Турция

Турция присоединилась к Парижской Конвенции ЮНЕСКО в 1983г., так сказать «во втором эшелоне государств-сторон», в составе которого в первой половине 1980-х гг. оказались также и Греция, и Испания, и Великобритания, и Мексика, и ряд других стран с богатейшим культурным и природным наследием. Эта крупная страна с населением около 50 млн. человек расположена на стыке Европы и Азии, если считать вместе с большинством географов границей между ними пролив Босфор. Исходя из принципа отнесения стран к частям света по положению их столиц – Турция азиатская страна, ведь её современная столица Анкара находится в центре составляющего значительную часть территории Турции полуострова Малая Азия. И ментально мусульманскую Турцию часто относят (или относили) к Леванту – переднеазиатскому Ближнему (по отношению к Европе) Востоку. С другой стороны, её прошлая столица и крупнейший город Стамбул (быв. Константинополь) своим историческим центром находится на европейском берегу Босфора; это значит, Турцию можно считать и европейской страной, тем более учитывая её современное тяготение к вступлению в Европейское Содружество.

Вся это двойственность, а также нахождение современной территории Турции на землях издревле входивших в состав многих выдающихся государств Древнего мира, античности и средневековья (шумеры, персы, древние греки, эллинистические государства, Древний Рим, Византия, армяне, курды, турки-сельджуки и, наконец, турки-османы), определили исключительное богатство и разнообразие культурного наследия страны, в том числе, его градостроительной составляющей. На характере османского наследия также сказалось существование турецкого государства – Османской империи в ХV – начале ХХ веков в качестве одной из мировых держав с огромной территорией, простиравшейся «в лучшие годы» от Алжира до Месопотамии, и от Венгрии до Йемена.

К концу 2000-х гг. к Всемирному наследию относились 9 турецких объектов. Однако только два из них могут рассматриваться в качестве полноценных ныне живущих городов Всемирного наследия. Это один из величайших исторических городов мира Стамбул (бывший Византий и Константинополь) и сравнительно небольшой город Сафранболу – одно из средоточий «истинно турецкого» местного архитектурно-градостроительного наследия. Также объектом Всемирного наследия в живущем городе является ансамбль-памятник средневековой архитектуры – мечеть и больница в Дивриги. Кроме того в смешанном (культурно-природном) объекте такого наследия – «Национальный парк Гёреме и пещерные постройки Каппадокии», находятся совсем небольшие, но весьма характерные живущие города: собственно Гёреме, Ючхисар, Ортахисар, Юргюп. Ещё целый ряд городских поселений страны состоят в Предварительном списке турецких объектов-претендентов на включение во Всемирное наследие (Конья, Алания, Бурса и Джумаликызик, Мардин, Тарсус, Диарбакыр).

Из бывших советских республик Турция имеет к востоку от Чёрного моря общую границу с Грузией, Арменией и, на крохотном участке длиной 4 км, – с Азербайджаном. Основные пограничные пункты пересечения границы: в Грузии – Батуми и Вале, в Армении – Гюмри (быв. Ленинакан) и Эчмиадзин, в Азербайджане (в Автономной Республике Нахчыван) – Садарак.

Транспортная доступность городов Всемирного наследия Турции

Стамбул

Аэропорт Ататюрк находится в 25 км к юго-западу от центра города в районе Ешилкёй. Он соединён прямыми рейсами турецких и большого числа авиакомпаний других стран с большинством стран мира, а также другими турецкими городами, имеющими аэропорты.

Второй аэропорт – Сабиха-Гокчен, недавно открывшийся в азиатской части города (около 20 км к юго-востоку от центра), отправляет и принимает местные и чартерные рейсы.

Из морского порта осуществляется каботажные пассажирские сообщения со многими турецкими портами Средиземноморского и Черноморского побережий, пригородные сообщения вдоль Босфора, c поселениями на берегах Мраморного моря и с Принцевыми островами. Это также одно из признанных мест стоянок круизных судов (Каракёй), осуществляющих рейсы по Средиземному морю.

