихана (XIV в.) и медресе Улугбека (XV в.).

Окончательно облик средневековой Бухары сложился в XVI-XVII вв., при Шейбанидах, когда здесь вели широкое строительство культовых, гражданских и коммунальных зданий. К наиболее значимым архитектурным памятникам этого периода принадлежат: медресе Мири-Араб (оно образует с соборной мечетью Калян и минаретом единый архитектурный комплекс на площади Пои-Калян), медресе Кукельдаш (самое большое в Бухаре), богато декорированные мечети Балянд и Ходжи Зайнаддина, медресе Абдулазиз-хана и живописный ансамбль Ляби-хауз, состоящий из старинных зданий, расположенных вокруг большого прямоугольного пруда.

Реставрация памятников Бухары была начата еще в 1960-х гг., с 1975 г. началось осуществление комплексной программы реконструкции-регенерации Старого города, продолжающееся и после обретения Узбекистаном независимости. В 1995 г. эти работы были удостоены премии Ага-хана «Архитектура для развивающегося мира».

Исторический центр города Шахрисабз

(№ 885 Критерии: III, IV)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

Город Шахрисабз расположен посреди сухой Каршинской степи, примерно в 70 км к югу от Самарканда. Однако название его, в переводе означающее «зеленый город», полностью соответствует действительности: город утопает в зелени садов и виноградников. Развитие оазиса, на территории которого находился Шахрисабз, во все века во многом зависело от обеспечения его водой. Известно, что еще в 1-ом тыс. до н.э. в этих местах был специально проложен канал от реки Зеравшан. Во времена правления Тимура исчезнувший было канал восстанавливается, но когда его империя заканчивает свое существование, - снова разрушается. Тем более удивительно, что и сегодня в Шахрисабзе растут чинары, посаженные в ту далекую эпоху.

Первые поселения на месте Шахрисабза сложились еще в V-VI вв., а к IX-X вв. город представлял собой крупный торгово-ремесленный центр – оазис, расположенный на пересечении важнейших торговых путей.

Периодом наивысшего расцвета Шахрисабза стало время правления Тимура и других представителей этой мощной династии в период XIV–XV вв. При Тимуре город был обнесен прочной глинобитной крепостной стеной с четырьмя воротами, а снаружи окружен рвом с перекидными мостами. Остатки этой 5-километровой стены можно еще увидеть на северной окраине города. В те далекие времена здесь, помимо торговли и ремесел, развивались наука и искусство, были построены выдающиеся архитектурные сооружения.

До наших дней в Шахрисабзе с конца XIV–начала XV вв. сохранились руины легендарного дворца Ак-Сарай («Белый Дворец» – бывшая резиденция Тимура), соборная мечеть Кок-Гумбаз, комплекс мавзолеев Гумбази-Сейидан, часть усыпальницы Тимуридов. А период XVI–XVII вв. представлен торговым куполом Чорсу. Причем строительство некоторых зданий было начато при Тимуре, а закончено уже его внуком – Улугбеком.

Несомненно, что особую историческую ценность Шахрисабзу придает тот факт, что он является родиной Тимура, именно здесь располагалось родное селение «Железного хромца» – Ходжа Илгар. Возникновение дворца Ак-Сарай и династической усыпальницы Доруссиадат, да и прочих важных зданий, объясняется именно этой причиной.

Дворец Ак-Сарай строился в конце XIV в. в течение 20 лет и, будучи закончен, он буквально потряс современников своей красотой и величием. Это был целый комплекс жилых и общественных зданий, сгруппированных вокруг нескольких дворов. Фасады построек были богато украшены цветными изразцами, а интерьеры – золотом и лазурью, дворы были вымощены белыми плитами. До наших дней от этого дворца сохранились лишь живописные развалины.

В династической усыпальнице Доруссиадат уцелело только два сооружения, да и то частично. Это мавзолей старшего сына Тимура – Джехангира, погибшего в возрасте 20 лет в 1376 г., т.е. еще при жизни своего великого отца, и подземный склеп самого Тимура (однако местом его погребения стал не этот специально приготовленный склеп, а самаркандский мавзолей Гур-Эмир).
Доп.: За годы после включения этого объекта в Список ВН в городе были выполнены реставрационно-реконструктивные работы, исказившие, а практически - уничтожившие подлинность наследия. ЮНЕСКО резко протестовала, включила объект в перечень угрожаемых, а в 2018 г. исключила его из Списка ВН. Как вариант сообщается, что власти города сами инициировали это исключение.

Самарканд – перекресток культур

(№ 603rev Критерии: I, II, IV 5 компонентов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2001

Самарканд – один из древнейших городов Средней Азии. Его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. С VII в. до н. э. он был известен под названием Афрасиаб, а с IV в. до н. э. до VI в. н. э. – под названием Мараканда, тогда он был столицей древнего государства Согд.

На протяжении своей истории существования Самарканд пережил множество нашествий, был под властью разных правителей. В начале VIII в. город был завоеван арабами, в IX–X вв. входил в государство Саманидов. В течение XI–XII вв. он неоднократно переходил от одних завоевателей к другим, а в 1220 г. был завоеван и почти полностью разрушен войском Чингисхана.

В 1370 г. власть в городе перешла к Тимуру (Тамерлану). С этого времени начинается период наивысшего подъема и расцвета Самарканда, который в конце XIV-XV вв. являлся столицей огромной империи Тимуридов. Подъем продолжился и в XVI в., во времена правления узбекских ханов Шейбанидов. Позже Самарканд входил в Бухарское ханство, а в 1868 г. он присоединяется к России. Таким образом, понятно, почему этот город часто определяют как «перекресток» и «плавильный котел» многих мировых культур.

