Бразилиа

Номинация № 445 Включение - 1987г. по критериям I, IV
«Исторический город Бразилиа».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Бразилиа - столица, созданная на пустом месте в центре страны в 1956 г., является вехой в истории градостроительства. Градостроитель Лусиу Коста и архитектор Оскар Нимейер считали, что всё, начиная с планировки жилых и административных кварталов, часто сравниваемой с формами птицы, до симметрии в самих зданиях, должно отражать гармоничный образ города, в котором правительственные здания исключительно оригинальны».

Бразилиа - Brasília, столица Федеративной Республики Бразилия на территории специально выделенного Федерального округа, окружённого землями штата Гояс в 200 км северо-восточнее его столицы Гоянии; расположена в 900 км от морского побережья и в 1160 км северо-западнее бывшей столицы страны Рио-де-Жанейро, на 16° ю.ш. и 48° з.д., на Центральном Бразильском плато, вблизи водораздела бассейнов крупнейших рек, текущих отсюда на юг, восток и север страны, в верховьях одного из притоков Параны.

Спустя 40 лет после своего основания Бразилиа стала одним из крупнейших городов страны, местом концентрации федеральных органов власти и управления, общебразильских научных, образовательных, общественных организаций, центром развития туризма, важным транспортным узлом в этой части страны. Население города по оценке 1998г. составляло 1924 тыс. жителей и к началу ХХI в. приближается к двум миллионам.

Идея о перенесении столицы страны с побережья океана в её центральную часть была высказана ещё в начале ХIХ века, в первые годы существования независимого государства, причём было предложено именно так её назвать. В 1891г. положение об этом было внесено в конституцию Бразилии, и было определено, что с этой целью на Центральном плато в пределах территории площадью около 15 тыс. кв. км будет выделен Федеральный округ. В 1922г. в этом районе был даже заложен «первый камень» будущей столицы, спустя 35 лет он оказался всего в 20 км к северо-востоку от центра фактически возникшего города.

Но практическая реализация замысла началась только в середине 1950-х гг. в правление президента страны Жуселину Кубичека, ставшего действительным «мотором» всего предприятия, оценивавшегося многими вначале как далёкая от реальности фантазия.

В 1955г. правительство штата Гояс оформило передачу части своей территории размером около 5,8 тыс. кв. км, по форме близкой к прямоугольнику со сторонами порядка 60 на 100 км, для образования Федерального округа. А в 1956г. была создана Градостроительная Компания Новой Столицы «Новакап» (Companhia Urbanizadora da Nova Capital) и проведён открытый конкурс на проект планировки нового города, который был выигран Лусиу Коста. С 1957г. началось строительство.

Всего через три года - 21 апреля 1960г. - состоялась торжественная инагурация столицы, куда сразу же переместились представительные, исполнительные и высшие судебные власти страны, стал постепенно перемещаться дипломатический корпус. Дальнейшее развитие города было сочетанием реализации задуманных при его основании «идеальных» градостроительных планов в духе Афинской Хартии 1933г. и слабо управляемого процесса разрастания крупной городской агломерации под влиянием стремительно протекающей в эти десятилетия в Бразилии урбанизации. Уже в 1977г. был разработан новый Структурный план территориальной организации Федерального округа (РЕОТ), предусматривающий дополнение Пилотного проекта Лусиу Косты лучевым развитием застраиваемых территорий вдоль расходящихся от центра города магистралей. Здесь с начала 1980 х гг. стали складываться, частично организованно, а частично стихийно, новые жилые районы.

В середине 1990-х гг. произошёл отказ от действовавшего ранее запрета на отдачу земель Федерального округа в частную собственность, был создан рынок недвижимости, а в 1997г. выделившаяся еще в 1972г. из «Новакап» Корпорация по недвижимости города Бразилиа «Терракап» была сделана Агенством делового развития с задачей содействовать развитию в Федеральном округе промышленности и отраслей обслуживания.

К этому же времени относится легализация стихийно сложившихся пригородов, имеющих суммарно население около 600 тыс.чел., и разработка проекта строительства нового города-спутника Агуас-Кларас на 300 тыс.жит.

Бразилиа - до сих пор единственный город в Списке Всемирного наследия, относящийся к установленной Руководством по реализации Парижской Конвенции 1972 г. категории «Новые города ХХ века», в которых «...должна ясно просматриваться первоначальная идея градостроительной организации, несмотря на слабо контролируемое последующее развитие» (§27-III).

Поэтому, хотя Федеральный округ состоит из 19 административных районов, во многих из которых идёт интенсивное строительство, объектом Всемирного наследия все же следует считать один только центральный район, который, собственно, и именуется - Бразилиа, то есть то, на что распространялся т.н. Пилотный проект, выполненный Лусиу Коста в 1956-57 гг. и рассчитанный на население 500 тыс. жит. к 2000 г.