Из нескольких крупнейших автобусных вокзалов на периферии города расходятся многие сотни линий по всей стране.

Железнодорожный вокзал Сиркеджи на европейском берегу Босфора, в самом центре города является конечной станцией линии идущей из стран Европы (со знаменитым «Восточным экспрессом»). Вокзал на азиатском берегу Хайдарпаша – начало линий в Анкару и в некоторые другие города страны, а также в Иран, Ирак и Сирию (в том числе, знаменитая «Багдадская железная дорога» - продукт германо-турецкого содружества перед Первой мировой войной).

Сафранболу

Автостанция города связана линиями автобуса с Анкарой, Стамбулом и некоторыми другими городами центральной и западной Анатолии.

Ближайшие аэропорты находятся в 110 км от города – в Зонгулдаке и Кастамону; ближайшая железная дорога с пассажирским сообщением - в 8 км от города (станция Карабюк на линии Анкара – Зонгулдак).

Гёреме

Автобусные линии соединяют Гёреме со Стамбулом (10-12 часов в пути), Анкарой, Измиром и рядом других крупных городов Турции, а также с ближней и дальней округой. Ближайший аэропорт с регулярным сообщением находится около города Кайсери к востоку от Гёреме (время полета из Стамбула – около 1 часа).

Стамбул

Номинация № 356, Включение - 1985г. по критериям I, II, III, IV
«Исторические районы Стамбула».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Занимая стратегическое положение на проливе Босфор, между Балканами и Анатолией, и между Черным и Средиземным морями, Стамбул был связан с важнейшими событиями в мире политики, религии и искусства на протяжении более 2 тыс. лет. Его шедевры – древний ипподром Константина, храм Святой Софии VI в. и мечеть Сулеймания XVI в., – находятся теперь под угрозой от перенаселенности города, промышленных загрязнений и неконтролируемой урбанизации».

Стамбул - Istanbul (рим. и греч. Константинополь, ранее - Византий) – крупнейшая городская метрополия, исторический центр которой расположен на 41°с.ш. и 29° в.д., на северном побережье Мраморного моря и на берегах пролива Босфор, соединяющего Мраморное море с Чёрным. Стамбул – историческая столица Турции, средоточие деловой и культурной жизни, важнейший промышленный центр и морской порт с быстро растущим населением и плотно застроенными территориями, простирающимися на многие километры на запад и на восток от Босфора. Население Стамбула к началу ХХI века составило более 9000 тыс. человек.

Рельеф города холмистый, перепады высот достигают десятков метров; исключительно велика опасность землетрясений, неоднократно на протяжении истории приносивших огромные разрушения (1334, 1766, 1894 и др.).

Основание постоянного поселения на берегах пролива Босфор, в издревле важнейшей в стратегическом отношении местности (возможность связей и вдоль него по воде, и переправляясь через него), археологи относят к VII в. до н.э. В соответствии с легендами это заслуга древних греков из Мегары, сначала (около 680г. до н.э.) основавших колонию Халкедон на азиатском берегу - там, где сейчас находится район Кадикёй, а несколько позже, во главе с их предводителем по имени Визант, вторую колонию – на этот раз прямо на выдающемся в Босфор мысу того, что сейчас называют Историческим полуостровом. От этого поселения, названного Византий, и ведут с 667г. до н.э. непрерывную историю современного города.

В течение многих веков это поселение, сохраняя важность своего месторасположения, оставалось не слишком крупным, будучи временами самостоятельным, но периодически попадая под власть или влияние то Персидской державы Ахеменидов, то союзов древнегреческих городов во главе с Афинами или Спартой. Потом земли на Босфоре вместе с Византием вошли в состав Македонского царства, став после смерти Александра Великого частью владений его диодохов – Лизимах и др. и объектом соперничества Македонии и Вифинии. После разгрома Македонского царства Древним Римом в 146г. до н.э. Византий, оказавшись на границе римских провинций Фракии и Вифинии, стал быстро приобретать всё большее значение как важнейший узел на коммуникациях, связывающих воедино гигантскую территорию приобретающего в этот период «вселенский размах» и охватывающего всю античную эйкумену древнеримского государства.

