Швеция

Швеция присоединилась к Парижской Конвенции ЮНЕСКО в 1985г. Имея население, приближающееся к 9 млн. человек, она занимает восточную половину Скандинавского полуострова: между Норвегией - на западе, проливом Каттегат Северного моря – на юго-западе, Балтийским морем и его Ботническим заливом - на востоке, Финляндией – на крайнем северо-востоке; а также два крупных острова - Готланд и Эланд в Балтийском море.

Развитие градостроительства на территориях, входящих сейчас в границы Швеции, отражало особенности становления этого государства, начиная с IХ – Х вв., вплоть до окончательного установления его современных границ во второй половине ХVII в. Исторические города Швеции подразделяются на средневековые (возникшие до воцарения в 1517г. в стране династии Ваза) – их насчитывается около 70 (сравните с всего шестью в подвластной шведам Финляндии); периода абсолютизма – еще около 30 городов, основанных в 1517-1721 гг. и имеющих строго регулярные классицистические планы; и так называемые «деревянные города», дошедшая до наших дней историческая застройка которых относится к периоду конца ХVIII – начала ХХ вв. (их порядка 60, но многие из них по времени основания относятся к более ранним периодам).

Кроме того приходится различать города, возникшие и развивавшиеся на исконно шведских территориях, и города, зарождение и первые этапы развития которых проходило до середины ХVII в. в составе граничащих со Швецией королевств Дании и Норвегии – районы на юге Скандинавского полуострова. Градостроительное наследие городов этих районов отражает специфику стран их предыдущего нахождения (например, преимущественно каменная застройка свойственная датскому градостроительству).

К концу 2000-х гг. к Всемирному наследию относились 14 различных шведских объектов культуры и природы (два из них – трансграничные). Из них два объекта представляют собой города Всемирного наследия – это Висбю на острове Готланд и город-порт Карлскруна. Своеобразным объектом градостроительного наследия является и т.н. «церковный поселок» Гаммельстад на крайнем севере страны, предназначенный для временного пребывания в нём прихожан лютеранской церкви, постоянно проживающих (или кочующих) вдалеке от неё; но этот объект, все же, не вписывается в рамки нашего повествования, не являясь полноценным живущим городским образованием.

В Подготовительном списке кандидатов от Швеции в Список Всемирного наследия градостроительных объектов нет. Не представлены пока ни в том, ни в другом списках шведские «деревянные города», некоторые из которых, как например, Экшё, или Мариафред, чрезвычайно интересны.

Ист.: Cultural Heritage and Preservation. Ed. Selinge K.-G. // National Atlas of Sweden. Stockholm, 1994 (Towns, p. 110-124).
The Swedish World Heritage // Central Board of National Antiquities Sweden. Stockholm, 1996.
Ahlberg N. Stadgundningar och planförändringar: svensk stadsplanerung 1521-1721. Ultuna, 2005.

Висбю

Номинация № 731, Включение - 1995г. по критериям IV, V
«Ганзейский город Висбю».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Бывшее поселение викингов на острове Готланд, Висбю являлся основным центром Ганзейского союза на Балтике в XII-XIV вв. Его укрепления XIII в. и более чем 200 складов и жилых домов богатых торговцев того же периода делают Висбю наиболее сохранившимся укрепленным торговым городом в Северной Европе».

Висбю – Visby, город, расположенный на 57,5°с.ш. и 18°в.д., на западном берегу острова Готланд, в 90 км через пролив от материка и в 200 км к югу от столицы страны – Стокгольма, главный город острова, морской порт и аэропорт (в 5 км). Современная численность населения города – около 22 тыс. человек.