Этот центральный, основной район города Бразилиа, расположен на преимущественно плоской, расчленённой неглубокими ложбинами небольших речек и ручьев территории с небогатой естественной растительностью, т.н. «серраду». Высотные отметки над уровнем моря составляют около 1100 м, что делает местный климат умеренно жарким. При создании города на базе стока нескольких речек и около десяти ручьев было образовано обширное водохранилище Паранагуа площадью до 40 кв.км с извилистой береговой линией, которое находится к востоку от основного района города, представляя важный фактор смягчения микроклимата, развития системы озеленения, мест отдыха и формирования общего архитектурно-пространственного облика.

Пилотный проект (Plano Piloto) Бразилиа получил широчайшую известность в мире. Поэтому здесь можно ограничиться напоминанием его главнейших черт и приведением данных о развитии в последние годы.

Все, интересующиеся развитием градостроительства в ХХ веке, знают план Бразилиа, напоминающий одним птицу, а другим самолёт. Две основных оси этого плана: прямая широтная длиной до 10 км («фюзеляж») и дугообразная меридиональная длиной почти 14 км («крылья») получили наименования, соответственно, Монументальной (Monumental) и Транспортной (Rodoviario). Вдоль этих осей складываются широкие полосы застраиваемых территорий.

На Транспортную ось нанизана «рядовая» жилая застройка города - регулярно распланированные стандартные кварталы «куадрас», вблизи основной магистрали - это среднеэтажные жилые дома, несколько далее от неё - малоэтажные коттеджи. Здесь же расположены школы, детские сады, объекты местного обслуживания, приходские церкви. Северное и южное «крылья» этой системы в целом иногда называют «супер-куадрас».

Монументальная ось насыщена объектами уникального значения. По проекту она начинается на западе от железнодорожного вокзала, как намеченных автором главных «ворот» столицы. Железная дорога была построена, но парадокс заключается в том, что спустя 30-35 лет пассажирское железнодорожное сообщение в Бразилии «умерло», полностью вытесненное междугородными автобусами и, отчасти, авиацией.

Так что практически главная композиционная ось города начинается от пересечения с объездной автомагистралью и района расположения военного гарнизона (казармы которого, кстати, построены по проекту О.Нимейера) и лишь затем начинается собственно центр города - начинается очень значимо монументом «ЖК» (основателя города Жуселину Кубичека), сооруженным в 1981г. И тут же череду общегородских общественных пространств открывает Муниципальная площадь, на которой находятся учреждения управления Федеральным округом и, в частности, дворец Бурити (1969г. арх. М.Ж.Эстевис). Полные права самоуправления и свой независимый бюджет власти округа получили только в 1988г.

Далее Монументальная ось пересекает зелёный пояс, обрамляющий жилые кварталы города с запада. Он включает великолепный Городской парк имени Сары Кубичек площадью 420 га с большими искусственными водоёмами, Стадион имени Гарринчи, Международный автодром; а в месте его пересечения с осью расположены Конгресс-центр и Планетарий (оба здания - арх. С.Бернардис).

Затем при входе оси в пределы селитебной зоны находятся здание Национального музея драгоценных камней и Телевизионная башня высотой 218 м с видовой площадкой и рестораном (единственная постройка в городе по проекту самого Л.Коста).

На всём приблизительно двухкилометровом отрезке пересечения Монументальной осью селитебной зоны по обе её стороны расположены кварталы, предназначенные для крупных торговых объектов, гостиниц и банков, своеобразный деловой центр столицы. А само пересечение двух главных осей города представляет многоуровневую транспортную развязку с встроенным в неё автобусным вокзалом и большой, перекрывающей все сооружение, пешеходной террасой. Тут же рядом расположены здания Центра туризма и Национального театра (последнее было завершено строительством в 1981г. по проекту О.Нимейера, с этого места Монументальная ось входит в зону, архитектурное решение которой принадлежит в основном этому выдающемуся мастеру ХХ века).

Правительственный центр столицы открывается эспланадой министерств, 17 лаконичных перпендикулярных к Монументальной оси объёмов которых образуют её застройку с обеих сторон. Только здания Министерства иностранных дел (дворец Итапарати, О.Нимейер), а также Министерства юстиции имеют отличную от других, более богатую объёмно-пространственную композицию. И тут же, на стыке правительственной и общегражданской частей города, находится одно из самых известных зданий, воздвигнутых по проекту О.Нимейера - Кафедральный собор, а за рядами корпусов министерств, в близости к зелени и берегу водохранилища, расположены северный и южный секторы посольств иностранных держав.

Наконец, на востоке, Монументальная ось завершается крупнейшим, получившим всемирное признание архитектурным комплексом площади Трёх Властей, в основном сформировавшийся уже к инагурации новой столицы в 1960г. Три её угла зафиксированы выдающимися творениями О.Нимейера – дворцом Национального конгресса с его знаменитыми «чашами» двух палат (одной - раскрытой кверху, а другой - опрокинутой) и сдвоенной высотной доминантой административного корпуса, дворцом Правительства (Планалту) и зданием Верховного Суда. Здесь также расположены здания Музея истории Бразилии, Пантеона Родины (оба - О.Нимейер) и Национального павильона с мачтой государственного флага (1972г., С.Бернардис). Все основные здания в 1980 – 1990-х гг. расширялись.

