Мексика

• Путешествие первое •

Мексиканские Соединенные Штаты присоединились к Конвенции о сохранении Всемирного культурного и природного наследия в 1984г. Представление объектов для включения в Список Всемирного наследия было очень активным и к концу ХХ века их в нём насчитывается уже 21. Это больше, чем из любой другой страны на Американском континенте.

В составе мексиканских объектов абсолютное большинство (19) имеют объекты культуры, которые, в свою очередь, делятся на две почти равные группы: объектов археологического наследия цивилизаций доколумбовой Америки и объектов архитектуры и градостроительства периода испанского колониального владычества. Правда несколько объектов совмещают в себе элементы того и другого. Но, в любом случае, между наследием этих двух периодов ощущается огромный разрыв, отсутствие явной непрерывности в развитии художественного творчества, архитектурных стилей, приёмов планировки.

Вместе с тем, в стране сохранилось в своём большинстве индейское население, дошедшие из древности художественные традиции которого, в сочетании с сильнейшим влиянием католицизма, занимавшего ключевые позиции в духовной жизни страны в течение почти 500 лет, создали своеобразный сплав в образе жизни, воззрениях, вкусах и художественной практике широких народных масс. А это, в свою очередь, повлияло на развитие профессионального искусства и архитектуры.

История целенаправленного сохранения культурного наследия Мексики насчитывает уже более 100 лет. Первый федеральный закон по охране памятников археологии был принят в 1897г. А в первой половине 1930-х гг. были приняты два закона о представляющих общенациональный интерес памятниках истории и искусства.

Но переход к выявлению и взятию под охрану объектов градостроительного масштаба произошёл, как и во всех других странах, со значительным временным разрывом. В Мексике он был определен принятием в 1972г. федерального закона, объединившего в себе предписания в отношении охраны археологического, художественного и исторического наследия, и при этом не только его отдельных памятников, но и целых зон.

Мексиканское государство имеет федеральную структуру, которая состоит из 31 штата и отдельного столичного округа. Каждый из штатов имеет своё законодательство. Вопросы культурного наследия на конец 1990-х гг. нашли отражение в законах 19-ти штатов. При этом только в двух штатах – Мичоакан и Сакатекас, в наименованиях законов о культуре и наследии специально упоминаются зоны (в одном случае – исторические, туристические и археологические, а в другом – просто «типичные»). В законах ещё нескольких штатов вопросы выявления и провозглашения зон наследия в той или иной мере раскрываются внутри структуры. Это штаты Нижняя Калифорния (Север), Коауила, Найарит, Нуево Леон, Пуэбла.

В наиболее развитых штатах законодательство предусматривает возможность выделения в качестве объектов сохранения и особого регулирования исторических центров городов, типичных зон в городских и сельских поселениях, живописных зон и т.д. Для настоящего изложения наибольший интерес представляет первая разновидность, так как именно исторические центры целого ряда мексиканских городов стали объектами Всемирного наследия.

Первые исторические центры городов Мексики были включены в Список в 1987г., и с тех пор их число достигло девяти, составляя одну из трёх наибольших совокупностей в мире (наряду с Италией и Испанией), что может вызвать определённые вопросы, но, тем не менее, является фактом, который следует учитывать.

При этом вплоть до номинации 1998г. все города Мексики, сумевшие войти во Всемирное наследие, были достаточно крупными городами и столицами штатов. А за пределами этого круга остаются такие признанные шедевры градостроительства относительно меньшего масштаба и административного значения, как Таско, Сан-Мигель-де-Альенде, Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Патскуаро, Валье-де-Браво и ряд других. Причём некоторые из них имеют статус национальных памятников.

В 1996г. на встрече в Сакатекасе была основана Национальная ассоциация мексиканских городов Всемирного наследия. А годом позже именно в Мексике, в Гуанахуато была проведена первая международная встреча городов Всемирного наследия всего региона Латинской Америки.

Город Мехико, а также третий по величине город страны Гвадалахара, состоят еще и во всемирной Лиге Исторических Городов.

Вплоть до конца ХХ в. в Мексике продолжался стремительный рост населения городов, лишь в последние годы ставший понемногу замедляться. Данные о численности населения отдельных городов в разных источниках часто разноречивы, во многих случаях относятся к периоду до 1990г., или носят предположительный характер. Ниже в материалах по городам приводятся прогнозные данные на 2000г., относящиеся ко второй половине 1990-х гг. и представляющие наибольшую статистическую достоверность.

Ист.: Sanford T. The story of architecture in Mexico. NY., [1947].
Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней. Выставка… Каталог, М., 1960.
Fernández J. A guide to Mexican art: from its beginnings to the present. Chicago, 1978.
El patrimonio cultural nacional. Su conservación y protección. México, 1987.
Florescano E. (comp.). Patrimonio cultural de México. FCE, México D.F., 1995.
Leyes estatales en materia del patrimonio cultural. Ed.Olive Negrete J., Cottom B. INAH, México D.F. 1997.
Patrimonio de la Humanidad // “Vuelo”,año VΙ, No.69, oct. 1999, México D.F.
México. Patrimonio cultural y natural de la humanidad. CD-ROM // Universidad de Colima. México D.F., 1998.

Использованы также материалы и рекомендации, которые любезно предоставили автору:

д-р Мигель Мессмахер (Dr. Miguel Messmacher) – член Международного научного комитета ИКОМОС по экономике сохранения наследия; арх. Сара Топельсон-де-Гринберг (Arq. Sara Topelson de Grinberg) – быв. Президент Международного Союза Архитекторов; арх. Абель Рамос Рейес (Arq. Abel Ramos Reyes) – заместитель директора Службы исторического центра г. Мехико; д-р Лус Мария Беристайн (Dr. Luz Maria Beristain) – из отделения архитектуры Национального Автономного Университета - UNAM г. Мехико; г-жа Патрисия Уор-рен (Mrs. Patricia Warren) – из общественной комиссии по реставрации акведука в Морелии; д-р Мануель Сан-чес (Dr. Manuel Sanchez Mtz.) – c факультета архитектуры Университета Гуанахуато и г-н Атанасио Кампос (Mr. Atanasio Campos) секретарь по культуре Посольства Мексики в Москве.