В современном Самарканде сохранилось большое число памятников, являющихся яркими свидетельствами его богатейшей истории. Многим из них время нанесло непоправимый ущерб, но все они по праву занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры. По своим художественным достоинствам Самарканд стоит в одном ряду с всемирно известными памятниками зодчества Индии, Китая и других стран Азии, обладающих наиболее древней культурой.

Самые древние памятники Самарканда связаны с городищем Афрасиаб в северо-восточной части города. Афрасиаб – это не только первое название Самарканда, но и имя легендарного царя Турана, а также одного из героев поэмы Фирдоуси «Шахнаме». В далеком прошлом Афрасиаб был крупным городом с развитой сетью улиц и арыков, соборной мечетью, оборонительными стенами и цитаделью. Сегодня о существовании Афрасиаба напоминает только скопление холмов, об истории которых можно судить по данным археологических раскопок. Обнаруженные в ходе этих раскопок здания, украшенные многокрасочными настенными росписями, а также предметы быта, открыли исследователям богатую самобытную культуру древнего Афрасиаба.

Множество выдающихся памятников Самарканда относятся ко времени правления Тимура (1370–1405 гг.). По его воле Самарканд приобрел облик, достойный лучших столиц мира. Тысячи строителей, художников, архитекторов, резчиков по камню и дереву, которые были согнаны сюда из всех покоренных Тимуром стран, превратили город в огромную строительную площадку, на которой были возведены подлинные архитектурные шедевры. В их числе – некрополь Шахи-Зинда, расположенный на юго-восточном склоне Афрасиаба. В нем находится 11 мавзолеев, а также мечети и медресе. Большинство мавзолеев имеют квадратную форму с узорчатыми каменными сводами, порталами и бирюзовыми куполами. В оформлении некрополя использованы разнообразные технологии декора XIV-XV вв. Архитектурный ансамбль Шахи-Зинда является уникальным памятником исламского искусства.

Памятником той же эпохи является большая соборная мечеть Биби- Ханым, со строительством которой связано немало легенд. Мечеть была богато украшена, стены ее декорированы глазурованными кирпичами. Во внутренней отделке присутствовала майоликовая мозаика, резной мрамор, узоры позолотой. Сегодня от мечети остались только развалины, но и они передают впечатление от этого некогда величественного сооружения.

Еще один шедевр – мавзолей Гур-Эмир («Могила Эмира»), возведенный Тимуром для погребения праха своего внука Мухаммеда Султана. В этом же мавзолее с ребристым куполом, покрытым голубой лазурью, были также похоронены сам Тимур, два его сына и еще один внук, правитель Самарканда и одновременно ученый и просветитель Улугбек. С именем Улугбека связано сооружение обсерватории, труды которой явились выдающимся вкладом в мировую астрономическую науку.

Наконец, это замечательный ансамбль на площади Регистан с тремя древними медресе: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шир-Дор («Здание со львами» – 1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом» – 1647-1660 гг.). Все три величественных здания обращены на площадь своими роскошно украшенными порталами. Поверхности их стен сверкают на солнце многоцветьем глазурованных изразцов. Внутренняя отделка также вызывает восхищение. Площадь Регистан – уникальный образец градостроительного искусства Средней Азии.

Значительное развитие Самарканда, как современного политического и экономического центра, в годы российской и советской власти привело к значительным изменениям в его облике, в том числе, в облике его исторической части, хотя время от времени принимались определенные меры по сохранению культурного наследия города. В результате имевшиеся планы полной перестройки центра города не были реализованы, и был создан историко-архитектурный заповедник, включающий ценнейшие памятники архитектуры города. Но многие участки территории в их непосредственном окружении (прежде всего – вокруг комплекса Регистан) оказались кардинально реконструированными, с размещением здесь многоэтажной, нарушающей традиционный масштаб старого города застройки.

Поэтому в обстановке перемен, наступивших в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в рассмотрение проблем развития исторической части Самарканда оказались вовлеченные зарубежные специалисты, участие которых было организовано Фондом культуры Ага-хана. Самарканд стал одним из основных объектов его Программы по поддержке исторических городов. В 1991 г. был проведен международный конкурс на идею реконструкции исторического центра на территории между Регистаном и бывшей Цитаделью Тимура. В его развитие в середине 1990-х гг. был выполнен объединенным коллективом зарубежных и узбекских специалистов анализ выполнения генерального плана города 1980 г. и разработаны предложения по сбалансированному развитию исторической части города, обеспечивающему сохранение и рациональное использование в интересах населения и международного туризма его культурного наследия. В том числе, совместно с жителями ряда исторических кварталов (махалля) были подготовлены проектные предложения по реконструкции, с сохранением исторического масштаба и облика, участков старой застройки в районе мавзолея Гур-Эмир (вокруг малых площадей при мавзолеях Ак-Сарай и Рухабад). Для руководства осуществлением реконструктивных мероприятий на исторических территориях города был в 1996 г. создан Центр по ревитализации исторического города Самарканда.

Западный Тянь-Шань (трансграничный объект: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан)

(№1490 Критерии: Х 13 компонентов, в т.ч., Узбекистан – 2)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2016

Расширенную характеристику – см. Казахстан

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.