Площадь Трёх Властей имеет выдающееся монументально-декоративное оформление. Скульптурные композиции перед её зданиями выполнены Бруну Джорджи, Альфреду Сескиатти и рядом других крупных художников. В 80-е гг. и Оскар Нимейер внёс свою лепту в оформление площади малыми архитектурными формами, создав на ней памятники Помбалу, Пирада Патриа и памятный знак в ознаменование включения Бразилиа в Список Всемирного наследия. В последние годы рядом с площадью созданы мемориальные площадки Лусиу Коста и Оскара Нимейера.

Огромное значение в композиции города имеют территории, граничащие с водохранилищем. Они с самого начала были предназначены для развития парков, спортивных объектов, пляжей. В северной части этой зоны значительную площадь занимает комплекс Университета Бразилиа с центральной библиотекой и студенческим городком - кампусом. А в самом конце 90-х гг. был разработан специальный проект развития прибрежных территорий (Shore Project), предусматривающий значительную интенсификацию их использования для размещения гостиниц, объектов обслуживания, отдыха и туризма.

Комплекс города Бразилиа нельзя рассматривать в отрыве от расположенных в его ближнем и несколько более дальнем окружении природных достопримечательностей - водопадов, каньонов и, в том числе, Национального парка Бразилиа с богатейшей растительностью и источниками минеральных вод, начинающегося прямо на северо-западной окраине города.

В то время, когда на запад и юго-запад от центрального района осуществляется интенсивное жилищное строительство, восточные направления остаются не урбанизированными. Существовавшие здесь сельские объекты - фазенды, ранчо, фермы преобразуются в последние годы в места посещения т.н. «сельского туризма», получающего значительное развитие.

Начальный период развития города, когда он считался скучным местом пребывания чиновников, уже стал забываться. Сейчас Бразилиа характерна богатой культурной жизнью, здесь находится более 30 музеев, действует почти 15 театров, проходят важные конференции, праздненства, спортивные соревнования.

Особую специфику имеет духовная жизнь города. Большинство его храмов, естественно, католические, включая Кафедральный собор, который вначале мыслился его создателями, как храм экуменизма. Но в Бразилиа есть храмы и других конфессий, а также места эзотерических процедур, медитации, синкретизма, как например известнейший Храм Доброй Воли - крупное сооружение пирамидальной формы с подъёмным молельным залом, привлекающее массу посетителей, стремящихся найти «чистоту веры» и зарядиться энергией внешней среды.

История сохранения культурного наследия города Бразилиа не слишком продолжительна и имеет большую специфику. Его ансамбль был в 1987г. включен сразу во Всемирное наследие; и только тремя годами позже он оказался в перечне охраняемого архитектурного, художественного и ландшафтного наследия своей страны.

За 40 лет своего существования Бразилиа превратилась в большой современный город со своими достоинствами и трудностями, но он живёт полноценной жизнью и в отношении него уже нельзя сказать, как ранее, что «в нём нет уголков»; так в этой стране называют места неформального общения. Во многих местах город очень красив и прекрасно благоустроен. Он имеет самый высокий уровень автомобилизации в стране, а его индексы качества городской среды одни из наиболее высоких в мире.

Но в облике города есть и недостатки, связанные с некоторой монотонностью и примитивностью объектов массового строительства 60-х - 70-х гг. Архитектурная среда Бразилиа нуждается ещё в значительном уплотнении, которое, вместе с тем не повредило бы архитектурным достоинствам нового города - объекта Всемирного наследия.

Может быть сейчас и нельзя уже сказать о Бразилиа, как когда-то давно Юрий Гагарин, которому показалось при посещении города, что он оказался на другой планете, не на Земле. Но этот уникальный город безусловно сохраняет главное из того, что заложили его основатели, хотевшие, как говорил Лусиу Коста, чтобы «морем для этого города в середине континента стало небо». И он по-прежнему соответствует словам из написанной к его основанию «Симфонии Рассвета» об огромных белых зданиях, как бы принесённых на это красноватое плато руками ангела.

Пути сообщения

Бразилиа: Автовокзал находится на пересечении двух главных планировочных осей города; автобусные линии связывают его с Гоянией (время в пути 3 часа), Белу-Оризонти (11 часов), Рио-де-Жанейро (17 часов), Сан-Паулу (14 часов) и другими городами страны.

Международный аэропорт находится в 12 км южнее центральной площади; авиалинии связывают столицу со всеми значимыми пунктами страны, в том числе, полет из Рио-де Жанейро и Сан-Паулу занимает приблизительно по 1,5 часа.

Ист.: Хайт В.Л., Яницкий О.Н. Оскар Нимейер. М., 1963. С..94-131.
Holston J. The modernist city: an anthropological critique of Brasilia. Chocago/London, 1989.
Farret R. An assessment of the land policy in a planned city. In: Model Cities. Urban Best Practice. Singapore, 1999. P.148-157.
Brasília o Brasil está aqui. // SETUR, GDF, Brasília.
“From Brasília to you”. Guia Especial. Ano I, Ed.No.1, Recife, 1999/2000.
Авторский сайт об архитектуре, градостроении и путешествиях.