Поэтому не приходится удивляться, что спустя почти пять сотен лет, в сильно изменившихся условиях необходимости поддержания стабильности существования этого государства, вступившего в период стагнации и растущих внешних угроз, один из последних обладающих могуществом древнеримских императоров – Константин Великий, выбрал Византий в качестве новой столицы империи (Нового Рима). Это определило начало грандиозных работ по перестройке и развитию города в качестве новой мировой столицы и его превращение, тем самым, в Константинополь, каковым он оставался последующие одиннадцать веков.

При скором разделении Римской империи на восточную и западную части, Константинополь, естественно, стал столицей Востока, который после гибели в 476г. Западной Римской империи, получил в истории общее наименование – Византии. Впрочем, сами византийцы, и власти и народ – в основе греки, или говорящие по-гречески, упорно именовали свое государство Римом, а себя – ромеями (римлянами).

Константинополь вместе со всей Византией пережил в течение этих отмеренных ему историей 11-ти веков периоды могущества и упадка, борьбы с растущими внешними угрозами (иногда – даже самой столице) со стороны готов, гуннов, болгар, русов, арабов, турок-сельджуков. Оказавшись в 1054г., после разрыва между западной и восточной христианскими церквями, во главе православия и в оппозиции Римским папам и западному миру, Константинополь был в 1204г. взят и разграблен участниками очередного крестового похода, и даже на несколько десятилетий стал столицей т.н. Латинской империи франков. А когда власть императоров Византии была в 1261г. восстановлена, это было уже лишь призраком былого могучего государства, утратившего почти все свои территории и вскоре ставшего вожделенной целью стремительно развивавшейся рядом (а затем и буквально вокруг него) новой мировой державы турок-османов.

1453 г. стал годом взятия Константинополя после осады и штурма османами под руководством султана Мехмета II Завоевателя (тур. Фатих), превращения города в Стамбул – новую столицу Османской империи, начала нового периода его истории продолжительностью около 450 лет. Здесь тоже были взлёты и падения, времена могущества, превращение Стамбула в ХVI в. также в столицу халифата мусульман-суннитов (турецкие султаны стали одновременно халифами), огромное строительство мечетей, дворцов, медресе, базаров, крепостей, флота; но затем – постепенное ослабление, нарастание давления в основном северных соседей – Венеции, Австрии, Польши, России, включая прямые угрозы столице в ХIХ – начале ХХ веков.

После проигрыша Турции (вместе с её союзниками) в Первой мировой войне Османская империя была расчленена и в 1923г. ликвидирована, а столица Турецкого государства, ставшего республикой, с его резко уменьшившейся территорией и национально более однородным населением перенесена ближе к её центру - в Анкару. Стамбул, впрочем, остался крупнейшим и наиболее значительным культурным и экономическим центром страны, вступившим в новейший период своего развития, распространяющегося, в числе всего прочего, и на деятельность по изучению, сбережению и использованию его многостороннего культурного наследия.

Исторические территории Стамбула так, как они сформировались к началу Нового времени, составляют т.н. Исторический полуостров (тур. Суричи) между берегами Мраморного моря, пролива Босфор и бухты Золотой Рог (протяжённого залива, ответвляющегося от Босфора – тур. Халич), район Бейоглу (Пера) на северном берегу бухты Золотой Рог и район Юскюдар (Скутари, ранее отдельный город) на азиатском берегу Босфора, вблизи древнегреческого Халкедона (Кадикёй). Все они имеют значимое градостроительное наследие и множество памятников архитектуры, археологии и прочих. Много отдельных памятников сохранилось и по обоим берегам пролива Босфор к северу от центра города – почти до его выхода в Чёрное море.