Источники упоминают существование торгового поселения эпохи викингов на этом месте уже в IХ в., но сохранившиеся материальные свидетельства развития города относятся не ранее чем к XII – XIII вв. Так к XII в. относится основание здесь первой церкви Св.Марии, значительно перестроенной и открытой в качестве кафедрального собора острова в 1226г.. Также в XII в. началось возведение вокруг быстро разрастающегося города т.н. «Кольцевой стены» (Ringmuren) длиной почти 3,5 км. От этого времени сохранилась расположенная у ворот, ведущих в город из порта, Пороховая башня (Kruttornet). Начиная с 1280-х гг. стена перестраивалась и достраивалась с доведением её высоты до 11м, с множеством башен, превратившись в ближайшее столетие в одно из наиболее выдающихся крепостных сооружений средневековой Европы, дошедших почти полностью неизменными до наших дней. Её наружные поверхности выложены из белого камня – местного известняка, а между ними находится заполнение из бута и известкового раствора.

К этому же времени относится вхождение Висбю в Ганзейский союз северо-европейских торговых городов, в котором он специализировался на торговле с востоком – прежде всего с Новгородом. В результате город быстро богател и развивался, имея смешанное население, состоявшее в основном из немцев, датчан и русских, имевших свои церкви, и характерную средневековую купеческую застройку. А в Новгороде купцы из Висбю были известны как «варяжские гости».

В политическом отношении Висбю в XIII – начале XIV вв. был достаточно самостоятельным, лишь формально подчиняясь и выплачивая незначительный налог правителям Швеции. Правда, в 1310г. его сделал одним из своих оплотов, построив в его южной части крепость Висборг, один из братьев шведского короля Биргера Магнуссона, не очень успешно боровшихся с ним за власть.

Время относительного благоденствия и процветания Висбю закончилось в середине XIV в., когда на острове Готланд началось резкое, иногда даже вооружённое, противостояние горожан – жителей Висбю, и селян – богатеющих фермеров, а сам остров, к тому же, оказался в сфере борьбы, развернувшейся между представителями родственных королевских домов Швеции, Дании и Норвегии за власть и доминирование в Северной Европе.

В 1361г. остров и город захватил, разгромив местные ополчения в битве при Висбю, король Дании Вальдемар IV Аттердаг, положив начало почти 300-летнему периоду датского обладания Готландом. Однако, это властвование неоднократно прерывалось вторжениями иных сил. Так, в 1369-1376 гг. городом снова владели шведы, затем в 1391 и 1394 гг. его захватывали и грабили т.н. «Виталинские братья» - капитаны частных военных судов, нанимавшиеся для «партизанства» на море противниками заключённой в 1390-х гг. Кальмарской унии, объединившей на время три северных королевства под эгидой Дании. Действия этих моряков быстро превратились в почти неприкрытое пиратство и грабительские набеги на побережье, приведя к почти полному умиранию морской торговли на Балтике.

В 1398г. датские власти пригласили для изгнания пиратов с острова Готланд рыцарей Тевтонского Ордена, отдав им остров в вассальное владение, которое продолжалось до 1408г. Затем замок Висборг в городе Висбю в 1411г. был усилен и превращён в резиденцию короля трёх северных стран Эрика Померанского; а в 1437-1449 гг., когда Эрик был прогнан из всех трёх своих столиц, он пребывал в этом замке в «добровольном» изгнании и пиратствовал на Балтике.

В середине ХV в. возникли противоречия между «датским» Висбю и немецкими ганзейскими городами во главе с Любеком. В 1470г. Висбю был исключён из Ганзейской Лиги, а в 1525г. любекские купцы и их наёмники напали на Висбю, сожгли город и разрушили 15 его церквей (все, кроме собора Св.Марии), которые так и дошли до нашего времени в виде руин. Так что Висбю теперь иногда называют «городом роз и руин».

После крушения Кальмарской унии, в продолжающейся борьбе за верховенство на Севере Европы между Данией и Швецией, преимущество стало постепенно переходить ко второй из них; и в результате целой серии войн, начавшихся в ХVII в. многие бывшее датские территории стали отходить к Швеции. Так произошло и с островом Готланд и городом Висбю, переданных по условиям очередного мира в 1645г. на 30 лет Швеции. В 1676г. датчане вернулись, но лишь затем, что бы уже в 1679г. по следующему договору окончательно покинуть остров, разрушив перед уходом крепость Висборг, дошедшую до нашего времени, как и церкви, в руинах.

