Бразилия

• Путешествие четвёртое (2 часть) •

Федеративная Республика Бразилия присоединилась к Конвенции по Всемирному культурному и природному наследию в 1977г., а первый бразильский объект был включен в Список такого наследия в 1980г.

Однако по времени начала охраны объектов культурного наследия градостроительного масштаба Бразилия находится на одном из первых мест в мире, так как ещё в 1933г. Её наиболее известный исторический город Ору-Прету был объявлен национальным памятником, где был запрещён снос старых зданий и введены ограничения на строительство новых.

Вообще, временем зарождения деятельности по сохранению памятников истории и культуры в Бразилии считают 1910-е гг. А в 1937г. были приняты законы об организации защиты национального исторического и художественного наследия в масштабах страны, и о создании Службы (позднее – Секретариата) Национального Исторического и Художественного Наследия - SPHAN, под эгидой Министерства образования и здравоохранения (сейчас это - Институт при Министерстве культуры - IPHAN). Институт имеет разветвлённую систему управления наследием в составе 14 региональных суперинтендантств, каждое из которых контролирует от одного до трех штатов, и 19 суб-региональных служб в местах наибольшей концентрации объектов наследия.

Всего под контролем IPHAN находится более чем 16 тысяч зданий, признанных памятниками, 50 городских центров и ансамблей, 5 тысяч мест нахождения археологического наследия, музеи, библиотеки, архивы и т.п.

В отличие от «Испанской Америки», многие части которой имели богатое недвижимое культурное наследие, относящееся к периоду до колонизации, в «Португальской» Бразилии формирование архитектуры и городов приходится на более позднее время (не ранее середины ХYI в.) и отражает соединение трёх культурных традиций: европейской (в португальской и, отчасти, голландской трактовке), африканской и индейской. В различных удалённых друг от друга на сотни, а иногда и на тысячи километров, частях страны и отдельных городах эти воздействия проявились в разных соотношениях. В результате на ранней стадии развития страны, до установления устойчивых межрегиональных связей в отдельных частях Бразилии возникло то, что Д.Рибейру определял, как «изолированные острова культуры». Это во многом повлияло и на специфику культурного наследия и всего характера исторической среды городов и районов. В этой связи обычно выделяют пять ведущих региональных культур Бразилии. Из них на градостроительные объекты, ставшие со временем частью Всемирного наследия, в наибольшей степени повлияли культуры «криола» - на северо-востоке страны, и «кайпира» - в штате Сан-Паулу и регионе основных центров горной добычи.

Вместе с тем (хотя среди бразильских специалистов ещё нет полного согласия, как в отношении целесообразности сохранения в качестве сферы сберегаемого наследия только недвижимых памятников и городских ансамблей, или желательности её распространения на нематериальное наследие, так и в отношении точки отсчёта в зарождении бразильской национальной культуры), в интересующем нас аспекте архитектурно-градостроительного наследия всё однозначно сходится на развитии на фундаменте португальской культуры. При этом специалисты отмечают исключительно сильное влияние традиций народной архитектуры Португалии, отличающейся особой чистотой и непретенциозностью - чертами, сохранявшимися в Бразилии до середины ХIХ века.

Деятельность по выявлению и сохранению культурного наследия в Бразилии развивается с большими трудностями, определяемыми традиционной ориентацией в обществе на модернизацию и создание «новых ценностей», тем, что иногда называют бразильским модернизмом. Тем не менее, по состоянию на конец 1998г. список только городских объектов наследия, находящихся под контролем IPHAN, включает уже 57 позиций. Эти объекты находятся в 49 городах 17 штатов и Федерального округа. Количество зданий, включённых в границы каждого из них, составляет от 10 до 2000, а их общее количество во всех объектах списка – несколько более 18 тысяч.

Собственно, имеется три отдельных списка («книги») для разных объектов: художественных (или «изящных искусств»), археолого-этнографо-ландшафтных и исторических. Один и тот же объект бывает включён в один, два, или во все три списка, что предполагает несколько отличающиеся подходы к охране конкретных объектов наследия.

Наиболее ранними по времени включения в списки (1938г.) и значительными по размеру объектами культурного наследия Бразилии являются «архитектурно-градостроительные ансамбли» городов штата Минас-Жерайс: Ору-Прету (1100 зданий), Диамантина (1200 зданий), Сан-Жуан-дель-Рей (700 зданий), Мариана (500 зданий), Серру (300 зданий), Тирадентис (150 зданий). Два первых из них, как известно, уже вошли в состав Всемирного наследия.

Из других исторических городов, ансамбли которых были взяты под охрану в более поздние годы, заслуживают особого упоминания по величине и ценности этих ансамблей: вошедшие в Список Всемирного наследия Салвадор (штат Байя – 2000 зданий), Сан-Луис (штат Мараньян – 1000 зданий), Олинда (штат Пернамбуку – 600 зданий), федеральная столица Бразилиа, а также Алкантара (штат Мараньян), Парати (штат Рио-де-Жанейро), Кашоейра, Ленсойс, Порту-Сегуру (все – штат Байя), Ларанжейрас (штат Сержипи), Пинеду (штат Алагоас), Лагуна (штат Санта-Катарина), Пиренуполис (штат Гояс), Куяба (штат Мату-Гросу), Нативидади (штат Токантинс).

В начале 2000-х гг. в Списке Всемирного наследия насчитывается 9 бразильских объектов, из них 8 – это культурное наследие, в том числе, 6 – городов, представленных своими историческими центрами, или даже входящие в Список целиком, как Ору-Прету и Бразилиа. Последний из них – это, вообще, единственный в мире объект градостроительства ХХ века, включённый в Список как пример нового города, созданного по единому проекту.

Ист.: Хайт В.Л. Искусство Бразилии: история и современность. Очерки. М., Искусство, 1989.
Parent M. Protection et mise en valeur du patrimoine cultural brésilien dans le cadre du dévelopment touristique et économique. Paris, UNESCO, 1968 (краткая версия на русском языке в: «Курьер ЮНЕСКО», №138, 1968. С.14).
Brasil. Territory, people, work, culture. Coord. Lobello M. São Paulo, 1997.
Relação dos Sítios Urbanos Tombados pelo IPHAN. In: Manual do Inventário National de Bens Imóveis. // Deportamento de Identificação e Documentação. Setor de Inventario de Bens Imóveis. 1998.
Da Silva M.A. Colonial past through modern eyes: patrimony and memory in Brazil. In: Built Heritage and Society. Tusnad 2000 – Proceedings. Cluj-N., Ed. Utilitas, 2000. P.91-92.
Patrimônios da Humanidade no Brasil – World Heritage Sites in Brazil. Text: P.Tirapeli. São Paulo, 2000.
Коротко о Бразилии // Посольство Бразилии (в Москве). М., 2001.

Использованы также материалы, которые любезно предоставили автору:

В.Л.Хайт – директор НИИТАГ РААСН, Лиа Мота (Lia Motta) – сотрудник суперинтенданства IPHAN в Рио-де-Жанейро, Джована Бакли (Giovana Buckley) – консультант от ЮНЕСКО в Группе технического содействия в Ору-Прету, Паулу Роша Сиприану (Paulo Rocha Cypriano) – секретарь по культуре Посольства Бразилии в Москве.