Исторический полуостров, окаймлявшийся т.н. стеной Феодосия (созданной при императоре Феодосии II с 413г.), общей длиной более 20 км и состоящей из мраморноморской, золоторожской (прибрежных) и напольной (материковой) частей, в современном турецком Стамбуле делится на два административных района: Эминёню (на востоке) и Фатих (на западе). На их стыке расположена площадь Аксарай – главный транспортный узел, место стыковки линий скоростного внеуличного транспорта и важнейший перекрёсток автомагистралей. Сюда подходит ведущая от ядра центра главная улица Старого Стамбула – Диван-Йолу, и отсюда веером расходятся магистрали, ведущие к воротам в городской стене.

Район Эминёню представляет собой обширный главный центр города с наибольшим сосредоточением объектов культурного наследия, относящихся ко всем периодам развития и Константинополя, и Стамбула. Здесь находятся остатки города-столицы Константина Великого и его преемников, важнейшие памятники Византии – Ипподром (современная пл. Султан-Ахмет), собор Айя-София и ряд других церквей, – остатки дворца византийских императоров, грандиозные подземные цистерны для хранения стратегических запасов воды на случай осад. Сюда вёл акведук императора Валенция (конец IV в.), от которого сохранился участок длиной около 800м. Здесь же важнейшие памятники средневекового турецкого Стамбула: комплекс дворца султанов – Топкапы, мечети Сулеймания, Султан-Ахмет (т.н. Голубая) и др., медресе, обители дервишей – текке и ханаки, грандиозный Крытый базар (тур. Капалычаршы). А на севере района – на берегу бухты Золотой Рог, находится ещё один важный градостроительный узел – собственно пл. Эминёню. Сюда сходятся городские магистрали, линии движения катеров и паромов, соединяющих центр города с районами на азиатском берегу, вдоль Босфора и бухты Золотой Рог; сюда же – к вокзалу Сиркеджи, приходит вдоль берега Мраморного моря и Босфора линия железной дороги, ведущая в Стамбул из Европы; наконец, отсюда пересекает бухту Золотой Рог знаменитый исторический мост Галата – двухярусный, а после реконструкции 1990-х гг. – и один из широчайших в мире (80м!).

Район Фатих не так плотно насыщен уникальными памятниками архитектуры; однако некоторые его части имеют богатое историческое прошлое, значительное культурное наследие и своеобразную градостроительную среду. Это, например, группа кварталов Зайрек с многочисленными характерными жилыми деревянными зданиями, округ Фенер – место преимущественного расселения православных в мусульманском Стамбуле (фанариоты) и расположения резиденции Константинопольской Патриархии – первостепенной в православном мире, или округ Балат – имевший интернациональное население – евреев, принятых в Турции после их изгнания из Испании, армян, сирийцев и т.д. (синагоги, армянские церкви и др.). Интересен также комплекс мечети Фатих в центре этого района, хотя сама она лежит в развалинах после землетрясения 1894г. и обрушения 1909г. Ряд объектов наследия расположен вблизи стены Феодосия, представляющей западную границу всего Исторического полуострова и, собственно, района Фатих. Здесь, прежде всего, могут быть отмечены: мечеть, а ныне музей Карие (ранее – церковь монастыря Хора) с великолепным комплексом фресок XIV в., мечеть Фетхие (также быв. церковь ХIII в.) с прекрасными мозаиками, а по краям – на севере руины дворца Тексур – части Влахернского дворца, резиденции последних византийских императоров, а на юге т.н. Семибашенный замок (тур. Йедикуле) – образец крепостного строительства и важный памятник истории, расширенный турками на основе комплекса бывшего византийского монастыря Студиос – традиционного места молебнов благодарения императоров при их вступлениях в столицу через Золотые ворота после одержанных побд.