Наступил период довольно скромного, экономически и политически неяркого, существования Висбю как вполне рядового шведского провинциального города, прерванного лишь однажды при занятии острова в 1808г. русскими войсками в ходе очередной русско-шведской войны. Впрочем, уже через пару месяцев шведы отвоевали остров обратно.

Оживление в Висбю пришло уже к середине ХIХ в., когда остров Готланд стал постепенно превращаться в одно из популярных рекреационных мест Швеции, а затем – и всей Северной Европы. Это развитие в ХХ в. дополнилось осознанием выдающейся ценности культурного наследия города и появлением международного культурного туризма, что достигло максимума признания с включением «Ганзейского города Висбю» во Всемирное наследие.

Историческая часть города занимает склон, поднимающийся террасами на восток, от морского берега и порта. Почти полностью сохранившаяся «Кольцевая стена» с четырьмя главными воротами и множеством башен (всего их было около 50) охватывает территорию площадью примерно 70 га; а вместе с припортовой территорией площадь исторической части города Висбю составляет порядка 100 га. По форме «окольцованная» территория близка к несколько сдавленному полукругу, или полуовалу, в котором прибрежный диаметр составляет около 1,5 км, а радиус от ворот в порт до внешнего обвода от 600 до 700 м.

Планировка Старого города свободная, характерная для средневековья. Основные улицы: Страндгатан, Сант-Хансгатан, Адельсгатан, Норра- и Сёдра- Кюркогатан и др. идут более или менее параллельно берегу в направлении север – юг. Они и окаймляющая их застройка складывались поэтапно, дальше и дальше от берега, образуя то, что в Висбю иногда называют «годовыми кольцами дерева».

Застройка основной части Старого города состоит в своём большинстве из солидных каменных домов, настолько тесно стоящих, что кое-где они перекрывают ответвляющиеся от главных улиц переулки. Многие улицы имеют булыжное мощение, дома чередуются с крохотными цветниками. До настоящего времени в Висбю сохранилось почти 200 старых каменных домов. Только в северной, беднейшей части города сохранилась деревянная застройка ХVII – ХVIII вв., как из срубов так и фахверковая. Большой объём каменного строительства в средневековье был связан как со значительным богатством горожан, так и с наличием на острове Готланд крупных месторождений камня-известняка, который даже являлся предметом экспорта.

В пределах Старого города расположено несколько площадей, к которым сходятся и где скрещиваются улицы и переулки. Самыми большими и значимыми из них являются: Старый Рынок (Stora Torget), Церковная площадь (Kyrk-Berget) с собором Св.Марии, и площадь вокруг развалин замка Висборг. На площади-перекрестке Валлерс-Платс (Wallérs plats) и вдоль улицы Адельсгатан, соединяющей её с площадью Южного Рынка (Söder Torg) и Южными воротами в городской стене, находится основная торговая зона Старого города с множеством небольших магазинов, ресторанов и т.п. Эта территория стала объектом поддерживаемого Европейским Сообществом проекта показательной реставрационной реконструкции исторических торговых районов.

В Висбю идёт активная культурная жизнь, основывающаяся на его культурном наследии. Действует Готландский Исторический музей (Gotlands Fornsalen), в конце лета – начале осени каждый год, начиная с 1984г., проходит «Средневековая неделя» (Medeltidsvecken) – костюмированный фестиваль с шествиями, концертами и другими мероприятиями, в порт Висбю регулярно заходят туристические суда, выполняющие круиз «Серебряное облако» по скандинавским портам.

Ист.: Sweden Visby Hanseatic Town. Text L. Edlund. // Gotland Tourist Association. Visby, 1997.
Annual Rings of a commercial area in Visby (a forgotten resource in the World Heritage City on Gotland, Sweden // Gotland Tourist Association. Visby, 1997.
Välkommen till Gotland och Visby.. Här är din Visby-Guide!

Карлскруна

Номинация № 871, Включение - 1998г. по критериям II, IV
«Военно-морской порт Карлскруна».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Карлскруна – это выдающийся пример построенного по единому плану европейского военно-морского порта конца XVII в. Его первоначальная планировка и многие здания сохранились неизменными, а дополнения, привнесенные в городской облик позднее, иллюстрируют его последующее развитие вплоть до наших дней».