Район за Золотым Рогом – Бейоглу (ранее также – Галата, Пера), с V в. городской район-гетто Сукой для поселения иноземцев. В поздне-византийский период здесь жили купцы из итальянских городов, прежде всего – Генуи; да и в османский период это был район преимущественного расселения европейцев и проникновения европейских влияний в жизнь города, и даже некоторое время сохранялась коммуна генуэзцев с принятыми в итальянских средневековых городах-государствах органами административного управления. Виднейшим памятником этого района является Галатская башня высотой 62м (1348г.- сначала оборонительная, а затем выполнявшая функции пожарной каланчи), но также имеется множество характерных зданий исторической застройки: от Арабской мечети XIII в., связанной легендами с местом молебна командующего арабской армией Омейядов во время первой не увенчавшейся успехом осады Константинополя в начале VIII в., до резиденций посольств европейских держав и подземного фуникулёра (тур. Тоннел) конца ХIХ в.

Район на азиатском берегу Босфора и Мраморного моря – Ускюдар (ранее – отдельный город). Его история ведётся с середины ХIV в., когда восточный берег Мраморного моря и Босфора был захвачен турками-османами. Выдающимися памятниками архитектуры являются мечети Михримах-Султан, Фаянсовая и др., крупный комплекс казарм Селимие в стиле классицизма, здание вокзала Хайдарпаша (начального пункта т.н. Багдадской железной дороги и всех железных дорог азиатской Турции).

Другие важнейшие памятники по берегам Босфора вне центра города – дворцы Долмабахче и Бейлербей (ХIХ в.), крепости Румелихисар и Анатолихисар (ХV в.), контролировавшие северные подходы к городу по проливу, и многочисленные характерные особняки по берегам – т.н. «йелу».

Стамбул богат также интересными объектами современной архитектуры, градостроительства и благоустройства, в основном в районе Таксим – к северу от исторического ядра города, за бухтой Золотой Рог, куда ведут из района Пера превращённая в пешеходную торговая магистраль Истякляль (с восстановленной линией исторического трамвая) и озеленённая западная набережная пролива Босфор. В этом районе гостиниц, банков, музеев, университетов, правительственных учреждений, консульств, парков и стадионов находится и гостиница «Хилтон», бывшая одним из значимых символов архитектуры «Современного движения» 1950-х гг. для послевоенных поколений архитектурного студенчества. Нельзя забывать и два великолепных подвесных моста, пересекших пролив Босфор в 1970-х и 1980-х гг. Однако некоторые крупные новые сооружения (высотные гостиницы, проектируемый мост метро через бухту Золотой Рог и др.) плохо вписываются в панорамы ансамбля исторического города и вызывают протесты архитектурной и иной турецкой общественности.

Приведя вышеизложенную краткую самую общую характеристику облика и культурного наследия Стамбула, мы, всё же, не должны забывать тему настоящей публикации – города Всемирного наследия. А в состав объекта Всемирного наследия в Стамбуле оказались включены только четыре участка на Историческом полуострове: его историческое ядро с наиболее ценными памятниками религиозной и дворцовой архитектуры на оконечности полуострова (Айя-София, дворец Топкапы и пр. - тур. Султан-Ахмет, с 1950-х гг. – археологический парк, 109 га); район Сулеймания вокруг одноимённой мечети в центре полуострова (великой постройки арх. Синана, 53 га); небольшой район Зайрек, рядом с предыдущим, с большим числом памятников деревянной архитектуры (более 500 из которых было взято под охрану, 10 га), и зона длиной около 7 км и шириной 300-500 м по обе стороны крупнейшего памятника крепостной архитектуры – напольной части стен Феодосия, защищавшей древний Константинополь (современный Исторический полуостров) с запада, со стороны материка – «с поля» (Land Wall) - 506 га. При размере Исторического полуострова порядка 2500-2600 га (8 км в широтном направлении на 4 км в среднем – в меридиональном), территория собственно объекта Всемирного наследия составляет «всего» 678 га.

В исторической части города выделено ещё шесть охраняемых территорий, не входящих в границы объекта Всемирного наследия (среди них, район Крытого рынка, Фатих, Фенер и Галата).

Сохранение культурного наследия в активно живущем огромном городе является очень сложной задачей, и, в случае с объектом Всемирного наследия Стамбула, постоянно находится в сфере повышенного внимания Комитета Всемирного наследия, темой проверочных миссий, организуемых Центром Всемирного наследия, и специальных решений. Предметом рассмотрения являются действия, проводимые городом по реставрации некоторых объектов (иногда очень спорной), по развитию транспорта, по новому строительству, по ликвидации обветшавших зданий.

Много своеобразия придаёт Стамбулу транспорт – современные линии скоростного трамвая, подземные фуникулеры, сотни микроавтобусов – «долмуш» и, конечно, прежде всего, десятки паромов и водных трамваев, бороздящих воды Босфора и Золотого Рога, соединяя между собой множество пристаней на их берегах.

И весь город в его уникальном ландшафтном окружении, неплохо поддерживающий своё богатейшее культурное наследие, заполняемый тысячами туристов из многих стран, и в ярких солнечных лучах, и в вечернем освещении прожекторами, направленными на важнейшие памятники, буквально «кипящий жизнью», производит совершенно неизгладимое впечатление и желание вновь и вновь возвращаться сюда, погружаясь в его особую атмосферу.

Стамбул является местом проведения многих крупнейших международных мероприятий – конгрессов, конференций и т.п.; так, здесь проходила 2-я Всемирная конференция ХАБИТАТ в 1996г., Всемирный конгресс архитекторов 2005г. В 2002г. на состоявшемся здесь Круглом столе с участием представителей 110 стран мира на министерском уровне была принята «Стамбульская Декларация» о нематериальном наследии, ставшая в 2003г. важнейшей основой заключения Конвенции ЮНЕСКО об охране такого наследия. А в 2010г. он сыграл роль одной из двух культурных столиц Европы, к чему было приурочено проведение доброй сотни важных мероприятий в сфере культуры и искусства, среди которых следует особо отметить такие связанные с темой данного материала, как выставка «Городская среда и архитектура Стамбула за столетие с 1910 до 2010 гг.», представление первых итогов раскопок Археополиса – остатков уникального порта Феодосия рядом с крепостью Йедикуле, Саммит по религиозному туризму – «Стамбул – 2010».

Ист. Istanbul. City and Munucipality. Ed. Nedim A. Istanbul, 2002.
Cultural Atlas of Istanbul. Text. Sabancali H. Istanbul, 2003.
Architectural Guide to Istanbul. Historic Peninsula & Bosphorus Map. Ed. Batur A. Istanbul, 2005.
The Original Istanbul Fatih. Fatih Municipality. (2005).
Стамбул для путешественников. История, культура и т.д. Boyut Publ. Group. Istanbul, 2005.
Istanbul Inspirations. Istanbul 2010 European Capital of Culture. Istanbul, 2010.

Сафранболу

Номинация № 614, Включение - 1994г. по критериям I, II, IV, V
«Город Сафранболу».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Начиная с XIII в. и до времени появления железных дорог в начале XX в., Сафранболу был важным пунктом на главном караванном торговом пути Восток-Запад. Старая мечеть, Старые бани и медресе Сулейман-паши были построены в 1322 г. Во времена своего расцвета, в XVII в., архитектура Сафранболу оказывала влияние на развитие городов в значительной части Османской империи».

Сафранболу – Safranbolu, или «город шафрана», малый город в округе Карабюк, провинции Зонгулдак в Причерноморском регионе Турции, в 65 км от морского побережья, в 150 км к северу от Анкары и в 400 км к востоку от Стамбула, на 41,25° с.ш. и 35,75° в.д., в холмистой местности, при впадении речки Акчасу в реку Гюмюш – приток более крупной реки Арач, впадающей (уже как Йенис) вблизи Зонгулдака в Чёрное море, на автодороге Карабюк – Кастамону, у ответвления от неё на Бартин, население около 30 тыс. жителей.