Карлскруна – Karlskrona (в некоторых источниках это фонетически транскрибируется на русский язык как Карльскруна) - город, расположенный на 56°с.ш. и 15°в.д., на юге Швеции, на Балтийском побережье, в 380 км к югу от столицы страны Стокгольма, центр лена (округа) Блекинге; в Карлскруне находится значительный порт и основная база шведского военно-морского флота; современная численность населения города – около 60 тыс. человек.

Город и порт были основаны по указанию короля Швеции Карла ХI (и названы в его честь) в 1680г. в качестве крепости и военно-морской базы в недавно перешедшем от Дании к Швеции в результате одной из войн между ними районе Блекинге. Выбранное место отличалось хорошей защищённостью от нападений с моря цепью прикрывающих новый порт островов и выгодным положением для осуществления связей с заморскими шведскими владениями, приобретёнными незадолго до того в Восточной и Южной Балтике (в Лифляндии и Померании). В последующих новых войнах со Швецией датчане всегда пытались первым делом уничтожить базу шведского военного флота в Карлскруне, но безуспешно.

В Карлскруне был осуществлён быстрыми темпами большой объем фортификационного, гидротехнического и гражданского строительства, началось военное судостроение, сложился барочный по своему архитектурному стилю город. Однако это был короткий взлёт шведского могущества как гегемона на Балтийском море. Уже через 20-25 лет наступила пора поражений и утраты заморских владений, что привело к резкому замедлению развития Карлскруны, консервации города на достигнутом уровне, но, вместе с тем, к сохранению его выдержанного в стилистическом единстве культурного наследия.

Считается, что Карлскруна расположена на 33 островах, соединённых дамбами и мостами; то есть, она находится в шведских шхерах. Причём обширный залив, где расположен весь этот архипелаг, защищён от открытой акватории Балтийского моря цепью из четырёх довольно крупных островов (Хасело, Аспо, Тьёркё и Стурко) с узкими, хорошо контролируемыми проливами между ними. Это делает местоположение военно-морского порта и всего города Карлскруна очень удобным.

Буферная зона объекта Всемирного наследия установлена площадью 1105 га, включая целый ряд островов и островков, составляющих сложную структуру этого объекта, включающего 11 элементов.

Однако основной из этих элементов - собственно исторический город и старые портовые сооружения находятся на одном острове – Троссё (площадью 254 га), на который приводят с севера, с материка проходящие по широкой дамбе железная дорога и автомагистраль. Эта часть города с самого начала строилась по регулярному плану и имеет в основном прямоугольную сетку улиц. Главной площадью, расположенной в центре этой сети, является Старый Рынок (Stura Torget), на которой находится – собор Св. Фредрика (1744г.), он, как и расположенная поблизости церковь Св.Троицы (т.н. Немецкая, 1709г.), построены по проекту известного архитектора шведского барокко – Н. Тессина мл. (1654-1728). Однако, наиболее интересна старейшая в городе Адмиралтейская церковь (1685г.) – крупнейшее в Швеции деревянное церковное сооружение.

Значительные памятники архитектуры находятся в портовой зоне города – это протяжённое 300-метровое здание канатной фабрики (конец ХУII в.), старинный, но ещё действующий кран (приблизительно 1800г.), морской форт на острове Кунгсхольмен (26,6 га).

В Карлскруне работает крупный Морской музей (Marinmuseum) с богатыми коллекциями, посвящёнными истории судостроения и судоходства, битвам шведского флота на море, морской биологии. В 1993г. музей создал передвижную выставку «Наследие Балтики», которую экспонировал в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, также как и в столицах стран Балтии. Карлскруна также одно из мест, где регулярно проводятся демонстрации традиционных вооружённых противоборств в исторических военных формах и с историческим оружием.

Карлскруна связана паромной линией с портом Гдыня в Польше; планируется открыть подобную линию, связывающую её с портом Балтийск в Калининградской области России.

Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.