Несмотря на то, что в окружении города имеется множество археологических следов человеческой деятельности, начиная с глубокой древности (в античности эта территория относилась к исторической области Пафлагония), прошлое самого города надёжно прослеживается не ранее чем с конца ХII в., когда в этот район в 1196г. впервые пришли турки-сельджуки, и он до конца ХIII в. оставался местом противоборства между ними и Византией, ранее владевшей этими местами.

В дальнейшем, после закрепления турок на всей территории Малой Азии, город, название которого неоднократно менялось – это был и Залифра, и Тараклы-Борлу, и Загфиран-Борлу (с начала ХVIII в.), и лишь потом Зафиран-Боли и, наконец, Сафранболу, превратился в заметный промежуточный пункт на караванных путях на подходе к важному малоазиатскому городу Кастамону, в административном подчинении которому он оставался до середины ХХ в. А после того, как в 1461г. этот район стал частью государства турок-османов, Сафранболу оказался на магистральном караванном пути из новой столицы страны Стамбула через Кастамону в Синоп, Самсун и Сивас.

Это вызвало потребность в строительстве укреплений, каравансараев, а затем определило развитие торговли и ремёсел – в основном кожевенного и обувного производства. За этим, естественно, последовало строительство мечетей, бань и т.д., тем более активное, благодаря связи с городом судеб многих видных деятелей Османского государства – великих визирей и других лиц, близких к султанскому двору.

Наряду с общественными зданиями в Сафранболу шло активное строительство жилых домов хорошо преуспевающего населения, что к концу XIX – началу ХХ вв. определило характерный облик города. При этом специфика города заключается в том, что здесь ярко проявилась характерная черта расселения во многих провинциальных турецких городах Малой Азии с созданием каждой обеспеченной семьей двух домов – зимнего в центре города и летнего – на окраине, имеющей богатое озеленение и более прохладный климат. На переходе сезонов, дважды в год происходило массовое переселение семей из одного дома в другой с использованием вьючного транспорта (в основном – караванов ослов). Эта традиция во многом сохраняется, хотя и в более современных формах, до сих пор.

Так сложилась историческая структура города из расположенного в более тёплой зимой котловине центрального ядра с крепостью, основными общественными зданиями и высокоплотной «зимней» жилой застройкой – Чарши, из расположенных в 3,5 км от центра и на 350м выше по рельефу кварталов «летней» застройки в садах и виноградниках – Баалар, и из находившегося между ними района Кыткёй, где до т.н. «обмена населением» 1924г. жили в основном греки, составлявшие к началу ХХ в. до 30% населения города. Теперь это основной транспортный узел города – место расположения современных торговых и развлекательных учреждений, гостиниц, туристических бюро и другого нового строительства, в том числе жилищного – для переселенцев-турок, что спасает старые районы от перестройки и изменения исторического характера.

После упадка караванной торговли в середине ХIХ в. Сафранболу законсервировался в своём историческом виде и сейчас считается одним из наиболее полно сохранившихся ансамблей старой планировки и застройки в Турции. В 1930 х гг. в 8 км к западу от него были задействованы угольные шахты, стала развиваться чёрная металлургия и возник новый промышленный город Карабюк, через который вскоре прошла железная дорога, ведущая из Анкары к черноморскому порту Зангулдак. И Сафранболу в 1990 х гг. вошёл в состав нового административного округа с центром в Карабюке.

Культурное наследие Сафранболу – отдельных зданий-памятников и всего старого города было взято под охрану в 1976г. Количество таких зданий и других ценных сооружений составляло к началу ХХI в. 1200, в том числе, около 800 жилых (по первоначальному назначению) домов.

В состав собственно объекта Всемирного наследия входят три упомянутых выше комплекса: собственно центральная старая часть города (или Зимний город) – т.н. Чарши, 72 га, небольшой район Кыткёй (ранее – греческая часть города), 11 га и находящийся несколько в стороне и выше по рельефу район «вторых домов» в виноградниках (или Летний город) Баалар, 110 га – всего 193 га.

Основной объём ценного наследия находится в районе Чарши (или просто - «Городе»). Это старый и новый каравансараи, старые и новые бани, несколько мечетей ХIV – ХVIII вв., муниципалитет, базары сапожников и кузнецов, богатые жилые дома (как правило имевшие 3 этажа и по 6-8 комнат). Планировка района нерегулярная с узкими замощёнными булыжником улицами, над которыми нависают эркеры жилых домов. Однако от обширной центральной площади ясно прослеживаются расходящиеся основные улицы. Застройка района, расположенная на склонах котловины, весьма живописна, благодаря размещению зданий с отступом друг от друга и их характерным черепичным крышам – т.н. «пятым фасадам», а также куполам и минаретам общественных зданий. И вся эта красота отлично воспринимается с возвышающихся над центром крепости Кула и холма Хадырлык – места молитв и проведения праздников под открытым небом.

«Летний город» - Баалар, - это свободная, более похожая на сельскую, планировка, широкие улицы, богатое озеленение и множество характерных жилых домов в виноградниках. Здесь культивируются шафран и знаменитый сорт сладкого столового винограда «чавуш».

Значительная часть исторических жилых домов и в центре города, и в районе Баалар сейчас приспособлены под небольшие гостиницы, или используются как пансионаты, кафе, бары и т.д. Несколько домов превращены в музеи турецкого городского народного быта.

В Сафранболу осуществляется активная культурная деятельность, регулярно проводится международный фестиваль документального кино и фотографии «Золотой Шафран». Город является членом Организации Городов Всемирного Наследия и участвует в работе её Евроазиатского региона с центром в Казани.

Ист. Günay R. Tradition of the Turkish House and Safranbolu Houses. YEM Yagin. Istanbul, 1998.
Safranbolu Town and Heritage Map. Nisan B. Safranbolu, 1998.
Safranbolu The City of Museum. Aktekin E. Safranbolu, 2002.
Safranbolu The Capital of Preserved Cultures. Cebeci N. Safranbolu.

Гёреме (и другие города в Национальном парке Гёреме)

Номинация № 357, Включение - 1985г. по критериям I, II, III, V, VII
«Национальный парк Гёреме и пещерные постройки Каппадокии».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Долина Гёреме и окрестности – это удивительный ландшафт, сформированный процессами эрозии. Здесь сосредоточено множество вырезанных в скалах пещерных церквей и монастырей, которые являются уникальными памятниками византийского искусства и иконоборческого периода. Отдельные жилища и целые подземные поселения – свидетельства традиционного образа жизни, относящиеся к периоду времени начиная с IV в., – также могут быть осмотрены».

Как можно видеть из краткой характеристики объекта, продолжающие свою жизнь города не являются его основными титульными компонентами. Однако находящиеся в собственно национальном парке, как ядре объекта Всемирного наследия, маленькие городки Гёреме, Учхисар и Ортахисар, с их наполовину «врезанными» в скалы, как бы пещерными строениями, сохраняют своё небольшое постоянное население, занимающееся отчасти своими традиционными делами, а в очень большой степени – обслуживанием туристов со всего мира, массами посещающими достопримечательности Каппадокии.

Наиболее значителен в этом отношении город Гёреме (греч. Корама), ранее Авджилар, в провинции Невшихир, в 50 км от её центра, в 220 км от столицы страны Анкары и в 600 км от Стамбула, в центре Малой Азии, на 38,5° с.ш. и 34° в.д., на высоте около 1000м над уровнем моря, в долине реки Кодарак, в окружении скалистых обрывов, центр одноимённого национального парка, организованного в 1968г., имеющий множество жилых домов, гостиниц, ресторанов и т.д., с большой «пещерной составляющей», его население составляет порядка 2,5 тыс. человек. Архитектурный облик города, определяемый сочетанием совершенно фантастических форм скального рельефа, «врезанных» в него традиционных домов и элементов современной архитектуры комплексов гостиниц, достаточно органично и стилистически выдержанно «врисованной» в исторический ландшафт, чрезвычайно самобытен.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.